Пентаграмма «Схема истинного познания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пентаграмма «Схема истинного познания»



Лекции по правоведению

Введение


 

ВЛАСТЬ

ПОЛИТИКА

ЭТИКА/ИДЕОЛОГИЯ

 

ПРАВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МОРАЛЬ/МИРОВОЗЗРЕНИЕ


 

Власть – возможность требовать подчинения.

«Власть – право требовать подчинения» (Дж. Локк).

В первом случае власть присваивалась с согласия или не согласия других. во втором случае право наделялось только согласием.

Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Справедливость – соглашение между людьми о том, чтоб не чинить вреда и не терпеть вреда. Закон, не соблюдающий этих условий, не имеет природы справедливости.

Мораль (нравственность) – один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием и т.д.

Предписание права суть таковым: честно жить – другим не вредить, каждому своё отдавать.

Справедливость – Aeguitas.

Решение обустроить систему управления в обществе равных, честных людей они решили путём позиционирования на право как публичное начало в праве и частное начало в праве, объединив их в одно право граждан.

Право публичное уважает положение (статус) гражданина всех и каждого.

Право частное – к пользе каждого.

Именно эту систему управления они назвали республикой.

 

Право и правоприменение.

Экономика

Организация:

Ø форма / структура

Ø деятельность / структурирование

Технология

С точки зрения применения право является социальным регулятором.

С точки зрения объекта регулирования право выполняет определенную функцию, функционирует. Именно с точки зрения функции мы говорим о действии права, о правовом поле, о правовом механизме – механизме правового регулирования.

На ряду с этим существует понятие «реализация права» - воплощение правовой нормы в действительность.

Само по себе функционирование права не говорит о его реализации и нельзя судить о эффективности и неэффективности права.

Реализация права всегда связана с правовым поведением, тогда как функционирование права может быть вызвано правовым и внеправовым поведением.

Реализация права – достижение некого идеала на уровне сознания, осознания, признания – легитимности.

С реализацией права, в отличие от правоприменения связано понятие правосознание, правовой культуры, поскольку право в отличие от власти не приемлет принуждения, а только понуждение, как единство прав и обязанностей при автономии (свободного волеизъявления), реализация права тяготеет к правой культуре.

Начиная с позиции нигилизма – отрицание права, отождествленного законом, основанном на произволе, связанным со страхом боязни принуждения, насилия.

Человечество перешло к иной стадии, именуя комформизм, считая что право – зло, но наименьшее зло по сравнению с беспорядком, анархией.

Третий этап – положительное правосознание, когда наличие права осознанно как необходимое благо, но это благо связано с определенными интересами человека, группы, класса, клана и общие интересы, осознаваемые как единые, только для всех (интересы большинства).

Правоприменение при всех трех этапах развития правосознания имело свои особенности:

На первом этапе большинство норм носило запретительный характер.

На втором этапе большинство норм носило обязывающий предписывающий характер.

На третьем этапе большинство норм носило дозволительно-разрешительный характер.

Однако исходя из интересов большинства, выдаваемых за интересы групп, классов, фактически устанавливался режим, в котором реализовывался принцип для граждан – общего запрета, для государства – общего дозволения. Предпосылкой к этому было разделение на государственное и частное.

На сегодняшний день мы постепенно от уровня правосознания переходим к правовой культуре, когда право рассматривается нами как зло или благо в интересах кого-либо или только в интересах собственных, личных, связанных с удовлетворением наших потребностей, но мы рассматриваем право как механизм, способный обеспечить одновременно уважение и достоинство нашей личности, создать справедливое устройство общества, обеспечить права и свободу. Мы рассматриваем право как социо-культурный феномен, начиная осознавать его истинную культуру, нет природосвободы и природоравенства.

Применение права с этой точки зрения принимает свои особенные черты, проявляя не столько букву, форму, содержание, сколько дух и смысл. Изучение права на этой стадии необходимо насущно переводить из сферы разума в сферу рассуждения и мышления. Познание права, его природы возможно только обладая мудростью ведения. Таким образом правоприменение неразрывно связано с правоведением, правознанием. А знание права означает как умение применить нормы права в конкретных случаях защищая свои права и свободу, отстаивая справедливость.

