Подобная работа развивает в учениках понимание структуры сложных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобная работа развивает в учениках понимание структуры сложных



предложений. Упражнения на перемещение частей позволяют им осознать место каждой части в целом. Учитель кратко поясняет, что придаточное может стоять в начале, в конце и в середине предложения, может разрывать главное предложение (это будет видно наглядно, знаки препинания чаще всего совпадут с разрывами, что облегчит усвоение пунктуационных правил). Хорошо использовать примеры из художественной литературы. Причем можно предлагать разорванные предложения, чтобы ученики сами восстановили порядок, нашли самый красивый вариант. А можно давать целый бумажный рулон, и пусть ребята разрывают его на части и раскладывают по ячейкам таблицы. Для каждого примера следует подготовить таблицу-образец, чтобы ученики могли проверить себя.

Союзы подчинительные и сочинительные

Изучение сложных предложений помогает лучше разобраться в особенностях некоторых частей речи, в частности классифицировать союзы. Равноправные части предложения соединяют сочинительные союзы, зависимые — подчинительные. Дети быстро это понимают. Мы приготовили таблицу наиболее употребительных союзов. (Здесь нет разграничения на союзы и союзные слова.)

Таблица сочинительных союзов

 

Соединительные союзы: и, да, ни…ми Разделительные союзы: или, либо, то…то Противительные союзы: а, зато, но, однако

 

Пунктуация

Понимание пунктуационных правил вырабатывается у детей постепенно, благодаря осмысленному чтению, с паузами, благодаря работе с бумажными лентами. Кроме того, в нашем алфавите есть знаки препинания. Ученик может выкладывать предложения из частей речи по образцу, не пропуская знаки препинания. Мы готовим примеры предложений из классических произведений и разбиваем их на серии:

 

– знаки препинания при однородных членах (для начала только запятые);

 

– знаки препинания при обращении и вводных словах (самых употребительных);

 

– знаки препинания в сложных предложениях (для начала только запятые);

 

– знаки препинания на конце предложения.

 

Классификация

 

Во всех вышеописанных упражнениях дети осваивали богатейший словарный материал (все части речи, их значение, употребление). Можно предложить им работу по классификации всех слов при помощи подготовленных таблиц. Это подготовит учеников к изучению теории языка в средней школе.

 

Классификация слов по морфемному признаку

 

– Слова с непроизводной основой (без суффиксов и приставок).

 

– Слова с производной основой (образованные при помощи суффиксов и приставок).

 

Классификация слов по морфологическим признакам

 

– Существительные

 

– Прилагательные

 

– Глаголы

 

– Наречия

 

– Местоимения

 

– Числительное

 

– Предлоги

 

– Союзы

 

– Частицы

 

Существительное

 

Собственное — нарицательное

 

Одушевленное — неодушевленное

 

Конкретное — отвлеченное

 

Склоняемое — несклоняемое

 

Прилагательное

 

Качественное — относительное — притяжательное

 

Глагол

 

Личный — безличный

 

Совершенного — несовершенного вида

 

Переходный — непереходный — возвратный

 

Наречие

 

Определительное — обстоятельственное

 

Качественное (быстро, весело) Времени (вмиг, вчера)

 

Количественное (мало, много) Места (вверху, справа)

 

Образа действия (бегом, наизусть) Причины (оттого, поте

 

Сравнения (по-дружески) Цели (нарочно, в шутку)

 

Местоимение

 

– Личное: я, ты, он

 

– Возвратное: себя

 

– Притяжательное: мой, твой, его

 

– Указательное: тот, эта

 

– Вопросительное: кто, что

 

– Относительное: кто, что

 

– Определительное: весь, всякий, каждый, сам

 

– Отрицательное: никто, ничто

 

– Неопределенное: некто, нечто

 

Местоимение-существительное

 

Местоимение-прилагательное

 

Местоимение-числительное

 

Числительное

 

Количественное — собирательное — порядке

 

Предлог

 

Простой — сложный — составной

 

Союз (см. вышеприведенные таблицы)

 

Частица (см. вышеприведенные таблицы)

 

 

Чтение

 

Механическая часть

 

В Доме ребенка дети начинают читать с того момента, когда, составив слово из букв подвижного алфавита, они «прочитывают» его вслух. Да, это еще не настоящее чтение, ребенок заранее знает, какое слово он составил, а не расшифровывает графические символы. Однако подобные упражнения имеют огромное значение. В этот период механизм развития графического языка напоминает процесс формирования устной речи.

