Глава1. Основы таможенного дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава1. Основы таможенного дела



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.Лобачевского» (ННГУ)

 
 

 

Л.Г. ГРЕВЦЕВА

 

 

 
 

 


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Нижний Новгород

 

Таможенное право: учебное пособие. Н. Новгород, ННГУ, 2008. – 133 с.

Автор (составитель): Гревцева Людмила Германовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права (ННГУ).

 

Рецензент: Андреев Олег Анатольевич

 

 

Учебное пособие подготовлено на основе действующего таможенного законодательства по состоянию на май 2008 года. Кроме основных нормативных документа, таких как Конституция РФ, Таможенный кодекс 2004 года и ФЗ «О таможенном тарифе» учтены иные федеральные и ведомственные законные и подзаконные нормативные акты.

Пособие предназначено для аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов, а так же для лиц самостоятельно изучающих таможенное право.

 


Оглавление

Список основных сокращений

Предисловие

Глава1. Основы таможенного дела

1.1. Задачи и система курса «Таможенное право»

1.2. Сущность и содержание таможенного дела

1.3. Понятие и принципы таможенной политики

Глава 2. Таможенное право как отрасль российского права

2.1.Понятие таможенного права

2.2. Предмет таможенного права

2.3.Методы таможенного права

2.4.Дейстрие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц

2.5. Источники таможенного права.

Глава 3 Таможенное оформление

3.1.Содержание таможенного оформления

3.2. Участники ВЭД

3.3.Таможенные операции и процедуры

Глава 4 Перемещение через таможенную границу

4.1.Перемешение товаров

4.2. Перемещение транспортных средств

4.3.Перемещение наличной валюты

4.4. Декларирование товаров, транспортных средств, наличной валюты физ.лицами.

Глава 5 Таможенный контроль

5.1. ol_bgcolor = "#222222"; Формы контроля

5.2.Зона таможенного контроля

5.3. Способы производства ТК

5.4. Экспертизы и исследования

5.5.Информационные ресурсы

5.6.Технические средства

5.7. Интеллектуальная собственность

Глава 6. Отдель­ные виды деятельности в области таможенного дела, включаемые в Реестры лиц, осуществляющих эту деятельность.

6.1. Виды деятельности в области таможенного дела.

6.2. Таможенный брокер

6.3.Таможенный перевозчик.

6.4.Склад временного хранения.

Глава 7. Номенклатура внешнеэкономиче­ской деятельности и страна происхождения товаров.

7.1. Товарная номенклатура ВЭД

7.2.Страна происхождения товаров

Глава 8 Таможенные режимы

8.1.Основные таможенные режимы

8.2. Экономические таможенные режимы

8.3. Завершающие таможенные режимы

8.4. Специальные таможенные режимы

Предисловие

 

Современное таможенное законодательство формировалось в нестабильных экономических и политических условиях, в период чередования тактических и стратегических задач развития таможенного регулирования. Эти обстоятельства привели к постепенному накоплению недоработок и недостатков в правовой регламентации некоторых аспектов таможенного дела. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказалась на практике применения таможенного законодательства на начальных этапах его становления. Сегодня, пройдя десятилетний путь сложного поиска и становления, таможенное право является наиболее действенным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности нашего государства.

В современном представлении термин «таможенное право» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики государственная таможенная дея­тельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Государство серьезно заинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной отрасли права. Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без создания всеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

«Таможенное право» занимает место в системе подготовки специалистов по гражданско-правовой специальности. Рассматриваемые в курсе правовые понятия пересекаются с другими юридическими и экономическими дисциплинами. Степень их усвоения существенно влияет на гармонизацию знаний полученных при изучении таких предметов как административное право, международное частное право и т.д.


Понятие таможенного права

Вопрос о месте таможенного права в правовой системе Российской Федерации является спорным. Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе и др. обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права. К.К. Сандровский, Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права. Д.Н. Бахрах делает однозначный вывод, что таможенное право — это институт административного права.

Государство серьезно заинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной отрасли права. Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без создания всеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Таможенное право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права и потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие отношения, но они не исчерпывают всего предмета таможенно-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права: конституционного, административного, налогового, трудового, банковского и др., а также международного права. Будучи разнородными, по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность — таможенные отношения, где систематизирующим признаком является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Поэтому таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права.

Участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В ТК РФ 2004г. появилась новая глава 3 - «Деятельность в области таможенного дела», которая определила широкий круг лиц участвующий в процессе это: таможенные органы, лица, перемещающие товары — их собственники, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, брокеры, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др.

Объектом регулирования в таможенных отношениях являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, объективно отсутствует потребность в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права - комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов в аспекте обеспечения таможенных режимов и реализации других средств таможенной политики Российской Федерации.