Реализация права связана с правосознанием, правовой культурой и правоприменением, в их правовом единстве, объединенных субъектом, применяющим право.

Sanctio – возмещение

Sanatio – лечение, выздоровление

Sacrales – святость

Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, переводимой как ответственность. Между тем в латыни sanction переводится как возмещение и на ряду с ним правосудие осуществлялось на основе трех принципов: sanction, sanatio, sacrales, как триедином принципе начала правосудия.

Лиц, которые осуществляли правосудие, именовали жрецами. Это название означало одновременно мудрый, подобный Сократу, имело связь с греческой философией, поэтому основа правосудия, его природа одновременно носила и духовный (мифологический, языческий) и философский характер.

«По праву нас именуют жрецами, ибо наша задача служить благу и справедливости.

Правосудие – есть искусство добра и справедливости!»

Правоприменение начинает процесс реализации права, осуществляется на всех стадиях реализации и заканчивается только после реализации права, т.е воплощения его в действительность, что связано с таким понятием как эффективность, действенность права и правовых норм.

Эффективность – применение гипотезы и диспозиции нормы права и в случае нарушения прав и свобод, применение санкции, ответственности с учетом требований разумности и справедливости.

 

Правонарушение.

Правонарушение связано с применением права. Правонарушение всегда связано с выходом за пределы нормы права, которое выражается в неисполнении или несоблюдении правовых требований.

Правонарушение – это общественно-вредное, противоправное, виновное действие или бездействие дееспособного субъекта, влекущее юридическую правовую ответственность (санкцию).

Любое правонарушение имеет признаки.

1. Прежде всего правонарушение – это всегда деяние людей либо в индивидуальной форме, либо в коллективной как юридического лица или органа гос.власти или местного самоуправления. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, мотивы, убеждения, если они не были воплощены в действия – реализованы, при этом под деянием понимается как активное действие, так и пассивное бездействие.

2. Это деяние всегда противоправное, т.е. противоречит нормам права, правовым запретам, правовым предписанием, пределом правовых дозволений.

3. Правонарушение общественно вредное деяние, т.е. оно наносит вред признанным в обществе ценностям, тем самым посягает на установленный правопорядок, а высшей ценностью является человек.

4. Правонарушение – виновное деяние, т.е. осуществляется под воздействием сознания и воли человека, как полностью дееспособного лица – субъекта.

Все 4 признака и влекут наличие пятого - юридическую ответственность (санкцию), ибо государство и общество не может быть равнодушно к такому роду деяний. Правонарушители привлекаются от имени и по поручению государства, его органов, специально на это уполномоченных государством, к ответственности – наказанию, включающему возмещение вреда и восстановление справедливости, кары – собственного наказания.

Виды правонарушений.

Совершаемые правонарушения неоднородные по своему характеру, по степени общественной опасности и юридическому правовому оформлению их можно объединить в 2 группы: - преступления

- проступки, среди которых выделяются деликты.

Преступление – наиболее общественно-опасное деяние. Все эти деяния, их классификация закреплены в Уголовном Кодексе РФ. Для преступлений характерен принцип: «Нет преступления без указаний в законе!». Преступление признается общественно-опасным, противоправным, виновным и наказуемым деянием, в соответствии с УК РФ.

Проступки – представляют меньшую общественную опасность, подразделяются на:

§ Административные

§ Гражданско-правовые (деликты)

§ Дисциплинарные

Самые разнообразные из них административные проступки. Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое кодексом РФ или законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность.

Особым видом административных правонарушений являются налоговые правонарушения, в которых на ряду с административными санкциями, штрафами применяются имущественные санкции: взыскание налога, неуплаченного в бюджет за определенный срок, и взыскание пени за просрочку уплаты налога.

Гражданско-правовой проступок – деликт – это нарушение правовых предписаний, норм гражданского права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Законодательство не дает четкой дефиниции (определения) гражданско-правового деликта, его проявления разнообразны.

Деликты могут быть договорного характера в связи с невыполнением условий, в связи с причинением вреда личности или имуществу субъекта гражданских правовых отношений.

