Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды социального регулирования
1. Нормативное – это упорядочение поведения людей при помощи общих правил (норм), которые распространяются на все случаи данного рода и на всех субъектов. Норма (от лат.- руководящее начало, правило, образец) – это определенный стандарт, образец позитивного поведения. 2. Индивидуальное – это упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, относящихся только к строго определенному случаю или к конкретным лицам. Важнейшим способом согласования противоречивых интересов людей и их объединений является нормативное регулирование. Оно осуществляется с помощью социальных норм. Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Признаки социальных норм: - являются правилами, (образцами) поведения; - регулируют не отдельный случай или конкретное общественное отношение, а типичные ситуации или вид общественных отношений; - рассчитаны на многократное повторение; - имеют общий характер, т.е. рассчитаны не на одного или нескольких человек, а на многих, поименно не указанных (неперсонифицированность); - подкрепляются силой или авторитетом соответствующей социальной общности – общества, класса, социальной группы, церкви, государства; - имеют неблагоприятные последствия для нарушителя социальной нормы. Помимо социальных норм существуют еще технические нормы. Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с природой, с орудиями труда. Усоциальных и технических нормимеется общее – человеческая деятельность. Главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение (деятельность) людей. На тот же объект направлены и технические нормы. И в этом аспекте можно говорить о социальном значении и технических норм, которое возрастает с развитием научно-технического прогресса. Социально-технические нормы – это технические нормы, закрепленные в законодательстве. Они закрепляются в юридических актах и обретают значение государственного стандарта, за нарушение которого может накладываться соответствующая санкция. Виды социальных норм Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются:
- на нормы права (правовые нормы); - нормы морали (нравственности); - религиозные нормы; - корпоративные нормы; - нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения); Рассмотри их подробнее. Нормы морали Польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли. Первое течение – фелицитология (от лат. happiness счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, покой. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде) и духовные. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во всем середины, тот обретет счастье и покой. Второе течение – перфекционизм (от лат. perfect совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, определяющих как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и других. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести, и складывающихся на их основе правил поведения. Эта точка зрения является самой распространенной. Итак, мораль или моральные нормы – правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.
Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название латинского происхождения (..-нравы), второе – русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от грч. --- обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заложено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две вещи поражают наше воображение – звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей. Это суть и христианской заповеди. «Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, то есть, способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом». Внешний аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве». Мораль – явление историческое. С течением времени ее понятие, суть меняются. То, что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может в дальнейшем обратиться в аморальное. Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. Они относились только к израильтянам, и другие народы могли поступать иначе. Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Начало этой позиции было положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально, расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой «групповой морали», то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Нормы морали охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальных групп). К нарушителям применяются меры общественного воздействия. Религиозные нормы Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. – либо в сознании верующих, исповедующих различные религии. В религиозных нормах: - определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру; - определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
- регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской жизни»; - закрепляется порядок отправления религиозных обрядов. Охрана и защита от нарушения религиозных норм осуществляется самими верующими. Право и религиозные нормы Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право, которое по существу является одной из сторон религии ислама. В период Средних веков в Европе было широко распространено Каноническое (церковное) право. Однако, оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом. В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права. Корпоративные нормы Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы и т.д.). Корпоративные нормы: - создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре; - распространяются на деятельность данного сообщества; - обеспечиваются предусмотренными организационными мерами; - закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т.д.). В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели. В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются: - условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов; - порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества; - компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочия; - источники формирования денежных средств и иного имущества. Таким образом, корпоративные нормы имею письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако, корпоративные нормы в отличие от норм права: - не обладают общеобязательностью права; - не обеспечиваются государственным принуждением. Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций. Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушения органами государства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.028 с.) |