Финансы и финансовый менеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы и финансовый менеджмент



Финансы и финансовый менеджмент

Финансы.

 

09.09.2011

 

Эффективность системы оценивается самым слабым звеном.

 

Ещё одна трактовка финансов:

С институциональной т.з. фин. система трактуется, как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющие свои услуги фирмам, гражданам пр-ву (Дж. Ван Хорн)

В таком ракурсе фин. система рассматривается в западной научной литературе.

 

Зви Боди и Роберт Мэртон:

Они определяют фин. систему как совокупность фин. рынков и фин. институтов, используемых для осуществления фин. решений (заключения фин. Сделок, обмена активами и рисками). Ограничивается рыками фин. инструментов, посредниками, органами руководства регулирования фин. институтов (В РФ - ФСФР).

 

---------------------Государство----------------------------------------------

| \

| Коммерческие -> Фин. институты и фин. Рынок трансферты

| / /

Фирмы <- -------------------------------------------------àдомохозяйства-----

|

Некоммерческие

(стрелки везде в обе стороны)

 

Особенности финансовой системы РФ.

Характер современной финансовой системы РФ обусловлен особенностями перехода к рынку. В основных своих элементах финансовая система РФ совпадает с фин. системами стран развитого (зрелого) рынка. (РФ – страна формирующегося рынка)

В целом это многозвенная система (открытая система), характеризующаяся известной гибкостью, динамичностью. В месте с тем финансовая система РФ имеет свои особенности, отражающие экономические и политические условия развития государства:

1) Высокие темпы развития в целом, особенно в части коммерческих структур и, прежде всего, финансовых посредников. (Узнать кол-во банков СССР, а в 90х было 2500. Посмотреть сколько сейчас (~1000)– см. сайт центробанка);

2) Высока роль (доля) централизованных финансов. (Пока есть смысл поддерживать это и этим пользоваться. ОМС, ПФРФ, Соц. Страх. - государственные внебюджетные фонды сейчас. Надо учитывать и наши особые условия, в т.ч. менталитет. – Горбушина)

3) Неоднородность развития ее элементов, особенно институтов финансового рынка, связанных со средствами, движением (организацией) средств, частных инвесторов и домохозяйств. (страховые компании, частные ПФ);

4) Неравномерность развития финансовой системы и распределения финансовых ресурсов по стране, по регионам. (Создание на базе Москвы международного финансового центра)

 

 

Управление финансами

 

Финансы – распределительные отношения. Распределение и перераспределение всего продукта, созданного в обществе, с целью формирования фондов денежных средств.

Это объективное явление.

 

I Органы управления финансами, финансовый аппарат

 

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. В качестве объектов выступают различные виды финансовых отношений.

В качестве субъектов выступают:

А) в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов – спец. службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом

Б) в домохозяйствах – сами домохозяйства

 

Глобальное управление финансами всей страны единого комплекса осуществляют органы представительной и исполнительной власти.

 

В зависимости от гос. Устройства высшими законодательными органами выступают различные образования:

В США – конгресс

В Англии – Парламент

В Германии – Бундестаг

Во Франции – Нац. собрание

Россия – фед. Собрание

 

Органы исполнительной власти в США это Министерство финансов, административно-бюджетное управление при президенте, таможенная служба и т.д.

В Англии – Казначейство

В Германии – Министерство финансов

Во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета.

 

Современная система органов исполнительной власти в РФ сложилась в соответствии с указом президента в 2004 году. Выделены в составе исп. власти: министерства (выработка политики в соотв. сфере деятельности, принятие нормативных актов в развитии соответствующих законов.), 2ой уровень – федеральные службы (ф-ции контроля и надзора в соотв. Сегменте отношений и издание соотв. Нормативных актов). 3ий – агенства (непосредственное предоставления гос. услуг, правоприменительная деятельность, издание индивидуальных правовых актов)

 

 

