Уроки и приказания по теме глагол 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки и приказания по теме глагол



Изучение глагола и все упражнения с этим связанные очень нравятся детям. Мы готовим комплекты по 10 красных карточек, соединенных между собой. Ребенок выполняет указанные действия, одно за другим, может списать слова с карточек. Многим это доставляет удовольствие.

– Иди, пой, прыгай, танцуй, поздоровайся, сядь, спи, встань, вздохни, пиши.

 

– Стирай, смейся, спрячься, рисуй, читай, говори, слушай, беги, беспокойся, успокойся.

 

– Вытри, застегни, зашнуруй, завяжи, посмотри, причешись, умойся, вытрись, улыбнись, схвати.

 

Здесь использованы глаголы, хорошо знакомые детям. А теперь переходим к настоящим урокам про глаголы.

Учитель предлагает серию глаголов, объяснив ребятам их значение, выполнив самостоятельно все необходимые действия. Затем он раздает ученикам приказы с этими глаголами (приказания можно повторять, если детей в классе много). Ребенок читает про себя свою карточку с приказом и выполняет действие, вспоминая объяснения учителя.

 

Глаголы: положить, бросить, швырнуть, подобрать.

 

Приказания:

– Возьми жетон, положи его на землю, подбери его и снова брось.

 

– Свяжи тряпку так, чтобы получился шарик, брось его подальше, беги туда, куда он упадет, и швырни его об стенку.

 

– Положи тряпку аккуратно на землю, подбери ее и брось на землю, снова подбери, скомкай и брось подальше, беги туда, куда она упала, швырни ее об стенку.

 

Глаголы: приподнять, поднять, схватить. Приказания:

– Приподними твою тетрадь, верни ее на место, схвати ее и подними над головой, как можно выше, снова положи на стол.

 

– Приподними твой стул, поставь его, возьми и подними, как можно выше, поставь снова, теперь схвати его и поставь в угол.

 

– Подними эту вазу как можно выше, посмотри на нее, верни на место, приподними и поставь, теперь схвати и поставь на стол. Глаголы: открыть, приоткрыть, закрыть, запереть, отпереть. Приказания:

 

– Подойди к окну открой его пошире, закрой, приоткрой, подожди немного и закрой окно.

 

– Подойди к двери, открой ее пошире, потом закрой, приоткрой, закрой снова, запри, теперь отопри, но оставь закрытой. Глаголы: дышать, вздохнуть, вдохнуть, выдохнуть. Приказания:

 

– Встань перед окном и дыши полной грудью так, чтобы слышно было твое дыхание, потом вздохни и вернись на место.

 

– Встань у открытого окна, вдохни изо всех сил, задержи дыхание, медленно выдохни.

 

Глаголы: повесить, прикрепить. Приказания:

– Повесь твой фартук в шкаф.

 

– Повесь твой лучший рисунок на стенку.

 

– Прикрепи кнопками на стене твой лучший рисунок.

 

Глаголы: сложить, расправить, скатать, раскатать, завернуть, развернуть. Приказания:

 

– Сложи тряпку вчетверо и расправь ее.

 

– Скатай лист бумаги в трубочку, раскатай его.

 

– Заверни вазу, разверни вазу. Глаголы: шептать, говорить, кричать. Приказания:

 

– Позови Рене, шепни ему на ухо: «Хочешь почитать?», спроси, что он услышал.

 

– Подойди к двум ребятам, поговори с одним из них, спроси второго, что он слышал.

 

– Подойди к однокласснику и крикни: «Быстро! Губку!» — посмотри, что он сделает.

 

Глаголы: потрогать, пощупать, коснуться. Приказания:

– Возьми ткань и пощупай ее с закрытыми глазами.

 

– Возьми два лоскутка и пощупай их, чтобы почувствовать разницу.

 

– Возьми бархат и коснись его.

 

– Потрогай стол. Глаголы: идти, бежать. Приказания:

 

– Иди по классу, стараясь держаться прямо.

 

– Беги к двери.

 

Глаголы: поймать, схватить, догнать. Приказания:

– Попроси одноклассника убежать от тебя, постарайся его поймать.

 

– Схвати его за руку.

 

– Попроси одноклассника убежать от тебя, постарайся его догнать.

 

Уроки-опыты

Можно объяснять глаголы, совершая действия, а можно провоцировать действия, дающие новые знания. Учитель не объясняет слово простыми жестами, а проводит опыт, который ребенок немедленно или через несколько дней сумеет повторить, пользуясь указаниями на карточке.