 

Внимание ученика сосредоточено на узнавании написанного слова, а значит, способно остановиться на анализе звуков, составляющих данное слово. В период, когда детям интересно трогать, обводить буквы, они также увлечены выслушиванием и произнесением разнообразных звуков. Письменный язык, благодаря упражнениям с подвижным алфавитом, становится мощным средством развития, совершенствования устной речи. В этот момент можно корректировать дефекты произношения.

 

Гимнастика артикуляционного аппарата должна начинаться в период его естественного развития. Тренируя произношение, упражняясь в аудировании, в расшифровке графических символов, ребенок осваивает и объединяет основные механизмы чтения и письма.

 

Четкое произнесение читаемого слова очень ценится в обычной школе. Можно сказать, это основная цель традиционных уроков чтения в наших начальных школах. Цель труднодостижимая, если уже сформировалось неправильное произношение. В таком случае исправление дефектов становится важной и постоянной проблемой. Уже во втором-третьем классе педагог все меньше учит читать, все больше занят произношением. В учебниках множество упражнений разной степени сложности, направленных на исправление произношения. Очевидно, что эта механическая, физиологическая цель не связана непосредственно с самим процессом чтения. Скорее она становится препятствием на пути естественного развития, болезнью, мешающей сложнейшему интеллектуальному процессу понимания таинственного языка символов, который способен подарить чудесные открытия. Любознательный ребенок вынужден тормозить свою мысль, его утомляет бесконечное исправление дефектов произношения. Он страдает, его интеллект чахнет. Напротив, если упражнения совершаются в нужное время, когда и психика, и весь организм готовы к совершенствованию языковых механизмов, ребенок самостоятельно, легко и с удовольствием их выполняет, развиваясь естественным образом.

 

Когда птица готовится взлететь, ее крылья должны быть готовы к неизбежным усилиям, и горе тому живописцу, у которого нет в доме кисточек в ту минуту, когда его посетило вдохновение.

 

 

Анализ процесса чтения — понимание и выражение

 

В Доме ребенка мы научились различать два фактора, составляющих суть процесса чтения. Это понимание смысла и произнесение прочитанного слова вслух. Всякий, кто следил за детским чтением, видел, как начинающий чтец, читая что-либо впервые, вникает в смысл текста молча, не артикулируя, то есть совершает мыслительную операцию. Это читает его ум. Произнесение вслух — совсем другое дело. Произнесение текста вслух связано со слушанием, с устной речью. Устная речь служит для сиюминутного общения двух и более человек, которые обмениваются, таким образом, мыслями, рожденными в глубинах душ.

 

Чтение же ближе к письменной речи. Здесь нет звучания. Лишь силой мысли человек способен начать общение не только с ныне живущими людьми, но и с теми, кто жил века тому назад, в древние эпохи. Это общение совершается беззвучно. На уровне сознания. С точки зрения физического звучания, книга нема.

 

Читая вслух, мы выражаем не собственные мысли, а то, что открыла нам письменная речь.

 

Чтобы голос выразил смысл, ум и глаза должны совершить мгновенную работу по охвату целой фразы, пока губы медленно выговаривают слова. И все это мы требуем от ученика начальной школы, при этом бесконечно исправляем его произношение! Понятно, почему чтение становится той скалой, о которую разбивается заблудившийся корабль современной школы.

 

Ученик, понимающий письменный текст, при чтении про себя, а затем демонстрирующий в действии понимание смысла прочитанного, — вот основа нашего метода. Понимание, возникающее у детей так легко и просто, как все их действия, доказало нам, что они способны понимать. Постепенно мы сумели установить этапы обучения, трудности, возникающие на пути. До чего интересно наблюдать, как дети составляют примеры слов, предложений, порой длинных и сложных, так точно, что ни один лингвист не сделал бы лучше, и как это облегчает изучение языка. Мы убедились, что грамматика способствует языковому развитию и поэтому должна соседствовать с занятиями чтением и письменными сочинениями.

 

Вот какая таблица факторов, влияющих на процесс обучения чтению, у нас получилась.

