ТОП 10:

Лекция 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время



ЛЕКЦИИ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

 

Самара-2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории.......................................................... 3

Лекция 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время 5

Лекция 3. Эпоха древнего мира. Древние государства Передней Азии с III тыс. до н. э. до VI в. н. э......................................................................................... 15

Лекция 4. Древний Египет – конец XL-х вв. – IV в. до н. э....................... 22

Лекция 5. Древняя Индия – 23 в. дон. э. – 5 в. н. э..................................... 26

Лекция 6. Древний Китай с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н.э................................. 31

Лекция 7. История древней Греции (эллады) – античной цивилизации – XXII в. до н. э. – 30 г. до н. э................................................................................. 36

Лекция 8. История Древнего Рима – VIII в. до н. э. – V в. н. э.................. 51

Лекция 9. Европа в эпоху раннего средневековья – VI-IX вв.................... 73

Лекция 10. Европа на первом этапе развитого феодализма – середина IX – конец XIII вв..................................................................................................... 81

Лекция 11. Европа во второй период развитого феодализма и в эпоху раннего Возрождения – с начала XIV до конца XV вв..................................... 90

Лекция 12. Западная Европа в эпоху Нового времени (эпоху перехода от феодального к буржуазном обществу) – начало XVI – начало ХХ вв. Первый период – с начала XVI в. до середины XVII в..................................... 94

Лекция 13. Второй период Нового времени с середины XVII в. до начала XIX в. 101

Лекция 14. Первый период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с начала XIX в. до начала ХХ в............................................................ 113

Лекция 15. Формирование мировой буржуазной колониальной системы c начала XVI в. до конца XIX в......................................................................... 125

Лекция 16. Первая мировая война 1914-1918 гг...................................... 127

Лекция 17. Второй период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с 1918 г. до 1945 г.................................................................................. 133

Лекция 18. Вторая мировая война 1939-1945 гг...................................... 136

Лекция 19. Мировое развитие во второй половине ХХ в........................ 138

Лекция 20. Состояние, противоречия и тенденции развития мирового сообщества в конце XX – начале XXI вв.................................................................. 142

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ........................................................ 142

Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории

Функции "всемирной истории" как учебной дисциплины:

– формирование исторического сознания как основы для общественного самосознания;

– формирование исторического сознания, как основы для понимания современных международных отношений;

– формирования научной основы для понимания места и роли России в развитии мировой истории.

 

"Всемирная история" как научная дисциплина тождественна "истории вообще".

Предмет "всемирной истории" – история человечества или история общественной жизни на Земле.

Как научная дисциплина "всемирная история" в настоящее время не существует. "Всемирная история" – это обобщающее название для совокупности всех конкретно-исторических наук. В настоящее время историческая наука делится на отрасли по отдельным странам и континентам: история России, истории Германии и т. п.; история Европы и Америки; история Азии и Африки; по историческим эпохам: древняя история, медиевистика (история средневековья),

Методология исторической науки и принципы исторической науки:

– принцип истины,

– принцип историзма,

– принцип объективности,

– принцип системности,

– принцип конкретности,

– принцип обоснованности источниками.

Общая периодизация всемирной истории:

– эпоха первобытного общества – 3-4 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. ю.

– эпоха древнего мира – с III тыс. до н. э. до V в. н. э. – древний Вавилон и Ассирия, древний Египет, древняя Греция и Рим;

– эпоха средневековья с VI в. н. э. до начала XVI в. – с завоевания Рима варварами и до начала формирования буржуазного общества в Англии;

– эпоха новой истории – с начала XVI в. до начала ХIХ в. – с начала формирования буржуазного общества в Англии до утверждения развитого буржуазного общества в Англии;

– эпоха современного общества – с начала XIX в. до начала XXI вв. с возникновения современного общества в Англии и до настоящего времени.

Современные первобытные племена Африки

Бушмены Южной Африки

Занятия

Мужчины, искусные охотники, охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравленны ядом. Яд, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.

