История создания свободных экономических зон в российской федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания свободных экономических зон в российской федерации.



Создание экономических зон с особым режимом хозяйствования, как правило, увязывается с задачей привлечения иностранных инвестиций. Это во многом связано с принятием в 1991 году в СССР и РСФСР Закона об иностранных инвестициях, который предполагал регулирование отношений, ранее не известных социалистическому способу хозяйствования. С помощью установления "особого хозяйственного режима" предполагалось привлекать иностранные инвестиции. Именно так формулировалась задача создания свободных экономических зон в ст. 41 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятого в 1991 году. При этом "привлекательными" для иностранных инвесторов условиями хозяйственной деятельности были: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в указанных зонах, льготный налоговый режим, пониженные ставки за пользование землей, особый таможенный режим, упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый. Однако все эти льготные условия не имели бы никакого значения, если бы одновременно с принятием этого Закона не была бы проведена либерализация режима внешнеторговой деятельности. Любой инвестор организует производство в чужом государстве не ради самого производства, а с целью получения прибыли за счет освоения новых рынков сбыта и источников сырья. Совпадение либерализации внешней торговли с принятием Закона об иностранных инвестициях привело к тому, что в понятии свободной экономической зоны были совмещены режим как внешнеторговой, так и инвестиционной деятельности.

Совмещение двух различных режимов в одном понятии стало источником ряда противоречий в действующих федеральных законах. Режим, который обеспечивал привлечение иностранных инвестиций, распространялся и на российские юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями. Это свидетельствует о некорректности такой формулировки цели создания свободной экономической зоны, как привлечение иностранных инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций, по существу, является совершенно самостоятельной задачей, а точнее, одним из способов решения общей проблемы - экономического развития того или иного территориального образования. А это связано с задачей финансирования инвестиционных проектов. Эта проблема решается в рамках инвестиционного законодательства, в котором в настоящее время отсутствует такая категория, как свободная или особая экономическая зона.

После отмены первого в истории Российской Федерации Закона об иностранных инвестициях 1991 г. прекратили свое действие и нормы об "особых" условиях хозяйственной деятельности в рамках свободных экономических зон, которые содержались в этом Законе.

В 1999 году после принятия Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" привлечение иностранных инвестиций предполагалось осуществлять иными способами. В соответствии с ним налоговые и таможенные льготы предполагается предоставлять в рамках "инвестиционных" и прежде всего "приоритетных инвестиционных" проектов, под которыми понимается "обоснование экономической целесообразности объемов и сроков осуществления прямых иностранных инвестиций" (ст. 2 Закона). К этим проектам приравниваются также и отдельные коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном капитале которых доля иностранного инвестора составляет более 25 процентов (ст. 9 Закона). Таким образом, новый Федеральный закон дает иной подход к определению и установлению "особых условий" экономической деятельности иностранных инвесторов - через понятие "инвестиционный проект". Признание приоритетности такого инвестиционного проекта означает предоставление этому "образованию" особого режима.

Несмотря на существенное изменение условий привлечения иностранных инвестиций, категория свободных экономических зон продолжает использоваться и не только во внешнеторговом законодательстве, а в целом ряде нормативных актов, принятых в 1990 - 1991 гг. Содержание фактически утративших силу, но не отмененных нормативных актов оказывает свое влияние на работу над проектом федерального закона об особых экономических зонах, усиливая противоречие этого законопроекта действующему законодательству в области инвестиционной и внешнеторговой деятельности.

Продолжают действовать положения о свободной экономической зоне в Находке, о свободной экономической зоне "Сахалин". Остаются действующими также и Федеральный закон от 22 января 1996 г. "Об особой экономической зоне в Калининградской области", и Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области". Продолжают свое действие и принятые позднее постановления Правительства РФ, на основании которых вводились в действие особые условия хозяйствования для отдельных территорий Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.140.179 (0.006 с.)