Введение в историю экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в историю экономики



Л.Е. БАСОВСКИЙ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Конспект лекций

 

СДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ...................................................... 4

1. История экономики......................................................................................... 4

2. Периодизации истории экономики................................................................ 4

3. История роста производительности труда.................................................... 5

4. Современный экономический рост................................................................ 6

5. Современная периодизация истории экономики.......................................... 6

6. Научные школы истории экономики............................................................. 7

7. Задачи и функции истории экономики.......................................................... 7

РАЗДЕЛ 1. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА..................................... 8

Лекция 1. Первобытное хозяйство и хозяйство древнего мира....................... 8

8. Первобытнообщинный строй......................................................................... 8

9. Периодизация истории первобытнообщинного строя................................. 8

10. Палеолит....................................................................................................... 8

11. Мезолит......................................................................................................... 9

12. Неолит........................................................................................................... 9

13. Энеолит и разрушение первобытного общества....................................... 10

14. Экономическое развитие стран Древнего Востока................................... 11

15. Роль государства в экономике стран Древнего Востока.......................... 11

16. Экономическое развитие античных государств........................................ 12

17. Экономическое развитие Древней Греции................................................ 12

18. Экономическое развитие Древнего Рима.................................................. 13

19. Падение древних цивилизаций................................................................... 14

20. Экономика Византии в IV-VII веках.......................................................... 14

Лекция 2. Становление и развитие феодальной экономики............................ 15

21. Феодализм................................................................................................... 15

22. Генезис феодализма.................................................................................... 15

23. Генезис феодализма в Западной Европе.................................................... 16

24. Становление феодализма во Франции....................................................... 16

25. Переход Византии к феодализму в VII-XI веках....................................... 17

26. Феодальная Византия XII-XV веках.......................................................... 18

27. Феодальная экономика Западной Европы в XI-XV веках........................ 18

28. Городская экономика феодальной Западной Европы.............................. 19

29. Цеховые организации феодальной Западной Европы.............................. 20

30. Развитие торговли и финансов в феодальной Западной Европе.............. 20

31. Сельское хозяйство феодальной России.................................................... 21

32. Становление и развитие феодализма в России.......................................... 21

33. Ремесло и торговля в феодальной России................................................. 22

34. Мануфактурное производство в феодальной России............................... 23

35. Развитие торговли в феодальной России в XVII-XIX веках..................... 24

РАЗДЕЛ 2. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА......................................... 24

Лекция 3. Предпосылки перехода к индустриальной экономике................... 24

36. Возрождение (Ренессанс)............................................................................ 24

37. Реформация................................................................................................. 25

38. Эпоха Великих географических открытий................................................ 26

39. Испанские и португальские географические открытия............................. 26

40. Последствия Великих географических открытий..................................... 27

41. Первоначальное накопление капитала в Западной Европе (конец XV – начало XVII века)................................................................................................................... 28

41. Внешняя торговля в период первоначального накопления..................... 29

41. Сельское хозяйство в период первоначального накопления.................... 29

41. Промышленность в период первоначального накопления...................... 30

42. Торговля и кредит в период первоначального накопления..................... 31

Лекция 4. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы 32

43. Промышленный переворот........................................................................ 32

44. Предпосылки промышленного переворота в Англии.............................. 32

45. Ход промышленного переворота в Англии.............................................. 33

46. Развитие рыночной инфраструктуры в Англии........................................ 34

47. Изменения в социальной сфере Англии..................................................... 35

48. Промышленный переворот во Франции................................................... 35

49. Развитие кредитно-банковской системы во Франции............................... 36

50. Предпосылки промышленного переворота в Германии.......................... 36

51. Промышленный переворот в Германии.................................................... 37

51. Особенности развития сельского хозяйства Германии............................. 38

52. Формирование кредитной системы Германии.......................................... 38

53. Предпосылки промышленного переворота в США................................. 39

54. Промышленный переворот в США........................................................... 40

55. Развитие сельского хозяйства в США....................................................... 40

56. Развитие торговли, денежной и кредитной систем в США....................... 41

57. Предпосылка промышленного переворота в Япония.............................. 42

58. Реформы 60-70 годов XIX века в Японии................................................. 43

59. Особенности промышленного переворота в Японии............................... 43

60. Изменения в социальной структуре Японии............................................. 44

Лекция 5. Эволюция капитализма во второй половине XIX – начале XX века 45

61. Вторая технологическая революция.......................................................... 45