Дисциплинарный проступок – связан исключительно с деятельностью в рамках трудовых отношений, при нарушении работником правил внутренне-трудового порядка, служебной дисциплины, невыполнение должностных обязанностей. Например: опоздание на работу, прогул и другие, закрепленные в трудовом кодексе, а также в локальных актах конкретного работодателя.

В юридической практике имеет место еще один вид правонарушений – издание противоправных актов. Имеет место, когда правоприменительный и правотворческий орган создает правовые акты, противоречащие закону. Наиболее частой санкцией является решение вышестоящего органа или суда об отмене таких актов и взыскание причиненными этими актами ущерба, вреда, или возврата незаконно-взысканного имущества.

На ряду с правонарушениями выделяется еще 2 вида противоправного поведения:

a) объективно-противоправное деяние не связанное с наличием вины.

b) злоупотребление права, когда право употребляется исключительно во вред.

Вина – обязательный признак преступления административного проступка и определенных делитных отношений. Вина неразрывно связана с такой правовой категорией, как состав правонарушения, включая в себя: субъекта правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный – преступник).

Субъектом может быть как индивид, так и организация.

Объект правонарушения – то отношение, чему правонарушением нанесен вред, к таковым относится жизнь, здоровье, общественный порядок.

Объективная сторона – внешне-выраженное деяние, его последствия, включая степень опасности, вредности.

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е его вина, которая характеризуется мотивом и целью.

Мотив всегда связан с образом, идеей, потребностью, желанием или необходимостью должным. Любые события в правовой сфере происходят в силу возможного (желаемого) или должного, включая действие и бездействие.

Правовая наука признает 2 формы вины, связанные с волевым отношением к деянию:

1. умысел (умышленная вина)

2. неосторожность (неосторожная вина)

В свою очередь умысел делится на прямой и косвенный, а неосторожность делится на небрежность и халатность.

Умысел всегда связан с четкой формулировкой цели, за которой скрывается мотив. Умысел характеризуется активным действием или пассивным бездействием, неразрывно связан с понятием воли, волевой поступок.

Различием прямого и косвенного умысла являются последствия.

Прямой умысел – лицо, осознает противоправность совершаемого деяния, осознает последствия этого деяния и желает их наступления – воля активна.

Косвенный умысел – лицо осознает, что совершает преступление, осознает наступление последствий, не желает их, но сознательно допускает – воля актива частично, только на совершение деяния, а не на последствия.

Неосторожная форма вины:

Ø халатность – лицо не осознает противоправных действий, но осознает возможность наступления последствий и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

Ø небрежность – лицо не осознает совершения противоправных деяний, не осознает возможности последствий, хотя в силу своего уровня развития должно было и могло было их предотвратить.

 

Законодательная власть.

Законодательная власть представляет из себя систему органов законодательной (представительной) власти местного самоуправления. Правовое государство требует установления иерархии нормативно-правовых актов. Высшим законом, имеющим непосредственное влияние на РФ, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме. Никакие законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречит Конституции РФ. Следующими по уровню являются федеральные законы. Указанные нормативно-правовые акты принимаются органами государственной власти.

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное собрание – высший законодательный орган и единственный, только он может принимать федеральные законы, но они подписываются президентом (гарант Конституции).

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, согласовываются или утверждаются Советом Федерации (в необходимых случаях) и подписываются президентом. Весь процесс, начиная от внесения проекта Федерального закона в Государственную Думу и до его подписания, именуется законотворческим процессом. От законотворчества следует отличать правотворчество, который включает в себя законотворческий процесс, но этим не ограничивается. Правотворчество существует двух видов:

1) правотворчество законодательных и нормативных правовых актов;

2) правотворчество при правоприменение – в судебном процессе.

Единственным органом, которому разрешено творить нормы права в судебном процессе является конституционный суд, который осуществляет это право в толкование Конституции или уточнение норм Федеральных законов. Общий порядок правотворческого процесса начинается с разработки концепции. Разработка концепции очень важный первый шаг. Любая концепция проекта Федерального закона или иного нормативно-правового акта разрабатывается на основе научной теории и учитывает практику общественных отношений и применение ранее действующего законодательства.

