Рынок. Сущность, структура, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок. Сущность, структура, функции.



 

1. Определение категории рынка.

2. Типы рынка и его функции.

3. Системы и структура рынка.

1. Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Различают два типа хозяйственных связей:

1.Натурально-вещественные, безвозмездные в соответствии с объемом и структурой потреблений;

2.Товарные, осуществляемые посредством рынка.

Эти связи могут быть не только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения приводят к деформациям рыночных связей. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль не только прямые, но и обратные хозяйственные связи. Можно выделить еще одно понимания рынка как способа организации и функционирования экономических связей хозяйственных субъектов и как общественные формы функционирования экономики, при которых обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственные связи, включая прямые непосредственные контакты с участием посредников.

2. Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях. Важнейшие функции рынка:

1.Саморегулирования производства – предполагает согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированного спроса и предложения по объему и цене.

2.Стимулирующая, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.

3.Регулирующая, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между сферами национального хозяйства.

4.Экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления, в соразмерности спроса с величиной заработной платы.

5.Эквивалентная – рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном, соизмеряя затраты и результаты. Таким образом выявляется ценность товара.

6.Демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов.

История развития рынка позволяет выделить следующие типы:

1.Неразвитый;

2.Свободный (классический).

3.Регулируемый.

4.Деформируемый.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер.

Свободный рынок:

1.Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2.Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3.Абсолютная мобильность факторов производства.

4.Абсолютная информированность о рынке.

5.Абсолютная однородность одноименных товаров, отсутствие торговой марки.

6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого участника неэкономическими методами.

7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

8.Отсутствуют монополизм, монопсония и государственное регулирование.

Несмотря на ряд достоинств, существуют недостатки:

1.Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни.

2.Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства.

3.Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдения правил и норм поведения, что приводит к нежелательным эффектам.

4.Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли.

5.Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований, а они также крайне необходимы для развития общества.

Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к труду. Рынок может регулироваться с помощью своего собственного рыночного механизма или государством (прямо или косвенно).

Государство в определенной степени обеспечит условия функционирования рынка, и чрезмерное приводит к их деформации. Основные черты деформированного рынка в условиях административно-командной системы:

1.Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою деятельность на основе равных форм собственности.

2.Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и в их движении. Отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности.

3.Монополизм производителя и торговца.

4.Несбалансированность спроса и предложения.

5.Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, бюджетный дефицит и т.д.

6.Расцвет теневой экономики.

7.Развал общенационального рынка.

8.Замена товарно-денежных отношений товарным обменом.

9.Деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений, отсутствие мотивации к эффективному труду.

10.Отсутсвие у потребителя права выбора товара.

Условия, устраняющие деформацию:

1.Наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования.

2.Достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции.

3.Свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться частью своих доходов, отсутствие жесткого администрирования товарного распределения.

4.Право рыночных субъектов самим устанавливать цены.

5.Свободное маневрирование ресурсами.

6.Полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка.

7.Наличие рыночной инфраструктуры.

3. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаки структуры: тесная связь между ее элементами, определяющая их устойчивость и целостность. Совокупность всех рынков, расчлененная на отдельные элементы образует систему рынков. Можно выделить критерии для характеристики структуры и системы рынка:

1.По объектам:

· рынок товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

· потребительский рынок: рынок производственных товаров, бытовых и т.д.

· рынок рабочей силы

2.По субъектам:

· рынок покупателей

· рынок продавцов

· рынок госучреждений

· рынок посредников

 

Лекция 6 11.10

Спрос и предложение. Равновесная цена.

 

1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса.

2. Экономика предложения товара. Цена и неценовые факторы изменения предложения.

3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

4. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

5. Нарушение рыночного равновесия цен. Налогообложение продаж. Контроль над ценами.

 

1. На рынке функционирует механизм спроса и предложения, проявляющийся в действии законов спроса и предложения, которые управляют процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке.

Спрос – есть платежеспособная потребность, т.е. сумма денег которую покупатели могут заплатить за нужные им товары при данном уровне цен.

Закон спроса состоит в том, что по мере роста цены на товар величина спроса на него падает и наоборот.