Женщины — собиральщицы, могут собрать до 60 видов съедобных ягод, семян, луковиц, клубней, листьев. В разное время года можно найти съедобные личинки насекомых, муравьиные яйца, медоносные соты.

Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча. Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплевывают в скорлупу страусиного яйца .

Строение общества бушменов.

Бушмены живут группами, состоящие из нескольких семей. Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь, которому приписывается умение общатся с духами и вызывать дождь, также лечит болезни.

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений.

Культура

Письменности нет, счет до трех при помощи пальцев. Устно из поколения в поколение передают сказки, легенды и песни.

 

 

На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из "постороннего" мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности женщины химба.

На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в "первобытные" одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса.

А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им "не удалось пробиться к цивилизации", а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было.

Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть - тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город - за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна - разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой - кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, - они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

 

Кстати, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать , может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся знает английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год.

Первобытные плена в Индии

Племена Никобарских и Андаманских островов Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась. Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

 

Андама́нские острова́ — архипелаг в Индийском океане между Индией и Мьянмой. Является частью индийской союзной территории Андаманские и Никобарские острова и состоит из 204 островов. Общая площадь островов составляет 4120 км², а их население 250 тысяч человек, из которых сегодня лишь 500 коренные жители.

К коренным жителям Андаманских островов относятся девять народностей: онге, джарава, сентинельцы, жители Великих Андаманов и другие. Сентинельцы скрываются от внешнего мира, не желая идти на контакт, поэтому достоверных сведений об их количестве не имеется. Численность других восьми племен не превышает 52 человек, в феврале 2010 года скончалась последняя представительница народа Бо (Боа). В начале XX века на островах проживало около 5000 аборигенов. Всех их объединяет языковое, культурное и этническое родство. Они занимаются собирательством и охотой и относятся к так называемым негритосам, наиболее древнему слою населения Южной Азии. Генетические исследования показывают, что они заселили острова между 70 тысячами и 30 тысячами лет назад, в ходе ранних миграций людей из Африки и вплоть до Нового времени жили изолированно от внешнего мира. Большинство коренных жителей стало жертвами колонизации и использования островов в качестве каторжного лагеря.

Языки андаманских туземцев, так называемые андаманские языки, образуют собственную небольшую языковую семью, являющуюся наиболее древней языковой семьёй Южной Азии и не родственную ни одной другой языковой семье.

 

В Южной Америке

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

 

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Член племени синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

 

В Австралии и Океании

Образование древнего государства в Египте в конце XL-х – начале ХХХ-х вв. до н. э.

В долине Нила первобытные люди жили, начиная с периода антропосоциогенеза. На рубеже VI и V тыс. до н. э начался переход от собирательства и охоты к мотыжному земледелию, строили небольшие ирригационные кнаналы. Это процесс развивался в V и IV тыс. до н. э. В первой половине IV тыс. до н. э. началось освоение металлов, возникло ремесло, торговля, началось имущественная разделение. Выделяются вожди и родовая знать, жрецы, зажиточные общинники. В результате межплеменных войн возникает домашнее рабство. На этой основе в конце XL-х вв. до н.э. появляется значительное количество государственных образований вокруг крупных поселений, а затем они объединяются в два крупных царства – Царство Верхнего Нила и Царство Нижнего Нила. В 31 в. до н. э. Царство Верхнего Нила завоевало противника и под руководством фараона Мина возникло древнее объединенное государство в Египте со столицей в г. Мемфис.

 

Основы буддизма

Основоположником Буддизма является Будда (просветленный). Светское его имя – индийский царевич Сиддарта Гаутама. Он был сыном царя племени шакья, обитавшего на северо-востоке Индии. Мать Гуатамы – Майя долгое время была бездетной, но в 45 летнем возрасте ей приснился сон, что на нее сошло божество в виде белого слона и после этого она чудесным образом родила сына, вышедшего у нее из правого бока. Мальчик уже на седьмой день начал говорить и ходить. Его оберегали от любых неприятных впечатлений и он не выходил из дворца. Но в 29 лет он вышел из поместья на прогулку и увидел, сначала старика, затем больного, а потом покойника. Это потрясло его. Он ушел из дома, чтобы найти понимание жизни и путь преодоления ее несовершенства.

