Исторический экскурс в теоретическую экономику. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический экскурс в теоретическую экономику.



Лекция 1 6.09

Исторический экскурс в теоретическую экономику.

 

Общее представление о значении состояния экономики.

Генезис. Основные этапы развития теоретической экономики.

Лекция 2 13.09

4. Институционализм –это теория социального контроля над экономикой.

Особенности школы:

А) Институционализм очень широко толкует предмет экономической теории, стремясь учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

Б) В число этих факторов представители включают многообразные общественные институты, т.е. формы хозяйственной организации, законы, традиции и т.п.

В) Они критически относятся к капитализму, считая необходимым его реформировать. Главная цель реформ -ликвидация крупных корпораций и усиление социального контроля над экономикой.

Внутри данной школы сложилось три направления различные по методам и целям исследования.

Один из представителей Джон Коммонс создал правовой вариант институционализма. Он сосредоточил внимание на юридических институтах, обеспечивающих функционирование экономических отношений, т.е. разрешение социальных конфликтов.

 

Теоретическая экономика. Предмет. Цели. Задачи. Методология.

Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками и экономической политикой.

Теор.экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук:

Отраслевых(экономика торгового дела, промышленности и т.д.), функциональных(экономика финансов, кредит, маркетинг, менеджмент и т.д.), комплекс наук (эк.теория, статистика).

Теор.экономика одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека.

От теор.экономики следует отличать экономическую политику.

Теор.экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной политикой.

Экономическая политика-это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, потребления, обмена блага. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики. Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономич.проблем и проведения в действие их механизмов.

 

Методология теор.экономики.

Для изучения экономич. проблем вопросы методологии имеют первостепенное направление.

Методология теор.экономики –это наука о методах изучения хоз.жизни экономич. явлений.

Методология теор.экономики выделяет следующие подходы:

1. Субъективный

2. Эмпирический

3. Рационалистический

4. Диалектико-материалистический

 

1. При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа эконом. явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на экономику. Главная категория при данном подходе-это потребность и полезность, т.е. экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом и различных вариантов.

2. Эмпирический основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Предметом познания является математический аппарат, эконометрика, а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели.

Этот подход предполагает деление на микроэкономику (эк.проблемы на уровне фирмы) и макроэкономику (в масштабе общества).

3.Рационалистический.

Ставит целью открытие естественных законов, т.е. регулирующие производство, распределение общественного продукта с помощью экономических законов.

Главным внимание при данном подходе уделяется стоимости, цене и экономич. законам.

4.Диалектико-материалистический

Единственно правильным решением является анализ, изучающий внутренние связи эк.явлений, существующие в реальности и их развитию.

Включает эк.явления, находящиеся в постоянном движении, не основываясь на опыте.

 

Экономическая теория строит модели обобщенно выражающие механизмы изучающих экономических процессов, если предмет науки раскрывает,что познается, то метод как познается.

Одним из таких является метод научной абстракции, т.е. отвлекаются от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. С помощью этого метода формируются экономические категории, т.е. особые понятия, отражающие содержание эк.явлений(товар, деньги, цена, рынок, прибыль).

Экономическое познание происходит как движение от абстрактного к конкретному в результате создаются условия для формулирования экономических законов.

Математико-экономическая модель моделирования использует математические и статистические данные. С помощью данного метода становится реальным прогнозирование эк.процессов с помощью создания эк.модели.

Эк.модель-это формализованное описание эк.процесса или явления, структура которого определяется объективными свойствами.

Лекция 3 20.09

Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической системы общества.

 

Лекция 4 27.09

Конкретный труд – полезный труд, затраченный в определенной форме и качественно отличающийся от других видов труда. Конкретные работы отличаются по характеру производственных операций, по предметам труда, по орудиям труда и результатам.

Абстрактный труд – труд, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы. Абстрактный труд –нематериальное явление – общественное и историческое явление присущее только товарному производству. Величина стоимости товара определяется количеством общего необходимого рабочего времени затраченного на его производство. На величину стоимости оказывает влияние рост производительности труда и интенсивности. Величина потребительской стоимости товара определяется уровнем или порядком удовлетворения потребностей, а также запасом или комбинацией потребляемых благ. Закон стоимости обмена товаров осуществляется в соответствии с количеством воплощенных в каждом из обмениваемых товаров общего полезного и необходимого труда. Основные функции закона стоимости обусловлены рыночным соизмерением индивидуальных и общественно необходимых затрат на производство товара.

