Задачи и функции истории экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и функции истории экономики



История экономики выполняет определенную прогнозную задачу. Предвидеть то или иное явление в экономике, его буду­щее развитие возможно, лишь опираясь на прошлое. Любое экономическое явление имеет исторические кор­ни, и не учитывать этого нельзя.

Задача истории экономики в системе образования состоит в расширении кругозора и формировании экономической культуры будущего экономиста. Экономист должен осозна­вать, что история уже провела множество хозяйственных экспери­ментов. История экономики представляет собой коллективную память и является источником мудрости. История экономики обладает важной гуманистической функцией – учит экономиста, менедже­ра, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену. История экономики выполняет две важнейшие функции в про­цессе обучения: 1) на конкретных примерах помогает усваивать экономическую тер­минологию; 2) формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

РАЗДЕЛ 1. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Лекция 1. Первобытное хозяйство и хозяйство древнего мира

Первобытнообщинный строй

Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления предшественника человека на земле и завершается появлением современного человека, формированием классового общества, возникновением государства. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими при­знаками: 1) низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; 2) низким темпом развития общества; 3) коллективным присвоением природных ресурсов; 4) отсутствием частной собственности, классов и государства.

Для всех первобытных обществ наиболее характерно то, что основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.

9. Периодизация истории первобытнооб­щинного строя

Периодизация истории человечества сложна. Часто пользуются археологической схемой, в соответствии с которой история человечества делится на три этапа по типу материала, из которого изготовляли орудия труда: 1) каменный век: 3 млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.; 2) бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.; 3) железный век: с I тысячелетия до н.э. Последние два этапа связаны с появлением первых государствен­ных образований. Первобытное общество хронологически совпадает с каменным веком. В нем выделяют три периода: 1) палеолит (древний каменный век): 3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.; 2) мезолит (средний каменный век): 12 – 8 тыс. лет до н.э.; 3) неолит (новый каменный век): 8 – 3 тыс. лет до н.э.

Палеолит

Палеолит – первый период существования первобытнообщинного строя (3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности были охота, рыболовство и собирательство. Важными чертами, отличающими предшественника человека от животного, явились развитие речи, а так же умение изготавливать орудия труда. Первые ка­менные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Изготовитель этих орудий, получил название «человек умелый».

Около 1 млн. лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп, который научился делать более сложные орудия труда из камня. Со временем количество орудий возрастало. Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил «человеку разумному», который мало отличался от современного человека. Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. На огне начали готовить пищу.

В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю при­шла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастно­го и полового разделения труда и простой кооперации труда. До появления парного брака родство устанавливалось по мате­ринской линии. Женщина в этот период играла ведущую роль в хозяйстве.

В конце палеолита на Земле произошла природная катастрофа в результате которой резко сократилась численность крупных животных, а некоторые виды полностью исчезли, значительно уменьшилась численность населения, стимулировались изменения в хозяйственной жизни.

Мезолит

В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет до н.э.) началось во время завершения ледникового периода. Были сделаны новые успехи в обработке камня. Каменная техни­ка была представлена микролитической техникой – миниатюрными орудиями труда из камня правильной геометрической формы – рубящие орудия типа топоров и тесел, палиц, резцов, проколок. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались как вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одно из важнейших достижений этой эпохи – изоб­ретение лука, оружия для дальнего боя – позволило более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки, сети, изгороди и охотничьи ловушки. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лод­ки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомаш­нивание животных.

В X-IX тысячелетиях до н.э. появилисьпризнаки регулярного сбора диких злаков на терри­тории Палестины.Люди стали жить в поселениях, состо­явших из небольших круглых домов. Стоянки в Палести­не — это первое свидетельство о начале перехода от кочевою к оседлому образу жизни. В эпоху ме­золита была окончательно заселена Евразия. человек дошел до берегов Балтики и Ледовитого океана.

Неолит

Неолит (8-3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением пе­рехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходу к производящему хозяйству, основанному на производстве чело­веком материальных благ, необходимых для его жизни и деятель­ности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало развитию обмена; второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения произошли в технике, формах производства и об­разе жизни. Освоение человеком новых территорий и более эффек­тивное их использование носили радикальный характер и получили называние «неолитической революцией», которая заняла несколько тысячелетий.

В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сель­скохозяйственные культуры. Первые очаги земледелия обнаружены на территории современного Египта, Палестины, Ирана, Ирака, Китая, Центральной Америки. Скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы. Скотоводческие племена обитали в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии.

Первым производством стало гончарное ремесло. В VI-IV тысячелетиях до н.э. на территориях современной Ин­дии, Египта, Передней Азии зародились металлургические произ­водства. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь. В III тысячелетии до н.э. кроме меди начали использо­вать ее сплавы с другими металлами, придававшими ей твердость, – бронзу. Она распространилась по всему Ста­рому Свету. Медные орудия, так же как и изделия из других металлов, были пред­ставлены топорами, кинжалами, наконечниками копий, рыболов­ными крючками, иглами, гвоздями. Медная мотыга с деревянной ручкой и лопата использовались в земледелии.

Разделение труда способствовало развитию обмена, которое стимулировало совершенствова­ние производительных сил. Переход к про­изводящему хозяйству привел к заметному увеличению размеров общин, к возникновению территориальной общин – постоянных поселений, насчитывавших десятки, сотни жилых домов, включавших культовые сооружения, мастерские.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)