Тема 10 анализ прибыли и рентабельности банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10 анализ прибыли и рентабельности банка



Согласно международных стандартов бухгалтерского учета прибыль – это увеличение номинального денежного капитала за отчетный период. Прибылью считается только часть повышения цен на активы, которая превышает рост общего уровня цен. Остальная часть повышения рассматривается как корректировка поддержания капитала, т.е. как часть собственных средств.

Задачи анализа:

- оценка степени выполнения финансового плана (плана по прибыли); оценка эффективности проведения банком процентной политики;

- изучение источников формирования прибыли, ее состава;

- оценка влияния факторов, воздействующих на формирование прибыли банка, в том числе факторный анализ чистого процентного дохода;

- обоснование оптимального соотношения для банка отдельных видов риска и прибыли при конкретных внешних условиях деятельности;

- выявление резервов увеличения прибыли и путей их реализации; изучение причин возникновения убытков и выявление путей их устранения;

- анализ направлений использования прибыли.

Экономисты исчисляют различные показатели прибыли, которые характеризуют отдельные стороны финансовых результатов деятельности банка. Рассмотрим основные из них.

Прибыль текущего года (Пбалансовая) рассчитывается как разница между классом 8 и классом 9 Плана счетов, то есть определяется как разница между совокупными доходами и расходами банка.

Пбалансовая = Доходы – Расходы банка = класс 8 – класс 9 =

 

 
  = Фактически полученные и часть начисленных доходов   - ( Расходы фактически произведенные и начисленные, которые относятся на себестоимость   + Часть расходов из чистой прибыли   + Налоги на прибыль и из чистой прибыли ) (17)

 

Как видно из приведенного алгоритма расчета размер балансовой прибыли банка меньше, чем объем чистой прибыли.

Чистая прибыль банка равна сумме доходов за минусом расходов, относимых на себестоимость, и налогов на прибыль и из чистой прибыли. Она также может быть определена как разница налогооблагаемой прибыли и налогов на прибыль и из чистой прибыли либо как сумма балансовой прибыли и расходов из чистой прибыли, учтенных в 9 классе Плана счетов (например, социальные выплаты, премии, обучение персонала, командировочные и представительские расходы, затраты на рекламу, аудиторские услуги, благотворительная помощь и др.)

Прибыль банка до налогообложения (Пналогообл.) может быть рассчитана несколькими способами.

  Пналогообл.   =   Пбалансовая   + Налоги на прибыль и из чистой прибыли   + Часть расходов из класса 9, не включаемых в себестоимость   =
           
  = Доходы - Расходы, относимые на себестоимость банковских продуктов (18)

 

Накопленная прибыль. Согласно Правил составления и представления годового отчета банками Республики Беларусь она определяется как сумма следующих статей баланса: фонд развития банка, прочие фонды, подтвержденная нераспределенная прибыль (непокрытый убыток со знаком «минус») прошлых лет, прибыль (убыток со знаком «минус») отчетного года, использовано прибыли, подтвержденная нераспределенная прибыль (непокрытый убыток со знаком «минус») отчетного года.

Денежная прибыль (убыток) до изменения в операционных активах и обязательствах. Этот показатель отражен в годовом отчете банка о движении денежных средств. При исчислении денежной прибыли (убытка) не принимаются во внимание доходы (расходы) от операционной деятельности, которые были начислены, но не получены (не выплачены) банком (например, начисленные процентные расходы).

В зависимости от периода, в котором проводится анализ прибыли банка, последняя подразделяется на следующие виды (табл. 15).

 

Таблица 15 – Направления анализа прибыли банка

Показатели Алгоритм расчета Порядок распределения
1 Прибыль Класс «Доходы» – класс «Расходы» Через счет «Использование прибыли отчетного года»
2 Прибыль отчетного года (в последний рабочий день года) Счет «Прибыль (убыток) отчетного года» Через счет «Использование прибыли отчетного года»
3 Прибыль в ожидании подтверждения (с первого рабочего дня нового года до собрания учредителей по итогам года) Счет «Неподтвержденная нераспределенная прибыль(непокрытый убыток) прошлого года» Через счет «Распределенная прибыль в ожидании подтверждения»
4 Подтвержденная нераспределенная прибыль прошлых лет Счет «Подтвержденная нераспределенная прибыль(непокрытый убыток) прошлых лет» Через счет «Подтвержденная нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет»

 

Банками рассчитывается прибыль по бизнес линиям; прибыль структурных подразделений; прибыль от совокупности всех операций с одним клиентом (группой клиентов); прибыль по банковскому продукту, по финансовой операции.

В Республике Беларусь банками рассчитывается прибыль на простую акцию. Это мера оценки результатов работы кредитной организации за ряд периодов. При дистанционном анализе ряд динамики значений этого показателя позволяет оценить дивидендную политику и эффективность управления банком; прогнозировать уровни доходности акций, их рыночную стоимость и др.; в том числе рассчитывается базовая и разводненная прибыль на акцию. Размер базовой прибыли определяется объемом чистой прибыли банка, приходящейся на одну простую акцию в обращении за отчетный период.