62. Развитие монополистической экономики на пороге XX века................... 46

63. Становление монополистической экономики в Англии............................ 47

64. Становление монополистической экономики в Германии........................ 47

65. Становление монополистической экономики во Франции....................... 48

66. Становление монополистической экономики в США............................... 49

67. Становление монополистической экономики в Японии............................ 50

68. Колонии и зависимые страны в конце XIX – начале XX века.................. 51

Лекция 6. Становление регулируемого капитализма..................................... 51

69. Экономические итоги Первой мировой войны......................................... 51

70. Послевоенный экономический подъем в США и кризис 1929-1930 годов 52

71. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – либерально-реформистская модель регулируемого капитализма...................................................................................................... 53

72. Послевоенное экономическое развитие Германии.................................... 54

73. Тоталитарная модель регулируемого капитализма в Германии............. 54

Лекция 7. Экономика России во второй половине XIX – начале XX века и становление государственного социализма в СССР............................................................ 55

74. Становление новых аграрных отношений в России................................. 55

75. Промышленность и торговля в России во второй половине XIX – начале XX века 56

76. Финансы и экономическая политика России во второй половине XIX – начале XX века........................................................................................................................... 57

75. Экономика России в период первой мировой войны............................... 57

76. «Красногвардейская атака на капитал».................................................... 58

78. Политика «военного коммунизма»............................................................ 59

79. Новая экономическая политика................................................................. 59

80. Переход к формированию командной экономики.................................... 60

81. Первый пятилетний план 1928-1932 годов............................................... 61

82. Второй (1933-1937) и третий (1938-1942) пятилетние планы.................. 62

РАЗДЕЛ 3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.............................. 62

Лекция 8. Экономическое развитие после второй мировой войны................ 62

83. Интернационализация и интеграция экономики....................................... 63

84. Экономические развитие США – лидера мировой экономики................ 63

85. Послевоенная Западная Европа................................................................. 64

86. Восстановление экономики Западной Европы в послевоенный период.. 65

87. Послевоенное развитие Великобритании.................................................. 65

88. Послевоенное развитие Франции............................................................... 66

89. Послевоенное развитие Германия.............................................................. 66

90. Послевоенное развитие Японии................................................................. 67

Лекция 9. Экономическое развитие СССР после второй мировой войны и новой России........................................................................................................................... 68

91. Послевоенное восстановление экономики (1946-1950 годы)................... 68

92. Послевоенная денежная реформа.............................................................. 69

93. Сельское хозяйство в 50-е – середине 60-х годов..................................... 69

94. Промышленность и перестройка управления экономикой в 50-е – середине 60-х годов........................................................................................................................... 70

95. Реформирование социальной сферы в 50-е – середине 60-х годов.......... 71

96. Реформирование сельского хозяйства в 1965 году.................................. 72

97. Изменение системы хозяйствования в промышленности и строительстве (реформа 1965 года).......................................................................................................... 72

98. Итоги реформ 1965 года............................................................................ 73

99. Социально-экономическое развитие СССР в 70-е – середине.................. 74

80-х годов.......................................................................................................... 74

100. Попытки ускорения социально-экономического развития и «перестройка» второй половины 80-х годов........................................................................................ 74

101. Попытки разгосударствление экономики в 80-х годах.......................... 75

102. Начало рыночных реформ в России после распада СССР.................... 76

103. Приватизация собственности в России.................................................... 76

104. Теневая экономика в России..................................................................... 77

105. Преобразования в социальной сфере России.......................................... 78

106. Структурные сдвиги в экономике России................................................ 78

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.............................................................. 79

 

История экономики

История экономики зароди­лась в середине XIX века, выделившись из политической экономии. У истоков истории экономики стояли А. Тойнби и Дж. Эшли в Англии, К. Бюхер, М. Вебер и В. Зомбарт в Германии, М. Ковалевский и Д. Вино­градов в России. В различных странах эта наука называлась и продолжает называться по-разному. В России предпочитают наименование «история экономики». Экономисты стран Западной Европы, США отдают предпочтение названию «экономическая история».