Необходимость принятия Федерального закона:

1) топора на теорию;

2) учёт практики;

3) обоснование необходимости.

Концепции разрабатываются научными институтами, академиями, то есть научным сообществом. Затем она передаётся президенту или в правительство – высший орган исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией, субъектами с законодательной инициативой является:

— президент РФ;

— депутаты Государственной Думы;

— члены Совета Федерации, а также Высший арбитражный суд РФ, верховный суд РФ, конституционный суд РФ, судьи конституционного суда, генеральный прокурор РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ – по вопросам, отнесённым к их компетенции.

На основание представленной концепции, в которой указывается цель, средства, способы и механизмы, используемые в указанной концепции, подготавливается проект Федерального закона или иного нормативно-правового акта.

В необходимых случаях, проект выносится на всеобщее обсуждение, до внесение в Государственную Думу. Проект может быть, а некоторые должны быть, направлены в общественную палату, которая даёт заключение по проекту. Для подготовки проекта могут быть привлечены учёные, любые граждане, обладающие знаниями и соответствующей квалификацией, обладающие законодательной техникой.

Исполнительный орган.

Высшим исполнительным органом является правительство РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, решение которого принимается большинством членов правительства. Формы, порядок издания, структура правительства и иные вопросы закреплены в Федеральном конституционном законе «О правительстве РФ». Правительство РФ избирается – назначается Государственной Думой, а руководители силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС) вносятся президентом на утверждение. Указанные министры и руководители служб могут быть, по решению президента, выведены из своих должностей и заменены (для этого не требуется роспуск правительства), все остальные министры, входящие в правительство, могут быть заменены путём роспуска правительства. Не следует путать роспуск правительства с новым избранием президента.

Правительство возглавляет и ведёт заседание – председатель правительства (премьер-министр). В РФ, в соответствии с Федеральным законом, для подготовки и внесения правительства, документов, согласование наиболее проблемных позиций и ситуаций создан Президиум правительства, куда входят:

ª министры по направлениям:

§ министр финансов;

§ министр здравоохранения и социального развития;

§ министр экономики и торговли;

§ министр промышленности и предпринимательства;

ª силовые структуры.

На заседании приглашается генеральный прокурор и представитель конституционного суда.

В правительство, для принятия решений, все предложения вносятся через президиум. Именно президиуму поручается исполнять и реализовывать поручения президента.

Президент РФ является высшим должностным лицом РФ, главой государства. В соответствии с Конституцией, он является гарантом соблюдения прав и свобод человека, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и международных отношениях, для чего надел ён правами подписи всех документов, издаваемых от имени РФ и правом подписи международных договоров и соглашений от имени РФ.

Маргинальное правосознание.

Маргиналы – лица, отрицающие какой-либо правопорядок. Они считают законы не совершенными, систему государства – неэффективной и отрицают их. Представители маргиналов в России является партия ЛДПР. Государство, по их мнению, должно быть дубиной, карающим мечом, безжалостно искореняющим пороки общества. Маргиналы не способны понять истинных причин беззакония.

Реализация права

Реализация (действительное, вещественное) – воплощение в действительность.

Реализация права предполагает несколько стадий:

1. Воплощение, разработанной в правотворческой практике, правовой нормы. Указанная стадия завершается разработкой нормативно-правовым актом.

2. Правоприменение. На основание субъективных прав и обязанностей состоит в фактическом поведении субъектов правоотношений.. Эта стадия заключается в трёх формах:

1) приобретение субъективных прав;

2) изменение прав и обязанностей;

3) прекращение прав, в случае надлежащего исполнения обязанностей, тогда реализация права заканчивается на второй стадии.

3 стадия возникает в случае нарушения прав, в связи с неисполнением обязанностей или не надлежащем их исполнении. На этом этапе возможен механизм принуждения, в случае отказа добровольно исполнять свои обязанности. Она включает два этапа:

1 этап - осуществление правосудия;

2 этап – обеспечение решения судебного органа принуждением со стороны органов власти.