Различают 2 вида товарного производства.

Простое товарное производство – индивид является собственником средств производства и производимой продукции. Обмен осуществляется по схеме товар – деньги – товар. Экономическая связь между людьми – носителями овеществленных характеристик осуществляется через рынок.

Товарное производство и обращение является исходным пунктом возникновения капитала. Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения.

Капиталистическое товарное производство – рабочая сила представляется товаром. Человек лично свободен, лишен средств существования. Деньги превращаются в капитал, если предприниматель сначала получает на деньги инвестиционный товар, вещественные и личные факторы производства, затем вновь получает деньги в результате продажи товаров. Круговорот денег как капитала может быть представлен в следующей формуле:

деньги – товар – деньги'.

Где деньги'=деньги+прирост. Первоначально авансированная стоимость возрастает на величину прибавочной стоимости.

В зависимости от характера развития формируются различные модели товарного производства. Исторически изначальной моделью рыночной экономики были отношения абсолютного господства, экономической и политической власти централизованного государства. Новое качество экономического роста, динамизм развития возникло тогда, когда от этой модели постепенно отпочковывается другая, так называемая западная модель. Известна она под названием греческого чуда – середина 1 тысячелетия до н.э. Основой этой модели стало формирование в качестве традиционной системы частной собственности на землю. В результате развития этой модели сложилась система, где общественная собственность на землю постепенно отступала в пользу частной и государство из верховного собственника превратилось лишь в элемент экономической системы.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики.

Социалистическая рыночная экономика, смешанная экономика, корпоративная экономика.

 

Социалистическая рыночная экономика – направленная государством на защиту интересов граждан, присутствует долгосрочное программирование, доля государственного сектора составляет 30%. (Германия)

Смешанная экономика направляются условия на развитие предпринимательства, используются преимущественно тактические методы.(США)

Корпоративная экономика – защита интересов крупного бизнеса.(Япония)

Экономика России исторически опиралась на примат государственной либо общественной собственности, что в конечном счете обусловило специфику нынешних рыночных реформ.

Особенности рыночной модели экономики в России определялись тем, что наша страна всегда занимала пограничное положение между западом и востоком. Это предопределяло уникальный характер России, поскольку с одной стороны она первой из восточных стран вступила в отношения с Западом, а с другой стороны не стала развиваться по западному. Основные методы первоначального накопления денежных средств: колониальная система, система государственных займов, налоговая система, протекционизм.

Особой формой общественного хозяйствования является административно – командная централизованная экономика.

Материальной основой этой системы является развитое производство и развитая система общественного разделения труда.

АКХ – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях общественного разделения труда, специализации производства многообразии экономических структур осуществляется жестокое регулирование экономики.

2 основных модели: планово- директивная и планово – нормативная.

 

Экономическая система общества.

Лекция 5 4.10

Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем перераспределения ресурсов.

График границы производственных возможностей показывает, что национальная экономика, полностью реализующая потенциал не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономической системы на границе производственных возможностей (C и D) свидетельствует об ее эффективности. Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующий точке М, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Производство на основе выбора точки N вообще не осуществляется, так как эта точка лежит вне границ производственных возможностей данной экономической системы.

Вывод: основная проблема эффективного функционирования экономической системы– это проблема выбора. Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.

 

Лекция 6 11.10

Спрос и предложение. Равновесная цена.

 

1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса.

2. Экономика предложения товара. Цена и неценовые факторы изменения предложения.

3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

4. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

5. Нарушение рыночного равновесия цен. Налогообложение продаж. Контроль над ценами.

 

1. На рынке функционирует механизм спроса и предложения, проявляющийся в действии законов спроса и предложения, которые управляют процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке.

Спрос – есть платежеспособная потребность, т.е. сумма денег которую покупатели могут заплатить за нужные им товары при данном уровне цен.

Закон спроса состоит в том, что по мере роста цены на товар величина спроса на него падает и наоборот.

Отмечают две особенности рынка:

1. Обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товара.

2. Постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар в соответствии с законом убывающей полезности каждой дополнительной покупки товара.

Эти особенности графически изображает кривая спроса, которая называется линией (функцией) спроса.

Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратное изменение другой.

Изменение цен меняет объем купли-продажи товаров, а меняющееся на рынках количество товаров вызывает обратное движение их цен.

Неценовые факторы изменения функции спроса:

1. Денежные доходы покупателей.

2. Покупательские ожидания.