Разводненная прибыль показывает, как может уменьшиться прибыль на одну простую акцию, если события, которые должны произойти в будущем, наступят в отчетном периоде. Например, банк выпустил облигации с правом в будущем их конвертировать в простые акции. Понятно, что проведение конвертации облигаций в простые акции в текущем периоде увеличит количество акций, не оказав влияния на объем прибыли банка, и как следствие величина базовой прибыли на одну акцию сократится. Таким образом, показатель разводненной прибыли на одну акцию дает инвестору прогнозную оценку риска уменьшения базовой прибыли на акцию в отчетном периоде за счет группы рассмотренных причин.

Основные факторы, сдерживающие рост прибыльности банков – инфляция, неудовлетворительное качество кредитных портфелей ряда банков, ужесточение внутриотраслевой конкуренции.

 

зучение клиентов относится к приоритетным направлениям маркетинговой деятельности банков. Стратегические цели банка в данной области деятельности отражаются в Программе по развитию клиентской базы, которая, как правило, составляется на год.

Инструкцией по составлению форм финансовой отчетности, предоставляемой банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями в Национальный банк Республики Беларусь определено, что банки обязаны на постоянной основе накапливать и систематизировать информацию о связанных с банком клиентах (учредителях, инсайдерах, работниках банка), в том числе: о виде операций; суммах активных и пассивных операций, просроченной задолженности по активам, их динамике, процентных ставках, суммах полученных доходов и произведенных расходах от(по) операциям; суммах отнесения на убытки по активным операциям за отчетный период и сумма резерва на покрытие убытков. Также банки на постоянной основе обязаны накапливать и систематизировать информацию о концентрации активов, обязательств и внебалансовых статей по группам клиентов в разрезе форм собственности, отраслевой принадлежности и участию иностранного капитала.

Цели периодического анализа клиентов:

- сохранить имеющихся;

- выявить приоритетных;

- привлечение новых клиентов;

- оценить потребности клиентов в банковских услугах;

- дать экономическое обоснование изменению процентных ставок и тарифов для клиента, в том числе оценить необходимость и эффективность кросс-субсидий[21] банковских продуктов и групп клиентов.

Изучение клиентов проводится банком с разной глубиной и разной периодичностью. Анализу подвергаются и количественные и качественные показатели. В первую очередь используются данные первичного банковского бухгалтерского и управленческого учета. Реже проводятся опросы клиентов банка: сплошные, выборочные, по отдельными целевым сегментам (отраслям, масштабам деятельности и др.). Для этого необходимо осуществлять качественный анализ внешнего рынка, определить нишу банка, а также возможное предоставление новых операций.

Исследуется динамика привлечения контрагентов и новых клиентов в разрезе различных групп клиентов и отраслевых сегментов. Сегментация клиентской базы проводится по определенным критериям оценки.

Каждым банком самостоятельно определяются признаки, по которым осуществляются группировки клиентов. К примеру, для банка, обладающего развитой филиальной сетью, представляет интерес территориальный разрез клиентской базы; для банка, работающего в крупном городе, важен анализ клиентов в отраслевом разрезе. Основные виды применяемых группировок проводятся по критериям:

- масштаб деятельности;

- доходность для банка;

- крупные, средние и мелкие клиенты;

- физические и юридические лица;

- VIP- клиенты.

Дополнительно средние и мелкие клиенты могут быть сгруппированы по отраслевому и территориальному признакам, форме собственности. Отдельно выделяется группа приоритетных клиентов.

По каждой из сформированных групп изучению подвергается широкий круг показателей. В том числе:

- длительность сотрудничества;

- показатели удельного веса операций клиента с банком в общей сумме банковских операций;

- ассортимент потребляемых услуг банка;

- частота обращения клиента за банковскими услугами;

- количество транзакций клиента;

- объем потребления клиентом банковских услуг;

- доходность операций с клиентом;

- перспективы изменения спроса клиента на банковские продукты.

В аналитическое обеспечение данной работы также входит блок оперативного анализа прибыльности работы банка с отдельными клиентами. Эта методика является частью системы оперативного анализа рентабельности банковских операций.

 

 

Анализ прибыли включает в себя следующие виды:

- предварительный анализ;

- оперативный анализ – ежедневная (ежедекадная) оценка уровня доходов, расходов, фактической доходности работающих активов и стоимости привлеченных ресурсов;

- итоговый анализ (месяц, квартал, год) с целью выявления резервов увеличения прибыльности с учетом рисков, при этом проводят коэффициентный анализ прибыльности;

- перспективный анализ. При его проведении основное внимание уделяется оценке степени зависимости прибыли от рисков ликвидности, процентного и кредитного.

На объем прибыли банка (налогооблагаемой, чистой, балансовой) прямое влияние оказывают следующие международные принципы бухгалтерского учета: осторожности, наращивания доходов и расходов, преемственности входящего баланса.