Однажды, когда он сидел под деревом на него снизошло "просветление" и ему открылись "четыре благородные истины":

жизнь есть страдание,

причиной страданий являются желания, страстные влечения,

избавиться от страданий можно, лишь подавив в себе желания, страсти;

для достижения избавления от страданий человек должен следовать серединному восьмичленному пути спасения.

Цель жизни человека согласно буддизму – самосовершенствование и приближение к Будде для исправления кармы и достижения нирваны. Для этого необходимо выполнять пять правил:

не наносить вреда живым существам,

быть праведным,

не воровать,

избегать чувственных наслаждений,

не пить спиртного.

 

Буддизм является одновременного философским мировоззрением и религией. Будда не считается богом.

Буддистский центр в Самаре: Самара, ул. Ерошевского д. 1, кв.1.

Религиозная организацияБуддийский Центр Алмазного пути школы Карма Кагью г. Самары «Карма Чепел Линг»

Тел: 8 - 846 - 972 59 44 (центр)

Тел: +7 927 207 91 87 (Александр)

 

Шан-Инь 18-11 вв. до н. э.

 

Государство Шан-Инь (династия Шан (1756-1154 гг. до н. э. ) в 1401 г. изменила свое название на Инь), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, Столицей стал город Шан. Город обносился глинобитной стеной, в нем были дворцы и храмы.

В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на значительные территории.

Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность — прообраз современного иероглифического китайского письма.

Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы.

Достижения этого периода: появление ремесла (освоение бронзы (только для оружия и культовых вещей), появление городов и создание письменности.

По богатству захоронений общество делилось на 4 сословия:

– правящая царская династия,

– богатые и знатные иньцы,

– рядовые общинники,

– неравноправные члены общества – слуги, пленники или рабы.

Пленных как правило убивали. Рабство было еще домашним, поэтому в текстах еще нет специального слова для обозначения рабов.

Свою страну иньцы считали центром мира – Поднебесной, в центре которой стоит великий город Шан, где расположена резиденция правителя, который назвался "Ван".

Высший расцвет Иньского государства при царе У Дине во второй половине 13 в. Затем наступает период упадка и тирании.

 

Направление Западной Европы

Военная кампания 1915 г.

Основные события на Западном фронте – продолжение стратегической обороны английских и французских войск, перенесение основной тяжести войны на Россию.

Основные события на Восточном фронте – наступление Германии и Австро-Венгрии в Восточной Пруссии и Галиции с целью нанести решающее военное поражение России; потеря Россией Польши, части Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины.

Итоги кампании 1915 г. В результате военной кампании 1915 г. России был нанесен серьёзный урон, Германия овладела значительными территориями на Востоке. Однако главная стратегическая цель Германии – перелом в ходе военных действий – достигнута не была.

Военная кампания 1916 г.

Происходит активизация военных действий на Западном и Восточном фронте.

Основные события на Западном фронте – наступление Германии во Франции, сражение у крепости Вердéн под Парижем, обращение Франции за помощью к России, поражение Германии под Верденом.

Основные события на Восточном фронте – наступление российской армии на Юго-Западном фронте (Брусиловский прорыв).

Итоги кампании 1916 г. В результате военной кампании 1916 г. было предотвращено поражение Франции. С начала 1917 г. Германия перешла к стратегической обороне. Россия к концу 1916 г. оказалась в состоянии глубокого экономического и политического кризиса, который привел к Февральской революции 1917 г.

Военная кампания 1917 г.

6 апреля 1917 г. США вступили в войну на стороне Антанты, что изменило стратегическое соотношение сил в пользу Антанты.

На Западном фронте начавшееся в апреле наступление было неудачным и общая обстановка на Западном фронте не изменилась.

На Восточном фронте, в русской армии из-за Февральской революции 1917 г. началось разложение. В июне наступление русской армии на Юго-Западного фронта провалилось, и русская армии отошли на 50-100 км.