 

 

Начнем с утверждения: истинное чтение — это только понимание. Чтение вслух — это сочетание чтения и выражения понимания при помощи устной речи, работа трудная, соединение двух огромных механизмов: устной и письменной речи. Чтение вслух позволяет всем присутствующим принять участие в чтении, которое передается им средствами устной речи. Слушание — тяжелый умственный труд, даже если человек страстно рассказывает о том, что сам испытал. Еще более интенсивная работа ума необходима, если мы слушаем чтение того, кто не переживал описанных в книге событий. Чтец, в свою очередь, прилагает неимоверные усилия, чтобы мгновенно понять написанный текст и выразительно передать его слушателям. Такое чтение чрезвычайно трудно для детей. Мы все знаем, как это трудно и как редко встречаются ученики, действительно умеющие читать. Кто умеет читать, умеет и слушать.

 

Следовательно, научить читать означает научить не только пониманию (этого достаточно для практических надобностей), но и искусству чтения вслух. А это уже выразительность, то есть театральное искусство. Развитие выразительности, театральных навыков необходимо для обучения чтению. Только так наши дети научатся транслировать прочитанное коллективу. Чем больше упражнений на «проникновение в текст», тем больше проявляется выразительность ребенка. Интонация, пауза, жест — этого недостаточно, нужно еще понимание, глубокое, живое, проникновение в суть, а также опыт выразительного чтения, привычка к нему как к одной из разновидностей чтения.

 

Если для демонстрации понимания написанного нужно совершить указанное в тексте действие, то для демонстрации понимания услышанного (при чтении вслух), нужно повторить текст, то есть ученикам приходится пересказывать то, что прочел вслух один из них. Интересно наблюдать за этим процессом. Некоторые дети молчат, другие пытаются пересказать услышанное. Их речь спутана, лишена подробностей. И тут остальные ученики начинают исправлять рассказчика. «Нет, это не так». Или: «Постой, ты забыл сказать еще…»

 

Понять и пересказать то, что понял, — не одно и то же. Рассказ — проявление огромной внутренней работы, совершаемой в дополнение к усилиям, направленным на простое понимание. Здесь мы снова видим три этапа наших уроков.

 

1. Дать представление. (Это красное, это голубое.)

 

2. Провоцировать узнавание. (Где красное? Где голубое?)

 

3. Провоцировать выражение понимания. (Это какой цвет?)

 

Поэтому ученик, пересказывающий услышанное, как бы несовершенен ни был его рассказ, находится на более высокой ступени (на 3-й), чем тот, кто не смог этого сделать. Однако тот, кто не смог пересказать, может находиться на второй ступени, на стадии узнавания, поэтому он заинтересованно критикует, непрестанно перебивая рассказчика: «Нет, это не так. Постой, ты забыл сказать еще…» Но стоит кому-то рассказать прочитанное связно и полно, как класс замрет, проявляя полное одобрение. Руководствуясь этими живыми реакциями, можно понять психологию ребенка на

 

столько, чтобы определить уровень чтения, доступный ему по возрасту, наиболее эффективные средства обучения чтению вслух, направление развития каждой отдельной личности в классе. Конечно, для этого нужно, чтобы ребенок был свободен в проявлении своих реакций.

 

Вот обычный урок чтения в традиционной школе. Вызванный ученик читает громко вслух, а учитель постоянно перебивает его, то исправляя произношение, то объясняя непонятные слова, комментируя общий смысл. Мы не знаем, что поняли дети из прочитанного, из объяснений педагога. Чтение прерывалось ради корректировки произношения, и детское внимание сосредоточилось на вещах, не имеющих отношения к пониманию смысла текста. Затем учитель вызывает кого-то для пересказа услышанного — случайно или в наказание за рассеянность на уроке (малыш был так далек от процесса чтения). Пока избранник отвечает, педагог снова вмешивается с призывами к остальным ученикам: «Тише! Вас не спрашивают! Не перебивайте! Это неприлично перебивать того, кто говорит». Конечно, подобные реплики не проясняют сюжет. С точки зрения психологии, такие уроки не способствуют обучению.