Глаголы: смешивать, размешать, разводить.

 

Приказания:

– Смешай в стакане воду и уксус.

 

– Налей в стакан воду и масло, смешай изо всех сил, пока не размешается.

 

– Разведи в двух пробирках с водой красную и желтую краску, смешай равные части подкрашенной воды и посмотри, какой цвет получится.

 

Глаголы: растворять, насыщать, взбалтывать суспензию. Приказания:

 

– Положи немного сахару в воду и мешай ложечкой, пока сахар не растворится, вода останется прозрачной, а сахар исчезнет.

 

– Положи много сахару в небольшое количество воды и мешай ложечкой, если сахар не растворится весь, значит, мы насытили воду сахаром, сделали насыщенный раствор.

 

– Положи в стакан воды крахмал и сильно размешай ложечкой, вода останется белой, крахмал не растворится, получилась суспензия, взболтай ее.

 

Глаголы: процеживать, фильтровать. Приказания:

– Возьми стакан с насыщенным раствором сахара и стакан с крахмальной суспензией. Подожди, пока частицы осядут на дно, вода станет прозрачной, теперь процеди ее.

 

– Отфильтруй насыщенный раствор сахара и крахмальную суспензию, попробуй воду из одного и второго стакана.

 

Все эти приказы исполнимы, детям они доставляют огромное удовольствие. Ученики интересуются значениями глаголов, так что начинают спрашивать: сколько всего глаголов во французском языке? А в итальянском? В английском? Поэтому мы готовим для детей словари синонимов и словарные таблицы. Постепенно ребята сами начинают составлять свои первые словари. У каждого словарь свой, туда вписываются все новые для ученика слова, естественно, по алфавиту.

Сколько всего может узнать ребенок, обучаясь в начальной школе: физика, химия и, конечно, соответствующие новым знаниям слова. И каждый эксперимент дает некоторое количество новых существительных, прилагательных, глаголов, которые ученик вписывает в свой словарик.

 

Спряжение глаголов

Мы приготовили материал для изучения спряжения глагола «быть» и глаголов двух основных спряжений. Для глагола «быть» — желтые карточки, для «делать» — зеленые, для «любить» — розовые. На каждой карточке написано местоимение и соответствующая глагольная форма. Это сделано не ради облегчения задачи, а ради возможности самопроверки для ученика.

Все карточки со спрягаемыми формами одного глагола собраны в отдельные конверты красного цвета. На каждом написан инфинитив соответствующего глагола. Конверты не простые. Это такие красные призмы (3,5x4x5,5 см), завязанные ленточкой. Развязываешь ленточку, и появляются три красные конвертика поменьше. Это наклонения глагола, на каждом конвертике надпись: изъявительное наклонение, условное наклонение и повелительное наклонение, а также три римские цифры в углу: I, II, III. Внутри первого конвертика (изъявительное наклонение) мы находим новые красные конверты, еще меньше. (Получается что-то вроде матрешки.) Это времена. На конвертиках написано: настоящее время, прошедшее время, будущее время и арабская цифра (1,2, 3). Ученик открывает конверт, достает карточки, на которых написана глагольная форма вместе с соответствующим местоимением. Наличие надписей, цифр, местоимений (их расположение по лицам ему уже хорошо знакомо) на каждой карточке помогает ученику самостоятельно освоить спряжение глагола. Он раскрывает таинственные конверты один за другим и раскладывает на столе все спрягаемые формы глагола. Он смешивает карточки и снова располагает их в порядке, постепенно запоминая этот порядок. В конце концов он хочет написать спряжение глагола, самостоятельно приготовить новые комплекты спряжений глагола. Поэтому мы заранее делаем пустые конверты и разноцветные карточки без надписей. Дети сами их заполнят, так получаются новые комплекты, которыми можно обмениваться, брать домой для самостоятельных упражнений.

 

Предлог

Анализ

Первое упражнение — составление фраз при помощи разноцветных карточек. Теперь в грамматической коробке 4 отделения, на каждом — карточка соответствующего цвета: черная для существительных, каштановая для прилагательных, красная для глаголов, фиолетовая для предлогов и предложных выражений. В большом отделении 6 карточек с предложениями. Цветные карточки с отдельными словами соответствуют этим предложениям, но для повторяющихся слов нет повторных карточек. Таким образом, во фразе придется менять только предлог, а остальные слова останутся на месте. Вот предлагаемые серии фраз.

 

Серия А

Возьми коробку с цветными бусинками.

 

Возьми коробку без цветных бусинок.

