Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс на строительство социализма в стране и его последствия.
Период «народной демократии». В результате поражения нацистской Германии и ее союзников страны Центральной и Юго-Восточной Европы были освобождены от фашистского господства, вернул себе национальную независимость. Политическая система данных государств характеризовалась началом перехода к демократическому строю. Тем не менее, необходимо учитывать, что конкретная направленность преобразований находились в прямой зависимости как от соотношения социально-политических сил в этих странах, так и от политики СССР, чьи войска продолжали оставаться на указанной территории ч после завершения войны. Во многих государствах Центральной и Восточной Европы существенно возросла роль коммунистических партии, бывших главными организаторами сопротивления фашистским режимам и немецко-фашистским войскам. В Югославии и Албании, в частности, компартиям сразу удалось захватить верховную власть в обществе. В других странах сложились коалиции различных политических сил (так называемые «Народные фронты»), главенствующую роль в которых также играли коммунисты. Но даже и там, где коммунисты не имели широкой поддержки (Венгрии, Румынии и др.), они, тем не менее, контролировали важнейшие механизмы власти. Это происходило вследствие присутствия советских войск, оказывавших коммунистам поддержку при занятии наиболее ключевых (прежде всего - силовых) постов. Одними из первых социально-экономических преобразований, которые проводились практически во всех странах данного региона, стали аграрные реформы. Изменения в организации сельскохозяйственного производства являлись для партий коммунистической направленности дополнительной возможностью ограничить капиталистические отношения в экономике своих стран. В основу реформ был положен принцип уравнительного землепользования: средний крестьянский надел не должен был превышать 5 — 10 га. Устанавливался максимум земельных владений (в Болгарии — 20 га; в Польше — 50 — 100 га). Коммунисты рассматривали земельные реформы как переходные меры на пути к установлению социалистического строя. В первые послевоенные годы происходит значительное перераспределение собственности в пользу государства (прежде всего, за счет изъятия имущества нацистов и лиц, сотрудничавших с Германией). Тогда же начинается и процесс экспроприации собственности буржуазии. В Болгарии, Румынии, Венгрии и Чехословакии предприятия, формально остававшиеся в руках буржуазии, фактически находились под так называемым «рабочим контролем». В Польше устанавливался «временный» государственный контроль над собственностью буржуазии. Что же касается Югославии и Албании, то здесь в руках государства сосредоточивается вся крупная и средняя промышленность.
В результате политических и социально-экономических преобразования 1944 - 1946 гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы сложилась новая организация общества, получившая наименование режимов «народной демократии». Ее характерной чертой было сохранение старых политических форм (монархий в Болгарии и Румынии; многопартийности; довоенных конституций) в сочетании с новыми элементами, предполагавшими создание Народных фронтов, ведущую ролью коммунистических партии и т.д. Значительно изменилась социальная структура обществ. В этих условиях ряд лидеров компартий допускают возможность перехода к социалистическому строю эволюционным, мирным путем, без потрясений и установления диктатуры пролетариата. Переход к социализму должен был осуществиться путем постепенного «перерастания» народно-демократической власти в социалистическую. Однако данная альтернатива не была реализована. Длительное мирное сосуществование коммунистических «демократических сил оказалось невозможным. Начало строительства социализма по советскому образцу. По мере развертывания «холодной войны», когда прежнее сотрудничество СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции сменилось открытой конфронтацией, происходит резкое усиление давления сталинского режима на страны Центральной и Юго-Восточной Европы. В 1917 г. секретари ЦК ВКП (б) А.Л. Жданов и Г.М. Маленков выдвинули тезис о том, что в странах «народной демократии» сложились все условия для перехода к строительству коммунизма по советскому образцу. Начинается наступление коммунистов на другие партии, приводившее к ликвидации Народных фронтов (Венгрия, Румыния) либо к оттеснению их на второстепенные позиции. Наиболее острая борьба развернулась в 1948 г. в Чехословакии, где коммунистам удалось с помощью массовых манифестаций, выступлений рабочих и других слоев общества принудить президента Э. Бенеша к устранению всех представителей буржуазных партий с ключевых постов в правительстве. Хотя видимость коалиции сохранялась, коммунистам (во главе с К. Готвальдом) удалось фактически полностью захватить власть в стране.
Конфликт с Югославией. СССР стремился держать под контролем всю внутреннюю и внешнюю политику стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Малейшее отклонение от заданного курса вызывало резкую реакцию советской стороны. Стремление югославской компартии и ее лидера Б. Тито осуществлять внешнюю политику самостоятельно, без оглядки на СССР, привело к резкому обострению советско-югославских отношений (кризис 1948 г.). По инициативе И. Сталина Информбюро коммунистических и рабочих партий в ноябре 1949 г. объявило, что в Югославии установился антикоммунистический режим фашистского типа. Нормальный характер советско-югославских отношений был восстановлен только в середине 50-х годов. Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор. Политическое и военное давление СССР на своих сателлитов усугублялось экономическим нажимом. Внешнеэкономические связи государств Центральной и Юго-Восточной Европы, ранее ориентированные на Запад, подверглись резким изменениям. По требованию И. Сталина, эти страны отказались стать участниками «плана Маршалла», инициированного США для восстановления экономики Европы. В январе 1949 г. как противовес «плану Маршалла» создается Совет экономической взаимопомощи, в который вошли СССР, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Болгария. Лидирующее положение СССР в СЭВ позволило ему направлять и корректировать экономическое развитие этих государств. Начинается коренная ломка традиционных экономических систем. Аграрные и аграрно-индустриальные страны должны были проводить политику ускоренной индустриализации, что неизбежно вело к отставанию легкой и пищевой промышленности. Свертывалось мелкотоварное и ремесленное производства; сфера услуг, раньше находившаяся в частных руках, становится государственной. Средства для индустриализации перекачивались из сельского хозяйства, где с 1949 г. начался процесс коллективизации, сопровождавшийся принуждением крестьян к отказу от индивидуального хозяйства. Таким образом, в странах Центральной и Юго-Восточной Европы повторялся советский путь строительства социализма. Смерть Сталина, с которой многие связывали возможность изменений в политической и экономической сферах, не привели к существенным коррективам в отношениях советской политической элиты со странами «народной демократии». Руководство СССР контролировало курс их внешней и внутренней политики, санкционировало смещения и назначения высших государственных деятелей. Так, в 1951 г. руководству Болгарии был навязан на пост первого секретаря ЦК БКП Т. Живков, а в Венгрии смещен со своего поста премьер-министр И. Надь, взявший курс на снижение темпов индустриализации и поддержку индивидуальной сельскохозяйственной собственности. Попытки проведения несанкционированных реформ, самостоятельной политики, усиление общественной инициативы приводили к вооруженному вмешательству СССР во внутренние дела этих государств - кризисы в ГДР (июнь 1953 г.), Польше (октябрь 1956 г.), Венгрии (октябрь-ноябрь 1956 г.). Политический контроль со стороны СССР еще больше усилился, когда в мае 1953 г. всеми государствами региона (кроме Югославии), был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Создавались Объединенные Вооруженные Силы, во главе которых стоял советский представитель. В результате, после создания Совета экономической взаимопомощи и заключения Варшавского договора, оформился блок социалистических государств Восточной Европы, к которому примыкали такие азиатские страны, как Китай, Вьетнам, Северная Корея, а также Куба. Этот блок, лидирующее место в котором занимал СССР, стал одной из враждующих сторон в «холодной войне», под знаком которой прошла вся вторая половина XX века.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.064 с.) |