Объекты природы, подлежащие правовой охране 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты природы, подлежащие правовой охране



Объектами отношений в области охраны окружающей среды являются:

· земля (включая почвы),

· недра,

· поверхностные и подземные воды,

· атмосферный воздух,

· озоновый слой,

· околоземное космическое пространство,

· леса,

· растительный и животный мир в его видовом разнообразии,

· особо охраняемые природные территории,

· типичные и редкие природные ландшафты,

· климат,

· естественные экологические системы,

· иные природные объекты,

· а также право природопользования.

Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Кодексом Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. Нормы данного кодекса направлены на эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей.

Объектами земельных отношений являются:

– земля (земли);

– земельные участки;

– права на земельные участки;

– ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.

Земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих правах:

– государственной и частной собственности, а также на праве собственности иностранных государств, международных организаций;

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного пользования;

– временного пользования;

– аренды (субаренды).

Ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные:

· на территории заказников и памятников природы, объявленных без изъятия земельных участков у землепользователей;

· в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;

· на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

· в водоохранных зонах, прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, водоохранных и защитных лесов, охраняемых типичных и редких природных ландшафтов;

· на территории курортов, зон санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, иных земель, обладающих природными лечебными факторами и используемых или предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма;

· в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

· в придорожных полосах (контролируемых зонах) автомобильных, железных дорог, а также в охранных зонах иных транспортных коммуникаций;

· в границах ботанических и дендрологических садов, их охранных зон;

· в местах обитания объектов животного мира, произрастания объектов растительного мира, в обращении с которыми в соответствии с законодательными актами установлены ограничения и запреты;

· в охранных зонах вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений;

· в охранных зонах геодезических пунктов;

· в пределах территорий перспективного развития населенных пунктов;

· на иных территориях в соответствии с законодательными актами.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр, регулируются Кодексом Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. Положения данного кодекса направлены на создание и расширение минерально-сырьевой базы, защиту интересов государства, прав и законных интересов недропользователей и иных лиц.

Общественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами, регулируются Водным кодексом Республики Беларусь от 15 июля 1998г. Правовое регулирование указанных отношений осуществляется в целях создания условий для рационального использования и охраны вод в водных объектах, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения водных экологических систем.

Правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ определены Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. «Об охране атмосферного воздуха». Данный закон направлен на сохранение, восстановление качества атмосферного воздуха, обеспечение экологической безопасности. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ведет государственный кадастр атмосферного воздуха в соответствии с Положением о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха и использования его данных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2009 г. № 509.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется охрана озонового слоя от экологически опасного изменения его состояния. С этой целью:

· организуется наблюдение, учет и контроль изменения состояния озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

· ограничивается или полностью прекращается потребление веществ, разрушающих озоновый слой;

· используется экономический механизм охраны озонового слоя;

· применяются меры ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя.

Правовые основы охраны озонового слоя определены в главе 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Так, в статье 56 Закона установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ, способствующих их образованию, накопление которых в атмосфере может привести к изменению климата.

В то же время любая хозяйственная и иная деятельность, последствия которой вызывают или могут вызвать изменение климата, должна осуществляться с соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Осуществление мероприятий по регулированию воздействия на климат не должно приводить к вредному воздействию на окружающую среду.

Правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала закреплены в Лесном кодексе Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности (насаждений), земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Правовые основы охраны и устойчивого использования объектов животного мира и среды их обитания установлены Законом Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. «О животном мире». Правовая охрана объектов животного мира и среды их обитания осуществляется в целях сохранения биологического разнообразия, предотвращения вреда жизни и здоровью диких животных от вредного воздействия антропогенных факторов, болезней, чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных условий окружающей среды и обеспечения способности объектов животного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.

Объектами отношений в области охраны и использования животного мира являются:

· дикие животные и их популяции;

· среда обитания объектов животного мира (угодья);

· изъятые дикие животные, их части и (или) дериваты;

· полезные свойства и продукты жизнедеятельности объектов животного мира;

· зоологические коллекции;

· права пользования объектами животного мира.

Статьей 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» установлено, что объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства.

Меры по охране объектов животного мира определены в статье 15 Закона Республики Беларусь «О животном мире».

В целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан, окружающей среды в Республике Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О растительном мире». Данным законом установлены правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, пользования и удаления объектов растительного мира, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций.

Охрана природных объектов, подлежащих особой или специи альной охране, регулируется главой 9 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Так, особой охране подлежат природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе объявляются особо охраняемые природные территории.

К особо охраняемым природным территориям относятся:

– заповедники,

– национальные парки,

– заказники,

– памятники природы.

Объявление, преобразование или прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий и установление режима их охраны и использования осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях (статья 62 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств окружающей среды в Республике Беларусь.

Специальной охране подлежат:

· курортные зоны, зоны отдыха,

· водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов,

· зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей,

· зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения,

· зоны санитарной охраны в местах водозабора,

· водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов),

· защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования),

· санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)),

· городские парки,

· охраняемые типичные и редкие природные ландшафты,

· иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования.

Специальной правовой охране подлежат и редкие, находящиеся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь виды диких животных и дикорастущих растений (ст. 64 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Такие виды диких животных и дикорастущих растений включаются в Красную книгу Республики Беларусь, которую ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в соответствии с Положением о Красной книге Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 1836. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь разрабатывает, утверждает и контролирует выполнение мероприятий по охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь. Списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь, утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2004 г. № 14.

Самовольное изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, из среды их обитания и произрастания, их незаконный оборот, а также совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания и произрастания, запрещаются.

В целях учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, объема, характера и режима их использования Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления ведут следующие государственные кадастры природных ресурсов:

· земельный,

· недр,

· водный,

· атмосферного воздуха,

· лесной,

· растительного мира,

· животного мира,

· климатический,

· торфяного фонда,

· отходов.

Особой правовой охране подлежат и экологически неблагополучные территории, что определено главой 10 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического риска. В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению (ст. 65 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического кризиса.

В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь, могут:

– приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;

– ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов;

– производиться реконструкция или перепрофилирование промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;

– проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды.

Отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды, объявляются Президентом Республики Беларусь зонами экологического бедствия.

В зоне экологического бедствия:

– приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь, работа промышленных и иных объектов (за исключением объектов, связанных с обслуживанием проживающих на территории этой зоны граждан);

– запрещаются строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологического бедствия;

– ограничивается природопользование;

– принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.

Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического риска, зон экологического кризиса и зон экологического бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.035 с.)