Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством.



Под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных уровней власти.

 

Строение бюджетной системы прежде всего обусловлено формой гос. устройства, под которой понимается внутренние строение государства, характер деления его на составные части и взаимоотношения между ними на основе распределения властных полномочий, суверенитета между центром и территориальными образованиями.

 

По форме гос. устройства страны подразделяются на:

А) простые (унитарные)

Б) сложные

 

Унитарное государство – это единое, централизованное гос-во, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющее в своем составе других гос-в или государственных образований.

Сложное – это гос-во, кот. представляет собой либо союз гос-в, либо общность относительно самостоятельных территориальных (гос.) образований.

 

Исторически – империя (насильственное удержание других гос-в в своем составе). Наиб. развитые федерации.

 

В унитарных гос-вах бюджетная система состоит из 2х уровней: гос. бюджет и местный бюджет.

 

В федеративных 3х уровневая:

-Гос. бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального пр-ва

-Бюджеты членов федерации (штаты в США и т.п.)

-Местные бюджеты

Все бюджетные уровни в современных условиях существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Самостоятельность бюджетов предполагает законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем собственных доходов (налогов и т.п.) и расходных обязательств. При этом бюджет вышестоящего уровня может участвовать в выравнивание территорий (см. модели бюджетного федерализма и межбюджетные отношения в учебнике финансов)

В бюджеты вышестоящих уровней как правило зачисляются самые крупнейшие налоги (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.) неналоговые доходы складываются от реализации и исп. гос. имущества.

За нижестоящими бюджетами (местными) закреплены малодоходные налоги (налог на землю и т.п.). Немецкая модель или модель кооперативного финансирования (выравнивание). Модель конкурентного федерализма (США) (см. слайды)

В рамках бюджетной системы ведущим является гос. бюджет, т.к. через него финансируются все основные гос. экономические и социальные программы. (Каковы расходы, такова и социальная обстановка в стране)

 

Бюджетное устройство РФ

Предполагает единство следующих характеристик бюджетной системы:

1) состава бюджетной системы

2) принципов ее построения

3) бюджетной классификации

 

Состав бюджетной системы РФ

 

Бюджетные отношения РФ регулируются бюджетным кодексом (от 31.07.1998 и введен в действие 1.01.2000)

Соотв. федеральными законами, законами субъектов РФ и НПА представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.

 

Состав бюджетной системы РФ:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ, ОМС, соц. Страх.)

- бюджеты Субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов (территориальные фонды ОМС)

- местные бюджеты в том числе:

-Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Мск и СПб.

-Бюджеты городских и сельских поселений.

 

Бюджетная система РФ - динамичное образование. Начало ее формирования связано с принятием декларации о гос. суверенитете РСФСР. Кот. позволила бывшим автономным республикам, входящим в состав РСФСР принять свои декларации, определяющих их гос. суверенитет и степень их экономической самостоятельности. Эта ситуация принципиально изменила взаимоотношения между бюджетами РФ. В бюджетных отношениях нашло выражение:

А) в отказе от формирования единого гос. бюджета РФ.

Б) в предоставлении субъектам более широких полномочий в формировании средств бюджета и распоряжении им. Начиная с 1991г. Все бюджеты в РФ функц. автономно.

 

Каждый бюджет обеспечивает финансирования мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящей территории. Если последняя не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета (межбюджетные трансферты см. в ученике финансов). Трансферты размещаются в соотв. с научно обоснованными методиками, степени эффективности администрации данного субъекта, с учетом эк. потенциала территорий и степени его использования, но часто распределение идет на конкурсной основе. Основная цель – повышение стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к развитию самостоятельности, снижению уровня дотационности.

Один из способов решения этих проблем – укрупнение, объединение территорий РФ и создания на этой основе самодостаточных субъектов, обладающих соотв. экономическим, финансовым и социальным потенциалом. (было 89, теперь 83), (местных бюджетов ~29к)

В бюджетном планировании существует понятие консолидированного бюджета – это свод бюджетов бюджетной системы на соотв. территории. Например, консолидированный бюджет РФ состоит из бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Это необходимо для расчета трансфертов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.007 с.)