 

 

Экспериментальная часть. Чтение вслух

 

Мы придаем огромное значение осмысленному чтению, но предлагаем детям маленькие книжечки, которые можно читать сначала самостоятельно, шепотом, а потом, разобравшись хорошенько в содержании, — вслух, ясно и четко. Удивительно, как совсем простые книги так долго удерживают внимание учеников, воодушевляют их перечитывать нехитрые тексты снова и снова. То они читают все по порядку, от начала до конца, то выбрав страницу наугад. Прочитав книжку несколько раз, снова возвращаются к излюбленным страницам. В классе дети то и дело встают с места и начинают громко декламировать эти страницы, прекрасно изученные и осмысленные.

 

Наши книжки сделаны очень тщательно. Текст на правой странице, левая — чистая. Текст занимает не всю страницу, свободное пространство украшено виньетками снизу и сверху.

 

Вот 20 страниц нашей первой маленькой книжки.

 

Страница 1. Моя школа называется «Дом ребенка».

 

Страница 2. В классе для каждого из нас есть маленький стул и

 

столик.

 

Страница 3. В классе есть и шкафы, все ребята берут с полок

 

материалы для учебы.

 

Страница 4. В нашем красивом классе много цветов и комнатных

 

растений.

 

Страница 5. Я часто разглядываю таблицы, которые висят на стенах

 

Страница 6. Мы все делаем сами: умываемся, кладем вещи наместо,

 

вытираем пыль. Мы учимся и узнаем много нового.

 

Страница 7. Знаете, как мы научились одеваться? Мы много

 

работали пальчиками, застегивали и расстегивали пуговицы,

 

завязывали и развязывали шнурки, зашнуровывали и

 

расшнуровывали ботинки.

 

Страница 8. Кубиков для строительства розовой башни ровно 10.

 

Они разной величины. Сначала я складываю их как попало на ковре, а потом играю, ставлю кубики один на другой, выбирая все время самый большой.

 

Страница 9. Розовая башня учит держать равновесие. Ее нужно носить по классу так, чтобы она не развалилась. Это не всегда получается.

 

Страница 10. Мне нравятся длинные штанги. Их можно класть одну над другой по мере удлинения. Нужно следить, чтобы голубые части оказались друг над другом и красные друг над другом. Получается лесенка с красными и голубыми полосками.

 

Страница 11. Настоящая лестница получается из коричневых призм. Эти призмы разной толщины. Я их ставлю по порядку и получаю чудесную лестницу из 10 ступенек.

 

Страница 12. Блоки для вкладышей сделаны из дерева. В них можно вставлять цилиндры разных размеров. Цилиндры отличаются по толщине, высоте и длине. Нужно расставить все цилиндры по местам, а для этого сначала хорошенько их разглядеть и пощупать.

 

Страница 13. Иногда ребята ошибаются, когда работают с вкладышами: ставят цилиндры на чужие места. Тогда не удастся сложить все цилиндры в блок. Это интересное упражнение. Нужно внимательно посмотреть, найти ошибку и все переделать. Самые ловкие ученики расставляют цилиндры с закрытыми глазами.

 

Страница 14. Вот цвета: красный, черный, зеленый, желтый, голубой, коричневый, розовый, фиолетовый.

 

Страница 15. Мне нравится подбирать таблички по цвету, находить нужные среди целой кучи табличек. Я выкладываю длинную пеструю линию.

 

Страница 16. Мы учимся раскладывать все 64 цветные таблички по порядку. Они 8 красивых цветов, по 8 оттенков каждого цвета. Некоторые ученики умеют выкладывать из табличек пестрый ковер с расплывчатыми линиями.

 

Страница 17. У нас есть две коробки с матерчатыми лоскутками всех сортов, от самых жестких и плотных, до самых мягких и тонких: кисея, ситец, шерсть, фланель, велюр, шелк. Когда у меня чистые руки, я узнаю много интересного, ощупывая лоскутки кончиками пальцев.

 

Страница 18. Ученик с завязанными глазами перемешивает все лоскутки, ощупывает их и, довольный, поднимает руки. Он держит в каждой руке лоскуток из той же самой ткани. Он узнал ткань на ощупь.

 

Страница 19. Вот блоки для вкладывания плоских фигур. Нужно вложить голубые фигуры в рамки, которые точно подходят по форме. Двумя пальцами, средним и указательным, мы обводим контур

 

фигуры, а потом вставляем ее в отверстие рамки. Несколько упражнений, и вот мы уже вкладываем фигуры в рамки с закрытыми глазами.