Отмечают две особенности рынка:

1. Обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товара.

2. Постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар в соответствии с законом убывающей полезности каждой дополнительной покупки товара.

Эти особенности графически изображает кривая спроса, которая называется линией (функцией) спроса.

Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратное изменение другой.

Изменение цен меняет объем купли-продажи товаров, а меняющееся на рынках количество товаров вызывает обратное движение их цен.

Неценовые факторы изменения функции спроса:

1. Денежные доходы покупателей.

2. Покупательские ожидания.

3. Наличие/отсутствие товара на рынке взаимозаменяемых товаров.

4. Субъективное предпочтение и вкусы покупателей.

5. Изменение числа покупателей.

Неценовые факторы вызывают изменение спроса на товары независимо от уровня их цены. Графически влияние неценовых факторов проявляется в перемещении всей кривой спроса, показывая изменение количества покупаемых товаров по той же цене: 1. Повышение спроса – вправо 2. Снижение – влево.

2.Предложение – это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Чем выше цена, тем большее предложение товара и наоборот.

Закон предложения состоит в том, что повышение цены вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. Понижение цены – сокращение производства и предложения товаров на рынке. Другими словами, закон предложения характеризует прямую зависимость между объемами производства товара и их ценами, которая имеет вид:

Движение по прямой предложения отражает рост или падение объема предложения в зависимости от подъема или снижения уровня цены. Функция предложения – это функция производства по выпуску товаров. Она реализуется если рыночная цена выпускаемых товаров позволит возместить издержки (затраты на производство), а также принесет прибыль.

Неценовые факторы изменения функции предложения и условий производства:

1. Уровень технологии производства данных товаров: квалификация труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективное производство и организация труда, способствующая снижению издержек.

2. Государственная налоговая политика:

· Политика поддержки субсидиями предпринимательства.

· Льготная кредитная политика

3. Наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов, а также изменение цен на них.

4. Снижение цен на ресурсы и факторы производства дает экономические издержки и рост предложения.

5. Перспективное ожидание роста цен на производимую продукцию в будущем.

6. Изменение числа производителей.

 

На графике изменение функции предложения изображается смещением кривой.

3. Спрос и предложение это противоположные силы, вызывающие подъем или снижение цены на рынке.

1. Предложение превышает спрос.

2. Спрос превышает предложение.

3. Равновесие спроса и предложения.

 

Графически экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена – равновесной ценой.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкуренции. Цена равновесия это цена, по которой покупатели хотят купить определенное количество товаров, а продавцы согласны продать. В точке равновесия нет излишеств и дефицита.

 

4. Реакцию величины спроса или величина предложения на изменение цены называют эластичностью спроса или эластичностью предложения, которые количественно измеряют коэффициентом эластичности:

Коэффициент Эластичности спроса (ценовой)= [Изменение спроса товара (%)]/[Изменение уровня цены товара (%)]

Коэффициент эластичности (перекрестный) = [Изменение спроса товара А(%)]/[Изменение уровня цены товара В(%)]

Существует абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный, неэластичный, эластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие у товаров заменителей.

2. Степень разнообразия возможного использования товара.

3. Степень насущности удовлетворяемых потребностей.

4. Степень ограниченности доступа к товару.

5. Время

 

Коэффициент Эластичности Предложения = [Изменение объема предложения]/[Изменение уровня цены]

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Степень развития производственных мощностей.

2. Размер товарных запасов.

3. Способность к новым инвестициям.

4. Время.

 

5. Равновесие может нарушаться вмешательством в действия законов спроса и предложения со стороны государства путем налогообложения продаж, контроля над ценами.

Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, вследствие чего сокращаются покупки подорожавшего товара. Производители сокращают производство товаров. Точка ценового равновесия перемещается на более высокий уровень.

Контроль над ценами осуществляет государство законодательно, принудительно устанавливая цену ниже уровня рыночного равновесия, что нарушает механизмы рыночного ценообразования по законам спроса и предложения.

Отрицательные последствия:

1. Товарный дефицит.

2. Возникновение ценовой экономики.

3. Социальная напряженность в обществе.

 

Лекция 7 18.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.042 с.)