ТОП 10:

Влияние «Истории государства Российского»



Выход в свет весной 1818 г. первых восьми томов карамзинской «Истории...» совершил переворот в сознании россиян. Уже во второй половине XIX в. воспитанники всех учебных заведений были знакомы с этим трудом. Даже тогда, когда появились новые имена историков — С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, — труд Николая Михайловича оставался обязательным чтением в гимназиях и университетах. На Карамзине выросли и с благодарностью вспоминают о нем в своих произведениях писатели Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, С.И. Аксаков, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский; публицисты-демократы Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский; великий сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин; мемуарист-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский; историки К.Н. Бестужев-Рюмин и С.М. Соловьев. Известный мыслитель Н.Н. Страхов, близкий к Достоевскому и Толстому, писал: «Я воспитан на Карамзине... Мой ум и вкус развивались на его сочинениях. Ему обязан пробуждением своей души, первым и высоким умственным наслаждением». В свою очередь Ф.М. Достоевский, отвечая на вопрос о детском чтении, советовал «не обойти Карамзина», полагая, что «исторические сочинения имеют огромное воспитательное значение. Берите и давайте лишь то, что производит прекрасные впечатления и родит высокие мысли».

Практически все издания прошлого столетия, рассчитанные на юношеское восприятие, включали отрывки или пересказы «Истории...» Карамзина. В популярных хрестоматиях сочинения Карамзина определялись как веха в истории российской словесности: «От Петра I до Карамзина», «От Карамзина до Пушкина». Отрывки из «Истории государства Российского» помещены в книге знаменитого педагога К.Д. Ушинского «Детский мир и Хрестоматия» (для чтения на уроках родного языка в младших классах). К 1916 г. эта книга выдержала 41 издание. Известный педагог и литературовед А.Д. Галахов подготовил хрестоматию с фрагментами из «Истории...», которая к 1918 г. переиздавалась 40 раз. В своих статьях он рассматривал такие проблемы, как «Карамзин и нравственность», «Карамзин как оптимист». В известной Поливановской гимназии в Москве на Пречистинке, где училось немало будущих знаменитостей (В.Я. Брюсов, Б.Н. Бугаев (Андрей Белый) и др.), как правило, писали исторические сочинения «из Карамзина». Историк Москвы П.В. Сытин в 15 лет прочитал все 12 томов «Истории государства Российского» и сделал из них обширные выписки.

В послеоктябрьский период общественно-политические воззрения Карамзина (как, впрочем, практически всех дореволюционных историков — С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.П. Погодина, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, П.Н. Милюкова, С.Ф. Платонова и многих других) были признаны консервативными, националистическими и монархическими, и его труды надолго исчезли из педагогической литературы.

Нельзя не упомянуть и о влиянии труда Карамзина на историческое краеведение. Этот, по определению Д.С. Лихачева, «самый массовый вид науки» получил свое становление в России также под воздействием «Истории...» Карамзина. Патриоты своего края пользовались трудами Николая Михайловича как основой для отбора фактов о родном городе и знаменитых земляках. Так, благодаря Н.М. Карамзину происходило воспитание историей. Видный этнограф И.П. Смирнов (1807-1863) вспоминал годы учения в Тульской духовной семинарии: «Среди чтения «Истории...» Карамзина являлась всегда одна мысль: что такое Тула и как жили наши отцы».

Интерес к местной истории пробуждал в обществе внимание к частному быту, каждодневной жизни. Историк русского быта, археолог И.Е. Забелин с детских лет зачитывался «Историей...» Карамзина и навсегда определил для себя, какое важное значение в познании бытовой истории имеют вещественные источники. Опережая время, Николай Михайлович намного расширил источниковую базу исторической науки. Он был один из первых историков, кто ввел в научный оборот такие источники, как древние монеты, медали, надписи, сказки, песни, пословицы; обратил внимание на старинные слова, обычаи россиян, их жилища, одежду и захоронения; впервые в русской науке заговорил о влиянии природных условий на исторический процесс, на физический и духовный облик различных наций. И сегодня исследователи, начиная изучать быт Древней Руси, прошлое отдельных ее областей, изобразительные и архитектурные памятники, в первую очередь обращаются к «Истории...» Н.М. Карамзина. Благодаря влиянию труда Николая Михайловича значительно расширилось представление о социальном составе лиц, действовавших в истории России. Поэтому обвинения, предъявляемые ему как историку князей и княжений, а не народа, со временем оказались несостоятельными. Напротив, его труд способствовал демократизации представлений о содержании истории и ее участниках, расширял круг самих исследователей и в конечном счете воспитывал в обществе уважение к науке и труду ученого.