При проведении факторного анализа процентной прибыли используются формулы, которые могут включать в себя комбинации различных показателей деятельности банка. Например,

 

  Процентная прибыль   = /   Средние Араб.   • =   Процентная прибыль   • *     Ср. размер СК (19)
Ср.размер СК Араб

 

Основные факторы, сдерживающие рост прибыльности банков – инфляция, неудовлетворительное качество кредитных портфелей ряда банков, ужесточение внутриотраслевой конкуренции.

С целью изыскания резервов банковской прибыли изучаются факторы, влияющие на величину прибыли. Сопоставление темпов роста доходов и расходов банка позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное (негативное) воздействие на динамику прибыли. Расчет количественного влияния их на прирост прибыли производится по следующим формулам:

а) за счет роста доходов банка (или за счет выполнения (перевыполнения) плана по доходам):

П (Д) = Д1 – Д0 или П (Д) = Дф – Дпл (20),

где Д1 – доходы, полученные банком в анализируемом периоде;

Д0 – доходы, полученные банком в предыдущем периоде;

Дф – фактически полученные доходы;

Дпл – плановые данные по доходам.

б) за счет динамики расходов банка (или с точки зрения выполнения плана по расходам):

П (Р) = Р0 – Р1 или П(Р) = Рпл – Рф (21),

где Р0 – расходы, произведенные банком в предыдущем периоде;

Р1 – расходы, произведенные банком в анализируемом периоде;

Рпл- плановые данные по расходам;

Рф – фактически произведенные расходы.

Поэтому к резервам роста банковской прибыли можно отнести все мероприятия, способствующие увеличению доходов и обоснованному росту расходов. Неоправданные расходы банка должны сокращаться.

 

 

Основные показатели рентабельности (прибыльности) представляют собой отношение прибыли банка к какому-либо параметру его деятельности. Все эти показатели используются при дистанционном анализе банка. Центральное место в этом анализе занимает метод сравнения (в пространстве и во времени) рассчитанных коэффициентов по одному банку с оценками, определенными по другим кредитным организациям.

Показатели рентабельности являются исторически первыми коэффициентными характеристиками, на основе которых специалисты-аналитики формировали оценку деятельности банка, делали комплексные выводы. Система этих показателей наиболее разработана. Комплексный вывод о результатах и перспективах деятельности банка на основе показателей прибыльности делается на основе изучения показателя рентабельности затрат или на основе декомпозиционного анализа составляющих модели Дюпона (модели прибыли на собственный капитал).

Практики обычно комплексно используют в анализе модели Дюпона, анализ показателей рентабельности затрат, оценки влияния рисков банковской деятельности на величину доходов и расходов.

Основные коэффициенты рентабельности деятельности банка:

1) величина прибыли, деленная на средний за период собственный капитал банка – в мировой банковской практике главный показатель рентабельности (ROE);

2) отношение прибыли к среднему за период уставному фонду банка это обобщающий показатель рентабельности, он характеризует эффективность и целесообразность вложения средств инвестором в банк;

3) прибыльность активов (ROА) является оценкой эффективности управления по размещению активов. Снижение данного коэффициента может быть вызвано экономически необоснованным ростом операционных расходов либо быть результатом консервативной политики банка на финансовом рынке. Прибыльность активов оценивается так же с позиции достаточности доходов для расширения банковской деятельности.

 

В рамках анализа прибыльности активов полезно рассмотреть динамику коэффициента:

Прибыль   = Прибыль  
Средние активы – средние активы не работающие Средние активы работающие (22)

Соотношение чистой прибыли и доходов банка (прибыльность доходов, NPM) относится к числу основных показателей мировой банковской практики. Снижение коэффициента свидетельствует о росте доли доходов, направляемых банком на возмещение своих расходов.

 

Прибыльность доходов = Прибыль = 8 класс- 9 класс (23)
 
Доходы 8 класс Плана счетов .

 

Показатель затратной эффективности равен отношению прибыли до налогообложения к валовому доходу банка. Налоговую эффективность банка характеризует отношение чистой прибыли к прибыли до налогообложения.

Как и все юридические лица банки рассчитывают оценки уровня отдачи текущих затрат, например:

 

    Прибыль = 8 класс- 9 класс  
Расходы 9 класс Плана счетов , (24)  

или отношение прибыли к релевантным расходам, или отношение прибыли к себестоимости.

В рамках внутрибанковского управления рентабельностью работы на регулярной основе рассчитывается и анализируется продуктовая и клиентская рентабельность.

Продуктовая рентабельность характеризует эффективность продажи кредитной организацией определенного банковского продукта или определенного пакета (набора, корзины) банковских продуктов.

Клиентская рентабельность выявляет эффективность реализации и обслуживания банковских продуктов, предоставляемых определенному клиенту, группе, классу клиентов.

При анализе эффективности работы банка применяют ряд дополнительных показателей. Например:

- отношение прибыли к средней численности персонала банка;

- доход, приходящийся на единицу средних активов банка и другие.

Показатели рентабельности банка не позволяют в полной мере судить о его экономическом потенциале и конкурентоспособности. Повышение компонент прибыльности может свидетельствовать о благоприятном изменении финансовой конъюнктуры и/или об увеличении риска банка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.27 с.)