19 июля 1917 года Германия предложила мир без аннексий, но Англия, Франция, США и Россия отвергли его.

7 ноября в России произошла Октябрьская революция, в декабре Россия подписала перемирие с Германией и ее союзниками. 7 ноября создается объединенный Высший военный совет Антанты.

Военная кампания 1918 г.

На Восточном фронте в марте 1918 г. были подписан Брестский мир между Россией и Германией и ее союзниками и Восточный фронт был ликвидирован. Германия оккупировала значительные западные и южные территории России.

На Западном фронте в марте-июле Германская армия предприняла мощное наступление во Франции, однако ни разгромить противника, ни прорвать фронт так и не смогла.

В мае на фронте начали действовать американские войска. С июля 1918 г. началось контрнаступления объединенных войск Антанты. К ноябрю была освобождена почти Франция и Бельгия. 3-9 ноября произошла Ноябрьская революция в Германии. 11 ноября 1918 г. Германия подписала капитуляцию.

Итоги войны:

Спустя полгода на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор (28 июня 1919), официально завершивший Первую мировую войну.

В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли около 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн были ранены.

Первая мировая война привела к созданию новой системы международных отношений в Европе – Версáльской системы. Англия со-хранила и усилила свое определяющее влияние в Европе. Франция восстановила роль крупнейшей европейской державы. Германия превратилась во второстепенную державу, потеряв промышленно развитые территории (Эльзáс и Лотарингию), а также право иметь военную промышленность и армию. Российская империя и Австро-Венгрия распались. Польша, Финляндия, Чехословакия и Венгрия получили независимость и стали самостоятельными государствами. На Балканах возникло новое государство – Югославия. Под влиянием войны в Германии и Австро-Венгрии произошли буржуазные революции, а в России – буржуазная и социалистическая революции. Странами-победительницами Версальским договором была создана также Лига Наций – международная организация для поддержания мира между крупнейшими державами и предотвращения новой мировой войны.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Предмет всемирной истории, периодизация всемирной истории

2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время.

3. Эпоха древнего мира. Древние государства Передней Азии с III тыс. до н. э. до VI в. н. э.

4. Древний Египет (конец 40-х вв. – 4 в. до н. э.)

5. Древняя Индия (23 в. дон. э. – 5 в. н. э.)

6. Древний Китай с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н.э.

Древняя Греция с 22 в. до н. э. – 30 г. до н. э.

7. Древний Рим с VIII в. до н. э. – V в. н. э.

8. Европа в эпоху раннего средневековья – VI-IX вв.

9. Европа на первом этапе развитого феодализма
– середина IX – конец XIII вв.

10. Европа во второй период развитого феодализма и в эпоху раннего Возрождения – с начала XIV до конца XV вв.

11. Западная Европа в эпоху Нового времени. Первый период – с начала XVI в. до середины XVII в.

12. Второй период Нового времени с середины XVII в. до начала XIX в.

13. Периодизация современной эпохи. Первый период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с начала XIX в. до начала ХХ в.

14. Формирование мировой колониальной системы.

15. Первая мировая война

16. Положение в Европе между мировыми войнами

17. Вторая мировая война.

18. Мировое развитие во второй половине ХХ в.

19. Состояние, противоречия и тенденции развития мирового сообщества в конце XX – начале XXI вв.

 

 


[1] Сахелантропы – возникли 7 млн. лет назад. Они очсеь близки по строению черепа к нынешнему человеку. И допускается, что именно от них произошли современные человекообразные обезъяны. Описан по находкам, сделанным на северо-западе республики Чад (пустыня Дьюраб, Торос-Менелла) в 2001 году. См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF (дата обращения, 8.03.2012).

[2] http://antropogenez.ru/zveno-single/67/

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

 

[4] Конфуцианство // http://www.mystic-chel.ru/east/china/172.html (дата обращения, Астахов, Самара, 19.10.2011, 1:09).