Реализация права заканчивается на стадии вынесения судебного решения и вступления его в законную силу. Дальнейшее действие к реализации права не относится. Органы государственной власти действуют на основании отдельного федерального закона и исполнительного листа, выданного на основании судебного решения. На этом этапе в силу вступает механизм государственного принуждения, обеспечивающий исполнение судебного решения. Именно этот механизм именуется судебной властью. Само же правосудие независимо от законодательной, ни от исполнительной власти, что закреплено в статье 118 и статье 120 Конституции РФ.

 

Законность и правопорядок.

Правосознание – это осознание права, как необходимого условия мирового существования людей. Правосознание допускает несправедливость, неравенство людей в силу их способностей, возможностей. С правосознанием связано применение закона в соответствии с политической волей господствующего класса, требующей идеологической поддержки в воспитание человека. Таким образом, правосознание требует от человека – жителя государства (подданного) подчиняться законной власти и власти закона. Правосознание достаточно, когда человек не осознает, что значит быть свободным. Принимает неравенство, нечестность, обман, лукавство, корысть, ненависть, как вынужденное положение, иначе невозможно.

Правосознание – начальная стадия необходимости осознания должного, обязанности, но обязанности по чужой чуждой воле (навязано), воле правителя, воле властных элит, воле, выраженной в интересе отдельных групп, слоев, классов, их потребностей.

Существует 3 формы правосознания:

· маргинальное, опирающееся на правовой нигилизм, отрицание какого-либо закона. Истоком идеологического воплощения является отрицание власти, государства и права. Такое правосознание загоняет нас на уровень власти и закона, как необходимого зла. Таким же образом, кроме анархистов, к власти и закону относятся и так называемые марксисты, о которых К.Маркс, услышав их воззрение, сказал:«В таком случае я не марксист, я Маркс.»

Поддержали это правосознание ЛДПР, КПРФ. Они анархисты (ЛДПР) и марксисты-прудонисты (КПРФ) – третьюнионы, которым правосознание необходимо для борьбы за интересы рабочего класса.

Маргинальное правосознание связано с догматическим мышлением, для малообразованных людей, для неграмотных и невежественных людей.

· конформистское правосознание рассматривает власть, государство и закон, как необходимое условие соблюдения законности и правопорядка. Их идеологическое и политическое сознание строится на подчинение закону. Основа этого правосознания – юридический позитивизм. Их кредо – что есть закон, то есть право. Закон не правовым быть не может. Для такого правосознания признаётся правовое равенство, стремление к социальной справедливости: уравнительно-распределительной; право, как единство прав и обязанностей, но устанавливается разница в случаях ответственности, привилегий для определения групп, поддерживается иерархия – неравенство. С.Б. Чернышев назвал этот строй «элитаризмом». Именно элитаризм близок к переходу в новую эпоху, названную Марксом «эпохой положительного гуманизма».

· либеральное правосознание, связанное с осознанием ограниченности власти. Такое правосознание не отождествляет закон с правом, считая, что не каждый закон правовой. Человек не должен приспосабливаться к законам, как конформист. Такое правосознание способствует снижению напряжённости в обществе, установления мира, но справедливости при таком правосознании добиться невозможно, ибо миром правит частный интерес.

Человек, во всех трёх видах, рассматривается как средство, а не как цель.

Подобно тому, как элитаризм является последней стадией реализации власти, создаёт предпосылки для перехода к новым отношениям, так и правосознание переходит к новому типу мышления, именуемого правовой культурой. Культура означает облагораживание, возделывание человека и общества с помощью права. В таком обществе, при правовой культуре, необходим новый человек – образованный, творческий, современно мыслящий. Для такого человека и общества, власть не может принадлежать каким-либо частным лицам. Органы власти должны иметь публичный характер, т.е. исполнять обязанности. А граждане, признавая своим долгом исполнение законов и уплату налогов для содержания органов государственной власти и местного самоуправления, иметь частное право, удовлетворять свои потребности, требовать от государства соблюдения своих прав и свобод, закреплённых в Конституции. Такой правовой порядок именуется как социально-правовое государство с республиканской формой правления, такое государство является демократическим. Власть принадлежит всему народу и никому конкретно. Именно должное начало и лежит в основе правовой культуры. Любой человек должным признаёт то, что определил сам для себя, как для его института обязанности. Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Правовая культура требует в основу права положить справедливость. В таких условиях человек сможет свободно жить и развиваться. А такое положение невозможно, если не удовлетворяются потребности человека, когда одни живут за счёт других, вгоняя последних в нужду.