 

Страница 20. Я научился узнавать многие фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник, десятиугольник. Мне было легко выучить все эти слова, ведь вкладыши такие интересные!

 

 

Осмысленное чтение

 

Осмысленное чтение дети осваивают, как и в Доме ребенка, при помощи карточек. Ученик выбирает карточку (в подготовленной серии определенной сложности), читает ее про себя, а потом выполняет действие, указанное в карточке.

 

Вот пятилетний малыш берет карточку, на которой написаны два действия, два предложения, например:

 

Обопрись на стул. Закрой глаза руками и заплачь.

 

Мы видим, что ученик выполнил пока только одно из предписанных действий: оперся на стул или закрыл глаза руками и заплакал. Ему нравится читать карточки, но те, на которых записаны два предложения, ему нравятся меньше, чем те, на которых написана одна фраза, одно действие, например:

 

Мальчик выбежал из класса.

 

В этом случае его радость, усердие, готовность повторять упражнение, блеск глаз помогают нам понять, каков необходимый для него уровень сложности чтения.

 

Первая серия карточек состоит из простых предложений, вроде тех, что изучались в грамматических упражнениях по теме местоимение. Почти все фразы мы берем из лучших произведений художественной литературы.

 

Серия 1

 

Он огляделся.

 

Он посмотрел на нее искоса.

 

Он пал на колени перед ней.

 

Он медленно прохаживался по комнате.

 

Она кивнула.

 

Она скрестила руки на груди.

 

Она положила ему руку на плечо.

 

Он постучался в дверь.

 

Девочка нахмурила брови.

 

Он распахнул дверь настежь.

 

Она шептала ему прямо в ухо.

 

Дети выполняют действие, указанное на карточке, прочитав текст про себя. Но выполняют не равнодушно, а очень выразительно, артистично, эмоционально. Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, повторяя вновь и вновь, как можно точнее, словно репетируя сцену спектакля. Дети обожают эти упражнения. Они уже изучили подобные фразы в грамматических упражнениях, поняли текст до мельчайших подробностей. Это помогает точному исполнению приказа.

 

Вот фраза: Он пал на колени перед ней. Здесь недостаточно просто опуститься на колени. Нужно броситься, пасть перед какой-нибудь одноклассницей. Весь класс с удовольствием наблюдает происходящее.

 

Во второй серии на карточках описаны два действия вместо одного.

 

Серия 2

 

Он распахнул дверь и вышел.

 

Он вышел из комнаты и запер за собой дверь.

 

Она подошла к двери и слегка толкнула ее.

 

Она закрыла лицо руками и разрыдалась.

 

Он улыбался и потирал руки.

 

Он сдернул шляпу и низко поклонился.

 

Она покачала головой и улыбнулась.

 

Он подбежал к столу и позвонил в колокольчик.

 

Он с облегчением растянулся на диване и закрыл глаза.

 

В третьей серии карточки с описанием нескольких действий.

 

Серия 3

 

Он открыл дверь, пригладил волосы и вошел.

 

Врач склонился над больным, проверил пульс, потрогал его лоб.

 

Левый локоть опирается на колено, левая рука поддерживает лоб, правая - потирает подбородок.

 

Обопрись на стул. Закрой глаза руками и зарыдай.

 

Он подошел к столу, увидел портрет и схватил его с огромной радостью.

 

Она вынула из кармана платочек, развернула его, вытерла глаза, полные слез.

 

Серия 4

 

На карточках написаны сложноподчиненные предложения.

 

Когда он рисовал, то внимательно посматривал на одноклассников.

 

Он закрыл глаза руками, чтобы лучше сосредоточиться. Она улыбнулась ему, после того как попросила не отвлекать ее от работы.

 

Он закрыл глаза, чтобы лучше почувствовать мягкость бархата. Он следил глазами за девочкой, пока она не скрылась из виду. Он шел медленно, опустив голову, словно его одолела печаль.

 

Серия 5

 

На карточках написаны разные сложные предложения.

 

Есть трудные описания, некоторые задания требуют произнесения отдельных слов.

 

Девочка поднялась, прижимая платочек к глазам, и медленно, согнувшись, побрела к окну.

 

Он сидел устало, опершись правым локтем о колено, закрыв лицо рукой, уставившись в землю.

 

Он подбежал к Александру, сунул ему под нос свою тетрадь и закричал: «Разве я не прав?»

