Окружающая среда как объект правовой охраны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окружающая среда как объект правовой охраны.



Понятие и структура механизма охраны окружающей природной среды. В соответствии с современными представлениями, охрану окружающей среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых, экономических и идеологических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее.

Комплекс этих мер можно рассматривать как механизм охраны окружающей природной среды, т.к. практика последних лет доказала, что опора на что-либо одно (например, на ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение природной среды) не привела к положительным сдвигам в состоянии природной среды.

Таким образом, механизм охраны окружающей среды можно определить, как находящиеся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве единого целого организационные, правовые, экономические и идеологические меры, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и благоприятных условий жизни человека.

Организационный механизм охраны окружающей природной среды включает в себя несколько элементов.

Первым элементом являются органы экологического управления и контроля Российской Федерации, которые разделяются на две большие группы: органы общей компетенции и специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, обладающие установленной компетенцией в этой сфере.

В качестве второго элемента мы можем рассматривать основные виды организационной деятельности этих органов, направленные на достижение установленного качества природной среды. Сюда относится, во-первых, ведение экологического мониторинга, под которым понимается система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (атмосферный воздух, водоемы, мировой океан, почвы, животный и растительный мир) и изменением ее в процессе хозяйственной деятельности, система сбора, обобщения, оценки и передачи информации о реальных или ожидаемых вредных последствиях.

Кроме того, во-вторых, организационная деятельность этих органов включает в себя установление нормативов качества окружающей природной среды. К таким нормативам относятся предельно допустимые концентрации вредных веществ в природной среде (ПДК), предельно допустимые уровни вредных воздействий (ПДУ), предельно допустимые нормы нагрузки на среду.

На основании ПДК и ПДУ разрабатываются и устанавливаются для 1,ого хозяйствующего субъекта нормы предельно допустимых выбросов и сбросов отходящих веществ в природную среду (ПДВ и ПДС), т. е. рарешенные государством объемы загрязнения окружающей среды.

В-третьих, элементом организационного механизма является экологический контроль. Статья 64 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный. Важнейшим и более эффективным из них является государственный контроль. Его осуществляют специально уполномоченные государственные органы. В-четвертых, к организационному механизму необходимо отнести установление ответственности за нарушение природоохранительного законодательства и причинение вреда окружающей среде и здоровью человека, а так же системы органов, применяющих эту ответственность. Экономический механизм охраны окружающей природной среды выполняет функцию создания экономической заинтересованности природопользователей в рациональном использовании природных ресурсов и уменьшении вредного воздействия их деятельности на состояние окружающей природной среды.

Под идеологическим механизмом охраны окружающей природной среды понимается система мер по экологическому воспитанию и образованию. Он включает в себя деятельность по привитию всем гражданам чувства личной ответственности за состояние окружающей природной среды, эколого-правовому воспитанию.

Эколого-правовой механизм представляет собой механизм реализации природоохранительных правовых норм. В соответствии с современными представлениями, он состоит из четырех звеньев: экологического императива, экологизированных правовых норм и нормативов, гарантий по обеспечению выполнения эколого-правовых требований и эколого-правового отношения. Цель механизма — обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном законе «Об охране окружающей среды» и дополняющих его природоохранительных актах. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала правового регулирования природоохранительных отношений. Они сформулированы в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Нормы-приоритеты выражают определенные преимущества в правовом регулировании охраны и использования одних природных объектов перед другими в целях их особой защиты от нерационального потребления. Высшими приоритетами являются приоритеты охраны жизни и здоровья человека, прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Нормы-императивы содержат экологические требования ко всем источникам воздействия на среду и здоровье человека и предлагают им обязательную модель поведения. Экологические императивы устанавливают запреты на экологически вредную деятельность, лимиты на природопользование, порядок выдачи лицензий на использование природных ресурсов.

Эти нормы содержатся не только в актах экологического законодательства, но и в экологизированных нормативных правовых актах.

Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую природную среду.

Исходя из такого понимания экологизации, становится понятным, что экологизированные нормы содержатся в нормативных актах иных отраслей российского права. Их наличие необходимо для организации хозяйственной деятельности в соответствии с установленными правилами охраны природной среды, так как хозяйствующие субъекты руководствуются в процессе производства прежде всего различного рода техническими нормами, СНиПами, ГОСТами.

Гарантии исполнения экологического императива являются третьим звеном эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Оно призвано создать все условия для реализации природоохранительной нормы в жизни. Поэтому в социально-правовом смысле они представляют собой:

Во-первых, не только и не столько нормы права, но и правовые отношения, т. е. нормы права в движении.

Во-вторых, нормы, которые касаются не только правовых институтов (например, правоохранительных органов), но и других категорий — политических, экономических, культурно-просветительных и т. д. Таким образом, мы можем сказать, что в реализации нормы-гарантии участвуют как правовые (возложение обязанности, ответственность) средства, так и не правовые — экономическая заинтересованность, культурно-просветительная деятельность, воспитательная работа и др.

Правоотношения являются необходимым элементом эколого-правового механизма. Если они отсутствуют, то теряет смысл существование всех иных элементов механизма действия экологического права. В самом деле, мы можем сформулировать блестящие природоохранительные нормы, продублировать их в экологизированных нормативных правовых актах, установить гарантии их исполнения, но если субъекты отношений в сфере использования природной среды будут строить их в соответствии с какими-то иными нормами, то механизм действовать никогда не будет. В силу такого понимания, становиться ясно, что в процесс охраны окружающей среды должен быть включен еще и идеологический механизм, представляющий собой систему экологического воспитания и образования, формирования у участников отношений, правосознания и личной ответственности за сохранение окружающей природной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.008 с.)