Монтаж металлических и деревянных конструкций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монтаж металлических и деревянных конструкций



Монтаж металлических конструкций. Из металла могут быть выполнены покрытия одноэтажных промышленных зданий про­летом более 30 м, каркасы промышленных зданий тяжелого ти­па, конструкций электростанций, каркасы гражданских зданий повышенной этажности, резервуары, газгольдеры, высокие опоры ЛЭП, трубы, различного рода технологические конструкции и т. д.

Область применения металлических конструкций будет расши­ряться по мере распространения эффективных металлических пок­рытий в виде структур, мембран, предварительно напряженных стальных ферм, сталежелезобетонных перекрытий промышленных зданий и др.

Увеличению объемов металлических конструкции будет способ­ствовать и улучшение структуры стального проката за счет изго­товления металлургическими заводами проката из легких сплавов, высокосортных сталей, перфорированных и гнутых профилей, ши­рокополочных балок и др. Комплексное применение эффектив­ных стальных конструкций с использованием более широкого и эффективного проката позволит обеспечить снижение расхода ста­ли на 25.-30%.

Особенности монтажа металлических конструкций. Поскольку металлические конструкции имеют повышенную) деформативностъ при перевозке, складировании и монтаже их необходимо прини­мать меры, исключающие повреждения (потеря устойчивости в горизонтальном направлении, вмятины, повреждения фасонок, фрезерованных торцовых поверхностей, стыковых кромок и т. д.). Поэтому перевозят и хранят металлические конструкции (за ис­ключением колонн, секций вертикальных конструкций и некоторых других) в проектном положении, нижние и верхние пояса ферм при необходимости усиливают путем прикрепления к ним деревян­ных пластин, при строповке универсальными стальными канатами «в обхват» устраивают прокладки, которые предохраняют стропы от перетирания, а конструкции из легких сплавов — от повреж­дений.

Металлические конструкции в большинстве случаев доставляют с заводов-изготовителей в виде, отправочных марок (полуфермы или панели при пролете более 18 м, структурные плиты, секции башен, секции кожухов доменных печей и др.). Это делает необхо­димой укрупнительную сборку до проектных размеров конструкции-Фермы обычно укрупняют на строительной площадке в непосред­ственной близости от места разгрузки. В процессе укрупнительной сборки, которая, как правило, производится с применением свар­ки, исправляют появившиеся прн перевозке дефекты (искривления, вмятины, изменение радиуса вальцовки для листовых конструк­ций), очищают поверхность сыков и т. д.

Технические условия допускают отклонение при изготовлении металлических конструкций, например по длине ферм не более - 7...10 мм. Более удобны минусовые допуски, которые могут быть погашены постановкой в местах опорных узлов металлических прокладок. В ряде случаев для повышения несущей способности металли­ческих конструкций практикуют их предварительное натяжение. В - зависимости от характера конструкции используют различные способы предварительного натяжения: обжатие стальными кана­тами раскосов нли поясов ферм, подкрановых балок, натяжение путем загрузки консолей ригеля рамных конструкций, натяже-ние жестких или гибких Байтовых элементов, раскосов башен, Бай­товых покрытий и т. д.

Основная задача при монтаже предварительно напряженных конструкций—это избежать не предусмотренные проектом дефор­мации. Для этой цели, например, при монтаже большепролетную ферму с предварительно напряженным нижним поясом кантуют и поднимают с помощью четырех штанг, подвешенных к двум тра­версам. В процессе натяжения нижний пояс фермы покоится на шести опорах, расположенных на одной прямой, предохраняя его от деформации. Высокая точность изготовления металлических кон­струкций ужесточает требования и к точности их монтажа. Монтаж можно вести двумя технологическими методами: сборка на проект­ных отметках из законченных конструктивных элементов или укруп­ненных монтажных блоков и установка предварительно собранно­го на земле сооружения в проектное положение.

Сборку на проектных отметках ведут из готовых линейных и плоских элементов или пространственных монтажных блоков, пре­дварительно собранных на земле. Первый способ применяют при сборке металлических каркасов зданий, второй—при монтаже пок­рытий промышленных зданий, технологических конструкций, кон­струкций доменных комплексов и т. д.

Установку в проектное положение предварительно собранного сооружения выполняют при монтаже опор линий электропередачи.

башен радиоантенн, воздухонагревателей доменных^ комплексов, технологических колонн нефтехимических предприятий, обелисков, структурных покрытий и др.