 

Он повернулся, выглянул за дверь и сказал со смехом: «Они здесь».

 

«Я все понял», — сказал Рензо, опустив глаза и скрестив руки на груди.

 

Он наклонился, собрал рассыпанные карандаши и сказал: «Самый острый сломался».

 

Фредерик пожал ему руку и сказал: «Доставьте нам удовольствие, останьтесь пообедать с нами. Я вас прошу».

 

Серия 6

 

Здесь описаны действия, которые нелегко сыграть.

 

К тому же приходится произносить вслух целые фразы.

 

Люси сидела, съежившись в углу, обхватив руками колени, спрятав лицо.

 

«О! - сказал он, бросившись на стул, скрестил ноги, закинул руки за голову, - все это совершенно неважно». «Вы хотите, чтобы я умолял вас рассказать, что произошло с моим учителем», - сказал Марсель, сжав кулаки и пристально глядя на собеседника, словно пытаясь прочитать его мысли.

 

Серия 7

 

Здесь действие исполняется сразу несколькими учениками.

 

«Садитесь и покончим с этими Это было сказано таким тоном, что никто не решился возразить. Люди робко присели на краешки стульев и замерли в ожидании.

 

– Вы плохо себя чувствуете сегодня, Марсель?

 

– Нет, все прекрасно - Марсель вытер пот со лба и выпрямился, дыша часто и шумно.

 

– Сколько это стоит?

 

– Ничего!

 

– Как?

 

– Совершенно ничего не стоит.

 

– Тогда я беру, держи, парень, - сказал Луи, протягивая франк.

 

– Отдай это матери.

 

Теперь дети уже не довольствуются простым исполнением описанных действий. Они читают и перечитывают вслух сценки довольно выразительно. Вскоре ученики выучивают многие из них наизусть. Поэтому мы решили сделать книжку из нескольких небольших стихотворений о животных, о снеге, о детях, о Рождестве. Дети читают их сначала про себя, затем вслух, потом учат наизусть и рассказывают в классе.

 

После вышеописанной подготовки дети начинают «понимать» прочитанное. Преодолены все трудности при чтении сложных синтаксических конструкций — ученики владеют грамматикой. Им интересен и смысл слов, и особенности синтаксической конструкции. В них чувствуется скрытая сила, которая вскоре проявится с чудесной силой.

 

Вот так мы пробуждаем любовь к чтению. Дети все время хотят «читать», «читать» без конца. Мы спешно готовим все новые книжки, но их никогда не хватает любознательным детям. Мы обращаемся к детской литературе, как родной, так и зарубежной. В классе собирается маленькая библиотека. Однако в данном случае я остаюсь поклонницей американской методики, при которой, помимо создания специальных детских библиотек, для детей открывают специальные залы в больших публичных библиотеках. Там юные читатели могут в огромных каталогах найти богатство, которым они так жаждут овладеть.

 

Для руководства, совершенствования и регулирования страсти к чтению, для культивирования искусства чтения вслух, необходимо развивать еще одну читательскую способность:

 

 

Слушание

 

Когда дети уже освоили упражнения на исполнение прочитанных действий, учителю пора начинать читать вслух. Этим мы заняты часами на уроках рисования. Учитель должен читать очень выразительно, этому нужно учить специально. Очевидна разница между обычными учителями и нашими педагогами. Первые читают по-учительски, несколько искусственно, стараясь донести до ребенка то, что он не хочет слышать. Наши учителя читают артистично. Мы считаем искусство — способом жизни. Красота способствует внутреннему развитию. И окружение, и учебные материалы — все должно быть эстетично, чтобы привлекать внимание, вызывать усердие в работе, истинный ключ к самообучению. Учитель должен увлекаться музыкой, живописью, декламацией, остро чувствовать гармонию, иметь хороший вкус, в частности в устройстве интерьера, к тому же обладать определенной утонченностью, чувствительностью к малейшим проявлениям детской души. Словом, стать учителем — это гигантская работа.

 

Пока в классе царит спокойствие и тишина, нормальная рабочая атмосфера, дети рисуют, учитель может почитать вслух. Иногда само чтение увлекает учеников, но этого нелегко добиться. Музыка помогает привлечь внимание маленьких любителей искусства. Опыт показывает, что добиться сосредоточенного слушания легче, если дети заняты работой, не требующей абсолютной сосредоточенности или вдохновения.

