Тема 8 финансовые ресурсы и финансирование бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 финансовые ресурсы и финансирование бизнеса



Тема 8 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА

1. Сущность и классификация финансовых ресурсов.

2. Формы привлечения финансовых ресурсов.

3. Расчет потребности в финансовых ресурсах.

 

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Понятие финансовых ресурсов

 

В рыночной экономике забота о финансах фирмы является отправным пунктом и конечным результатом производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. Каждый хозяйствен­ный цикл предваряется привлечением необходимых на его осу­ществление финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы фирмы — это часть денежных средств в форме доходов и амортизации, внеш­них поступлений и задержанных платежей, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. По происхождению финансовые ресурсы разделяются на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь, внутренние (собственные) ресурсы представлены в виде чистой прибыли и амортизации, а также в виде обязательств перед служащими фирмы, на­логовыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами.

Финансовые ресурсы фирмы (как внутренние, так и внешние) в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до


одного года включительно) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства конкретной страны, правил ведения финансовой отчетности, национальных традиций.

Внутренние финансовые ресурсы

Чистая прибыль представляет собой часть доходов фирмы, которая образуется после вычета из общей суммы доходов ее расходов и обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов, пеней, неустоек, процентов и других обязательных выплат). Чистая прибыль находится в распоряжении фирмы и распределяется по решению ее руководящих органов. Амортизация — это денежное выражение стоимости износа основных и других необоротных фондов фирмы. По своей природе амортизация никогда не принимает форму дохода, а включается в состав внутренних финансовых ресурсов фирмы по двум причинам: 1) амортизация не изымается у фирмы на протяжении ее существования; 2) на­копленные амортизационные отчисления за срок службы обору­дования и других объектов, на которые начисляется амортиза­ция, до момента их выбытия являются временно свободными денежными средствами.

 

Внешние финансовые ресурсы

Внешние финансовые ресурсы делятся также на две группы-привлеченные и заемные. Такое деление обусловлено прежде всего формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной фирмы (предпринимательский или ссудный капитал). Соответственно, результатом вложений пред­принимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала — формирование заемных ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные фирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой. Ссудный ка­питал — это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму, а передается ей во временное пользование с целью получения процента. Этим видом бизнеса занимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, селен-


говые компании и т.д.). В реальной жизни предпринимательский и ссудный капитал тесно связаны. Современное рыночное хозяйство весьма диверсифицировано, т.е. рассредоточено как по видам деятельности, так и в пространстве. Диверсификация в настоящее время является одним из важнейших факторов обеспечения стабильности и устойчивости рыночного хозяйства, и прежде всего его финансовой системы. Но углубление диверсификации неизбежно ведет к усложнению движения финансовых потоков и капитала, расширению применения в финансовой практике специальных инструментов, что в конечном счете существенно усложняет финансовую работу фирмы.

Привлеченные финансовые ресурсы — это базовая часть финан­совых ресурсов фирмы, которая образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на протяжении ее существования. Эту часть финансовых ресурсов принято называть уставным капиталом фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмы ее уставный капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций (обыкновенных, приилегированных либо их комбинации), вложений в уставный капитал паев, долей и т.д. За время существования фирмы ее уставный капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе и за счет части внутренних финансовых ресурсов фирмы.

Заемные финансовые ресурсы фирмы наиболее часто встречаются в форме: 1) банковских кредитов и ссуд; 2) средств от выпуска и продажи облигаций фирмы; 3) займов от других небан­ковских субъектов рынка. В условиях отечественной финансовой практики привлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских и небанковских организаций имеет принципиальное различие. В общепринятом понимании кредиты и ссуды в России могут выдавать исключительно кредитные институты — банки. Полученные фирмой займы на возвратной основе от небанковских организаций согласно действующему законодательству считаются доходом фирмы и облагаются налогом по соответствующей ставке. Другими словами, цена привлека­емых фирмой финансовых ресурсов от банков и небанковских организаций совершенно разная.

