Личность, общество, государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность, общество, государство.



Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государ­стве. Личность - это субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность», как научная абстракция, подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы.

Понятие «личность» в правовом смысле - это, прежде всего, человек как физическое лицо. Кроме того, это понятие употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории человека и гражданина.

Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Этимологически и по существу понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности совпадают. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: потребности; интересы, мотивы; политическая, общественная, трудовая и иная деятельность; виды взаимоотношений с государством.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

В структуру конституционного статуса личности входят следующие компоненты:

— гражданство;

— основные права, свободы, законные интересы и обязанности;

— правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

— правовые принципы;

— гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.

Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве. Свободы личности одновременно являются и ее правами.

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Универсальный набор прав и свобод сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но по своей природе и своему содержанию не совпадают, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства; второе - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Беларусь права и свободы адресуются «каждому», в других - «гражданину».

Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Конституции Республики Беларусь по аналогии с конституциями других государств получили следующие принципы правового статуса личности:

— равноправие;

— непосредственное действие прав и свобод;

— неотчуждаемость прав и свобод;

— гарантированность прав, свобод и обязанностей;

— признание общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и международных договоров Республики Беларусь составной частью ее правовой системы;

— запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Кроме собственных граждан на территории Республики Беларусь, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также Законом Республики Беларусь от 4 января 2010г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным, таможенным и иным законодательством.

Исходной является статья 11 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются в правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. Конституционные права, свободы и обязанности всегда представ­ляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции Республики Беларусь, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права, и юридическим равенством, содержание которого составляют:

— равенство прав;

— равенство обязанностей;

— равенство перед законом и судом.

По содержанию прав и свобод человека и гражданина они делятся на:

— личные (гражданские) права и свободы;

— политические;

— экономические;

— социально-культурные права и свободы человека и гражданина

Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Так, в статье 53 фактически закреплена обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Статья 32 Конституции Республики Беларусь предусматривает обязанности родителей по воспитанию детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении, а совершеннолетних детей – заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Статья 54 Конституции Республики Беларусь возлагает на каждого обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Конституция Республики Беларусь закрепляет 4 вида основных всеобщих обязанностей:

— обязанность всех соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы (ст. ст. 2 и 52);

— обязанность платить законом установленные государством налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56);

— обязанность охранять природу (ст. 55);

— обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (ст. 57).

Личные (гражданские) права и свободы зачастую открывают перечень прав, свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.

Согласно Конституции Республики Беларусь к этой группе прав относятся:

— право на жизнь (ст. 24);

— право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);

— неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29);

— защита каждого от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции,телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

— право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30);

— свобода совести (ст. 31) и т.д.

Важнейшими духовными правами человека являются:

— свобода совести;

— свобода вероисповедания.

Политические права связаны с обладанием гражданством государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет. Наиболее общим правом этого вида является право участвовать в управлении делами государства (см., например, статью 37 Конституции Республики Беларусь).

Формами непосредственного осуществления гражданами политической власти являются:

— референдумы;

— всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни;

— все виды участия в выборах в представительные органы и органы местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую власть всех уровней являются:

— влияние избирателей на своих депутатов;

— выражение общественного мнения по всем вопросам внутрен­ней и внешней политики.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом. Кроме того, не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.

Особое место в системе политических прав и свобод занимает свобода собраний и манифестаций. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь «свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь гарантируется государством».

Права и свободы, входящие в группу социально-экономических или социальных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним, к примеру, относятся:

— право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13);

— право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44);

— право на труд (статья 41);

— право на отдых (статья 43);

— охрана семьи (статья 32);

— право социального обеспечения (статья 47);

— право на жилище (статья 48);

— право на охрану здоровья (статья 45);

— право на благоприятную окружающую среду (статья 46);

— право на образование (статья 49);

— право на участие в культурной жизни (статья 51).

Важнейшим элементом в реализации прав и свобод человека и гражданина является эффективно функционирующий правозащитный механизм. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами.

В статье 79 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите.

Защита прав и свобод человека осуществляется не только Президентом, но и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, их предусматривающих, а также в нормах отраслевого законодательства.

Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки».

Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Роль контрольного механизма за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в Республике Беларусь Конституционный Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере.

Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе. Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, «никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы». Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности.

Важная роль принадлежит международно-правовым гарантиям правового статуса личности. Они заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека. Важная роль принадлежит Международному суду ООН, а также специализированным учреждениям в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. В Европе эта деятельность основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколах к ней. Контроль за соблюдением прав личности в государствах-членах Совета осуществляют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

4. Избирательная система. Референдум.

Институт выборов рассматривается как важнейшее свойство демократии, как способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов избираются различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов установлено Всеобщей декларацией прав человека и гражданина (1948 г.): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования ».

Избирательное право (в объективном смысле).- это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления

Избирательное право (в субъективном смысле) - это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий:

- активное избирательное право;

- пассивное избирательное право;

- прямое избирательное право;

- косвенное избирательное право.

Активное избирательное право - это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право - это право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Прямое избирательное право - это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.

Косвенное избирательное право - это право избирать членов выборных государственных органов не непосредственно, а через ранее избранных представителей.

Источниками избирательного права в Республике Беларусь являются прежде всего Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 4 января 2010 г.).

Содержание избирательного права составляет правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. В любом государстве избирательная система является средством закрепления практики организации проведения выборов на фактическом и нормативном уровне.

Избирательная система в широком смысле слова представляет совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и неурегулированных нормами права), посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Избирательная система строится на основе ряда принципов, главными их которых можно назвать:

- всеобщность;

- свободное участие в выборах;

- обязательный вотум;

- равенство граждан при выборах;

- состязательность избирательного процесса;

- равные возможности претендентов;

- гласность при подготовке и проведении выборов и другие.

Согласно принципу всеобщности всеобщими признаются такие выборы, в которых принимает участие большинство населения страны, а от участия в них отстраняются лишь те лица, которые не имеют возможности сознательно осуществлять свои действия, то есть несовершеннолетние и люди, страдающие нервно-психическими заболеваниями.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам принимает решение об участии в избирательном процессе.

Равенство граждан при выборах предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействия на результат выборов. Равенство избирательного права обеспечивается наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, как и у других избирателей.

Различают следующие способы определения результатов выборов:

— мажоритарную систему;

— пропорциональную систему;

— смешанную систему.

Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.

Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.

В некоторых странах пропорциональная система применяется наряду с мажоритарной. В таких случаях она называется смешанной.

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь и статьей 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Глава 22 Избирательного кодекса Республики Беларусь посвящена вопросам проведения референдумов. Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

— которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

— связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

— о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

— об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (т.е. вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету Республики и гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.

В соответствии со статьей 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в 2-месячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

— дата проведения референдума;

— юридическая сила решения, принятого референдумом;

— формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

— иные организационные мероприятия по обеспечению проведения

— референдума.

Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме.

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50 % граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

 

5. Президент, Парламент, Правительство.

В силу статьи 79 Конституции Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики. Как глава государства, Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, и таким образом, располагает огромными возможностями для реализации государственной политики.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Президент Республики Беларусь избирается на 5 лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более 50% граждан Республики Беларусь, включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Согласно статье 83 Конституции Республики Беларусь Президент вступает в должность после принесения Присяги. Компетенция Президента Республики Беларусь определяется статьей 84 Конституции, в силу которой Глава государства:

— назначает республиканские референдумы;

— назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

— распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

— образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

— с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

— с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, из числа судей этих судов;

— с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

— назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

— освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

— обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

— назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

— решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

— устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

— осуществляет помилование осужденных;

— ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

— в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

— подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

— имеет право отменять акты Правительства;

— является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

В соответствии со статьей 85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Он не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Президенту принадлежит право законодательной инициативы, с его согласия либо по его поручению - Правительства, могут вноситься в Палату представителей законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов.

Согласно статье 87 Конституции Республики Беларусь Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Кроме того, Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Правовой статус Парламента - Национального собрания Республики Беларусьрегулируется статьями 90 - 105 Конституции Республики Беларусь. В силу статьи 90 Конституции Республики Беларусь Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Согласно статье 93 Конституции Республики Беларусь срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.

Компетенция Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь установлена статьей 97 Конституции Республики Беларусь, в силу которой данная палата:

— рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.182 с.)