 

Круг чтения должен быть разнообразен, сказки, рассказы, романы, стихи, исторические сюжеты, порой документальные повести, истории из жизни Христа. Увлекательная достоверная книга может стать началом изучения истории или зарождением интереса к педагогике. Выслушав книгу о воспитании мальчика, выросшего среди животных, вернувшегося к людям и научившегося жить по-человечески, старшие ребята (из школы) заинтересовались нашим методом. Мы отвели их в Дом ребенка, объяснили им наши принципы. Это вызвало огромный интерес, и вскоре школьники стали главными помощниками воспитателей. Дети сумели очень тонко почувствовать особенности внутреннего развития малышей. Мы поняли, что лучшие детские учителя — сами дети, им легче найти общий язык.

 

Да, благодаря чтению, наши дети увлеклись историей и педагогикой. Ведь книга — кладезь всех премудростей. Дневники путешественников помогут изучить географию, истории из жизни животных — биологию. Чтение поможет учителю ввести детей в разные сферы научной мысли. А ребенок сам выберет себе точку приложения сил, благодаря страсти к чтению. Наш долг — дать ему средство для самообучения и сохранить его интеллектуальные силы, духовную чистоту. Остальное — его дело. Как говорили наши предки, образование — это умение читать, считать и писать, потому что только этому человек не может научиться сам. Следовательно, педагогический метод, научно достоверный, должен способствовать формированию личности, способной развивать свои способности, усиливая, а не растрачивая их, находя необходимую помощь, не теряя внутренней чистоты.

 

Мы дали детям учебный материал, но мы предоставили им свободу в исследовании окружающей среды. Мы делаем их сильнее, вооружаем знаниями и предоставляем свободу.

 

 

Арифметика

 

Операции с числами от 1 до 10

 

Д ля обучения четырем основным арифметическим операциям необходим следующий материал: штанги разной длины, которые материализуют для ребенка числа 1, 2, 3,4, 5,6,7, 8, 9,10. Каждая штанга разделена на отрезки, контрастные по цвету, красные и голубые. Количество отрезков соответствует определенному числу. Идея представить число единым предметом, содержащим очевидные признаки, позволяющие узнать нужное число, а не набором отдельных счетных единиц облегчает вхождение в суровый и сложный мир чисел.

 

Вот число «5» — оно представлено одним предметом, разделенным на 5 отрезков. И это лучше, чем представить его пятью одинаковыми отдельными объектами, которые ребенок должен будет мысленно объединять.

 

При помощи наших штанг дети с легкостью совершают первые арифметические операции:

 

7 +3 = 10; 2 +8 = 10; 10-4 = 6

 

Это превосходный материал, но слишком громоздкий, для него нужно много места, его невозможно раздать всем детям. Вот почему, сохраняя основную идею, мы приготовили более компактный материал, его можно сделать в таком количестве, чтобы хватило на всех учеников в классе (когда все уже увлеклись арифметикой). Для него не нужно много места — ребенок может разложить его на своем столе. Это бусины, нанизанные на прочный стержень. Бусины окрашены в разные цвета. На стержне с десятью бусинами они красного цвета, с девятью — голубого, с 8-ю — белого, с 7-ю — желтого, с 6-ю — зеленого, с 5-ю — коричневого, с 4-мя — сиреневого, с 3-мя — салатового, с 2-мя — фиолетового. Одна черная бусина представляет единицу. Бусины сделаны из блестящего стекла, а стержень из металла. На концах стержня — неподвижные фиксаторы. Эти небольшие наборы уложены в коробки по S наборов в каждой. Следовательно, ребенок получает возможность составлять самые разнообразные комбинации.

 

Материал имел огромный успех у детей пяти с половиной лет. Они трудились с огромным энтузиазмом, делая до 60 арифметических операций подряд, заполняя целые тетради результатами многодневных вычислений. Для записей мы приготовили ученикам особую бумагу: обычные листы в клеточку, только клеточки нарисованы линиями разных цветов. На одном — черные, на другом — красные, на третьем — зеленые, голубые, розовые, коричневые. Разнообразие цветов привлекает ребенка, делает его работу приятной. Едва записав цифры на одном листочке, малыш хватает следующий, другого цвета, и т. д.

