Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения



Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки постоянной кривой спроса (см. рис. 2.).

а) б)

Рис. 2. График спроса: а) изменение спроса в зависимости от цены;

б) изменение объёма спроса в зависимости от неценовых факторов

 

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размеры рынка, доход («эффект дохода»), цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие), потребительские ожидания (см. рис. 2). Действие неценовых факторов приводит к изменению в объёме спроса и выражается смещением кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Предложение представлено количеством продукта, которое фирма желает произвести и продать по определенной цене в конкретный временной период. Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном (см. рис.3).

а) б)

Рис. 3 График предложения: а) изменение предложения в зависимости от цены;

б) изменение объёма предложения в зависимости от неценовых факторов

 

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной комбинации «цена – объем предложения» к другой. Действие неценовых факторов приводит к изменению в объёме предложения, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (если оно сокращается). К неценовым факторам, оказывающим влияние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изменения в технологии производства, государственная политика в области налогообложения и субсидирования, структура рынка.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы (см. рис. 4).

Рис. 4. Равновесие на рынке

Равновесной цене присуща уравновешивающая функция. На рисунке представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

 

Эластичность и её виды

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса E p равен: Ер = ∆Q / ∆ Р, где Q – изменение величины спроса в %; Р – изменение цены в %, «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (Ер < 1), единичной эластичности (Ер = 1) и эластичный (Ер > 1). В случае абсолютной неэластичности (Ер = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (ер = ∞) она параллельна (выше) оси абсцисс (рис. 5).

Рис. 5. Крайние случаи эластичности:

а) спрос абсолютно эластичен; б) спрос абсолютно неэластичен

 

Аналогично можно определить другие показатели эластичности: эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене.

Коэффициент эластичности спроса по доходуi ) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина Еi является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться к предметам первой необходимости (О < Еi < 1), второй необходимости (Еi = 1) и к предметам роскоши (Еi > 1).

Коэффициент перекрестной эластичности (Еху) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми (Еху > 0), взаимодополняемыми (Еху < 0) и нейтральными (Еху = 0).

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.006 с.)