Педагогические взгляды Пирогова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические взгляды Пирогова.



1. Критика сословно-профессионального образования;

2. Идея общечеловеческого воспитания.

Важное значение имеет статья Пирогова «Вопросы жизни». В ней, в 1-ую очередь, и в некоторых других Пирогов выступает против сословной школы, против ранней профессионализации, специализации. Человек должен быть высоконравственным с широким умственным кругозором. «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание» (Пирогов).

«Вопросы жизни»

Начинается эта статья с ответа Пирогова на вопрос: «к чему вы готовите вашего сына?» - «Быть человеком».

Пирогов писал, что и в древности человека искали днём с фонарями. Но всё-таки «древность (по сравнению с нашим временем) как-то больше дорожила нравственной культурой человека». Правительства в древности оставляли школы без надзора, и считали себя не в праве вмешиваться в учения мудрецов. Человек с древних времён задаёт себе вопросы жизни:

В чём цель жизни?

Какое наше назначение?

К чему мы призваны?

Чего должны искать мы? и т.п.

 

Только 2 рода людей не задают вопросов о цели бытия:

1. те, которые получили от природы жалкую привилегию на идиотизм;

2. те, которые, подобно планетам, получив однажды толчок, двигаются по силе инерции в данном им направлении.

И как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется ещё много таких из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе эти вопросы.

Цитата:

Воспитание должно быть приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их; и важно, чтобы нравственные основы и направление общества, в котором мы живём, совершенно соответствовали направлению, сообщаемому нам воспитанием.

Главная беда в том, что самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество.

Одна толпа людей следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении. Развитое чувство индивидуальности вселяет в нас отвращение пристать к этой толпе.

Другие толпы, несравненно меньшие по объёму, увлекаемые, хотя также, > или <, по направлению огромной массы, но следующие уже различным взглядам на жизнь, стараясь, то противоборствовать этому увлечению, то оправдать пред собой слабость и недостаток энергии.

Приводит (Пирогов в статье) несколько фактов (см. статью в сборнике-хрестоматии): взглядов тех людей, того времени:

Вопрос к аудитории: «Актуальны ли эти взгляды в наши дни?» - очень простой и привлекательный: не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо→ Потеря времени, а также и потеря сна и аппетита. Время же нужно для трудов и наслаждения, сон - для трудов и наслаждений, аппетит - для наслаждения и трудов. Труды и наслаждения - для счастья.

высокий. Учитель, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное

взгляд старообрядческий: соблюдайте все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Не размышляя, живите так, как живётся.

взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на чёрный день… и т.д. (см. хрестоматию-с.159).

взгляд благоразумный. Отделяйте теорию от практики. Принимайте, какую вам угодно теорию, для вашего развлечения, но на практике узнавайте, какую роль вам выгоднее играть; узнав, выдержите её до конца. Счастье-искусство. Достигнув его трудом и талантом, не забывайтесь; сделав промах, не пеняйте и не унывайте. Против течения не плывите.

Пирогов: «В результате воспитания человек готовится к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, он получает все способы и всю энергию выдерживать неравный бой. При этом воспитателю (многим воспитателям!) придётся сначала перевоспитывать себя».

Пирогов: «Приготовить нас с юных лет к этой борьбе значит именно: «сделать нас людьми», то есть тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей и юристов.

Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми.

Поэтому все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и их таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения. Недаром известные сведения исстари называются «humanionra» (гуманитарные науки), т.е. необходимые для каждого человека. Эти сведения с уничтожением язычества, с усовершенствованием наук, с развитием гражданского быта различных наций, изменённые в их виде, остаются навсегда, однако не, теми же светильниками на жизненном пути и древнего и нового человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.014 с.)