Субъекты управления Ф-ции
Органы представительной (законодательной) власти. На федеральном уровне – федеральное собрание На муниципальном – законодательное собрание субъекта федерации Фед. Собрание принимает и рассматривает и утверждает законы, кот. регулируют в целом финансовые отношения и финансовую систему. Рассмотрение утверждение закона о федеральном бюджете, отчетов о его исполнении. Рассм. закона о бюджете внебюджетного гос. Фонда На муниц. Уровне – принятия соотв. Законов о бюджетах на соотв. Уровне для конкретного субъекта.
Центральный банк. (посмотреть закон о цетнробанке)     Министерство финансов (1802г.)   Федеральная налоговая служба (ФНС) (находится в ведении мин.фина)     Федеральное казначейство (федеральная служба) (находится в ведении мин.фина) (см. законы о ФК)   Федеральная служба страхового надзора (находится в ведении мин.фина) (см. законы о ФССН)     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (находится в ведении мин.фина)     Федеральная служба по финансовым рынкам. (находится в ведении правительства РФ)   Федеральная служба по финансовому мониторингу (находится в ведении правительства РФ)     Обслуживает бюджетные счета государства. Является генеральным агентом по обслуживанию гос-долга (вместе с Минфином) (размещение долговых обязательств, погашение, выплата дохода). Разработка и реализация основных направлений денежно-кредитной политики. Хранение официальных золото-валютных резервов, регулирование деятельности кредитных институтов. Организация платежно-расчетных отношений и т.д.   Разработка и реализация единой финансовой политики государства, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу гос.долга. Выработка единой политики, а так же в сфере аудиторской деятельности, бух.отчетности, добычи и переработки драг.металлов и камней, таможенных платежей. Разрабатывает федеральный бюджет и исполняет его.   Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. За правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. Бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей и за соблюдение валютного законодат. в пределах налогового органа. Учет всех налогоплательщиков. Бесплатно информирует в т.ч. в письменной форме налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о полномочиях налоговых органов и должностных лиц.     Организация контроля и надзора за исполнением бюджета, движением бюджетных средств.     Контроль и надзор в сфере страховой деятельности. Выдача и аннулирование лицензий на страховую деятельность, квалификационных аттестатов, ведение единого реестра субъектов страхового дела, обобщение практики и разработка предложения по ведению страхового дела.   Контроль и надзор в фин-бюджетной сфере. Осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы. Проведение ревизий и проверок по правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, гос. внебюджетных фондов и мат.ценностей, находящихся в федеральной собственности, находящиеся на территории и РФ и за границей. Проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в фин.-бюджетной сфере.     Осуществление контроля и надзора на финансовых рынках. Осуществление гос.регистрации, выпуск ценных бумаг и отчет о итогах выпуска. Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Осущ. ф-ций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынков ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.   Контроль и надзор в сфере движения финансовых потоков, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и противодействие финансирования терроризма.

 

 

Финансовая политика

Финансовая политика – это деятельность гос-ва и других участников финансовой системы по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию в целях обеспечения ф-ций и задач этих участников и всех членов общества.

Финансовая политика является частью эк-кой политики и призвана обеспечивать ее денежными средствами. В рамках фин. политики выделяют:

-Фискальную политику (налоговую, таможенную..)

-Бюджетную политику

-Политику по упр. Финансами

-Инвестиционную политику

-Страховую политику

 

Налоговая политика предполагает использование возможностей гос-ва взимать налоги как важнейший источник дохода в бюджет. Опред. состав налогов, размеры ставок, базы налогов, льготы и санкции по каждому виду налогов. Использовать налогообложение, чтобы способствовать развитию предпринимательства.

Бюджетная политика предполагает управление доходами и расходами бюджета, бюджетным дефицитом.

1) Оптимизация источников формирования доходов бюджета (налоговых и неналоговых)

2) Управление расходами бюджета в соответствии с их приоритетностью. Ввод в практику бюджетирования, ориентированного на результат.

3) Управление бюджетным дефицитом

4) Отработка принципов и форм взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы (см. бюджетное послание президента о бюджетной политики в 2012-2014 гг.)

Политика по управлению финансами страны представляет собой систему мер и действий по совершенствованию финансового механизма, деятельности органов управления финансами.

 

Инвестиционную и страховую смотреть самим.

 

Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной политикой, проводимыми гос-вом мероприятиями по борьбе с инфляцией, регулированием денежного обращения, кредитных рынков.