 

Поставь призму под цилиндр.

 

Поставь призму на цилиндр.

 

Положи ручку перед тетрадью.

 

Положи ручку за тетрадью.

 

Положи карандаш около тетради.

 

Положи карандаш под тетрадью.

 

Положи зеленую бусинку в коробку.

 

Положи зеленую бусинку на коробку.

 

Положи бусинки посреди коробки.

 

Положи бусинки между жетонами.

 

Поставь стол напротив окна.

 

Поставь стол возле окна.

 

Серия Б

Выложи красный жетон из коробки.

 

Положи красный жетон в коробку.

 

Поставь стул у двери.

 

Поставь стул за дверью.

 

Поставь друга напротив стола.

 

Поставь друга возле стола.

 

Расставь стулья вдоль двери.

 

Расставь стулья напротив двери.

 

Положи тетрадь поверх ручки.

 

Положи тетрадь впереди ручки.

 

Положи доску на шкаф.

 

Положи доску под шкаф.

 

Серия В

Сравни ситец с шерстью и с шелком.

 

Возьми маленький треугольник из железа.

 

Возьми маленький треугольник из дерева.

 

Найди поднос из стекла.

 

Найди поднос из дерева.

 

Принеси щетку для одежды.

 

Принеси щетку для обуви.

 

Посмотри на красивый рисунок Мориса.

 

Посмотри на красивый рисунок Сюзанны.

 

Потрогай стекло от лампы.

 

Потрогай стекло от часов.

 

Серия Г

Обойди кругом класса.

 

Пройди вдоль класса.

 

Поставь маленькую точку сверху страницы.

 

Поставь маленькую точку внизу страницы.

 

Проведи толстую линию поперек страницы.

 

Пройди от твоего места к шкафу.

 

Пройди от шкафа к твоему месту.

 

Переложи ручку из правой руки в левую руку.

 

Переложи ручку из левой руки в правую руку.

 

Протяни веревку от окне к двери.

 

Протяни веревку от двери к окну.

 

Пробеги от окна к двери.

 

Пробеги от двери к окну.

 

Перемещения

Ребенок составляет из цветных карточек первую фразу, а вторую получает путем замены предлогов (и окончаний). Так он замечает, что взаимное расположение предметов определяется предлогами. То есть предлог устанавливает связь между словами. Вот фраза: Поставь стол напротив окна. Убираем предлог. Остается: Поставь стол…окна. Связь, которая существовала между столом и окном, исчезла. Важно еще не забыть правило о месте предлога в предложении: всегда непосредственно перед существительным.

Вот примеры фраз, из которых «исчезли» предлоги:

Найди коробку… дерева. Принеси поднос… стекла. Положи жетон… коробку. Поставь стул… двери. Чтобы дети поняли, где должен находиться предлог, можно перекладывать карточки. Там, где сохраняется связь предлога с существительным, смысл сохранится.

 

Протяни веревку от двери к окну.

 

От двери к окну протяни веревку.

 

Протяни от двери к окну веревку.

 

К окну протяни веревку от двери.

 

От двери протяни к окну веревку.

 

От двери веревку к окну протяни.

 

Ухо ребенка определит самый простой и ясный вариант:

Протяни веревку от двери к окну.

Однако если мы оторвем предлог от существительного, смысл исчезнет:

 

Протяни от веревку двери к окну.

 

Протяни веревку окну от двери к.

 

То же произойдет и с другими фразами.

Уроки и приказания по теме предлог

Учитель может провести короткие занятия для группы детей, чтобы они поняли значение предлогов. Каждый раз выбираем 2–3 предлога, не больше. Это всегда активные уроки, где в действии ребенок постигает отношения, возникающие между предметами и действиями благодаря тому или иному предлогу. После коротких объяснений учитель раздает ученикам приказания, которые им предстоит выполнить.

Предлоги: около, вокруг, от, посередине.

 

Приказания:

– Пусть один из вас встанет посередине класса, а остальные очень осторожно пройдут около него, потом встанут вокруг него, а потом уйдут от него подальше.

Предлоги: в, на. Приказания:

 

– Пойдите в соседнюю комнату, а потом вернитесь на свое место.

 

Предлоги: за, перед. Приказания:

 

– Выйдите из класса и встаньте в круг за дверью, потом вернитесь в класс и встаньте в круг перед дверью.

 

Предлоги: для. Приказания:

 

– Возьмите 10 жетонов и раздайте их ребятам: один для Жана, пять для Мадлен, один для тебя.

