Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права



 

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие необходимыми для этого правами и обязанностями, осуществляющими их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Главное свойство субъекта - юридическая способность к самостоя­тельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами.

Основными субъектами международного права являются - государ­ства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные организации). Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных ор­ганизаций, иметь свои официальные представительства (дип­ломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъ­екты. Некоторые из таких субъектов представляют собой госу­дарственно-подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое вре­мя (Данциг). Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр ка­толической церкви во главе с папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Площадь Ватикана всего 44 га. Тем не ме­нее, Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира, постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан являет­ся участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он — член Всемирного почто­вого союза, МАГАТЭ, ряда других международных органи­заций. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство — главная по­литическая организация современного общества. Над госу­дарствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм меж­дународного права. В то же время государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет госу­дарств. Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государ­ством. В мире сейчас около 200 суверенных государств. Почти все они — члены ООН.

Государство становится субъектом международного пра­ва в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства, как выражение самоопределения народа или нации. Десятки новых суверенных государств — полноправных субъектов международного права — появились таким путем после вто­рой мировой войны в Азии, Африке, других регионах мира. Вследствие распада или разделения ряда государств (СССР, Чехословакии, Югославии) в Европе возникло более десятка новых субъектов международного права: Российская Федера­ция, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Чехия, Словакия, Бос­ния и Герцеговина, Словения, Хорватия и другие. Они стали полноправными членами ООН и иных международных организаций, заключают международные договоры, обменива­ются дипломатическими и консульскими представителями. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс еще не завершен.

Нация или народ(общий термин, относящийся к многона­циональному населению) - сравнительно новый субъект меж­дународного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения наро­дов» (п. 2 ст. 1).

Право народа (нации) на самоопределениеозначает пра­во свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономичес­кое, социальное и культурное развитие.

Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. регламентирует, что все народы имеют право на самооп­ределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой полити­ческий статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культур­ное развитие. Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, озна­чающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное сущест­вование, на свободный выбор путей развития.

Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждо­го построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культур­ное развитие. Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе кон­кретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения од­ним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов.

Необходимо различать самоопределение народов (наций), не имею­щих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства - самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение на­рода внутри многонационального государства вовсе не предполагает обя­зательности отделения и создания собственного самостоятельного госу­дарства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территори­альной целостности государства.

Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но бо­рющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в лю­бой форме с целью получения независимости от метрополии, включая пра­ва на установление с суверенными государствами официальных отноше­ний, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на междуна­родно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов меж­дународного права.

К производным субъектам международного права отно­сятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учре­дительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международ­ной организации.

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными госу­дарствами.

Организация становится субъектом меж­дународного права, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то право­субъектность организации определена теми конкретными задачами и це­лями, которые установлены государствами в учредительном акте, создаю­щем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако, не­смотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организа­ции функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации.

Созда­ние и функционирование международной организации имеет правомер­ную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь - его основным принципам.

Каждой международной организации присуща договорная правоспо­собность, специфика и объем которой определяются ее уставом. Поэтому объем правосубъектности у между­народных организаций не одинаков. Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН.Ее членами являются около 190 государств.

ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гу­манитарных областях и занимает центральное место среди других международных организаций. 16 универсальных меж­дународных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретной сфере, определенной их уставом, свя­заны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН.

Международные организации, имеющие такой статус (Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.), подконтрольны ООН, отчитываются перед ней, получают рекомендации.

Все иные международные организации, включая и регио­нальные, объединяющие государства, принадлежащие к одно­му географическому району: Европейский Союз, Совет Европы, Лигу арабских государств (ЛАГ), Содружество Не­зависимых Государств (СНГ) и другие, должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН.

Особая международная правосубъектность ООН объясня­ется наличием системы коллективной безопасности, закреп­ленной в Уставе.

Ведущую роль в системе коллективной безопасности ООН играет Совет Безопасности - один из шести главных органов ООН, к которым относится также Генеральная Ассамблея, Эко­номический и Социальный Совет (ЭКО СОС), Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд. На Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 государств (5 государств - Российская Федерация, США, Франция, Великобритания, Ки­тай - имеют постоянное членство, 10 непостоянных членов из­бираются Генеральной Ассамблеей ООН через каждые два года всеми государствами - членами ООН), возложена главная от­ветственность «за поддержание международного мира и безо­пасности» и при выполнении этой функции он действует от имени всех государств - членов ООН (ст. 24 Устава).

В силу указанных полномочий Совет Безопасности ООН может обязать государства, даже не являющиеся членами ООН, в случае кон­фликтной ситуации к любому мирному способу разрешения спо­ра, закрепленному в Уставе ООН, а в случае вооруженного конфликта, либо совершения государством иного международ­ного преступления принять резолюцию о применении к государ­ству-нарушителю политических, экономических санкций.

При продолжении противоправного поведения государ­ства-нарушителя Совет Безопасности ООН в качестве край­ней меры может принять резолюцию о применении против него военных санкций коллективных вооруженных сил, состоя­щих из национальных военных контингентов государств - чле­нов ООН.

Число государств членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возник­новением новых государств. Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.

Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В меж­дународном праве нет специального соглашения, закрепляю­щего критерии признания и его юридические последствия. Признание базируется на практике государств. Из прин­ципа сотрудничества государств, закрепленного в Деклара­ции ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое право­мерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международно­го права.

Так, государства - члены Европейского Союза в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии для признания новых госу­дарств Восточной Европы и на территории бывшего Советс­кого Союза:

· соблюдение положений Устава ООН и обязательств по Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся вер­ховенства закона, демократии и прав человека;

· гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ;

· уважение нерушимости границ, которые могут быть из­менены только мирными средствами и по взаимному согласию;

· принятие всех обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия.

Практика государств выработала различные объемы признания. В свя­зи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая.

Юридическое признание в свою очередь подразделяется на при­знание де-юре и признание де-факто.

Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими предста­вительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Способы оформления пол­ного юридического признания могут быть различными. Чаще всего государства демонстрируют свое желание установить дипломатические и иные связи с признаваемым государством в каком-то официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание.

Де-факто, как особая юридическая форма признания, является непол­ной, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. От юридического официального признания следует отличать при­знание фактическое неофициальное. Оно осуществляется в форме по­стоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания счита­ется признание ad hoc (разовое, на данный случай). Признание оформляется актом признающего государства.

Признание государства как субъекта международного права одно­временно означает и признание его правительства. Если в акте, оформ­ляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.022 с.)