Отсутствие единого общепризнанного названия – результат раз­ного подхода к определению предмета науки. Некоторые ученые рассматривают историю экономики как науку об истории произ­водства в его конкретном многообразии на различных исторических этапах. Другие пред­почитают говорить о предмете экономической истории в широком и узком смысле. По их мнению, предметом экономической истории в широком смысле является экономическое развитие общества, закономерности этого развития, его связь со различными сторонами общественной жизни. В узком смысле – это изучение хозяйственной деятельности наро­дов различных стран, развития их производительных сил.

История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Объектоманализа являются экономические модели организации хозяйственной деятельности человека. Факты истории экономики дополняется представлениями о закономерностях экономического развития.

Рис. 1. Темпы рост душевого производства в мире в исторической ретроспективе

Рост производства через повышение производительности труда является изобретением западной цивилизации и насчитывает примерно 300 лет. Современный механизм экономического развития характеризуется долгосрочным ростом доходов, приходящихся на душу населения, обусловленным повышением производительности труда. Его становление началось в Западной Европе в период с 1500 по 1700 год. Рост душевого дохода в Европе за это время был еще не велик и составил 0,1% в год.

Первобытнообщинный строй

Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления предшественника человека на земле и завершается появлением современного человека, формированием классового общества, возникновением государства. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими при­знаками: 1) низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; 2) низким темпом развития общества; 3) коллективным присвоением природных ресурсов; 4) отсутствием частной собственности, классов и государства.

Для всех первобытных обществ наиболее характерно то, что основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.

9. Периодизация истории первобытнооб­щинного строя

Периодизация истории человечества сложна. Часто пользуются археологической схемой, в соответствии с которой история человечества делится на три этапа по типу материала, из которого изготовляли орудия труда: 1) каменный век: 3 млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.; 2) бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.; 3) железный век: с I тысячелетия до н.э. Последние два этапа связаны с появлением первых государствен­ных образований. Первобытное общество хронологически совпадает с каменным веком. В нем выделяют три периода: 1) палеолит (древний каменный век): 3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.; 2) мезолит (средний каменный век): 12 – 8 тыс. лет до н.э.; 3) неолит (новый каменный век): 8 – 3 тыс. лет до н.э.

Палеолит

Палеолит – первый период существования первобытнообщинного строя (3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности были охота, рыболовство и собирательство. Важными чертами, отличающими предшественника человека от животного, явились развитие речи, а так же умение изготавливать орудия труда. Первые ка­менные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Изготовитель этих орудий, получил название «человек умелый».

Около 1 млн. лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп, который научился делать более сложные орудия труда из камня. Со временем количество орудий возрастало. Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил «человеку разумному», который мало отличался от современного человека. Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. На огне начали готовить пищу.

В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю при­шла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастно­го и полового разделения труда и простой кооперации труда. До появления парного брака родство устанавливалось по мате­ринской линии. Женщина в этот период играла ведущую роль в хозяйстве.

В конце палеолита на Земле произошла природная катастрофа в результате которой резко сократилась численность крупных животных, а некоторые виды полностью исчезли, значительно уменьшилась численность населения, стимулировались изменения в хозяйственной жизни.

Мезолит

В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет до н.э.) началось во время завершения ледникового периода. Были сделаны новые успехи в обработке камня. Каменная техни­ка была представлена микролитической техникой – миниатюрными орудиями труда из камня правильной геометрической формы – рубящие орудия типа топоров и тесел, палиц, резцов, проколок. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались как вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одно из важнейших достижений этой эпохи – изоб­ретение лука, оружия для дальнего боя – позволило более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки, сети, изгороди и охотничьи ловушки. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лод­ки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомаш­нивание животных.

В X-IX тысячелетиях до н.э. появилисьпризнаки регулярного сбора диких злаков на терри­тории Палестины.Люди стали жить в поселениях, состо­явших из небольших круглых домов. Стоянки в Палести­не — это первое свидетельство о начале перехода от кочевою к оседлому образу жизни. В эпоху ме­золита была окончательно заселена Евразия. человек дошел до берегов Балтики и Ледовитого океана.

Неолит

Неолит (8-3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением пе­рехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходу к производящему хозяйству, основанному на производстве чело­веком материальных благ, необходимых для его жизни и деятель­ности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало развитию обмена; второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения произошли в технике, формах производства и об­разе жизни. Освоение человеком новых территорий и более эффек­тивное их использование носили радикальный характер и получили называние «неолитической революцией», которая заняла несколько тысячелетий.