10 октября 2010 года, выступая на форуме в Ярославле, президент РФ, давая характеристику государству 21 века, указал на то, что свободным человек может стать только в условиях реализации справедливости, никто не может сказать человеку, что он свободен, кроме него самого. Ещё ранее, президент говорил – «нельзя создать гражданское общество без гражданина». Допустимо предоставление льгот, но недопустимо наделение привилегиями, т.к. они порождают неравенство и возможность удовлетворять свои потребности за счёт других.

 

Вина

Общая теория права выработала 2 формы вины: умышленную и по неосторожности.

Вина возникает от действия или бездействия деяния, характеризующейся мотивом, мотивацией, всегда связана с потребностью, нуждой, страстью, вожделением, удовольствием, удовлетворением.

Действие именуется мотивацией. Наряду с мотивом всегда есть цель. Цель всегда налицо, в отличии от мотива. Мотив соотносится с целью, как средство с целью. Цель определяет и мотив, и средство, и их оправдывает при правонарушении.

В связи с мотивацией, целевым характером и наличием волевого момента, вина умышленная подразделяется на прямой и косвенный умысел, а неосторожная – на небрежность и халатность.

Прямой умысел

Субъект желает совершить правонарушение, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления.

Косвенный умысел

Субъект желает совершить преступление, не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допускает.

Халатность

Субъект не желает совершить правонарушение, предвидит наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

Небрежность

Субъект не желает совершения правонарушения, не желает наступления вредных последствий, не предвидит их наступлений, хотя должен был и мог их предвидеть.

Юридическая ответственность возникает только на основании судебного решения. В зависимости от тяжести совершённого правонарушения, уголовного преступления, налогового правонарушения, гражданского правонарушения устанавливается мера ответственности, закреплённая как санкция в уголовном, административном и гражданском праве.

Юридическая ответственность возникает при правонарушении и может быть осуществлена без вмешательства суда. В случае отказа от исполнения обязанности, в том числе несоблюдении закона, выходящим за границы дозволенного, субъект может быть подвергнут наказанию, с него может быть взыскан ущерб, убытки, компенсация. Наказание (кара) может быть связана с лишением свободы, штрафу.

Наказание всегда носит принудительный характер и осуществляется специальными уполномоченными органами гос. власти. Возмещение вреда и компенсация может быть возмещена добровольно, а в случае неисполнения – с помощью принуждения.

Лицо освобождается от ответственности от юридической ответственности в случае отсутствия состава правонарушения. Освобождения от юридической ответственности не следует путать с освобождением от наказания.

 

Лекции по правоведению

Введение


 

ВЛАСТЬ

ПОЛИТИКА

ЭТИКА/ИДЕОЛОГИЯ

 

ПРАВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МОРАЛЬ/МИРОВОЗЗРЕНИЕ


 

Власть – возможность требовать подчинения.

«Власть – право требовать подчинения» (Дж. Локк).

В первом случае власть присваивалась с согласия или не согласия других. во втором случае право наделялось только согласием.

Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Справедливость – соглашение между людьми о том, чтоб не чинить вреда и не терпеть вреда. Закон, не соблюдающий этих условий, не имеет природы справедливости.

Мораль (нравственность) – один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием и т.д.

Предписание права суть таковым: честно жить – другим не вредить, каждому своё отдавать.

Справедливость – Aeguitas.

Решение обустроить систему управления в обществе равных, честных людей они решили путём позиционирования на право как публичное начало в праве и частное начало в праве, объединив их в одно право граждан.

Право публичное уважает положение (статус) гражданина всех и каждого.

Право частное – к пользе каждого.

Именно эту систему управления они назвали республикой.