 

Финансовый механизм.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм. Это совокупность финансовых инструментов, рычагов и методов управления ими, способов их соединения. Финансовый инструмент есть любой договор между 2мя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера у другого. Фин.инструменты подразделяются на первичные (например, долговые, долевые бумаги, другие ценные бумаги). Вторичные инструменты это опционы, фьючерсы и т.д., т.е. инструменты, кот. дают особые права для работы с основными активами.

Методы финансового механизма. Методы - это то, что связано со способами инвестирования, финансирования и т.д.

Информационная составляющая финансового характера – бух.отчетность, сообщения финн. органов, инф. банковской системы, данные фондовых и валютных бирж (то, что может дать инфу о конъюнктуре рынка)

Нормативное обеспечение. Соотв. законы, указы президента, постановления пр-ва и т.д.

 

16.09.2011

 

Общественное благо

 

Это особая вещь или услуга, которая характеризуется следующими чертами:

а) нерыночным характером их предоставления (отсутствие возмездности при их получении);

б) совместным созданием и потреблением;

в) неделимостью и неотчуждаемостью;

г) неконкурентностью и неисключаемостью в потреблении.

 

Специфика этих благ обусловила:

 

А) закрепление ф-ций их создания за особым субъектом – общественно-правовым союзом (гос-вом, муниципальным образованием и т.д.)

Б) наделение его особыми правами – правом (и обязанностью!!) обеспечивать согласованные коллективные действия по созданию общественных благ и формированию централизованного фонда денежных средств как источника финансирования этой деятельности.

В) императивный характер норм, лежащих в основе публичных финансов и наличие соответствующих институтов

 

+ Сейчас государство финансирует создание общественных благ, непосредственное их создание возложено на частное предпринимательство.

 

Экономическое условие создание общественных благ:

 

Бюджет публично-правового союза (государственный, местный бюджет, субъекта федерации).

 

Бюджет: сущность, трактовки

В приложении к публичным финансам:

 

Под бюджетом (от англ. Budget – сумка, кошелек) понимается прежде всего централизованный фонд денежных средств, формируемый на том или ином территориальном уровне для обеспечения ф-ций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной, региональной и т.п.).

Такое понимание бюджета в наибольшей степени раскрывает его социально-экономическую сущность, его общественное назначение.

 

Любой общественно-правовой союз выполняет традиционно политические (обеспечение целостности государства, экономической независимости, охрана его границ, представление на международном уровне), экономические (в условиях рынка участия гос-ва в регулировании экономики ограничивается, сокращается и сводится к следующим мерам: 1) разработка и реализация экономической и финансовой политики в обществе, 2) управление предприятиями и организациями, состоящие в собственности государства, 3) установление правовых основ рынка, в частности, стимулирование за счет гос. средств предпринимательства, свободы труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, пресечение недобросовестной конкуренции, защита прав потребителя, 4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности страны, определения достойного места в международном разделении труда. Усиление этой ф-ции зависит от стадии рынка) и социальные функции (снятие или смягчение соц.противоречий, обеспечение надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенных социальных благ за счет гос. средств, гос. поддержка образовательных, культурных и научных учреждений (в соотв. с мировыми стандартами эти сферы д.б. максимально отдалены от рынка и гос-во должно обеспечить общедоступность)). (это в том числе определяется и международными стандартами, законодательствами и указами)

 

В прикладном смысле бюджет определяется и используется как:

Роспись государственных доходов и расходов, приуроченная к определенному периоду времени.

В этом контексте бюджет рассматривается как инструмент:

А) учета доходов и расходов

Б) установления равновесия между потребностями государства и средствами их удовлетворения, обеспечение сбалансированности доходов и расходов.

Временная составляющая бюджета позволяет расценивать бюджет как план расходов и доход и позволяет обеспечить предсказуемость движений доходов и расходов, возможность управления ими. Эта роспись должна пройти через законодательную власть и стать законом, а значит гласность и обязательность исполнения этого закона. В этом его отличие от простой сметы.