Следующим веским основанием выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных актов — Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», являющихся, по существу, главными источниками таможенного права.

Все множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, ТК РФ интегрирует в единую функ­ционально взаимосвязанную, юридически взаимообуслов­ленную и логически согласованную систему норм таможен­ного права. Таким образом, ТК РФ выступает в качестве важ­нейшего фактора, обусловливающего выделение таможен­ного права в самостоятельную отрасль в правовой системе России. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотрас­левой принадлежности, будучи включенными в ТК РФ, навсегда остаются в таможенном праве и в своей сово­купности образуют особую юридическую общность—та­моженное право как комплексную отрасль.

Таким образом, выяснив все объективные условия возникновения и становления таможенного права в российской правовой системе, а именно, наличие ярко выраженного государственного интереса в выделении такой отрасли; комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регулирования таможенного права; комбинации осуществляемых в специ­фических формах правовых способов воздействия (методов) в таможенной сфере; особых значительных по объему кодификационных базовых источников, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли российского права.

Таможенное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ.

 

Предмет таможенного права

Таможенное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в сфере таможенного дела.

Новизна, сложность и обширность регулируемых отношений требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права.

В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТК РФ 2004г. В нем обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможенного права. В зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, их создания и регулирования выделяются следующие виды таможенных отношений.

1. Общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела (гл.3 ТК РФ 2004г.).Возникают между таможенными органами, которые выполняют возложенные на них функции.

2. Общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств (подраздел 3, раздела 2 ТК РФ 2004г.).Возникают между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

3. Общественные отношения, связанные с регулированием таможенных режимов (подраздел 2 ТК РФ 2004г.). Возникают между таможенными органами; между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

4. Общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (раздел 3 ТК РФ 2004г.).Возникают между таможенными органами; между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

5. Общественные отношения, связанные с предварительными операциями (подраздел 1, гл.2 ТК РФ 2004г.).Возникают в связи с уведомлением таможенных органов о пересечении российской таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ; доставкой товаров, транспортных средств в место, определяемое таможенным органом, и т.д.

6. Общественные отношения, связанные с таможенным оформлением (гл. 8 ТК РФ 2004г.). Возникают в связи с операциями, производимыми должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения.

7. Общественные отношения, связанные с таможенным контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ (раздел 4 ТК РФ 2004г.). Возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенным досмотром; учетом товаров и транспортных средств; проверкой таможенных платежей и т.д.

8. Общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (Гл.5 ТК РФ 2004г.). Возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу России, ведением специальной статистики, а также осуществлением таможенными органами функций, необходимых для ведения ТН ВЭД (Гл. 4 ТК РФ 2004г.).

9. Общественные отношения, связанные с информированием, консультированием и предварительным решением (Гл.4 ТК РФ 2004г.). Возникают в связи с предоставлением таможенными органами заинтересованным лицам: информации о действующих правовых актах в таможенной сфере, консультированием по вопросам тамо­женного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица.

10. Общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов, а также в связи с выбором таможенного режима отказа в пользу государства (& 4 ст. 248-251, гл. 41 ТК РФ 2004г.) и реализацией указанных товаров и транспортных средств.

11. Общественные отношения, связанные с обжалованием и рассмотрением решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц (Гл.7 ТК РФ 2004г.). Возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц.

12. Общественные отношения, связанные с организацией государственной службы в таможенных органах и выполнением государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций. В ТК РФ 2004г. (раздел 5) регламентированы лишь отношения с участием должностных лиц указанных органов. В действительности общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной службы в таможенных органах, исключительно широки по своему объему и разнообразны по содержанию. Сюда относятся отношения, возникающие, например, в связи с установлением правового статуса должностей в таможенных органах и порядка их замещения; в связи с подготовкой, подбором и распределением кадров, зачислением на те или иные должности; в процессе деятельности государственных служащих в таможенных органах и т.д. (Гл. 40 ТК РФ 2004г.)

13. В качестве самостоятельного вида обоснованно выделяются общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве и регулировании таможенного дела в рамках СНГ, а также отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовых организациях и сотрудничеством со странами дальнего зарубежья в области таможенного дела. Хотя эти общественные отношения и не обозначены в ТК РФ, они, бесспорно, составляют самостоятельный вид общественных отношений в таможенной сфере.

Главная особенность перечисленных видов общественных отношений состоит в том, что все они, так или иначе, складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, его оформлением и контролем, а так же уплатой таможенных платежей. В своей совокупности они определяются понятием таможенных отношений, регулятором которых и является исключительно таможенное право.

Указанные виды общественных отношений, как видно многообразны по своему характеру и составляют предмет таможенное право. Все они непосредственно связаны с таможенной деятельностью, а потому называются таможенными отношениями.

