Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адресата в документах ХV1-ХVII вв.
Характеристика документов управления часто начинается с выявления зафиксированных правил их составления. В законодательных актах ХVI-ХVП вв. обращает внимание факт, что с развитием системы управления повышается значение письменной документации. Законодательные акты XVI в. практически полностью определили процесс делопроизводства в суде и в других областях частной и государственной жизни. Закон требовал обязательного письменного оформления и регистрации большинства актов частноправового характера и их выдачи частным лицам, устанавливал процедуры рассмотрения дел в судах (скаргаў) и др. В рассматриваемое время появилась тенденция к законодательному закреплению правил удостоверения документа. Статут 1529 г. содержал лишь 2 артикула, посвященных удостоверению и оформлению документов; Статут 1566 г. - 10 артикулов и статутную поправку 1577 г.; Статут 1588 г. - 28 артикулов. В целях пресечения распространения подлогов закон предписывал все документы сопровождать подписью писаря и устанавливал ответственность и меру наказания за фальсификацию печатей и подделку подписей, также за сбор и хранение оттисков печатей. За это предусматривалось «горлом карать». Законодательство определяло порядок применения повятовых печатей и их хранение. О существовании фиксированных норм документирования свидетельствуют образцы документов, которые обеспечивали определенность формуляров данного вида. В Главном архиве древних актов (Польша) хранится книга Польской коронной канцелярии, содержащая образцы разных формуляров, Formularium. Образцы, собранные в этой книге, служили формулами для написания актов. Formularium состоит издействительно выданных документов и составлялся в годы правления Жигимонта Августа. Самый последний из документов датируется 1607 г. Учитывая близкие отношения ВКЛ и Польши, схожесть организации государственного управления, анализируя тексты документов, можно предположить, что подобная книга существовала и в Канцелярии ВКЛ. Формуляры различных видов документов складывались на протяжении веков. Уже в глубокой древности разные виды документов оформлялись по-разному. Определенный вид имел однотипное оформление его реквизитов, устойчивую форму содержания. Изменение формы документа происходило вместе с изменением политических и социальных отношений. Уже в 1480 -е гг. латиноязычные документы писались в великокняжеской канцелярии по стереотипным формулам. С 1499 г. стандартные формулы начали проникать и в русскоязычные документы, которые фактически копировали латинский текст. Во второй половине XVI в. формуляры сложились для подавляющего большинства разновидностей документов.
В целом можно выделить следующие основные элементы в структуре документов XVI в.: 1) указание на автора документа (интитуляция); 2) адресование; 3) основной текст; 4) указание на наличие приложения; 5) указание на свидетелей, присутствовавших при совершении акта; 6) место составления; 7) дата; 8) подпись; 9) печать. Эти элементы не являются реквизитами в современном понимании. Некоторые из них не выделялись из текста и рассматриваются как самостоятельные исходя из смысловой нагрузки, которую они в себе заключали. В некоторых разновидностях документов (земские и областные привилеи) еще продолжали использоваться формулы, ставшие анахронизмами и вскоре вышедшие из употребления. Например, употреблялось религиозное посвящение (инвокация), которое издревле употреблялось в латиноязычных документах. С 1498 г. инвокация стала употребляться в русскоязычных актах: «Во имя Господне Они...» (In Domini nomini amin). В то же время при Александре встречаются документы и без инвокаций. При Жигимонте Старом нет инвокаций в русских актах, но они есть в латинских. В частноправовых актах инвокация употреблялась. В период правления Александра и Казимира использовались аренги. Выделяются аренги двух видов: 1) о непрочности людских поступков, которые и должен увековечить документ; 2) обосновывают выдачу документа исключительно монаршей милостью по отношению к подданным, желанием Великого князя наградить лицо за заслуги. Аренги использовались нечасто и быстро вышли из употребления. Инвокации и аренги появились в великокняжеской канцелярии под влиянием польской коронной канцелярии, заимствовавшей стандарты западноевропейского средневековья. Однако они не являлись слепым копированием с польских актов.
