При проведении выездной налоговой проверки в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностные лица налогового органа в соответствии со ст. 92 НК РФ вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (производственных, складских и торговых и других, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода), его документов и предметов.
Вне рамок проведения выездной налоговой проверки может быть произведен только осмотр документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа либо в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля, либо при согласии их владельца.
При осуществлении осмотра должностные лица налогового органа должны соблюдать требования ст. 91 НК РФ: предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Осмотр вправе проводить только те должностные лица налогового органа, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки.
Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено обязательное присутствие понятых при осмотре территории, помещения, документов или предметов. Участие понятых регламентировано ст. 98 НК РФ:
- понятые вызываются в количестве не менее двух человек;
- в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица;
- не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов;
- понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
В случае необходимости налоговый орган или суд может опросить понятых по обстоятельствам, ставшим им известными при проведении осмотра.
В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ должен быть составлен протокол о производстве осмотра с соблюдением требований, установленных ст. 99 НК РФ, которые заключаются в следующем.
В протоколе должны быть указаны:
- его наименование;
- место и дата производства конкретного действия;
- время начала и окончания действия;
- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
- Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
- содержание действия, последовательность его проведения;
- выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Протокол осмотра имеет доказательственную силу и может являться одним из существенных доказательств при рассмотрении дела в судебных органах.
В соответствии с Инструкцией N 60 протокол осмотра должен быть приложен к акту выездной налоговой проверки.
Истребование документов
При проведении камеральной или выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы, направив ему соответствующее требование о представлении документов. Форма такого требования установлена Инструкцией N 60.
Документы в виде заверенных должным образом копий должны быть направлены либо выданы налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Постановлением Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении ответственности к налоговым агентам по п. 1 ст. 126 НК РФ необходимо исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.
В случае отказа лица, обязанного представить необходимые для проверки документы, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.