3. Наличие/отсутствие товара на рынке взаимозаменяемых товаров.

4. Субъективное предпочтение и вкусы покупателей.

5. Изменение числа покупателей.

Неценовые факторы вызывают изменение спроса на товары независимо от уровня их цены. Графически влияние неценовых факторов проявляется в перемещении всей кривой спроса, показывая изменение количества покупаемых товаров по той же цене: 1. Повышение спроса – вправо 2. Снижение – влево.

2.Предложение – это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Чем выше цена, тем большее предложение товара и наоборот.

Закон предложения состоит в том, что повышение цены вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. Понижение цены – сокращение производства и предложения товаров на рынке. Другими словами, закон предложения характеризует прямую зависимость между объемами производства товара и их ценами, которая имеет вид:

Движение по прямой предложения отражает рост или падение объема предложения в зависимости от подъема или снижения уровня цены. Функция предложения – это функция производства по выпуску товаров. Она реализуется если рыночная цена выпускаемых товаров позволит возместить издержки (затраты на производство), а также принесет прибыль.

Неценовые факторы изменения функции предложения и условий производства:

1. Уровень технологии производства данных товаров: квалификация труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективное производство и организация труда, способствующая снижению издержек.

2. Государственная налоговая политика:

· Политика поддержки субсидиями предпринимательства.

· Льготная кредитная политика

3. Наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов, а также изменение цен на них.

4. Снижение цен на ресурсы и факторы производства дает экономические издержки и рост предложения.

5. Перспективное ожидание роста цен на производимую продукцию в будущем.

6. Изменение числа производителей.

 

На графике изменение функции предложения изображается смещением кривой.

3. Спрос и предложение это противоположные силы, вызывающие подъем или снижение цены на рынке.

1. Предложение превышает спрос.

2. Спрос превышает предложение.

3. Равновесие спроса и предложения.

 

Графически экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена – равновесной ценой.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкуренции. Цена равновесия это цена, по которой покупатели хотят купить определенное количество товаров, а продавцы согласны продать. В точке равновесия нет излишеств и дефицита.

 

4. Реакцию величины спроса или величина предложения на изменение цены называют эластичностью спроса или эластичностью предложения, которые количественно измеряют коэффициентом эластичности:

Коэффициент Эластичности спроса (ценовой)= [Изменение спроса товара (%)]/[Изменение уровня цены товара (%)]

Коэффициент эластичности (перекрестный) = [Изменение спроса товара А(%)]/[Изменение уровня цены товара В(%)]

Существует абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный, неэластичный, эластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие у товаров заменителей.

2. Степень разнообразия возможного использования товара.

3. Степень насущности удовлетворяемых потребностей.

4. Степень ограниченности доступа к товару.

5. Время

 

Коэффициент Эластичности Предложения = [Изменение объема предложения]/[Изменение уровня цены]

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Степень развития производственных мощностей.

2. Размер товарных запасов.

3. Способность к новым инвестициям.

4. Время.

 

5. Равновесие может нарушаться вмешательством в действия законов спроса и предложения со стороны государства путем налогообложения продаж, контроля над ценами.

Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, вследствие чего сокращаются покупки подорожавшего товара. Производители сокращают производство товаров. Точка ценового равновесия перемещается на более высокий уровень.

Контроль над ценами осуществляет государство законодательно, принудительно устанавливая цену ниже уровня рыночного равновесия, что нарушает механизмы рыночного ценообразования по законам спроса и предложения.

Отрицательные последствия:

1. Товарный дефицит.

2. Возникновение ценовой экономики.

3. Социальная напряженность в обществе.

 

Лекция 7 18.10

Лекция 8 25.10

Лекция 9 1.11

Фирма в рыночной экономике.

Вопросы:

1) Фирма, предприятие. Его признаки, функции, цели. Основные и оборотные фонды.

2) Организационно-правовые формы предприятия: индивидуальное предпринимательство (единоличное предприятие), акционерное общество (закрытое, открытое), общество с ограниченной и неограниченной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия.

3) Источники финансирования фирмы. Собственные и заёмные средства.

(1)

Предприятие (фирма) – один из важнейших субъектов рыночной экономики, представляющий её основу. Поведение фирмы и эффективность её работы влияют на состояние национальной экономики. Поведение фирмы отражает выработку и принятие решений для деятельности в рыночной среде.

Фирма (предприятие) – экономическая единица, юридической и хозяйственной самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли и определяющая что, как и для кого производить.