 

Кредиторская задолженность

 

Особое место среди известных форм привлечения финансовых ресурсов занимает кредиторская задолженность. Давно замечено: если у фирмы кредитные взаимоотношения с банками не складываются (что и происходит на всем протяжении рыночных преобразований в России), то фирма вынуждена искать альтернативные пути долгового финансирования. Альтернативой выступает финансирование с помощью кредиторской задолженности, основными формами которого являются:

· активизация вексельного обращения;

· • активизация вексельного обращения;

· • бурное развитие авансового финансирования, или предоп­латы;

· • финансирование за счет использования открытого счета без участия банка (зачет взаимных требований на дату закрытия счета);

· • использование безналичных расчетов (фактор времени «про­бега» документов и денег);

· • расширение статей устойчивых пассивов сверх нормативных значений.

Кредиторские счета и счета начислений часто называют спонтанными, поскольку их объем представляет собой функцию от масштаба деятельности компании. По мере расширения деятельности фирмы пассивы увеличиваются, и за счет этого финансируются ее активы. Привлекательность данного способа привлечения финансовых ресурсов заключается в том, что фирма обладает определенной свободой действий в плане определения объема начислений и кредиторской задолженности.

Начисления — это еще не выплаченная краткосрочная кредиторская задолженность, начисленная, но невыплаченная заработная плата, задолженность по налогам, процентам и дивидендам. С расширением масштаба деятельности, например с увеличением объема продаж, затраты труда обычно растут, а вместе с ними увеличивается сумма начисленных налогов. Начисления представляют собой бесплатное финансирование, что лишь усиливает привлекательность этого способа финансирования. Таким образом, начисления — это источник беспроцентного финансирования.


Коммерческий кредит

 

Разновидностью спонтанного финансирования выступает коммерческий кредит, т.е. средства, которые фирма должна поставщикам. Коммерческий кредит также является краткосрочной кредиторской задолженностью. Эта форма краткосрочного финансирования применяется почти во всех сферах бизнеса и является основным источником краткосрочных средств для большей части фирм. В промышленно развитых странах большинство покупателей могут не оплачивать стоимость товара при его доставке, им предоставляется небольшая отсрочка, ограниченная крайним сроком платежа. На период отсрочки продавец товара предоставляет покупателю кредит.

Принято выделять три типа предоставления коммерческого кредита — открытые счета, векселя и банковские акцепты. Повторяющиеся продажи покупателям на внутреннем рынке почти всегда осуществляются по открытому счету и основаны на договоре. Поставщик отправляет товар покупателю и выписывает накладную, в которой указывает вид поставляемого товара, его цену, общую стоимость поставки и условия продажи. Формально покупатель не предоставляет письменных обязательств, свидетельствующих о том, что сумма взята в долг у продавца. Продавец предоставляет кредит, основываясь на информации о кредитоспособности покупателя.

В случаях когда заказ большой и не предполагает сложной системы скидок за немедленную оплату, продавец может попросить покупателя подписать простой вексель. Покупатель выписывает вексель, который служит подтверждением задолженности продавцу. Вексель должен быть оплачен к определенной дате. Его применяют, когда продавец желает официально оформить задолженность (например, если срок платежа по открытому счету истекает, продавец может потребовать от покупателя предоставления векселя). У этой формы финансирования есть два преимущества. Во-первых, поскольку это обязательство уплаты «по требованию» или «на предъявителя», держатель такого векселя может продать его или использовать в качестве обеспечения займа Во-вторых, вексель исключает возможность любых последующих споров о существовании задолженности.

Если есть сомнение в кредитоспособности покупателя, продавец может попросить покупателя о том, чтобы его банк акцептовал переводной срочный вексель. В этом случае банк выступает гарантом задолженности покупателя. Такие банковские ак-


цепты (акцептованные банком векселя) имеют больший вес и более высокую степень защищенности, чем акцептованные торговые векселя.