Младшей современницей Карамзина была детская писательница, переводчица и педагог Александра Осиповна Ишимова (1805-1881). Свою деятельность она начинала с переводов английских детских книг, а затем пришла к мысли написать историю России в рассказах для детей, наподобие истории Англии, созданной Вальтером Скотом для английских детей. Довольно много времени она потратила на чтение всевозможных доступных ей исторических источников, несколько раз перечитала всю «Историю государства Российского» Карамзина и в августе 1834 г. принялась за работу.

Свою «Историю России в рассказах для детей» Ишимова создавала 6 лет. Написав первые 15 рассказов, она отдала свой труд на просмотр академику Петербургской АН, известному поэту и критику П.А. Плетневу, который преподавал тогда историю и литературу наследнику престола и великим княжнам. Написанные простым, понятным для ребенка языком, хорошим живым слогом, рассказы произвели очень благоприятное впечатление на академика и получили одобрение при дворе. На литературных вечерах у Плетнева Ишимова познакомилась с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, князем П.А. Вяземским, князем В.Ф. Одоевским, И.С. Тургеневым, Я.К. Гротом. Сам же Плетнев стал ее постоянным советником и руководителем.

По выходе из печати 3-го тома императрица Александра Федоровна назначила Ишимовой ежегодную пенсию, чтобы она могла спокойно продолжать свой труд. В 1841 г. сочинение было доведено до царствования Александра I, закончено и напечатано на средства Российской Академии, а в 1852 г. труд Александры Осиповны был отмечен Демидовской премией.

Публика приняла «Историю...» Ишимовой очень благосклонно, а все тогдашние периодические издания («Современник», «Отечественные записки», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости», «Русский инвалид» и «Северная пчела») отозвались о нем с единодушным одобрением. Впоследствии писательница стала автором учебника по русской истории для женских учебных заведений, который несколько раз переиздавался.

В то время было уже достаточно много произведений, связанных с исторической тематикой. Надо сказать, что «сочинитель» — публицист, автор повестей, рассказов и массы мелких журнальных статей — был одним из самых ярких представителей того официального патриотизма, который особенно расцвел после военных событий 1812-1814 гг. Правительство усиленно культивировало и поддерживало таких авторов, но требовало, чтобы они не порицали ничего из деяний правителей прошлого. Среди произведений такого рода можно, например, указать на сочинения Покровского «Избранные места из истории всех древних народов» (1823), «История государства Российского в назидание юношества» (1824).

В это же время появляются и созданные для детей книги о русских путешественниках. Среди них — «Всемирный русский путешественник, представляющий зрелище народов света, или Историческое и географическое описание образа жизни, нравов, правлений, веры, языка и проч. разных народов» (1812); сочинение Дункена и Головина «Краткое описание путешествия в пользу и увеселение юношества. Описание кораблекрушений в разные времена случившихся» (1822); книга девицы Марии Гладковой «15-ти дневное путешествие 15-ти летней, писанное в угождение родителю и посвящаемое 15-ти летнему другу», представлявшая собой краткое описание поездки из Москвы в Петербург. Были и необычные издания, такие, например, как «Азбука. Подарок детям в память 1812 года», состоящая из раскрашенных карт, и букв — карикатур на французов, отступавших от Москвы. В подобных работах проявлялась новая педагогическая идея — учить забавляя.

Определенный «исторический» фон создавали в обществе сказки и басни, которые предназначались не только для детей, но и для взрослых, и имели как фривольное, так и серьезное философское содержание. К примеру, сказки А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, поэма П.И. Ершова «Конек-Горбунок», произведения И.А. Крылова, некоторые повести Н.В. Гоголя.

Новым явлением исторической прозы стали повести-биографии П. Фурмана «Суворов» (1848), «Меншиков» (1847), «Потемкин» (1848), «Саардамский плотник» (1847), «Боярин Матвеев» (1849). Детская литература этого времени стремилась учить и воспитывать ребенка на примерах живых образов героев отечественной истории.

В 30-50-х гг. XIX в. среди маленьких читателей постоянно растет спрос на произведения отечественных писателей и заметно падает интерес к переводной и иностранной литературе. Наиболее популярными авторами были А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, А.Ф. Вельтман, далее шли — Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, М.Н. Загоскин.

Очевидно, что труд Н.М. Карамзина и через долгие годы после публикации продолжал влиять на культурную ситуацию в России, на дело патриотического просвещения юношества благодаря усилиям многих людей, вдохновленных великим историографом.


 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.009 с.)