В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сель­скохозяйственные культуры. Первые очаги земледелия обнаружены на территории современного Египта, Палестины, Ирана, Ирака, Китая, Центральной Америки. Скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы. Скотоводческие племена обитали в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии.

Первым производством стало гончарное ремесло. В VI-IV тысячелетиях до н.э. на территориях современной Ин­дии, Египта, Передней Азии зародились металлургические произ­водства. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь. В III тысячелетии до н.э. кроме меди начали использо­вать ее сплавы с другими металлами, придававшими ей твердость, – бронзу. Она распространилась по всему Ста­рому Свету. Медные орудия, так же как и изделия из других металлов, были пред­ставлены топорами, кинжалами, наконечниками копий, рыболов­ными крючками, иглами, гвоздями. Медная мотыга с деревянной ручкой и лопата использовались в земледелии.

Разделение труда способствовало развитию обмена, которое стимулировало совершенствова­ние производительных сил. Переход к про­изводящему хозяйству привел к заметному увеличению размеров общин, к возникновению территориальной общин – постоянных поселений, насчитывавших десятки, сотни жилых домов, включавших культовые сооружения, мастерские.

Падение древних цивилизаций

В I-III веках. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы – рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Завоевательные войны были уже не такими успешными. Например, Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов, они стали дорогими.

Стали возникать новые формы хозяйствования. Чтобы ма­териально заинтересовать раба, ему выделяли самостоя­тельное хозяйство – ремесленную мастерскую, участок земли. Определенную часть доходов раб должен был отдавать хозяи­ну, платить ему оброк. Рабу разрешили иметь собственность, эта собственность иног­да становилась такой крупной, что раб покупал собственных рабов и давал деньги в долг своему хозяину. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или продать членов семьи в разные руки, но нельзя было даже отобрать у раба собственность. Кроме того, крупные землевладельцы ста­ли сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться новые отношения.

До недавнего времени считалось, что кризисные явления в рабовладельческом хозяйстве явились главным фактором гибели древних цивилизаций. Новейшие исследования показывают, что это не вполне верно. Мировая природная катастрофа, разразившаяся в 535 году н.э., стала причиной гибели многих древних цивилизаций. Колоссальное вулканическое извержение на 18 месяцев насытило атмосферу Земли вулканическим пеплом и сернистыми газами, значительно снизило ее прозрачность, что вызвало похолодание, снижение солнечной радиации. Следствием стали неурожаи сельскохозяйственных культур, снижение продуктивности живой природы. Воцарились голод и холод. В рукописях современников отмечается распространение каннибализма (людоедства) в Европе. Воцарившийся хаос вызвал падение цивилизаций и распад древних государств. Ход экономической истории изменился.

Феодализм

Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах: 1) господстве крупной земельной собственности феодалов; 2) непосредственный производитель – крестьянин ведет само­стоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное или наследственное пользование; 3) внеэкономическое принуждение, которое является формой зависимости крестьянина от феодала; 4) рентные отношения – крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей в натуральной (бар­щина, оброк) или в денежной формах; 5) сословном неполноправии крестьян (судебная, поземель­ная, личная зависимость); 6) господство натурального хозяйства и мелкого производства; 7) примитивном уровне техники, применяемой в производстве; 8) сословном характере общества; 9) иерархической структуре феодального сословия.

Генезис феодализма

Европейский феодализм сформировался как результат трех типов развития. Первый тип рождался непосредственно из первобытнообщинного строя варваров, как это было в Англии, Скандинавии, Северной Германии, Польше, Чехии на Руси. Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализ­ма, вызревающих внутри рабовладельческого общества, с феодаль­ными отношениями, формирующимися на основе раз­вития первобытнообщинного строя варваров, как это было в Северной Франции, у южнославянских народов. Третий тип зарождался на основе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, как это было в Византии, Южной Франции.

Восточный феодализм, сложившийся на базе «азиатского спосо­ба производства», унаследовал все его характерные черты: 1) преобла­дание государственной феодальной земельной собственности, со­хранение специфических форм общинной организации крестьян­ства; 2) особые формы организации сословия феодалов и реализации ими своей монополии главным образом через продуктовую ренту; 3) высокая степень государственной централизации.