♦Вид документа. Название вида документа в качестве самостоятельного реквизита в документах XVI-XVII вв. не указывалось. В некоторых случаях название вида обозначалось в тексте. Если вид документа и не упоминался в тексте, он всегда подразумевался автором документа. Название «лист» было общим для всех документов ВКЛ (до XV века использовался термин «грамота»). Листами называли законодательные, распорядительные документы, акты великокняжеских пожалований и подтверждений, частноправовые акты, судебные и дипломатические документы. Это позволяет сделать вывод, что под словом «лист» понимался любой документ. Название «лист» указывалось в конце текста. Название видов документов чаще указывалось в актах при ссылке на другие документы, связанные с составляемым. Надписи, отражающие название разновидности документа, иногда указывались на обороте, они проставлялись при направлении документа в архив для его архивного поиска. В документах XVI-XVII вв. название разновидности указывалось редко. Обычно в конце текста писалась стереотипная надпись: «а на твердость тово и печать нашу указали весити...». ♦Автор документа. Большинство документов выходило из государственной Канцелярии от имени Великого князя, чье имя и титул писались в именительном падеже. В XV в. указание автора не выделялось из текста. Начиная с Александра указание автора писалось над текстом, центрировалось и отделялось пробельной строкой от текста. Порядок этот не стал жестким правилом. Указание на автора документа от имени центральных врядников начиналось предлогом «от» и от текста не отделялось. В этом случае указание на автора документа объединялось в одно предложение с адресованием. В частных актах никогда адресование не отделялось от текста и начиналось с «Я». ♦Адресат документа. Адресат занимал место в начале текста. Существовало 4 типа адресования: 1) конкретному должностному / частному лицу: конкретным исполнителям адресовались прежде всего распорядительные документы. Адресование включало в себя название центральной / поветовой должности, титул, имя, фамилию, иногда отчество адресата в дательном падеже. Если один документ направлялся одновременно 2, 3 и более лицам, то на каждом экземпляре указывались все адресаты. Как правило, центральная должность в адресовании указывалась перед поветовой. Отступления допускались в тех случаях, когда поветовая должность принадлежала к числу сенаторских; 2) определенной группе лиц / всему населению ВКЛ с обязательным доведением содержания документа до каждого адресата: применялся при адресовании разных документов: листов сеймовых, листов военных, сеймовых универсалов (листы сеймовые - документы, которые рассылались на места, где указывалась дата проведения сейма и определялось время проведения местных сеймов; сеймовые универсалы - обычно по вопросам налогообложения; глейт – обеспечивал неприкосновенность лица до судебного разбирательства). Листы вручались местным врядникам, чаще всего старостам, которые обязаны были донести информацию до сведения населения управляемой территории; 3) определенной группе лиц / всему населению ВКЛ без обязательного ознакомления с содержанием документа: в поветы и воеводства до сведения всех указанных адресатов документы не рассылались. Они выдавались на руки заинтересованным лицам для предъявления по мере надобности каждому, указанному в адресовании. Например, листы безмытные, охранные листы (выдавались лицам, выполнявшим государственные поручения);
4) абстрактному адресату: разновидность третьего типа. Вместо перечисления всех групп Адресование обычно начинало текст документа и не отделялось от него абзацным отступом. Листы от Панов Рады отличались меньшей официальностью. Тема 3: Оформление текста, места составления, даты, удостоверяющих реквизитов в документах ХV1-ХV11 вв. ♦Текст документа. Как правило, каждое принимаемое решение документировалось отдельно, даже если решения принимались в один день и касались одного субъекта. Юргельд - денежное вознаграждение за работу. В то же время тексты некоторых документов могли иметь комбинированный характер, т.е. включать несколько вопросов. Такую структуру имели тексты сеймовых ухвал, универсалов, конституций (с конца XVI в. пришли на смену ухвалам) и некоторых других документов. Например, при освобождении от повинностей кроме непосредственного пожалования часто вписывалось и распоряжение должностному лицу не брать налоги с получившего льготу субъекта в течение указанного срока. Тексты большинства документов писались слитно, без деления на пункты, абзацы. Артикулы могли выделяться в некоторых сложных документах. Например, в господарских инструкциях послам на поветовые сеймики, в универсалах, других сеймовых постановлениях. В текстах большинства документов можно выделить две части: 1) вводную часть (наррация);
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.4.140 (0.009 с.) |