Главное, что характерно для таможенного права и в чем наиболее ярко и зримо проявляется его особенности, - это функционирование системы таможенных органов. В значительной степени таможенное право выступает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых таможенным и другим федеральным законодательством на таможенные органы.

Таможенное право регулирует такие отношения с участием таможенных органов, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Именно в силу таковых таможенные органы и выступают в роли субъекта таможенных отношений. Таможенные отношения представляют собой «поле» применения и осуществления полномочий таможенных органов.

Таким образом, при определении предмета таможенного права необходимо учитывать:

§ сферу таможенного дела, охватывающего любые действия, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

§ наличие в ней специальных субъектов – таможенные органы;

§ практическую реализацию ими представленных для осуществления таможенной деятельности полномочий;

§ наличие в ней специфического объекта регулирования – это товары, любое движимое имущество, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства.

Как видно, общественные отношения, регулируемые таможенным правом, весьма многообразны, но все они возникают в связи с осуществлением таможенной деятельности. Таможенные правовые нормы упорядочивают, закрепляют и охраняют наиболее рациональные общественные отношения в таможенной сфере.

 

Методы таможенного права

 

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Специфика таможенного дела как объекта регулирования таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеторгового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и осуществление таможенного контроля. Поэтому в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административный метод. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в таможенном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного дела, требующего властных указаний, предписаний к совершению определенных действий и т.д.

В нормах таможенного права жестко закрепляются требования государства к деятельности таможенных органов. Предписания таможенным органам красной нитью проходят через все нормы ТК РФ.

Все таможенные органы обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установленного порядка. При этом они не имеют права уклоняться от принятия решений. Любое лицо вправе обжаловать решения(в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы, в соответствии с особым порядком предусмотренным главой 7 ТК РФ 2004г. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с соображениями государственной безопасности, необходимостью защиты: общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, интересов потребителей, права собственности (в т.ч. и интеллектуальная), животных и растений, а так же охраны окружающей среды.

Запреты – это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Правовые формы запретов в таможенной сфере разнообразны. Нередки прямые запреты:

Ø запрет ввоза

Ø запрет вывоза

Ø запрет совершать нарушения таможенных правил

Ø запрет совершать административные правонарушения (например: посягающих на деятельность таможенных органов)

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме – путем указания исчерпывающего перечня действий. Например в ТК РФ 2004г. (Гл.14) установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определенные формы, места, сроков подачи ГТД, представлении документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия ГТД, ее изменения, дополнения и изъятия.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности как физических так и юридических лиц за их нарушения, гражданской ответственности (признание сделок ничтожными, с последующим применением определенных последствий).

Методы запретов в таможенном праве тесно соприкасаются с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод тоже широко применяется в таможенном праве и является наиболее перспективным. ТК РФ 2004г. (раздел 2) предусматривает разрешительный порядок перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу разрешается только при строгом соблюдении заявленного таможенного режима – совокупности условий, определяющих статус перемещаемых товаров и транспортных средств. При этом право принятия решения о возможности перемещения под определенным таможенным режимом т.е. предоставление в каждой конкретной ситуации разрешение на использование данного режима либо отказе в таковом принадлежит исключительно таможенным органам.

Широко используется в таможенном праве и гражданско-правовой метод – диспозитивный подход к установлению правомочий субъектов таможенных отношений. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физические) на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Некто не может быть лишен или ограничен в праве на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев установленных ТК РФ и др. законодательными актами РФ. ТК РФ 2004г. (подраздел 2 раздела 2) предоставляет лицам перемещающим через таможенную границу, право выбора любого таможенного режима. По желанию лица, один таможенный режим может быть заменен другим. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу называется методом общих дозволений.

Диспозитивный подход в таможенном праве выражается и в представлении субъектам возможности согласования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами РФ и во время их работы. Однако ТК РФ 2004г. (ст.69 п.1, 407) предусматривает возможность пересечения таможенной границы и в иных местах и вне времени, но по согласованию с таможенными органами.

Закрепляя варианты должностного поведения, нормы таможенного права представляют субъектам возможность выбора одного из вариантов. Например: таможенными нормами предусматривается, что при проведении таможенного контроля таможенные органы РФ используют, как правило те формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле[7]. Это – вариант дозволения, дающий таможенным органам возможность выбора форм таможенного контроля в соответствии с принципом достаточности.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органичном соединении административно-правового и гражданско-прового методов в разнообразных формах их реального проявления.

 

Участники ВЭД

 

ol_bgcolor = "#222222"; Правовые начала (принципы) перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ определяются:

§ Свободой и равенством прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

§ Обязательностью соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

§ Обязательностью прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию РФ или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории РФ в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов.

