Жилищное законодательство. Полномочия центральных и региональных органов власти в области регулирования жилищных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жилищное законодательство. Полномочия центральных и региональных органов власти в области регулирования жилищных отношений



 

Жилищное законодательство – это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс жилищных и связанных с ними общественных отношений: приобретение и прекращение права собственности на жилые помещения; реализацию связанных с этими объектами иных вещных прав; управление, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда; учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; отношения, связанные с использованием земельных участков под жилищное строительство и др. Более кратко можно определить жилищное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Жилищное законодательство относится к числу комплексных правовых образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевой принадлежности: нормы государственного права (право граждан на жилище); административного (управление жилищным фондом, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий); гражданского (владение, пользование и распоряжение жилыми помещениями); финансового (отчисления на капремонт и другие нужды) и др.

Жилищное право – в объективном смысле система правовых норм, входящих в жилищное законодательство и регулирующих отношения по использованию жилищного фонда. Как субъективное право – право граждан на жилище.

В Конституции Республики Беларусь сущность права граждан на жилище закреплена в статье 48. Она предусматривает, что граждане имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Более детальное развитие эта конституционная норма получает в ЖК РБ, других нормативных правовых актах, относящихся к жилищному законодательству.

Основными задачами жилищного законодательства являются:

– обеспечение юридических гарантий получе­ния или приобретения жилых помещений граж­данами, нуждающимися в улучшении жилищ­ных условий;

– обеспечение свободы граждан и их органи­заций в реализации жилищных прав и инте­ресов;

– формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;

– создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;

– правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Респуб­лики Беларусь и состоит из Жилищного кодекса Республики Беларусь, де­кретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Рес­публики Беларусь и иных актов законодатель­ства, регулирующих жилищные отношения. К жилищному законодательству также относятся нормативные акты, предусматривающие реализацию прав граждан на льготы при предоставлении и использовании жилья, о порядке предоставления субсидий и кредитов на строительство или приобретение жилья и о порядке предоставления компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.

Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. регулирует отношения по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений; обеспечению граждан жилыми помещениями; учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возникновению‚ осуществлению и прекращению права собственности и (или) владения и пользования жилыми помещениями; переустройству и (или) перепланировке; плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением; выселению из жилых помещений; управлению жилищным фондом, его распределению и эксплуатации; государственному учету жилых помещений, приватизации жилых помещений; созданию и деятельности организаций застройщиков, а также на отношения по совместному домовладению.

Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется Президентом Республи­ки Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров, респуб­ликанским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Президент Республики Бела­русь является гарантом реализации основных направлений жилищной политики Республи­ки Беларусь. По решению Президента Республики Беларусь:

– предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда в определенных им случаях;

– определяются категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, условия предоставления таких жилых помещений и пользования ими;

– определяются основания и порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда;

– передаются в порядке исключения в собственность граждан служебные жилые помещения государственного жилищного фонда;

– определяется порядок предоставления жилых помещений специального служебного жилищного фонда и пользования ими;

– регулируются иные жилищные отношения в соответствии с законодательными актами.

Разграничение полномочий в области регу­лирования жилищных отношений между рес­публиканскими органами государственной власти и органами государственной власти мест­ного уровня дано в стст. 17-21 ЖК.

К компетенции Совета Министров Республики Беларусь в области регулирования жилищ­ных отношений отнесены следующие полномочия:

- общее управление государственным жилищным фондом;

- обеспечение исполнения республиканского бюджета в части финансирования, субсидирования и кредитова­ния жилищного строительства;

- определение компетенции специальных органов по уп­равлению государственным жилищным фондом;

- координация инвестиционной деятельности в области жилищного строительства, развития жилищной инфра­структуры населенных пунктов;

- определение типовых потребительских качества жилых помещений;

- принятие мер по обеспечению развития конкурент­ных (рыночных) отношений в области жилищного строи­тельства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

- решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Областные и Минский городской исполнительные комитеты в сфере регулирова­ния жилищных отношений на территории об­ласти, г. Минска:

· проводят единую политику в области ар­хитектуры, благоустройства, строительства, со­держания, ремонта и реконструкции жилищ­ного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства:

· обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

· закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления;

· осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

· обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жи­лищного строительства, эксплуатации, обслужи­вания и ремонта жилых помещений;

· осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в уч­реждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а также за порядком соблюдения очередно­сти в предоставлении и приобретении жилых помещений;

· выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений социального пользования;

· обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

· отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь;

· принимают решения по ходатайствам собственников жилых помещений о переоборудо­вании или сносе непригодных для проживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд;

· решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищно­го фонда, отнесенные ЖК и иными актами за­конодательства Республики Беларусь к их ве­дению.

Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и рас­порядительные органы в области регулирова­ния жилищных отношений на территории рай­она, города, района в городе, поселка, села:

– обеспечивают комплексное развитие жи­лищного фонда и жилищного хозяйства;

– принимают меры по созданию организа­ций, осуществляющих жилищное строитель­ство, на конкурентных (рыночных) условиях;

– обеспечивают условия для строительства жилых помещений частного жилищного фонда;

– организуют строительство жилых помеще­ний социального пользования;

– предоставляют гражданам и организациям в соответствии с законодательством Республи­ки Беларусь земельные участки под жилищное строительство;

– предоставляют жилые помещения социального пользования;

– обеспечивают целевое использование и со­хранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помеще­ний, принятых на обслуживание на договор­ной основе;

– ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осу­ществляют контроль за состоянием такого уче­та на предприятиях, в учреждениях, органи­зациях;

– осуществляют регистрацию и учет догово­ров найма жилых помещений;

– дают разрешение гражданам на обмен жи­лых помещений государственного жилищного фонда;

– осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственно­го и частного жилищных фондов;

– предоставляют субсидии;

– решают другие вопросы в области форми­рования, использования и обеспечения сохран­ности жилищного фонда, отнесенные ЖК РБ и иными актами законодательства Республики Бе­ларусь к их ведению.

Местные Советы-депутатов в области ре­гулирования жилищных отношений на соответ­ствующей территории:

- утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и от­четы об их исполнении;

- определяют порядок управления и распо­ряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики Беларусь.

Государственный контроль за использованием и обес­печением сохранности жилищного фонда направлен на обеспечение соблюдения правил пользования жилыми помещениями и содержания их в технически исправном состоянии и осуществляется местными исполнительны­ми и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами.

Общественный контроль за учетом граждан, нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений, их предос­тавлением и соблюдением порядка приобретения граж­данами в собственность жилых помещений государствен­ного жилищного фонда, правильностью отнесения граж­дан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан осуществляется общественны­ми комиссиями, созданными при местных исполнитель­ных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.018 с.)