Основные принципы:

1) организация производства товаров и услуг и инвестирование в реальный капитал.

2) Социальная функция удовлетворения потребностей потребителя.

Цели:

1) получение максимальной прибыли за счёт максимизации разности между доходами и издержками (традиционная теория фирмы),

2) максимизация объёма продаж (поведенческая теория фирмы),

3) достижение определённого условия прибыли удержание определённой доли рынка и определённого уровня продаж (теория удовлетворения),

4) стремление к получению максимальной прибыли, но не достижение её: фирма направляет усилие на завоевание и удержание определённой доли рынка (не эволюционная теория, отражающая рутинное поведение).

Основные фонды: это средства труда, которые вовлечены в производственный процесс, функционирующ. во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям.

Оборотные фонды: это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства, изменяют свою натуральную форму, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и стоимость, которая возмещается после каждого производственного цикла.

Производство и затраты фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

1) Производство и производственная функция. Двухфакторная модель производства.

2) Зависимость выпуска от объёма использования труда в краткосрочном периоде. Показатели производительности труда: совокупный, средний, предельный продукт труда. Закон убывающей производительности (отдачи).

3) Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, предельные, переменные, общие, средние. Роль показателя предельных затрат в процессе принятия решения фирмой. Амортизация как компонент постоянных затрат. Схема амортизации: простая (линейная), ускоренная.

4) Доход фирмы: валовой, средний, предельный. Прибыль как цель деятельности фирмы. Максимизация прибыли и оптимизация объёма производства.

5) Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба (эффект масштаба): убывающая, постоянная, возрастающая. Предельная норма технологич. достижения. Минимизация затрат фирмы.

6) Показатели эффективности использования факторов производства: производительность труда, капиталоотдача, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объёмом продукта, производимым с помощью данного набора факторов Q=f(X1,X2,…Xn), где Q – объём производства продукции (в физ. единицах), X1,X2,…Xn – количество затрат по каждому из n факторов производства.

Особенности её:

- производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначена для данной технологии,

- с производственной функции определяется минимальное количество затрат для производства данного продукта Q.

Свойства функции: 1) увеличение объёма производства за счёт роста затрат только по одному из факторов имеет предел; 2) факторы производства, как правила, взаимно дополняют друг друга.

Производственная функция, выражающая взаимосвязь двух факторов производства: труда L и капитала К, имеет вид Q=f(L,K). Эти факторы взаимно дополняемы и взаимно заменяемы. Графическое изображение производственной функции есть изокванта, показывающая различные варианты использования двух затрат, сочетание которых будет приносить заданный объём Q. Ряд изоквант, отражающий максимальный допустимый выпуск продукции при любом наборе факторов производства, представляет карта изоквант. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объёму выпуска она соответствует. Для анализа влияния факторов производства на динамику выпуска продукции производственные функции рассматривают в краткосрочный и долгосрочный период.

Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого производственные мощности остаются постоянными, а объём производства регулируется переменными факторами производства (а именно трудом).

Совокупный продукт переменного фактора – это количество продукции, производимой при определ. количестве изменяющегося фактора и неизменности других факторов.

Средний продукт переменного фактора – это отношение совокупного продукта переменного фактора к использованному количеству этого фактора, т.е. совокупный продукт, произведённый за 1 час труда.

Предельный продукт – это прирост совокупного продукта, полученного в результате применения дополнит. единицы переменного фактора производства.

Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов выражает закон убывающей производительности, согласно которому увеличение производства, достигаемое при равномерном приросте переменного фактора, будет снижаться по достижению определённого уровня использования этого фактора.

(2)

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несёт неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобождён от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространённая форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т.п.

Акционерное общество (АО) – это общество, уставной капитал которого разделён на определённое число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Открытое АО имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

Закрытое АО – акции которого распределяются только среди его учредителей.

Общество с ограниченной ответственностью – имеющее уставной фонд, разделённый на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по своим обязательствам только в проделах стоимости своего имущества. Всё имущество общества принадлежит его участникам.

Общество с неограниченной ответственностью – его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.

В рыночном понимании «предприятие» - это совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т.д. Оно является «унитарным», т.к. его имущество принадлежит единому собственнику (государству или муниципальному образованию) и поэтому не подлежит разделу между работниками.

Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия. Государственные и муниципальные предприятия являются юридическими лицами.

Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

(3)

К собственным источникам финансирования относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолженность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.

К заёмным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.

Лекция 1 6.09

Исторический экскурс в теоретическую экономику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.094 с.)