Пушкинский период развития РЛЯ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пушкинский период развития РЛЯ



1. Пушкин - преобразователь РЛЯ на нац. основе

Справедливо ли говорить, что Пушкин создал ЛЯ? Нет, так как Я создается народом.

Преобразовать Я - создать новую структуру текста путем отбора языковых средств на всех уровнях, отказавшись от прежних принципов. Принцип Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении какого-то слова или оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Соединив народную культуру и элитарную, создал новый стиль языка и сделал его независимым от жанра.

Художественный текст был лишен стилистической замкнутости: сочетание в одном и том же произведении стилистически разнородных контекстов: не жанр, а конкретная мысль и переходы чувств стали определять стиль.

Пушкин освободился от стеснительных рамок классицизма и сентиментализма. Поэзия - Я богов (классицисты), сердца (сентименталисты), действительности (Пушкин - реализм).

Основное средство - общенародный Я (+ просторечие).

В Я Пушкина примерно 30000 слов. С тех пор Я значительно расширился (до 150000 слов). Но основа пушкинская.

Обработка Я не была для Пушкина самоцелью, она была для него средством создания новой литературы, национальной.

В результате деятельности Пушкина изменилась структура РЛЯ на всех уровнях, хотя он не создал слов и конструкций, а использовал скрытые возможности РР НЯ. С Пушкина начинается переход от романтизма к реализму, который не терпит канонов и обладает народностью (отражение и выражение интересов народа).

Принцип соразмерности и сообразности: слово или оборот должно сообразно и верно отражать то, о чем пишет писатель. Суть преобразований Пушкина:

• утверждение словоупотребления основано на точном изображении явлений действительности («прелесть нагой простоты»);

• отказ от риторики, синтаксический лаконизм, информативность («проза требует мыслей и мыслей»);

• объединение разностилевых средств: резко изменился характер словоупотребления (важно, точно ли слово передает действительность), стало возможным сочетание разных слов.

Пушкин существенно преобразовал синтаксис РЯ. Отказывается от: аналитических эпитетов, которые передают обычное качество; сентиментальных, которые ничего не выражают. У Пушкина - синтетические эпитеты (качество одного предмета переносится на другой: перекрахмаленный нахал, заботная осанка). Пушкин предлагает создавать новые сочетания слов: «язык неистощим в сочетании слов». Это стало традицией (например, у Лермонтова). Часто используются существительные без прилагательных. В результате язык поэзии приближается к прозаическому.

2. Отбор лексики для употребления в художественных текстах Пушкина в соответствии с принципом «соразмерности исообразности»:

Во время михайловской ссылки Пушкин очень хорошо изучил РНЯ, гибкий и мощный в своих оборотах. Нужно резкое расширение объема языковых средств. Я. должен быть отражением жизни. Пушкин считал, что иногда тексту не хватает мыслей, иногда слов. Нужно изучать PP. Призывал использовать ее в общении и творчестве. Наиболее активные преобразования Я начиняются в 20-е гг. Но наблюдаются и в ранних стихах.

а) Отбор крестьянской номенклатурной лексики

Низкая природа, которая ничего не дает чувственному сердцу, - считали карамзинисты. Пушкин же понимал крестьянскую номенклатурную лексику как национально необходимое. Ввел в поэзию слова мужик, дровни и т.д. («Граф Нулин»). Что важно, народные лексемы употребляются не в сниженном контексте.

б) Отбор просторечной и простонародной лексики и фразеологии

Употреблял слова, которые в словарях того времени имели помету «прост.». «В зрелых языках наступает время, когда обращаются к языку простонародному, прежде презренному» (Пушкин). Такие выражения вкладываются в уста царя, используются в различных жанрах. В философском стихотворении «Телега жизни» - дуралей, мат. То же - «Дорожные жалобы», «Моя родословная». Даже в стихах на батальные темы - соваться, попасться, башка (не просто глупая голова, а удалого человека).

Целесообразный характер отбора просторечной лексики: не стилевая характеристика необразованных людей, как было у других писателей. - Пушкин вкладывает ее и в уста дворян (они ведь тоже в РР ее употребляли).

Просторечие в авторской характеристике и в стихах, стилизованных под фольклор («Сват Иван»).

Такое использование просторечной лексики раздвинуло ее употребление и сделало нейтральной.

в) Отношение Пушкина к фольклорной лексике

Пушкин же понимал фольклор как национально необходимое, поэтому использовал (не только в фольклорных произведениях, созданным самим, но и в «Песнях западных славян», стихе «Пир Петра Великого», «Песни о Степане Разине»):

• фольклорные сравнения (как орлица над орленком, жена не рукавица, жить в совете да любви);

• постоянные эпитеты, словосочетания (ладно ль за морем иль худо);

• формы типа боятися, постпозитивные частицы (попляши-тка ты), повторные предложения и союзы, употребление редуцированных форм слов (хлоп, молвь, топ).

г) Отношение Пушкина к диалектизмам и жаргонизмам

Диалектная речь до Пушкина использовалась для характеристики отрицательных персонажей. Он считал, что ее, за редким исключением, использовать не стоит. Сам взял несколько диалектных этнографизмов (хутор, чуб, жупан): информативно важная лексика без соответствий в ЛЯ.

Отношение к жаргону резко отрицательное («речь дурного общества»). Отдельные элементы вносит в речь персонажей в зависимости от обстановки.

д) Использование славянизмов как средств стилевого обогащения Я:

Учитывая их длительную традицию употребления в РЯ, считает, что они могут и в ЛЯ оставаться важным источником стилистического и семантического обогащения («Писать языком разговорным значит не знать языка»).

Архаичный язык, не ассимилированный в течение веков, не употреблял. Церковнославянизмы, которые были синонимами к русским словам, использует в стилистических целях:

• как средство исторической стилизации («Песнь о вещем Олеге», «БГ»);

• в традиционной функции создания торжественно-высокого стиля повествования («Медный всадник», «Пророк», «Памятник»), где церковнославянизмы носят не отвлеченный характер (классицизм), а конкретно-образный;

• для передачи лирического напряжения («Вновь я посетил тот уголок земли»);

• для выражения глубокой рефлексии («Воспоминание»);

• как 1 из средств передачи экзотичного стиля восточных сказаний («Подражания Корану») и фольклора западных славян («Песни западных славян»);

• как средство речевой характеристики персонажей (монолог Пимена в «БГ»);

• в обличительно-сатирической функции (эпиграммы);

• как средство пародирования церковного стиля («Гаврилиада», «Пиковая Дама»);

• используются и в публицистике как номинативное средство, семантически обогащающее стиль. Эта функция воспринимается последующими писателями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.006 с.)