Как юридически оформленный документ, имеющий силу закона, бюджет предполагает гласность в движении денежных средств, что в свою очередь создает необходимость и возможность контроля за движением бюджетных средств со стороны общества и ещё боле реализует его публичный характер.

 

С позиции практики бюджетного планирования

Под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и ф-ций гос-ва и местного самоуправления.

В этом смысле бюджет рассматривается с т.з. его доходов (источников, видов) и форм расходования (движения) его средств, а также регламентирует права и обязанности участников бюджетного процесса.

 

Т.о. бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент экономических (прежде всего – денежных) отношений, связанный с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения ф-ций гос-ва и местного самоуправления, это юр. Оформленный документ, имеющий силу закона, важнейший инструмент финансового регулирования в части доходов и расходов.

 

Бюджетное устройство РФ

Предполагает единство следующих характеристик бюджетной системы:

1) состава бюджетной системы

2) принципов ее построения

3) бюджетной классификации

 

Состав бюджетной системы РФ

 

Бюджетные отношения РФ регулируются бюджетным кодексом (от 31.07.1998 и введен в действие 1.01.2000)

Соотв. федеральными законами, законами субъектов РФ и НПА представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.

 

Состав бюджетной системы РФ:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ, ОМС, соц. Страх.)

- бюджеты Субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов (территориальные фонды ОМС)

- местные бюджеты в том числе:

-Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Мск и СПб.

-Бюджеты городских и сельских поселений.

 

Бюджетная система РФ - динамичное образование. Начало ее формирования связано с принятием декларации о гос. суверенитете РСФСР. Кот. позволила бывшим автономным республикам, входящим в состав РСФСР принять свои декларации, определяющих их гос. суверенитет и степень их экономической самостоятельности. Эта ситуация принципиально изменила взаимоотношения между бюджетами РФ. В бюджетных отношениях нашло выражение:

А) в отказе от формирования единого гос. бюджета РФ.

Б) в предоставлении субъектам более широких полномочий в формировании средств бюджета и распоряжении им. Начиная с 1991г. Все бюджеты в РФ функц. автономно.

 

Каждый бюджет обеспечивает финансирования мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящей территории. Если последняя не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета (межбюджетные трансферты см. в ученике финансов). Трансферты размещаются в соотв. с научно обоснованными методиками, степени эффективности администрации данного субъекта, с учетом эк. потенциала территорий и степени его использования, но часто распределение идет на конкурсной основе. Основная цель – повышение стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к развитию самостоятельности, снижению уровня дотационности.

Один из способов решения этих проблем – укрупнение, объединение территорий РФ и создания на этой основе самодостаточных субъектов, обладающих соотв. экономическим, финансовым и социальным потенциалом. (было 89, теперь 83), (местных бюджетов ~29к)

В бюджетном планировании существует понятие консолидированного бюджета – это свод бюджетов бюджетной системы на соотв. территории. Например, консолидированный бюджет РФ состоит из бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Это необходимо для расчета трансфертов.

 

Бюджетная классификация РФ

Это важнейшая составляющая бюджетного устройства

 

Это группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Предназначен для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Используется при составлении и исполнении бюджетов, составлении бюджетной отчетности всех уровней бюджетной системы РФ

 

Включает в себя:

 

- классификацию доходов бюджета

- классификацию расходов бюджета

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

- классификацию операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления)

 

Доходы бюджетов

Это поступающие в бюджет денежные средства за исключением источников финансирования дефицитов бюджетов

Формируются в соответствии с бюджетом и налоговым законодательством РФ, законодательством об иных обязательных платежах.

 

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента зачисления на единый счет этого бюджета.

 

Виды доходов бюджета:

 

- налоговые доходы

- неналоговые доходы

- безвозмездные поступления

 

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а так же пений и штрафов по ним.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления, денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва и/или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензий). (см. на НК РФ статья 8)

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- НДС

- акцизы

- налог на доходы физ.лиц

- налог на прибыль организаций

- налог на ДПИ

- водный налог

- гос. пошлина

- и т.д. (см. 13 статью НК РФ)

 

Региональными признаются налоги, кот. установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

 

К региональным налогам относятся:

 

- налог на имущество организаций

- налог на игорный бизнес

- транспортный налог

 

Местными признаются налоги, которые установлены НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

 

К местным налогам относятся:

 

- земельный налог

- налог на имущество физических лиц

(статья 15 НК)

 

При установлении региональных и местных налогов представительными органами власти соотв. уровня определяются в порядке и пределах, кот. предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения уст. НК РФ.