[5] Бубликов С.З. Экономическая история капиталистических стран: [Учеб. пособие для экон. фак. ун-тов] / С.З. Бубликов, Л.И. Глухарев, В.В. Дроздов; Под ред. Ф.Я. Полянский, В.А. Жамин. - М.: Изд-во МГУ, 1986. – 357 с. Глава 9. Феодализм в Византии // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/bubl/09.php (дата обращения, 21.11.2011).

[6] " К 11 в. феодальные отношения в Византия в основном стали господствующими". "В 11-12 вв. в Византия завершилось формирование основных институтов феодализма". См.: Удальцова З. Византия // Советская энциклопедия. 3-е изд. URL: http://bse.sci-lib.com/article004869.html

[7] Похолодание 535-536 годов. — самое резкое понижение среднегодовой температуры в северном полушарии за последние 2 000 лет[1]. Предполагаемая причина похолодания — резкое снижение прозрачности атмосферы в результате нескольких крупных извержений вулканов в тропиках (см. Кракатау и Тавурвур)[2] или в результате столкновения с крупным метеоритом[3]. Похолодание привело к резкому снижению урожая и повсеместному голоду, что стало причиной значительных миграций населения и войн.[3] Историческому периоду 535—536 гг сопутствовали следующие политические события:

  • Король франков Теодеберт I захватывает земли в Альпах и на северо-востоке Италии.
  • Византийскими источниками отмечены набеги гуннов, славян и антов на Иллирию и Фракию.
  • Славяне доходят до побережья Балтийского и Северного моря, попадают в Северную Италию, в предгорья Альп, верховья Рейна и низовья Дуная, река Эльба становится славянской почти на всем ее течении.
  • Вторжение аваров в степи Западного Прикаспия и далее — в Северное Причерноморье и Византию.
  • В это время происходило образование союза племён тюркской группы и усиление их влияния, в том числе формирование Тюркского каганата, которому Китай сразу был вынужден выплачивать большую дань, набеги тюрок продолжились на города в районе Керченского пролива, а также в областях, близких к Корее.

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82

[9] Всемирная история. Т. IV. URL: http://krotov.info/history/00/eger/vsem_064.htm (дата обращения, 28.11.2011).

[10] История государства и права зарубежных стран / Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 496 с. URL: http://yourlib.net/content/view/4434/55/(дата обращения, 28.11.2011).

[11] Всемирная история. Т. IV. URL: http://krotov.info/history/00/eger/vsem_064.htm (дата обращения, 28.11.2011).

[12] Калиничева Г.И. Экономическая история. Тема 3. Экономическое развитие стран Западной Европ и Азии в период разложения феодализма (XVI-XVII вв.). 2. Разложение феодальных отношений и утверждение капитализма в Нидерландах. К.: МАУП, 2001. - 96 URL: http://tourlib.net/books_others/kalinicheva320.htm (дата обращения, 28.11.2011).

 

[13] С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах). С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. См.: Генеральные штаты (Франция) // Сайт Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%88%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B_%28%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%29 (дата обращения, 31. 12. 2011).

 

 

[14] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (дата обращения, 25.03.2012).

[15] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%8F (дата обращения, 25. 03. 2012).

[16] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения, 25.03.2012).

[17] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%94%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8 (дата обращения, 25.03.2012).

[18] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%A8%D0%90

[19] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B (дата обращения, 25.03.2012).

[20] Нью-Мексико, Техас, Оклахома, Колорадо, Канзас, Небраска, Вайоминг, Монтана, Северная Дакота и Южная Дакота. См.: Там же.

[21] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения, 26.03.2012).

[22] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%A8%D0%90 (Астахов, Самара, 26.03.2012, 1:29).

[23] Процесс образования резерваций начался в начале XIX века на основании договоров Вашингтона с отдельными племенами. Эти договоры стали основой государственной индейской политики США в конце 1860-х годов — в последующие десятилетия практически все племена, на тот момент сохранившие свою общность и самобытность, получили в распоряжение свои территории или территории, специально выделенные для них Вашингтоном. В ходе судебных тяжб индейцы неоднократно добивались от правительства США денежной компенсации за отторжение их земель и за незаконное пользование ими. Происходило постепенное сокращение резервационных земель со времен создания резервации из-за обнаружения там полезных ископаемых и по другим причинам.

