Политико-правовое учение Морелли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Морелли



Морелли (1715—?) — французский писатель, теоретик коммунизма

Эпоха. Кризис феодального строя во Франции привел к нарастанию революционной ситуации. Из просветительства выделилось новое революционно-демократическое направление политической мысли.

Биография. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем было опубликовано несколько произведений («Базилиада» и др.).

Логическое основание политического учения. Разделял идеи естественной школы права и идеи Просвещения. Идеальный строй для Морелли — это коммунизм:

—>строй, который соответствует «природе человека»;

—>строй, который основан на принципе всеобщей обязательности труда и принципе общественной собственности.

Основная работа: «Кодекс природы или истинный дух ее законов» (1754). Состоит из четырех частей: части 1, 2, 3 — теория коммунизма; часть 4 «Образец законодательства, согласного с намерениями природы» — проект Конституции будущего коммунистического общества, в состав которой включены 118 законов.

Содержание политического учения. Морелли различает два состояния, в котором могут находиться люди:

1)естественное;

2)государственное.

Естественное состояние — золотой век (как у Руссо),

когда действуют законы природы, предписывающие людям общую собственность и всеобщую обязательность труда.

Морелли — противник концепции договорного происхождения государства. Переход от естественного состояния к государству, по мнению Морелли, не был осуществлен путем заключения общественного договора, а вызван ошибками первых законодателей. Эти законодатели закрепили «чудовищный раздел произведений природы», который вызвал появление множества «жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться».

В свете такой трактовки появления государства и законов Морелли допускает, что какой-нибудь «мудрый законодатель» в его время смог бы уберечь индейцев Америки от следования ошибочным путем. Морелли, как и французские просветители, верил в мудрый человеческий разум, используя который можно было бы исключить из жизни людей несправедливость.

Формы правления государства и их развитие. В отличие от Монтескье, который считал, что в основании той или иной формы правления лежат различные принципы (добродетель, умеренность, честь, страх), Морелли полагал, что все формы правления «покоятся в большей или меньшей мере на собственности и интересе». Формы правления сменяют друг друга. Смена одной формы на другую обусловлена концентрацией общественного имущества в частных руках.

На смену демократии, в которой частный и общественный интерес уравновешены и существует имущественное равенство, приходит аристократия. Это происходит потому, что некоторой части людей присуще стремление к захвату общественного имущества: «Пройдет немного времени и... несколько семейств станут хозяевами всего общественного и казенного имущества, и вот вам готово превращение общего интереса целой нации в интерес нескольких лиц, объединившихся для порабощения большинства: это — аристократия».

Затем общественное имущество концентрируется в руках одного, и возникает монархия. Со временем монархия превращается в деспотию.

Современное ему государство Морелли оценивал как деспотию — несправедливую форму правления государства, которая в высшей степени противоречит законам природы.

Проект коммунистического строя. В будущем государстве человек будет свободным. Под свободой Морелли понимал следующее: «Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания».

Для обеспечения этой свободы необходимо ввести в действие Кодекс природы. Он состоит из 118 законов, три из которых являются основными:

è запрет частной собственности;

è установление права на труд и обязанности трудиться;

è признание за каждым гражданином права получить прокормление за общественный счет.

После введения в действие Кодекса природы законодательная функция государства будет исчерпана. Основной функцией государства станет хозяйственно-организаторская, которая означает:

> централизованное распределение работ в обществе между его членами в известной пропорции;

—>надзор за снабжением и распределением произведенной продукции.

Для осуществления хозяйственно-организаторской функции должны быть созданы:

1) единоличные органы управления;

2) коллегиальные органы управления.

1. Единоличные органы управления формируются с учетом территориального признака. Морелли выделяет следующие административно-территориальные единицы: трибы, города, провинции, нация.

Каждая административно-территориальная единица имеет своего главу, или начальника: главы триб (должность за- нимается пожизненно); начальники городов (должность занимается на один год); начальники провинций (должность занимается на один год); глава нации (должность занимается пожизненно).

Морелли отрицательно относился к идее выборов должностных лиц, отстаивал принцип очередности занятия должностей отцами семейств.

2. Коллегиальные органы управления строятся: по территориальному признаку; по производственному признаку.

2.1. Коллегиальные территориальные органы управления:

• в каждом городе действуют сенат. Каждый отец семейства, достигший 50 лет, становится сенатором. Функции сената: издание различных регламентов; подсчет лиц различных возрастов и профессий; содержание приютов для престарелых;

• в масштабе всей нации действует Верховный сенат нации, который формируется по принципу: по два депутата от сената каждого города по очереди входят в его состав, который ежегодно обновляется. Функции Верховного сената нации: надзор за сенатами городов; суд по особо опасным преступлениям.

2.2. Производственно-территориальные коллегиальные органы управления:

• в каждом городе действует совет. Состоит из мастеров различных корпораций;

• в масштабе всей нации действует Верховный совет нации. Подчинен Верховному сенату нации.

Функции этих советов: решение производственных задач; консультирование сенаторов.

Морелли описал будущее коммунистическое устройство общества. Переход к коммунизму он предполагал осуществить при посредстве просвещенных монархов, к которым обращался с призывом: «Исправьте ошибки политики и морали согласно законам природы...».

Многие идеи Морелли (идея свободы как гарантированной государством материальной обеспеченности; идея централизованного управления народным хозяйством) воспроизводились впоследствии бабувистами — участниками «Заговора во имя равенства» (1796).

В отличие от Мора, изложившего коммунистические идеи на примере фантастической «Утопии», Морелли разработал конкретный проект законодательства коммунистического строя.

Ф. Энгельс считал, что Морелли — это «первый теоретик коммунизма».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.009 с.)