Налоговые льготы, основания и порядок их применения

 

Федеральные, региональные и местные налоги:

- Устанавливаются и отменяются НК РФ

- Не могу устанавливаться, если они не предусмотрены НК РФ

 

 

23.09.2011

 

Виды доходов бюджетов:

 

1. Налоговые доходы

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездные поступления

 

Немецкая модель бюджетного федерализма (наличие безвозмездных поступлений – как деньги из вышестоящих бюджетов).

Налоги вводятся и отменяются только НК (Налоговый Кодекс). Местные власти могут ввести его или не ввести и поменять ставки, льготы и сроки уплаты. Ставки устанавливаются в пределах НК.

К неналоговым доходам относятся:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, средства, получаемые от имущества, переданного в залог, плата за пользование бюджетными кредитами, процент по остаткам средств на бюдж. Счетах.) после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством.

2. От продажи имущества, (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос. Запасов драг. Металлов и драг. камней), находящихся в гос. Или или мун. Собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных зак-м о налогах и сборах.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных зак-м о налогах и сборах.

4. Средства самообложения граждан (на уровне местного самоуправления). Разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения (например, необходимые обществу постройки). Размер платежей, устанавливается в абсолютной величине, равной для всех жителей муницип. Образования. Вопросы введения и использования разовых платежей принимаются на местном референдуме (сходе).

5. Применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, получены

6. е в возмещение вреда.

7. И иные неналоговые доходы.

8. + Концессии. Договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр, участков земли, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих гос-ву или мун. Образованиям. (с 2005 г.). Концессия не предполагает смены профиля сдаваемого объекта.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1. Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах, без установлении направлений и условий их использования. Как правило, предоставляются для выравнивания бюджетной обеспеченности. При условии соблюдения органами власти соответствующего уровня бюджетного законодательства РФ и зак-ва РФ о налогах и сборах.

Общий объем дотаций определяется на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

2. Субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетом в целях софинансирования расходных обязательств. Совокупность субсидий образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

3. Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ.

Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, переданных для осуществления органам власти другого уровня. Совокупность – Федеральный фонд компенсаций.

4. Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ.

5. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

К собственным доходам бюджетов относятся:

 

В условиях усиления фин. Самостоятельности бюджетов всех уровней особое значение приобретает понятие собственных доходов бюджетов.

1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюдж. Зак-м РФ и зак-м о налогах и сборах.

2. Неналоговые доходы.

3. Безвозмездные поступления, за исключением субвенций.

Налоговые доходы включают местные налоги + часть налогов из вышестоящих бюджетов.

 

 

Расходы бюджетов.

1. Понятие и классификация расходов бюджета.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным зак-м РФ разграничением полномочий органов власти различных уровней.

В бюджетном планировании используется классификация расходов бюджетов в соответствии с их целевой направленностью.

 

1. Общегосударственные вопросы. Обеспечение функционирования Президента, высшего должностного лица субъектов, законодательной и исполнительной власти.

Судебная система, гос. Материальных резерв. Проведение выборов и референдумов. Международные отношения и международное сотрудничество. Обслуживание гос. И муниц. Долга. Резервные фонды. Фундаментальные исследования.

 

Резервные фонды

Рез. Фонды органов исполнительной власти создаются в расходной части бюджета всех уровней бюджетной системы. При этом запрещено за счет бюджетных средств создание бюджетных фондов законодательных органов и депутатов зак. Органов власти.

Средства резервных фондов направляются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и др. чрезвычайных ситуаций. Размер резервных фондов в фед. Бюджете не может превышать 3 процентов утвержденных расходов фед. Бюджета.

Резервный фонд Президента РФ формируется в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Его средства напраляются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента.

Не допускается расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.