Монтаж металлических конструкций каркасов зданий. При мон­таже каркасов зданий ответственные процессы — подготовка и при­емка фундаментов. От качества фундаментов зависит точность ус­тановки отдельных конструкций и всего сооружения в целом.

Перед монтажом осуществляют приемку фундаментов. При этом проверяют главные оси сооружения, правильность и надеж­ность закрепления высотных реперов, продольные и поперечные оси колонн, нанесенные в виде рисок на фундаменты, расположе­ние анкерных болтов и отметки опорных поверхностей (рис. Х.53).

При монтаже металлических конструкций промышленных зда­ний, как правило, применяют метод секционной сборки, т. е. после­довательно монтируют все элементы, образующие жесткую блок-секцию каркаса, и затем переходят к сборке очередной секции. На рис. XI.54 показана схема секционной сборки конструкций и техно­логического оборудования плавильного корпуса.

Стальные колонны устанавливают на бетонные фундаменты, в которых заделаны анкерные болты, обеспечивающие проектное положение колонн в плане. Наличие клюзов (шахтных отверстий у анкерных болтов) позволяет за счет их отгиба несколько исправ­лять неточность их установки; наводку башмаков колонн на анкер­ные болоты облегчает направляющие конические насадки, надева­емые на болты. Они также исключают сминание резьбы болтов.

В зависимости от принятого способа обеспечения точности мон­тажа колонн их устанавливают:

на фундамент, отметка которого доведена до проектной с откло­нениями не более ±2 мм. Этот способ предусматривает установку колонн фрезерованными торцами на заранее выверенные заклад­ные опорные металлические детали;

на фундамент, отметка которого ниже проектной на 40...50мм, т. е. колонна может быть установлена на подкладки с последующим заполнением зазора бетонной смесью;

на фундаменты, имеющие на проектной отметке опирания колонн заранее выверенные и подлитые строганые плиты. В этом случае колонны устанавливают без дополнительной выверки, и поэтому этот метод называется безвыверочным.

Безцыверочный метод 'монтажа предусматривает! установку колонны на заранее выверенные фрезерованные стальные опорные плиты (рис. XI.55), что исключает в дальнейшем выверку колонн и подкрановых балок. При устройстве фундамента его верх не до­водят до отметки низа опорной плиты на 50...60 мм. Затем уста­навливают по нивелиру опорные плиты, уровень которых регули­руют с помощью трех винтов или специального кондуктора. Верх плиты должен совпадать с фрезерованной торцовой поверхностью башмака колонны с отклонениями не более ± 1 мм. При использо­вании оптического плоскомера опорные плиты можно устанавливать с погрешностью не более ±0,5 мм. Проверив правильность установ­ки опорных плит, их подливают цементным раствором. После приоб­ретения раствором достаточной прочности на плиты наносят осевые риски, которые при установке колонн совмещают с рисками на башмаках. Этот метод позволяет примерно на 30% уменьшить трудоемкость монтажа колонн.

При установке колонн (рис. XI.56) высотой до 15 мм их устой­чивость обеспечивают затяжкой гаек на анкерных болтах, а при наличии узких башмаков — дополнительной установкой расчалок в направлении наименьшей жесткости. При монтаже колонн высо­той более 15 м устойчивость их обеспечивают затяжкой анкерных болтов, постановкой дополнительных расчалок вдоль ряда колОнн и крестообразных расчалок —для высоких колонн с узким башма­ком. Первые две смонтированные колонны немедленно раскрепляют предусмотренными проектом постоянными связями или (при от­сутствии таковых) временными жесткими связями.

При шарнирном опирании колонн их расчаливают вдоль и по­перек ряда. После геодезической проверки точности установки ко­лонн их окончательно крепят, включая довертку (при необходи­мости) гаек анкерных болтов, приварку металлических подкладок, установку постоянных связей в связевых пролетах. Подкрановые балки монтируют сразу после установки двухкли, четырех очередных колонн. Балки устанавливают на консоли ко­лонн и временно крепят к упорам через прокладки с овальными отверстиями. По высоте и в плане балки регулируют подкладка­ми, добавляя или извлекая их.

Тяжелые подкрановые балки массой до 100 т и длиной до 36 м доставляют к месту установки в виде составных элементов. Их монтируют после укрупнительной сборки на земле с помощью двух кранов или по частям с применением промежуточных опор.

Подстропильные фермы устанавливают на монтажные столики, приваренные к колоннам, и укрепляют расчалками; стропильные фермы — на монтажные столики колонн или на подстропильные фермы.