 

Предлоги: к, у, в. Приказания:

 

– Напиши мне, пришел ли Жан в класс, когда ты пойдешь к себе домой, встретит ли тебя мама. к школы.

 

Предлоги: за, перед, напротив, сзади, впереди. Приказания:

 

– Встань перед Полем, а потом за Мадлен.

 

– Встань напротив Луи, сзади Пьера, впереди Жюли. Предлоги: на, вдоль.

 

Приказания:

 

– Положи штангу на стол.

 

– Положи одну штангу на стол, а вторую штангу положи вдоль первой штанги.

 

Предлоги: к, у. Приказания:

 

– Подойди со стулом к окну, потом поставь свой стул у стены и сядь на него.

 

Предлоги: через, по. Приказания:

 

– Выйди через дверь в коридор и пройди по коридору.

 

Предлоги: с (со), без.

 

Приказания:

 

– Выйди со стулом из комнаты и вернись без стула.

 

 

Наречие

Анализ

Упражнения заключаются в составлении фраз из разноцветных карточек и в исполнении приказов. В грамматической коробке 5 отделений, обозначенных карточками нужного цвета: черная для существительных, каштановая для прилагательных, красная для глаголов, фиолетовая для предлогов и розовая для наречий. В отделении для больших карточек — 6 фраз на каждое упражнение. Как обычно, разноцветные карточки со словами соответствуют содержанию фраз, за исключением повторяющихся слов.

 

Серия А

Наречия качественные и образа действия

 

Иди к двери медленно.

 

Иди к двери осторожно.

 

Встань с места тихо.

 

Открой дверь медленно.

 

Открой дверь быстро.

 

Сильно пожми руку соседу.

 

Слегка пожми руку соседу.

 

Постепенно поднеси руку ко лбу.

 

Внезапно поднеси руку ко лбу.

 

Прочти эту карточку вслух.

 

Прочти эту карточку про себя.

 

Серия Б

Наречия места и времени

 

Брось твой ластик вниз.

 

Брось твой ластик вверх.

 

Ходи на носочках долго.

 

Ходи на носочках изредка.

 

Читай эту карточку везде.

 

Читай эту карточку здесь.

 

Напиши немедленно фразу на доске.

 

Посмотри вправо.

 

Посмотри влево.

 

Вернись на место сейчас же.

 

Вернись на место потом.

 

Серия В

Наречия количественные в положительной, сравнительной, превосходной степени и в отрицательной форме

 

Приоткрой дверь слегка.

 

Приоткрой дверь пошире.

 

Пиши и наклоняй голову сильно.

 

Пиши и наклоняй голову чуть-чуть.

 

Пиши и наклоняй голову немного.

 

Иди быстрее.

 

Иди медленнее.

 

Пой громче всех.

 

Пой тише всех.

 

Найди голубую табличку очень светлого оттенка.

 

Найди голубую табличку менее светлого оттенка.

 

Перемещения

Как всегда, ребенок составляет первую фразу большой карточки, а затем только меняет карточку с наречием и наблюдает, как меняется смысл предложения. Попробуем сначала забрать качественные наречия из двух парных предложений.

 

Иди к двери медленно. - Иди к двери осторожно. - Иди к двери.

 

Ученик всякий раз может выполнить только одно и то же действие. Только наречие указывает нам на особенность действия, определяет его качество. Возвращаем наречия в предложения, и ребенку придется двигаться по-разному: медленно или осторожно. Наиболее очевидно это в предложениях с антонимичными наречиями.

 

Встань с места тихо. - Встань с места шумно. - Встань с места.

 

То же самое с наречиями в положительной и сравнительной степени.

 

Иди быстрее. - Иди медленнее. - Иди. Без наречия невозможно понять характер, степени интенсивности движения.

 

В некоторых фразах наречие определяет прилагательное. Замена наречия приведет к выбору другого предмета.

 

Возьми очень шероховатый предмет.

 

Возьми менее шероховатый предмет.

 

Найди голубую табличку очень светлого оттенка.

 

Найди голубую табличку менее светлого оттенка.

 

Перед нами два аналогичных предмета, но с разной степенью проявления признака. Это могут быть предметы из одной серии дидактических материалов.

 

Найди очень (менее) широкую призму.

 

Найди очень {менее) темный оттенок серого цвета.

 

Убирая наречие из таких предложений, мы лишаем себя возможности узнать степень проявления признака. Фраза становится менее точной. Найди голубую табличку светлого оттенка. Найди темный оттенок серого цвета. Возьми шероховатый предмет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.154 с.)