2. Национальная оборона. Вооруженные Силы РФ, мобилизационная подготовка экономики, участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой дея-ти, ядерно-оружейный комплекс, прикладные исследования в области обороны.

3. Национальная безопасность и правоохранительная дея-ть. Органы Прокуратуры, Внутренних Дел, Внутренних Войск, органы юстиции, органы исполнения наказаний, безопасности, пограничной службы, по контролю за оборотом наркотиков, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона, обеспечение пожарной безопасности, миграционная политика, исследования в этих сферах.

4. Национальная экономика. Топливно-энергетический комплекс, исследования и использование космического пространства, водные ресурсы, дорожное хоз-во.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Охрана окружающей среды. Экологический контроль, сбор и удаление отходов, очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира, среды их обитания.

7. Образование. Все уровни.

8. Культура, кинематография. Средства массовой информации.

9. Здравоохранение, физическая культура и спорт. Стационарная и амбулаторная медицинская помощь, скорая помощь, санатории, донорство, санитарно-эпидимеологическое обслуживание.

10. Социальная политика. Пенсионное обеспечение, соц. Обслуживание и обеспечение, охрана семьи и детства и т.д.

11. Межбюджетные трансферты. Дотации, субсидии, субвенции и тому подобное.

Перечень целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете.

 

 

Понятие.

Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Профицит – превышение доходов над расходами. Дефицит – превышение расходов над доходами (не более 3 проц. ВВП).

 

Налоги, налоговая система.

1. Сущность налога.

Обязательный платеж, установленный государством с целью обеспечения целей и функций задач.

 

Отличие налога от пошлины.

1) Пошлина- платеж за какую-либо услугу государства, в налоге его нет.

2) Налог взимается как часть обшего податного бремени, тогкда как пошлина налагается только в виде платы за определенную услугу. Мерилом налога является платежеспособность плательщика, мерилом полшины – специальная выгода, получаемая индивидом.

3) Пошлина не должна превышать по своей величине стоимости тех услуг…

 

Государственная пошлина- обязательный платеж за совершение юридически значимых действий и/или выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами.

Функции налогов.

Фискальная функция.

-Реализует основное предназначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

-Контрольная функция.

-Создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. И благодаря ей оцениваются эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом. Вносятся изменения в налоговую систему и налоговую политику.

-Распределительная функция

-Находит выражение в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и административно-территориальными образованиями во временном аспекте.

-Регулирующая функция

Актуальна в условиях активного воздействия государства на экономические и социальные процессы (предоставление налоговых льгот, проведение природо-охранных мероприятий)

Обеспечение социальной справедливости при налогообложении.

 

Виды налогов.

1. По видам налогоплательщиков:

С юридических и с физических лиц.

2. От механизма изъятия.

Прямые (подоходные, поимущественные, ресурсные и пр.) и косвенные (на обращение и потребление).

3. По объекту:

а. с дохода

б. с имущества

в. за выполнение определенных действий

г. рентные (ресурсные)

д. на потребление

4. По источнику уплаты:

А. относимые на увеличение цены товара

Б. относимые на себестоимость продукции

В. относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц)

5. От уровня власти, на какой территории действуют.

Федеральные, региональные, местные.

5. По характеру использования.

А. Общие

Б. Специальные, целевые.

6. По характеру действия.

А. Налоги общего действия.

Б. Специальные налоговые режимы (на отдельные категории плательщиков). К примеру, единый с/х налог, УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

7. По периодичности взимания

А. регулярными

Б. нерегулярными

 

 

Финансы и финансовый менеджмент

Финансы.

 

09.09.2011

 

Эффективность системы оценивается самым слабым звеном.

 

Ещё одна трактовка финансов:

С институциональной т.з. фин. система трактуется, как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющие свои услуги фирмам, гражданам пр-ву (Дж. Ван Хорн)

В таком ракурсе фин. система рассматривается в западной научной литературе.

 

Зви Боди и Роберт Мэртон:

Они определяют фин. систему как совокупность фин. рынков и фин. институтов, используемых для осуществления фин. решений (заключения фин. Сделок, обмена активами и рисками). Ограничивается рыками фин. инструментов, посредниками, орга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.227 с.)