Возрождение (Ренессанс)

С XV века в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы произошли изменения, которая получили название Возрождение (Ре­нессанс). Культура Ренессанса являлась синтезом античности и средневековой культуры. Италия первой вступила на этот путь, чему способство­вали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Ита­лии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Перемены в умонастроениях общества были связаны с процессом секуляризации – освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни, науки. Идеологией Возрождения стал гуманизм. Рождение гуманизма произошло в Италии, затем он распространился по всей Западной Европе. Гуманистическое мировоззрение признало достоинства человеческой личности и ее творческих спо­собностей, мораль оправдывающую «честное обогащение», радости мирской жиз­ни. Венцом успеха стал считаться престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Гуманисты признавали высокую нрав­ственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль че­ловека. Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и на­копительства. Они оправдывали накопительство. В отличие от средневековой традиции они не счи­тали бедность атрибутом нравственной жизни. Осуждались страсть к стяжательству, неуме­ренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дво­рянства противопоставлялась бережливость, честные методы нако­пительства, щедрые траты на образование, меценатство. Большинство гуманистов стояло на антифеодальных позици­ях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

Реформация

В XV-XVI веках католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызывало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. В политически раздробленной Германии князья желали ограничить всевластие церкви, но не имели для этого реальной силы. Бурный экономический и социальный подъем в обстановке неблагоприят­ных условий национального развития явился причиной Рефор­мации – события общего для ряда европейских стран.

Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546), который критико­вал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, тре­бовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 годов. В ходе нее усилилась светская власть. Когда в 1529 году император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами». Часть немецких земель осталось в лоне католичества.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509-1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин считал, что главная обязанность хрис­тианина делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каж­дый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распро­странилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидер­ландах кальвинизм стал идейной основой революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Сканди­навских странах более привлекательным оказалось учение Лютера. Всех сторонников Реформации стали называть протестантами. Реформация создала предпосылки становления институтов индустриального общества.

Промышленный переворот

Переход к индустриальной системе хозяйства осуществлялся в ходе промышленных переворотов, которые часто называют промышленными революциями, оз­начавших радикальные перестройки производства. Первая промышлен­ная революция с технической точки зрения представляет собой переход от ручного труда к механизированному, с организационной – создание вместо мануфактур фабрик, использовавших системы машин. Вторая промышленная революция – электротехническая связанна к качественным совершенствованием производства за счет освоения применения электричества. Часто первую промышленную революцию называют промышленным переворотом, а вторую промышленную революцию – второй технологической революцией.

Промышленный переворот имел важнейшие экономичес­кие и социальные последствия: на первое место в национальном производстве вышла промышленность, опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промыш­ленности и новые виды транспорта, получили развитие капита­листические формы организации аграрного производства, тор­говли, кредитно-денежной сферы, налоговой системы.

Промышленный переворот происходили во всех странах, всту­павших на индустриальный развития, они имел как общие, так и специфические предпосылки, связанные с истори­ческими, экономическими, политическими, социальными и куль­турными особенностями обществ. Переход к индустриальной систе­ме – промышленному капитализму осуществлялся следующими путями: 1) революционным, как это было в Ан­глии и Франции; 2) реформистским, который характерен для Германия и России; 3) переселен­ческим, который имел место в США; 4) революционно-реформистским, характерным для Японии.

Итоги реформ 1965 года

Реализация реформ, намеченных в 1965 году оказалась сложной и не вполне выполнимой задачей. Но на первых порах были получен большой экономический и социальный эффект. В период восьмой пятилет­ки, в течение которой осуществлялись реформы, среднегодовой темп прироста национального дохода составил 7,1%, реальные доходы населения выросли на 33%. Объемы производства ведущих отраслей промышленности и сель­ского хозяйства выросли за пятилетие соответственно на 50 и 23%, а производительность труда – на 37%.

Однако, несмотря на хорошие результаты, достигнутые в годы восьмой пятилетки, эффект реформы оказался ниже ожидаемого. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и раз­витие оптовой торговли средствами производства оказались несовме­стимы с сохранившейся системой государственного планирования. Поэтому в даль­нейшем оптовой торговли средствами про­изводства была ликвидирована. Установленные цены не учитывали дефицитность продукции, так как базой для их расчета остались издержки производства. Вы­годное обществу не стало выгодным предприятиям. Следовало либо перестроить ценообразование, финансово-кредитную систе­му, либо вернуться к детальному планированию номенклатуры про­дукции и других показателей ограничив самостоятельность предпри­ятий. Был выбран второй путь. В итоге условия для подлинного хоз­расчета не сложились.