При монтаже подстропильных и особенно стропильных ферм следует обращать особое внимание на их устойчивость. Для этого первую ферму до расстроповки крепят расчалками, после чего вторую ферму связывают с первой распорками.

Традиционные методы поэлементной сборки конструкций пок­рытий требуют значительного объема верхолазных работ. Это снижает производительность труда и ограничивает возможности достижения высокого качества и безопасности монтажных работ.

Развитием традиционной технологии возведения одноэтажных промышленных зданий является разработанный советскими спе­циалистами конвейерный метод крупноблочного монтажа (рис. XI.57) конструкций покрытий. Он предусматривает наземную сбор­ку на приобъектной конвейерной линии блоков покрытий с высо­кой степенью конструктивной законченности, доставку их в мон­тажную зону и последующую установку в проектное положение.

Этот метод получил в нашей стране широкое внедрение. К на­стоящему времени площадь смонтированных этим методом покры­тий промышленных зданий превысила 6 млн. м2. Метод применяют для возведения зданий с пролетами 18, 24, 30, 36 и в некоторых случаях — 42 м. Он эффективен как для блоков в виде простран­ственно-стержневых систем, так и для блоков структурной кон­струкции.

Конструкция блоков покрытий должна отвечать следующим ос­новным конструктивно-технологическим требованиям: быть неиз­меняемой и жесткой (этого достаточно для внутрйобъектного их транспортирования), давать возможность монтажа по системе «блок к блоку» и быть в высокой степени законченными.

Для зданий с пролетами 24 м Промстальконструкция и Ленин­градское отделение ЦНИИпроектстальконструкции разработали блок размером в плане 12X24 м. Он представляет собой неизме­няемую пространственную систему, состоящую из двух подстропиль­ных ферм длиной по Г2 м, двух стропильных ферм длиной по 24 м и шагом 6 м, фонарных ферм, связей по уложенным поясам ферм. По стропильным и фонарным фермам уложены прогоны с консолями по 3 м, что позволяет вести монтаж по системе «блок к блоку». Блок имеет высокую степень законченности, в том числе окрашенные конструкции, наклеенную кровлю, остекленные переплеты, подвешенные секции технологических и других комму­никаций.

Конвейер для сборки блоков представляет собой расположен­ный рядом с возводимым объектом рельсовый путь, по которому в заданном ритме на специальных тележках перемещаются собира­емые блоки. Каждый из них проходит через ряд технологических постов (стоянок), на которых последовательно выполняются соот-' ветствующие операции по сборке и отделке блока. Так, на посту № 1 собирают и выверяют каркас блока и сваривают стыки. Этот пост оборудован стационарными кондукторами и подмостями. Пос­ле окончания сборки каркаса тележка с блоком перемещается в заданном ритме на один шаг на пост № 2, где устанавливают фонарные фермы, прогоны и укладывают профилированный настил. Перемещаясь по конвейеру, блок доводится до полной готовности. На последнем посту конвейера блок проходит соответствующую приемку, и затем его доставляют в монтажную зону. Характер операций для каждого поста и протяженность конвейера устанав­ливают с учетом особенностей возводимого объекта. Однако в общем случае длина конвейера должна обеспечивать работу трех участков: сборки металлоконструкций, монтажа инженерных ком­муникаций и общестроительных работ.

Так, например, при строительстве 22-пролетного механосбороч­ного цеха Горьковского автозавода конвейер имел 15 постов и длину 400 м. С 15-го поста сходил полностью законченный блок площадью 288 м2. При этом суточная производительность конвейе­ра (по монтажу) составляла 4 блока, или 1152 м3 готового покры­тия. Считается, что применение конвейера экономически оправда­но, если с него сходит в сутки не менее 500...800 м2 площади гото­вого покрытия.

На строительстве КамАЗа этим методом было смонтировано 3340 блоков покрытий, общая масса которых превысила 120 тыс. т.