[24] См.: Промышленный переворот в США: основные черты и особенности // URL: http://www.xserver.ru/user/ppvsoc/ (дата обращения, 26.03.2012).

ЛЕКЦИИ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

 

Самара-2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории.......................................................... 3

Лекция 2. Первобытное общество в истории человечества и в настоящее время 5

Лекция 3. Эпоха древнего мира. Древние государства Передней Азии с III тыс. до н. э. до VI в. н. э......................................................................................... 15

Лекция 4. Древний Египет – конец XL-х вв. – IV в. до н. э....................... 22

Лекция 5. Древняя Индия – 23 в. дон. э. – 5 в. н. э..................................... 26

Лекция 6. Древний Китай с 2 тыс. до н. э. до 3 в. н.э................................. 31

Лекция 7. История древней Греции (эллады) – античной цивилизации – XXII в. до н. э. – 30 г. до н. э................................................................................. 36

Лекция 8. История Древнего Рима – VIII в. до н. э. – V в. н. э.................. 51

Лекция 9. Европа в эпоху раннего средневековья – VI-IX вв.................... 73

Лекция 10. Европа на первом этапе развитого феодализма – середина IX – конец XIII вв..................................................................................................... 81

Лекция 11. Европа во второй период развитого феодализма и в эпоху раннего Возрождения – с начала XIV до конца XV вв..................................... 90

Лекция 12. Западная Европа в эпоху Нового времени (эпоху перехода от феодального к буржуазном обществу) – начало XVI – начало ХХ вв. Первый период – с начала XVI в. до середины XVII в..................................... 94

Лекция 13. Второй период Нового времени с середины XVII в. до начала XIX в. 101

Лекция 14. Первый период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с начала XIX в. до начала ХХ в............................................................ 113

Лекция 15. Формирование мировой буржуазной колониальной системы c начала XVI в. до конца XIX в......................................................................... 125

Лекция 16. Первая мировая война 1914-1918 гг...................................... 127

Лекция 17. Второй период эпохи развитого буржуазного (современного) общества с 1918 г. до 1945 г.................................................................................. 133

Лекция 18. Вторая мировая война 1939-1945 гг...................................... 136

Лекция 19. Мировое развитие во второй половине ХХ в........................ 138

Лекция 20. Состояние, противоречия и тенденции развития мирового сообщества в конце XX – начале XXI вв.................................................................. 142

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ........................................................ 142

Лекция 1. Всемирная история: научная и учебная дисциплина. Проблема периодизации всемирной истории

Функции "всемирной истории" как учебной дисциплины:

– формирование исторического сознания как основы для общественного самосознания;

– формирование исторического сознания, как основы для понимания современных международных отношений;

– формирования научной основы для понимания места и роли России в развитии мировой истории.

 

"Всемирная история" как научная дисциплина тождественна "истории вообще".

Предмет "всемирной истории" – история человечества или история общественной жизни на Земле.

Как научная дисциплина "всемирная история" в настоящее время не существует. "Всемирная история" – это обобщающее название для совокупности всех конкретно-исторических наук. В настоящее время историческая наука делится на отрасли по отдельным странам и континентам: история России, истории Германии и т. п.; история Европы и Америки; история Азии и Африки; по историческим эпохам: древняя история, медиевистика (история средневековья),

Методология исторической науки и принципы исторической науки:

– принцип истины,

– принцип историзма,

– принцип объективности,

– принцип системности,

– принцип конкретности,

– принцип обоснованности источниками.

Общая периодизация всемирной истории:

– эпоха первобытного общества – 3-4 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. ю.

– эпоха древнего мира – с III тыс. до н. э. до V в. н. э. – древний Вавилон и Ассирия, древний Египет, древняя Греция и Рим;

– эпоха средневековья с VI в. н. э. до начала XVI в. – с завоевания Рима варварами и до начала формирования буржуазного общества в Англии;

– эпоха новой истории – с начала XVI в. до







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.046 с.)