§ Обязательностью таможенного оформления и контроля, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

§ Обязательностью соблюдения требований по ограничению прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем

Свобода и равенство прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Однако реализация данного права невозможна без соблюдения установленных правил и порядка перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу. Например, возможность таможенного декларирования товаров иностранными лицами (участниками ВЭД) ограничена требованиями статьи 126 ТК РФ, соответственно права отдельных категорий иностранных лиц на перемещение товаров через таможенную границу РФ могут быть реализованы посредством обращения к услугам таможенного брокера.

Реализация права на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации не требует регистрации хозяйствующего субъекта в качестве участника ВЭД в таможенных органах.

Обязательность соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ [29].

Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами Российской Федерации, так и в соответствии с внутренним законодательством России.

Действующие запреты и ограничения распространяются равным образом на всех лиц, перемещающих товары через границу, при этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран[30].

В случае, если товары, запрещенные к ввозу все же были ввезены в РФ, то такие товары подлежат немедленному вывозу либо помещаются на склад временного хранения или в иные места являющиеся зонами таможенного контроля с целью вывоза за пределы Российской Федерации в течение трех суток.

При выявлении таможенными органами признаков административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), возможно также привлечение к ответственности в соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений".

Обязательность прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию РФ или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории РФ в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов.

В соответствии с пунктом 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов. То же относится и к убытию товаров и транспортных средств с таможенной территории России[31].

Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов[32].

Обязательность таможенного оформления и контроля, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств [33].

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ [34].

Несоблюдение данного принципа может повлечь уголовную ответственность (ст. 188 УК РФ "Контрабанда") либо административную ответственность (ст. 16.1 КоАП РФ"Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", ст. 16.2 КоАП РФ"Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств).

Обязательность соблюдения требований по ограничению прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем [35].

Изначально, товар (транспортное средство) в силу своего перемещения через таможенную границу Российской Федерации подлежит таможенному оформлению, в процессе которого никто не вправе им пользоваться и распоряжаться до завершения всех таможенных формальностей.

Возможность дальнейших ограничений и особенности таких ограничений зависят от избираемого таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Исключения могут составлять случаи, предусмотренные ст. 429 ТК РФ, когда таможенные органы вправе распоряжаться товарами, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек. В этих случаях таможенные органы вправе без завершения таможенного оформления товаров обратить их к реализации, уничтожению, утилизации[36] либо передать товары учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения, музеям, зоологическим паркам, заповедникам[37].

 

Перемешение товаров

 

Ввоз автомобилей.

Ввоз в РФ автомобилей без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предусмотрен только в нескольких случаях, а именно:

а) ввоз автомобиля осуществляется физическим лицом, постоянно проживающим в РФ, при условии, что ввозимый автомобиль происходит с территории бывшего СССР либо был выпущен на этой территории в свободное обращение, а также находился в собственности данных лиц (членов их семей) по состоянию на 31 декабря 1991 года;

б) ввоз автомобиля осуществляется физическим лицом, признанным в установленном порядке беженцем или вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в РФ, а также при условии, что страной происхождения автомобиля является РФ или другое государство - участник СНГ и ввозимый автомобиль был приобретен до въезда в РФ.

Применение единых ставок таможенных пошлин, налогов при ввозе в РФ автомобилей обусловлено их возрастом, а для новых автомобилей еще и страной происхождения (РФ либо иностранное государство).

В целях применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, ввозимые в РФ транспортные средства разделены на три группы:

- новые автомобили (автомобили, с момента выпуска которых прошло не более трех лет);

- автомобили, с момента выпуска которых прошло более трех лет, но не более семи лет;

- автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет.

Ввоз в РФ новых автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, страной происхождения которых является РФ, облагается таможенным платежом по единой ставке таможенных пошлин, налогов в размере 1 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

Ввоз в РФ новых автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, страной происхождения которых является иностранное государство, облагается таможенным платежом по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, в зависимости от стоимости ввозимого автомобиля.

Например:

- если стоимость автомобиля не превышает 325 тыс. рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

- если стоимость автомобиля не превышает 325 тыс. рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

- если стоимость автомобиля составляет более 325 тыс. рублей, но не превышает 650 тысяч рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

- если стоимость автомобиля составляет более 650 тыс. рублей, но не превышает 1625 тысяч рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

- если стоимость автомобиля составляет более 1625 тыс. рублей, но не превышает 3250 тысяч рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

- если стоимость автомобиля составляет более 3250 тыс. рублей, но не превышает 6500 тысяч рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

- если стоимость автомобиля составляет более 6500 тыс. рублей, - 48 % таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

Для применения перечисленных единых ставок таможенных пошлин, налогов, под стоимостью автомобиля понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.073 с.)