В настоящее время некоторые крупные компании (ТНК ВР, Газпром) успешно используют вексельные программы для решения проблем текущего (оперативного) финансирования, покрытия кассовых разрывов и расчетов с поставщиками. Векселя компании используются также для расчетов с кредиторами и контрагентами. Отсутствие жесткого регулирования делает возможным оперативную организацию финансирования, а также открывает доступ к большему числу участников фондового рынка. Кроме того, оперируя векселем, фирма создает себе благоприятный имидж и кредитную историю, которая может способствовать привлечению других видов финансирования. Основными потенциальными потребителями данного типа финансирования являются крупные производители и экспортеры, которые осуществляют свою деятельность циклично.

Динамичное развитие вексельного рынка привело к его значительному расширению по сравнению с периодом до финансового кризиса 1998 г. как по объему заключаемых сделок, так и по количеству видов бумаг. Объем сделок с векселями в 2000 г. составил примерно 5 трлн. руб., а всего российские банки и предприятия за 2000 г. выпустили векселей на сумму более 900 млрд. руб. В последующие годы наметилась тенденция к сокращению сделок с векселями, вместе с тем начал бурно развиваться рынок корпоративных облигаций. В настоящее время финансовые инструменты вексельного рынка обладают наибольшей ликвидностью среди рублевых инструментов. Предприятиям реального сектора экономики во многих случаях легче и дешевле удовлетворить текущие финансовые потребности путем выпуска краткосрочных ценных бумаг, а не привлечения банковских кредитов.

 

Самофинансирование

 

Важное место среди собственных источников финансирования занимают нераспределенная прибыль и амортизация. Вместе взятые, они образуют фундамент самофинансирования. Обычно фирма не распределяет всю прибыль на потребление. Сохраняемая для нужд инвестирования нераспределенная прибыль является главной формой роста собственного капитала. Этот финансовый источник используется прежде всего для приобретения оборудования и товарно-материальных запасов и показывает, какую часть полученной прибыли фирма реинвестировала. По-


скольку процент прибыли, выплачиваемый акционерам, уменьшает объем рефинансируемой прибыли, решение о выплате дивидендов неизбежно является решением о финансировании. Привлечение капитала с помощью новых акций обходится дороже, чем использование собственной нераспределенной прибыли, на величину трансакционных издержек. В остальном эти источники финансирования равноценны.

Другим крупным источником самофинансирования являются амортизационные отчисления. В настоящее время доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет в Японии 50%, Германии — 64%, США — 70%. Нормативы и методы амортизации в этих странах увязаны в едиую систему с налоговыми отчислениями от прибыли компаний, льготами по инвестиционному кредиту, затратами на инновационную деятельность. В России амортизационные отчисления также имеют большое значение в финансировании производствен­ных инвестиций предприятий. В 2003 г. они составляли 23,8% от общего объема валовых инвестиций.

Не все средства амортизационного фонда используются на инвестиционные цели. Так, по оценкам ряда экспертов, на воспроизводственные нужды используется только часть амортизационных отчислений: 35—40% (по отдельным отраслям — не более 10%), а по многим предприятиям (убыточным и малорентабельным) они практически не используются по целевому назначе­нию. В связи с обесценением в результате инфляции оборотного капитала и загрузкой производственных мощностей в среднем по отраслям на 51,2% амортизационные отчисления используются предприятием как источник пополнения оборотных средств для выполнения текущих обязательств.

В современной российской практике важным источником самофинансирования выступает сумма устойчивых пассивов. Устойчивые пассивы — это нормативная задолженность фирмы перед персоналом по заработной плате, перед налоговыми органами и др. Приведенные разновидности источников и форм финансирования хозяйственной деятельности фирмы дают лишь качественные характеристики этих источников, позволяющие осуществлять выбор схем финансирования в рамках сложившегося на предприятии баланса интересов. Но не менее важны и количественные параметры привлекаемых финансовых ресурсов.


Тема 8 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА

1. Сущность и классификация финансовых ресурсов.

2. Формы привлечения финансовых ресурсов.

3. Расчет потребности в финансовых ресурсах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.039 с.)