 

Пентаграмма «Схема истинного познания»

Вещь/предмет Образ/идея Идеат - научный предмет Идеал - осознанный предмет Дух - энергия/синергия - познание, ведение
Цель/польза (utilita) Средства (instrumentia)/про-цесс Способ - механизм/процедура, стандарт Метод/техника (operatio) Принцип/основные положения
Слово/термин (характер, характеристика) Понятие/свойства Категория/признак Феноме (явление)/ ноомен (бытие) Концепт/этимон
Форма/структу-ра (конструкция) Содержание Сущность/субстанция Смысл Квинт эссенция - пятая сущность
Ум - ноус Рацио - разум Рассудок (интелект=разум+интуиция) Мышление (cogito) - знание, сознание Мудрость - ведение

 

На ряду определения концептуальным существует определение, данное правовой наукой – юриспруденцией – наукой об изучении права.

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни человека и общества.

 

       
   
 
 


 


 


 


Политико-правовая – это и есть государственная система управления, это и есть государство.

Право занимается обеспечением реализации политики. Политика неразрывно связана с нравственным или порочным устройством общества. А право опирается на свой дух. Безнравственная политика всегда скрывается, её способы, средства и методы передаются в тайне, система управления, система межноменклатурных связей запутано, закодировано, является тайной «за семью печатями», выдаётся за общее благо, давая возможность лицам, стоящим у власти (политической элите) безнаказанно эксплуатировать и угнетать. Такая политика не совместима с понятием справедливости, такой политике и не нужно право, ей нужно право как фикция.

Нравственной политике нужны совсем другие методы, которые должны быть признаны обществом. Такой политике нужна открытость, свобода, такая политика не для избранных, а для всех и для каждого. Такой политике не нужны тайны, но необходимо инновационное и эффективное государство, как система управления. Такая политика нуждается в новом праве, в котором немыслимо отсутствие справедливости.

«Там где порок по праву, там нравы извращены, там нравственность спит, там невозможно достичь истины и справедливости» (Сенека).

Раскрывая содержание и сущность определения права нужно ответить на его составляющие вопросы:

1) система;

2) норма и правовая норма;

3) формальность и определённость;

4) общественное отношение;

5) обеспечиваемость государством.

Определение системы можно дать с трёх сторон. В любой системе есть три составляющие: элементы, структура и функции или связи. Существующий на сегодняшний день научный подход опирается на структурно-функциональное определение системы или элементарно-функциональное. Оба подхода опираются на концептуальную парадигму Ньютона, допуская некое влияние теории относительности, именно такой подход они называют системным.

Согласно теории системы, разработанной Спартаком Никаноровым, главным является не функции, а взаимосвязи элементов, которые образуют структуру. Согласно его подходу можно дать следующее определение: система – структурированные связи элементов.

Система включает в себя подсистемы и входит в надсистему. Она может быть в стабильном или нестабильном состоянии.

Норма – это правила, каноны, догмы, но одновременно это и мера, и пропорция. Эта мера всегда едина, т.е имеет два противоположных начала и их связь.

Любые нормы подразделяются на технические и социальные. Исходя из понятия «норма меры» они могут быть количественными и качественными. Особым видом нормы является пропорция, соотношение, как качественная норма, именуемая гармонией, красотой, благом. Любое слово, поступок, действие вызывает эмоциональное состояние – отклик души. Взаимосвязь слов, фразы, предложения, также воздействуют на эмоциональнее состояние, но дополнительно возбуждает и побуждает человека мыслить. Любая норма всегда мыслима как стандарт или процедура.

Социальная норма – это регулятор общественных отношений.

Техническая норма – это способ и средство решения технических проблем.

Регулирование с помощью социальных норм, в том числе правовых, осуществляется путём:

1) запрета;

2) дозволения;

3) предписания.

Именно этот набор именуется механизмом правового регулирования. Механизм правового регулирования предусматривает два принципа: принцип общего дозволения и принцип общего запрета.

Принцип общего дозволения – всё что не запрещено, разрешено.

Принцип общего запрета – всё что разрешено, запрещено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.162.238 (0.148 с.)