Серьезная причина неудач реформы состояла в сильном проти­водействии новому со стороны политического руководства. Недо­верие к экономическим методам управления, приверженность при­вычному командно-административному руководству, нежелание выпускать из своих рук всю полноту власти привели к сворачиванию реформ.

Теневая экономика в России

Теневая экономика – это хозяйственная деятельностью, которая ведется нелегально, не контролируется обществом, доходы от неё укрываются от налогов и взносов в государственные фонды. В современном мире удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% валового мирового продукта. Подобная неконтролируемая хозяйственная деятельность по разным оценка охватывает 20-40% экономики России. По оценкам Правительства России, озвученным министрами в 2002 году, только 38% личных доходов граждан выплачиваются легально, лишь с них вздымаются налоги, лишь на их основе формируются фонды пенсионного обеспечения и других систем социального страхования.

Предприимчивость в Советском Союзе могли проявлять люди, занимавшиеся противозаконной тайной предпринимательской деятельностью, которая принимала различные формы. Это и подпольное производство, которым занимались так называемые «цеховики», и перепродажа товаров с выгодой, которой занимались спекулянты, и многие другие виды деятельности, которые и образовывали систему теневой экономики. Поскольку все ресурсы находились в распоряжении государства, а предпринимательская деятельность была запрещена, то система теневой экономики в советское время была связана с хищениями, сокрытием доходов и другими деяниями, которые во всем мире считаются преступными. Такова, к сожалению, была школа предприимчивости в советское время.

Другой причиной развития теневой экономики является несовершенство действующих законов, неэффективность действия властей, коррупция.

105. Преобразования в социальной сфере России

В период проведения в России реформ произошла значительная по своим масштабам дифференциация доходов населения. Разница в доходах различных по их уровню групп населения в советский период в России была ниже, чем в развитых странах. В настоящее время эта разница в России намного превосходит разницу в доходах групп населения и развитых и новых индустриальных стран. Дифференциация доходов пока продолжает нарастать.

В 1992-1998 годах наблюдалось значительное снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий и стипендий. Во второй половине 90-х годов они составляли менее половины от уровня 1991 года. Уровень жизни основной массы населения существенно снизился. Лишь начиная с 1998 года реальный уровень доходов населения стал постепенно повышаться.

В качестве международного индикатора качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения. По этому показателю Россия в конце 90-х годов занимала 52-е место в мире.

Проводимый в 90-е годы курс реформ не сопровождался четко определенной социальной политикой. Государству не удавалось эффективно контролировать важнейшие социальные процессы. Так, в решении проблемы бедности приоритетное значение имеет минимальная заработная плата, выполняющая функцию важнейшей социальной гарантии. Но даже 2005 году минимальная заработная плата составляла небольшую часть прожиточного минимума.

Правительством намечены масштабные реформы во многих отраслях социальной сферы – в системе пенсионного обеспечения, в образовании, здравоохранении, в коммунальном хозяйстве. Проведение реформ в социальной сфере должно стать одним из важнейших направлений дельнейшего реформирования российской экономики.

Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА

1. Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М., 1999.

2. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики. – М., 2003.

3. История мировой экономики / Под ред. А.Н. Марковой, Г.Б, Поляка.– М., 1999.

4. История экономики / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина.– М., 2000.

5. Лойберг М.Я. История экономики. – М., 1999.

 

 

Л.Е. БАСОВСКИЙ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Конспект лекций

 

СДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ...................................................... 4

1. История экономики......................................................................................... 4

2. Периодизации истории экономики................................................................ 4

3. История роста производительности труда.................................................... 5

4. Современный экономический рост................................................................ 6

5. Современная периодизация истории экономики.......................................... 6

6. Научные школы истории экономики............................................................. 7

7. Задачи и функции истории экономики.......................................................... 7

РАЗДЕЛ 1. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА..................................... 8

Лекция 1. Первобытное хозяйство и хозяйство древнего мира....................... 8

8. Первобытнообщинный строй......................................................................... 8

9. Периодизация истории первобытнообщинного строя................................. 8

10. Палеолит....................................................................................................... 8

11. Мезолит......................................................................................................... 9

12. Неолит........................................................................................................... 9

13. Энеолит и разрушение первобытного общества....................................... 10

14. Экономическое развитие стран Древнего Востока................................... 11

15. Роль государства в экономике стран Древнего Востока.......................... 11

16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.116 с.)