ТОП 10:

О роли красоты в инженерном творчестве



 

Словарь русского языка определяет красоту как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху. В философском словаре отмечается, что красота, или прекрасное в жизни и искусстве, доставляет духовную радость и наслаждение и имеет огромную познавательную и воспитательную роль в обществе.

Существует три типа красоты: красота окружающей живой и неживой природы, красота изделий и других объектов, созданных человеком, и красота, создаваемая искусством. Из этих трех типов складывается красота окружающей среды. Стремление найти или создать красивую окружающую среду была одной из наиболее сильных изначальных потребностей человека.

В возникновении и становлении человечества решающую роль сыграли два самых важных движущих фактора:

труд для удовлетворения физиологических потребностей и создания орудий труда (также для удовлетворения физиологических потребностей);

поиск и созидание красоты окружающей среды, что выражалось в украшении орудий труда и жилища, в исполнении и сочинении музыки и танцев и многом другом.

Именно второй движущий фактор обеспечил непрерывное развитие самого главного источника прогресса наших далеких предков - их творческих способностей. В период становления человека техническое творчество было чрезвычайной редкостью, а художественная и эстетическая деятельность была постоянным давлеющим фактором в прогрессивном развитии творческих способностей.

По способности чувствовать красоту людей можно условно разделить на две группы, которые имеют как бы два уровня ее восприятия. Одни имеют более глубокое внутреннее восприятие, оказывающее благотворное влияние на человека и изменяющее его поведение. После обостренной встречи с прекрасным у человека повышается активность и творческая способность.

Другая группа характеризуется более поверхностным восприятием красоты и культуры.

Поверхностное, или внешнее восприятие, в отличие от внутреннего, требует намного меньшего труда, душевного волнения и переживания. Такое восприятие в основном связано с механическим запоминанием объекта.

В соответствии с внутренним и внешним восприятием красоты существует внутренняя эстетическая культура и внешняя эстетическая культура.

Эстетическое воспитание, или эстетическое наполнение человека, происходит в основном через три канала.

Первый канал - участие человека в созидании красоты окружающей среды, когда он выступает как творческая личность и сам рождает красоту в силу своих способностей и возможностей.

Второй канал - восприятие первой сигнальной системой, т.е. своими чувствами, оригиналов наиболее выдающихся предметов и явлений красоты живой и неживой природы, произведений прикладного искусства, архитектурных сооружений, скульптур, картин, игры актеров в театре и т.д.

Третий канал - восприятие первой сигнальной системой копий наиболее выдающихся предметов и явлений красоты. Это могут быть репродукции и фотографии произведений изобразительного искусства или видов природы, кино, телепередачи, грамзапись музыки и т.д.

Между этими способами, или каналами эстетического восприятия существуют интересные отношения. Во-первых, самое сильное воспитательное воздействие происходит при непосредственном создании человеком красоты окружающей среды. Второе по силе воспитательное воздействие производят оригиналы.

Во-вторых, если человек сам созидает красоту, то он более четко и глубоко воспринимает оригиналы и копии.

Во времена первобытного общества, эллинизма, средневековья и до XVIII в. труд был у большинства индивидуальным, творческим и высокоэстетическим, чтобы товар имел более высокий спрос на рынке.

Наступившее разделение труда привело к отторжению у производителей функций созидания красоты окружающей среды. Возникла и стала быстро расширяться стандартизация. Но, во-первых, красота не может быть стандартной, ей всегда была присуща индивидуальность. Во-вторых, стандартизация усилила отторжение производителей от созидания красоты.

Когда началась интенсивная механизация и автоматизация производства, массовые связи людей с природой начали быстро сокращаться и сходить на нет.

Широкое распространение средств тиражирования и передачи информации о красоте окружающей среды принесло два отрицательных последствия.

Во-первых, эти средства обеспечили массовый пассивный досуг людей, отчего по разным причинам резко сократилось их участие в самодеятельном искусстве, т.е. значительно уменьшился самый сильный фактор эстетического воспитания - через созидание красоты.

Во-вторых, взаимодействие людей с оригиналами предметов и явлений красоты в большей мере заменялось взаимодействием с их копиями, т.е. нарушился второй по силе фактор эстетического взаимодействия. Более того, дальнейшее развитие техники привело ко второй волне отторжения людей от взаимодействия с оригиналами и от созидания красоты. Не следует забывать о потере еще одной составляющей в красоте окружающей среды, о массовом восприятии людьми атеистических взглядов.

Итальянский мыслитель, архитектор и музыкант XV в., автор знаменитых 10 книг о зодчестве Альберти сказал: "Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, что ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Великая это и божественная вещь, осуществление которой требует всех сил искусства и дарования, редко когда даже самой природе дано произвести на свет что-нибудь вполне законченное и во всех отношениях совершенное".

Известный австрийский биолог К.Лоренц: "В некоторых творениях природы непостижимым образом соединяются красота и функциональность, художественное и техническое совершенство - таковы паутина паука, крыло стрекозы, великолепно обтекаемое тело дельфина и движение кошки".

Генеральный авиаконструктор О.К.Антонов: "Интереснейшая часть нашей работы - это... красота в технике, часть, совершенно неотделимая от нашего труда. Мне кажется, что у нас в авиации это чувствуется особенно отчетливо - тесная взаимосвязь между высоким техническим совершенством и красотой. Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать".

Эти и другие определения красоты по отношению к техническим объектам можно обобщить в виде следующего постулата: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми.

Главная задача всех проектно-конструкторских организаций заключается как раз в создании наиболее целесообразных и функционально совершенных, т.е. наиболее красивых изделий. Создание наиболее целесообразных, функционально совершенных технических объектов - это математическая задача оптимального проектирования или задача поиска глобально оптимального решения в широком смысле слова, когда поиск осуществляется на всем множестве возможных в данное время функциональных структур, физических принципов действия и технических решений, включая определение их оптимальных параметров.

Для успешного решения таких широко поставленных задач оптимального проектирования необходимо иметь, во-первых, рациональную стратегию (алгоритм) поиска, гарантирующую нахождение глобально оптимального решения, во-вторых, способ оценки степени совершенства.

Красота любого изделия состоит из внутренней, или функциональной, и красоты дополнительной, декоративной.

Функциональная красота обусловлена, в первую очередь, законами физики и создается на основе глубокого знания или ощущения физической сущности работы ТО и его взаимодействия с окружающей средой. Эти законы лучше знает и чувствует инженер, и здесь ему должно принадлежать решающее слово.

Декоративная красота основана на законах психофизиологического воздействия некоторых образов на окружающих людей. Эти законы лучше знает дизайнер. Функциональная и декоративная красота должны гармонично и оптимально дополнять друг друга.

Хотелось бы особо порекомендовать студентам многосторонние увлечения искусством - сочинение и исполнение музыки и танцев, стихов и других литературных произведений, занятие изобразительным искусством и т.п.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.007 с.)