Виды социального регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социального регулирования



1. Нормативное – это упорядочение поведения людей при помощи общих правил (норм), которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Норма (от лат.- руководящее начало, правило, образец) – это определенный стандарт, образец позитивного поведения.

2. Индивидуальное – это упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго определенному случаю или к конкретным лицам.

Важнейшим способом согласования противоречивых интересов людей и их объединений является нормативное регулирование. Оно осуществляется с помощью социальных норм.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Признаки социальных норм:

- являются правилами, (образцами) поведения;

- регулируют не отдельный случай или конкретное общественное отношение, а типичные ситуации или вид общественных отношений;

- рассчитаны на многократное повторение;

- имеют общий характер, т.е. рассчитаны не на одного или нескольких человек, а на многих, поименно не указанных (неперсонифицированность);

- подкрепляются силой или авторитетом соответствующей социальной общности – общества, класса, социальной группы, церкви, государства;

- имеют неблагоприятные последствия для нарушителя социальной нормы.

Помимо социальных норм существуют еще технические нормы.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с природой, с орудиями труда.

Усоциальных и технических нормимеется общее – человеческая деятельность. Главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение (деятельность) людей. На тот же объект направлены и технические нормы. И в этом аспекте можно говорить о социальном значении и технических норм, которое возрастает с развитием научно-технического прогресса.

Социально-технические нормы – это технические нормы, закрепленные в законодательстве. Они закрепляются в юридических актах и обретают значение государственного стандарта, за нарушение которого может накладываться соответствующая санкция.

Виды социальных норм

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются:

- на нормы права (правовые нормы);

- нормы морали (нравственности);

- религиозные нормы;

- корпоративные нормы;

- нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения);

Рассмотри их подробнее.

Нормы морали

Польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение – фелицитология (от лат. happiness счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, покой. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде) и духовные. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во всем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение – перфекционизм (от лат. perfect совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, определяющих как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и других. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести, и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной.

Итак, мораль или моральные нормы – правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название латинского происхождения (..-нравы), второе – русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от грч. --- обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заложено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две вещи поражают наше воображение – звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей. Это суть и христианской заповеди.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, то есть, способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешний аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль – явление историческое. С течением времени ее понятие, суть меняются. То, что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может в дальнейшем обратиться в аморальное.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. Они относились только к израильтянам, и другие народы могли поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Начало этой позиции было положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально, расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой «групповой морали», то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальных групп). К нарушителям применяются меры общественного воздействия.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. – либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

- определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

- определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

- регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской жизни»;

- закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушения религиозных норм осуществляется самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право, которое по существу является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе было широко распространено Каноническое (церковное) право. Однако, оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом. В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы и т.д.).

Корпоративные нормы:

- создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

- распространяются на деятельность данного сообщества;

- обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

- закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т.д.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

- условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;

- порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;

- компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочия;

- источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имею письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако, корпоративные нормы в отличие от норм права:

- не обладают общеобязательностью права;

- не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушения органами государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.028 с.)