Подобрать материал и определить значение слова «культура». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобрать материал и определить значение слова «культура».



Практическое занятие №1

Подобрать материал и определить значение слова «культура».

Составить таблицу о чертах культуры.

В науке существует очень много определений культуры: по подсчетам американских ученых более 500.

Культура не существует вне человека, а сама культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека».

Человек как творец и продукт культуры. Источник культуры — в самом человеке. Пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состоянии культуры. Человек является и объектом, и субъектом культуры. Созидание человеком культуры как необычайно сложное явление бесконечно.

 

Вывод: Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность. Система — совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство. Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре.

Культура позволяет человеку приспособиться к окружающим обстоятельствам, она удовлетворяет его физические потребности и духовные запросы, в этом заключается адаптивная сторона культуры.

Вместе с тем культура подчиняет человека своим требованиям, мешает ему жить в гармонии с природой, взращивает искусственные пристрастия, и в этом проявляется деструктивная сторона культуры.

Функции культуры — это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, к числу основных функций культуры относятся адаптивная, коммуникативная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, интегративная, регулятивная, релаксационная, аксиологическая, социализации и инкультурации.

В табл.1приведены примеры суждений о культуре с точки зрения деструктивных и адаптивных признаков. Какие утверждения могут стоять в пустых клетках?

Таблица 1

  Культура облегчает жизнь человека  
    Культура налагает запрет на многие присущие человеку склонности
  Культура позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде  
  Культура создает систему норм и ценностей, регулирующих жизнь общества  
    Культура препятствует гармоничным отношениям между человеком и природой
  Культура доставляет человеку множество удовольствий  
    Культура порабощает человека, поскольку он уже не способен выжить без нее
  Культура придает смысл жизни общества и каждого человека  

Ответы к заданию

Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание человека, создает для него комфортные условия существования, представлена, в основном, объектами материальной культуры.

Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества.

Функция сигнификации заключается в наделении смыслом (значением) явлений окружающего мира и феноменов человеческой культуры.

Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого сообщества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие.

Функция разрядки и отдыха охватывает все разновидности небиологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой.

Вопросы

1. Что такое культура?

2. Что изучает культурология?

3. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

4. Каковы основные функции культуры?

 

Практическое занятие №2

Вопросы

1Какие основные черты искусства Древнего Египта вы можете назвать?

2.Назовите 7 чудес света.

3. Каковы причины становления Египетской цивилизации?

4. В чем специфика религиозных верований египтян?

5. В чем особенность исторического развития древнеиндийской культуры?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Словарная работа.

Калокагатия–единство доброго и прекрасного, идеал гражданских добродетелей, сочет

ающих в себе военные качества и гражданские достоинства.

Катарсис–особое действие искусства, очищение и возвеличивание человеческой души,

пища для нее.

 

Античная культура – культура древней Греции и Рима. Античная культура – величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации.

 

Характерные особенности греческой культуры:

- светский характер культуры;

- отношение к человеку как к подлинной ценности;

- осмысление таких понятий как гражданская свобода,

равноправие, гражданский долг, гармоничное развитие

личности и др.;

- искусство Древней Греции – образец для подражания, развитие

европейской цивилизации на основе греческой.

Значение Римской культуры

Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией.

Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.

Латынь, язык древних римлян, сделалась основой романских языков, языком науки и католической церкви.

Современные виды и жанры литературы тоже восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия, литература.

Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру.

 

Ответить на вопросы:

. 1.С каким из чудес света связано выражение "геростратова слава" и что оно означает?

(Герострат из честолюбия, чтобы обессмертить своё имя, сжёг в 356 г. до н.э. великолепный храм Артемиды Эфесской и был приговорён судом к смерти. Имя Герострата стало нарицательным для честолюбца, добивающегося славы любым путём, вплоть до преступления. Выражение "геростратовская слава" употребляется в значении: позорная слава.)

2. Какое государство и почему поэт Вергилий назвал "завоевателем Греции и одновременно её пленником"?

(После завоевания Греции в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру.)

3. Между библиотеками малоазиатского города Пергама и египетской Александрии существовало соперничество. Каким открытием мы ему обязаны?

(Пергамент, по-гречески "пергамская кожа".)

4. Известный русский мыслитель и общественный деятель А. И. Герцен сказал об одном из феноменов римского искусства: "Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами".

Что он имел в виду?

(Одно из величайших достижений римского искусства - реалистический скульптурный портрет. Портретные бюсты императоров Филиппа, Каракаллы, Веспасиана и др. - это целая галерея характеров, наклонностей, страстей, в том числе и порочных.)

 

 

Практическое занятие №5

Основные стили.

Трагическая действительность 17 века воплотилась в 3 основных стилях: ренессансный реализм, барокко, классицизм.

Родиной барокко стала Италия. В основе стиля стремление католической церкви к пышности, нарядности. Барокко – эстетика неправильности.

Самым первым художником барокко стал Караваджо – человек бурного темперамента, смелый, решительный, проживший короткую жизнь (32 г.).

17 век – золотой век испанской культуры. Новая культура начинается с Сервантеса.

Во Фландрии представителем барокко является Питер Пауль Рубенс дипломат по профессии.

Любимым учеником Рубенса стал Антонис Ван-Дейк – фламандский живописец. Своеобразным антиподом Рубенса стал Рембрандт – великий голландский художник..

17 век - век активного развития музыкального искусства. Развивается жанр оперы и инструментальная музыка:

Антонио Вивальди – выдающийся итальянский композитор и дирижер, скрипач, работавший в стиле барокко.

Стиль Генделя – героический. Основа его произведений – четкая согласованность всех частей, ясная продуманная композиция. Гендель очень мелодичен.

По словам Бетховена, Бах вырос из Генделя. У Баха ярко выражена интеллектуальная и философская направленность музыки, в которой отразился психический облик немецкого народа.

На смену барокко приходит рококо – стремление уйти в мир чувств и переживаний; развивается культ уюта, изящества, изнеженности.

Во Франции зарождается классицизм.

Просвещение

1.Сам термин «просвещение» появился в середине 18 в. и зарождается в Англии, высшей точки достигает во Франции.

2.Просветители выдвинули задачу перевоспитания народа путем распространения знаний, задачу борьбы с церковным мракобесием, провозгласили Свободу, Равенство и Братство.

3. Просвещение – это не направление в искусстве, а философская, социальная и этическая концепция. Главная его идея – это вера в мощь и силу человеческого разума.

Сделать вывод: просветители выступали против абсолютизма, против феодальной собственности, против экономического и духовного рабства;

- объявили войну церкви, провозгласили культ разума, а не бога, верили в победу разума;

- боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний, видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем;

- утверждали воспитательную задачу искусства и видели в этом главную цель творчества;

- героем произведений просветителей становится простолюдин, человек третьего сословия, он – воплощение разума и просветительского идеала.

Составить таблицу:

 

Хроноло гические рамки эпохи название эпохи господствующая религиозная установка ведущие художественные направления проявление в искусстве
XVII - XVIII Эпоха Просвещения Различные философские учения, проявление атеистических взглядов Классицизм Барокко Рококо Сентиментализм Просветительский реализм Живопись Архитектура Литература Архитектура Декоративное прикладное искусство Литература Изобразительное искусство

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Вопросы:

1.Художественная культура: романтический стиль.

2.Готическое искусство и архитектура.

3.Протестантизм - новый вариант христианского вероисповедания.

 

Практическое занятие №6

Практическое занятие №1

Подобрать материал и определить значение слова «культура».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.024 с.)