 

Опираясь на свой опыт, мы приготовили побольше стержней с десятью бусинами, десятков. Дети постоянно доставали из коробки все десятичные стержни и считали десятками: 10, 20, 30, 40… Мы сделали коробки с десятками (полные десятичных стержней). Там же лежали карты, на которых было написано 10, 20, 30… Дети раскладывали на карты нужное количество десятичных стержней. Это прекрасная подготовка к умножению на 10. Карты, на которых написано 100 и 1000, позволяют детям составлять такие большие числа, как 1916. Упражнения с бусинами готовят к устному счету.

 

Это умение появляется внезапно, словно само собой. Ребенок постепенно перестает пересчитывать бусины, а узнает количество их на стержне по цвету. Красные — значит 10, зеленые — 6. И незаметно начинает считать по цвету, не по бусинкам. То и дело раздается крик: «Я сосчитал в уме! Это гораздо быстрее!» Значит, ребенок уже перешел к следующему этапу, разноцветные бусины ему больше не нужны.

 

 

Десятки, сотни, тысяча

 

Материал. Мы сделали цепь, соединив 10 десятичных стержней. Цепь назвали сотенной. Потом соединили 10 сотенных цепочек при помощи гибких соединений — получилась тысячная цепь. Эти цепи были того же цвета, что и десятичные стержни, — красного. Их длина потрясала. Положим сначала одну бусину (единица), потом стержень с десятью бусинами (длиной примерно 7 см) — десяток, потом сотенную цепь (70 см) — сотня и, наконец, тысячную цепь длиной около 7 метров. 1,10, 100 — можно разложить на столе, исследовать с удобством. Для тысячной цепи не хватит и целого класса. Придется выйти в коридор, даже во двор. Одному человеку не под силу разложить тысячную цепь — несколько ребятишек должны терпеливо растягивать ее, а потом нужно еще пройти много шагов, чтобы увидеть цепь целиком.

 

Это ощущение соотношения величин становится настоящим событием для детей. Целыми днями дети увлеченно возятся с тысячной цепью. Гибкие соединения после каждой сотни позволяют складывать ее. Можно, укладывая сотню над сотней, соорудить длинный прямоугольник и увидеть площадь величины, представленной сначала как длина.

 

Вы спросите, как помочь ребенку количественно оценить соотношение величин, интуитивно воспринимаемое на глаз. Мы задавали себе тот же вопрос. Тем бременем ученики были заняты подсчетом бусинок, одну задругой, терпеливо, от 1 до 100, сгрудившись кучей над тысячной цепью. Ничто в мире не могло поколебать их решимости сосчитать бусины на этой громадине. «Сто, а что потом?» — «Сто один». — «А после двухсот?» — «Двести один». Дошли до семисот. «Я устал, — говорит малыш, — я оставил метку, завтра досчитаю». Семьсот, семьсот… «Смотри, — говорит ребенок приятелю, — это семь, семь сотен. Да! Можно считать сотенные цепи! Семь сотен, восемь сотен, девять сотен и тысяча. Мадам! Мадам! В тысячной цепи 10 сотенных! Вот они!» Остальные ученики, работавшие с сотенными цепями, вдруг обнаруживают: «Смотрите! В сотенной цепи 10 десятичных стержней!» Значит, можно дать представление о десятках, сотнях, тысячах, предоставив пытливому детскому уму цепи из бусинок и уважая свободное проявление детской активности.

 

Именно так случается чаще всего, иногда требуется самое незначительное вмешательство взрослого. Достаточно привлечь внимание к манипуляции с цепью — идея предстает во всей своей простоте.

 

Сторонники нашего метода, впрочем, умеют ждать, они понимают, как нужна ребенку неспешная умственная работа, насколько естественно и неожиданно может созреть идея, как неизбежен взрыв открытия. Чем больше мы предоставляем детей их интересу, тем большую ценность обретают полученные ими результаты.

 

 

Счеты, отражающие десятичную систему

 

Непосредственное вмешательство учителя, его короткое, понятное объяснение необходимы для представления другого материала, который, можно сказать, символически представляет десятичную систему. Речь идет о счетах, очень простых. Они того же размера, что и рамки со шнуровками для малышей, легкие, ими просто манипулировать, несложно и недорого изготовить. Каждому ученику можно дать собственные счеты в личное пользование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.245 с.)