В зависимости от конфигурации здания и числа пролетов кон­вейерные линии можно устанавливать вдоль фасада продольной стены, вдоль торцовой стены и т. д. Однако во всех случаях обяза­тельным условием является такое расположение конвейера, кото­рое обеспечивало бы удобную доставку блоков в монтажную зону и минимальную протяженность пути от последнего поста конвейера до монтажной зоны. При правильной постановке работ все органи­зации, обслуживающие конвейер (обшестроительные и субподряд­ные), а также службы (транспортная, комплектующая и др.) не­зависимо от их ведомственной принадлежности должны подчинять­ся начальнику конвейера.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Требования правил безопасного ведения монтажных работ не­обходимо учитывать уже на стадии проектирования объекта путем применения технологичных в монтаже конструкций, например крупных блоков покрытий промышленных зданий, и прогрессивных методов сборки,например наземной сборки этих блоков. Безопас­ное ведение монтажа следует предусматривать и на стадии раз­работки проекта производства монтажных работ (ППМР), пред­полагая технологическую последовательность монтажных опера­ций, обеспечивающую жесткость и устойчивость ранее смонтиро­ванных конструкций и безопасную работу монтажников. Для объектов, насыщенных строительными и технологическими конструкциями, следует применять макетно-модельный метод, проектирования монтажных работ, с помощью которого удобно вы­бирать порядок и способы монтажа, гарантирующие безопасную работу. При производстве монтажных работ большое значение имеют технологические карты, которые должны быть составлены с учетом требований по технике безопасности.

К монтажу конструкций и сопутствующих ему работ допускают рабочих после прохождения с ними вводного инструктажа, в про­цессе которого их знакомят с основными правилами безопасного ведения работ с учетом специфических особенностей данного зда­ния или сооружения.

К монтажным и сварочным работам на высоте допускают мон­тажников и сварщиков-верхолазов, имеющих справку о медицин­ском освидетельствовании, которое они проходят 2 раза в год. К верхолазным работам допускают монтажников, имеющих разряд, не ниже 4-го и стаж не менее одного года.

Все рабочие, участвующие в монтажных работах, должны но­сить каски, предохраняющие от травм при падении предметов с верхних монтажных горизонтов; при работе на высоте они должны надевать предохранительные пояса, которыми прикрепляются к прочно установленным элементам конструкций. При переходе от узла к узлу монтируемой конструкции рабочие прикрепляют кара­бин предохранительного пояса к натянутому страховочному сталь­ному канату.

В целях создания необходимых условий для безопасного про­изводства работ на строительной площадке и монтируемом здании или сооружении должны быть предупреждающие надписи, выделе­ны опасные зоны, ограждены проемы, а рабочие места при произ­водстве работ в вечернее и ночное время— достаточно освещены при наименьшем нормативе освещенности — 30 лк. Границу опас­ной зоны определяют расстоянием по горизонтали от возможного места падения груза с крюка крана или с возводимых конструкций не менее 7 или 10 м соответственно при высоте подъема груза на 20 и 100 м.

Одним из условий безопасного выполнения монтажных работ является правильная эксплуатация монтажных кранов, обеспечи­установлен на надежное и тщательно выверенное основание. Кра­ны на рельсовом ходу должны обязательно иметь противоугонные устройства. Кроме того, каждый кран необходимо оборудовать автоматическим устройством для ограничения грузоподъемности, а его стальные канаты следует периодически проверять. Во избе­жание перегрузки монтажных кранов необходимо знать массу под­нимаемых элементов, которую указывают в марке, имеющейся на элементах сборных железобетонных и других конструкций.

В соответствии с действующими нормами стропы, захваты и другие такелажные приспособления следует периодически испыты­вать и при необходимости выбраковывать. Перед началом работы и в процессе монтажа такелажные устройства испытывают двой­ной нагрузкой. При подъеме грузы берут на оттяжку, что исклю­чает их раскачивание. Однако сам груз следует поднимать и опус­кать только в строго вертикальном положении. Перед подъемом надо проверить надежность петель для строповки груза. Запреща­ется во время перерывов оставлять груз поднятым.

Особые меры предосторожности следует принимать при ветре­ной погоде. При ветре более 6 баллов прекращают монтажные работы, связанные с применением кранов, а также на высоте и в открытом месте.

Монтируемые конструкции, в том числе и групповые кондукто­ры, при наличии в непосредственной близости от места их подъе­ма зданий и сооружений или при сильном ветре (но не более 6 баллов) удерживают от раскачивания и вращения с помощью от­тяжек.

При ветре более 5 баллов прекращают монтаж элементов, имеющих большую парусность (глухие стеновые панели, листовые металлические конструкции и т. д.).

Большое внимание при монтаже должно быть уделено электро­сварочным работам, так как при выполнении их помимо опасности поражения током существует и пожарная опасность. Запрещается вести сварку под дождем, во время грозы, сильного снегопада и ветра (более 5 м/с). Сварщик должен работать в спецодежде и с монтажным поясом.

При газопламенном нанесении противокоррозионных покрытий рабочие должны надевать соответствующую спецодежду, очки с цветными защитными стеклами и респиратор.


Лекция 13-14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.47.227 (0.034 с.)