Правила разработки государственных стандартов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила разработки государственных стандартов



Правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь установлены ТКП 1.2.

Разработку государственных стандартов осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации, при их отсутствии – головные и базовые организации по стандартизации, ведущие научно-исследовательские институты, организации, любые заинтересованные юридические и физические лица, имеющие опыт работы в области стандартизации (далее – разработчики).

Работа по созданию государственного стандарта от планирования его разработки до утверждения и издания осуществляется в определенной последовательности, т.е. проходит конкретные стадии разработки,используемые практически всеми разработчиками. Стадии разработки государственного стандарта и перечень основных документов, соответствующих каждой стадии, приведены в таблице 2.

Государственные стандарты разрабатываются в соответствии с планом государственной стандартизации Республики Беларусь (ПГС), утверждаемым ежегодно Госстандартом.

Заказчиками разработки государственного стандарта могут быть:

- Госстандарт или Минстройархитектуры, если разработка государственного стандарта ведется за счет средств республиканского бюджета;

- министерства и другие республиканские органы государственного управления, организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, заинтересованные в разработке лица, выделившие для этого необходимые средства.

В соответствии с планом работ по стандартизации разработчик приступает к разработке государственного стандарта по предложенной теме и определяет сроки выполнения этапов.

Для разработки технического задания (ТЗ) разработчик собирает, изучает и анализирует информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подобные иностранные и международные стандарты, каталоги и другую нормативную документацию.

Проект ТЗ на разработку государственного стандарта представляется заказчику в двух экземплярах.

Таблица 2

Наименование стадии разработки государственного стандарта Наименование документов в соответствии со стадией разработки государственного стандарта
1 Подготовка к разработке государственного стандарта Договор на разработку государственного стандарта Техническое задание на разработку государственного стандарта Уведомление о начале разработки проекта государственного стандарта
2 Разработка проекта государственного стандарта 2.1 Разработка первой редакции проекта государственного стандарта     2.2 Разработка окончательной редакции проекта государственного стандарта   Первая редакция проекта государственного стандарта Пояснительная записка к первой редакции проекта государственного стандарта Уведомление о проекте государственного стандарта Публикация проекта государственного стандарта Уведомление о завершении рассмотрения проекта государственного стандарта   Окончательная редакция проекта государственного стандарта Пояснительная записка к окончательной редакции проекта государственного стандарта Сводка отзывов на проект государственного стандарта Протокол согласительного совещания (при наличии) Заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта
3 Утверждение государственного стандарта Организационно-распорядительный документ об утверждении государственного стандарта и введении его в действие Информация об утверждении государственного стандарта
4 Государственная регистрация государственного стандарта Информация о государственной регистрации государственного стандарта

На стадии разработки ТЗ разработчик вносит предложения по формированию обозначения проекта государственного стандарта в следующих случаях:

- если разработка проекта государственного стандарта направлена на пере-

смотр действующего государственного стандарта;

- если проект государственного стандарта разработан в развитие уже действующей системы (групп) государственных стандартов;

- если проект государственного стандарта разработан в развитие уже действующей системы (комплексов) межгосударственных стандартов;

- если обозначение государственного стандарта формируется в соответствии с ТКП 1.9.

В течение 15 календарных дней с даты утверждения ТЗ разработчик представляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о начале разработки проекта государственного стандарта.

Разработчик разрабатывает первую редакцию проекта государственного стандарта в соответствии с утвержденным ТЗ.

Пример обозначения проекта государственного стандарта:

СТБ/ПР_1/1248,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

ПР – индекс проекта государственного стандарта;

1 – первая редакция проекта государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.

Одновременно с разработкой первой редакции проекта стандарта составляется пояснительная записка к нему. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандартизуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в проекте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедрения стандарта и др.

Разработчик в срок не более 30 календарных дней до установленного срока рассылки проекта государственного стандарта на отзыв направляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о проекте государственного стандарта и проект государственного стандарта. Уведомление о проекте государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях и размещается на официальных сайтах в сети Интернет.

Проект государственного стандарта с пояснительной запиской рассылается на отзыв всем заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации.

Таким образом, в разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Срок рассмотрения проекта государственного стандарта должен быть не менее 60 и не более 90 календарных дней с даты направления проекта стандарта на отзыв.

Замечания и предложения (отзыв) по проекту стандарта должны быть конкретными и обоснованными. Замечания и предложения излагаются в следующей последовательности:

- по проекту в целом;

- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения проекта государственного стандарта;

- по пояснительной записке (при необходимости).

После получения замечаний и предложений (отзыва) на проект государственного стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов и разрабатывает окончательную редакциюпроекта государственногостандарта.

Пример обозначения окончательной редакции проекта государственного стандарта:

СТБ/ОР/1248,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

ОР – индекс окончательной редакции проекта государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.

Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организациями, приславшими отзывы, созывается согласительное совещание, на которое приглашаются ответственные представители заинтересованных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. Особое мнение участников согласительного совещания (при наличии) прилагается к протоколу.

Разработчик дорабатывает окончательную редакцию проекта государственного стандарта, уточняет пояснительную записку к нему и направляет доработанную редакцию на повторное рассмотрение (отзыв) заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации и в Госстандарт. Срок рассмотрения – не более 20 календарных дней с даты направления проекта на рассмотрение (отзыв). При необходимости возможно повторное рассмотрение окончательной редакции проекта государственного стандарта.

Если окончательную редакцию проекта поддержали менее трех четвертей от общего количества принявших участие в рассмотрении, то окончательная редакция рекомендуется к утверждению в качестве предварительного стандарта.

Разработчик направляет окончательную редакцию проекта государственного стандарта в Госстандарт на бумажных носителях и электронном носителе в виде текстового файла, а Госстандарт размещает окончательную редакцию проекта государственного стандарта на официальном сайте в сети Интернет.

Окончательная редакция проекта перед утверждением подлежит проверке в порядке, установленном Госстандартом.

Проверка стандарта заключается в оценке научно-технического уровня стандарта, анализе его соответствия требования нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных, региональных стандартов в целях подготовки предложений по его дальнейшему применению, пересмотру, изменению, отмене. Проверка стандарта осуществляется не реже одного раза в пять лет в соответствии с ПГС.

Разработчик не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемого срока введения государственного стандарта в действие формирует дело государственного стандарта и направляет его на проверку в Госстандарт.

Дело государственного стандарта включает комплект следующих документов:

- окончательную редакцию проекта государственного стандарта (на бумажном и электронном носителях);

- уточненную пояснительную записку к окончательной редакции проекта государственного стандарта;

- сводку отзывов на проект государственного стандарта;

- замечания и предложения (отзывы);

- протокол согласительного совещания (при наличии);

- копию оригинала и копию перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;

- заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта.

Утверждение государственного стандарта осуществляется организационно-распорядительным документом Госстандарта. Государственный стандарт утверждают, как правило, без ограничения срока действия. При утверждении стандарта устанавливается дата введения его в действие.

Государственная регистрация государственного стандарта осуществляется Госстандартом в течение 15 календарных дней со дня его утверждения. Госстандарт присваивает государственному стандарту обозначение.

Пример обозначения государственного стандарта:

СТБ 1248-2000,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер;

2000 – год утверждения государственного стандарта.

Пример обозначения государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов:

СТБ 4.227-2003,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

4.227 – порядковый регистрационный цифровой номер (цифры с точкой определяют систему (группу) государственных стандартов, а цифры после точки являются номером стандарта в данной системе (группе));

2000 – год утверждения государственного стандарта.

Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то в его обозначении всем частям присваивается один и тот же порядковый регистрационный номер, например: СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.

Правилам ЕЭК ООН, введенным в действие в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов, присваивается следующее обозначение, например: Правила ЕЭК ООН № 81 (00) или Правила ЕЭК ООН № 34 (01). В скобках указываются серии поправок, внесенных в Правила ЕЭК ООН (серия поправок «00» означает первоначальный вариант Правил ЕЭК ООН).

Пример обозначения пересмотренных Правил ЕЭК ООН:

Правила ЕЭК ООН 3 29/Пересмотр 1.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации. Информацию об утверждении государственного стандарта Госстандарт публикует в официальных периодических печатных изданиях и размещает на официальных сайтах сети Интернет.

Государственные стандарты периодически пересматриваются, в них вносятся изменения, переиздаются, а также предусматривается их отмена.

Пересмотр стандарта предусматривает разработку нового стандарта взамен действующего стандарта. Пересмотр государственного стандарта осуществляется при необходимости значительного изменения его содержания, изменения структуры и (или) наименования государственного стандарта, а также при установлении в нем новых требований.

Изменение стандарта – модификация, дополнение или исключение части (частей) текста стандарта без изменения его обозначения. Изменения в государственный стандарт вносятся путем разработки извещения об изменении. Государственную регистрацию извещения об изменении государственного стандарта осуществляет Госстандарт.

Переиздание государственного стандарта осуществляется в случае, если количество внесенных в действующую редакцию изменений составляет более половины текста государственного стандарта или внесений отдельных изменений технически сложно для изложения (восприятия). Переиздание стандарта –вновь выпущенное издание стандарта, включающее утвержденные изменения и принятые поправки. Поправки к государственному стандарту предусматривают устранение из опубликованного текста стандарта опечаток, лингвистических и других подобных ошибок, графических неточностей.

В случае отмены государственного стандарта прекращается действие стандарта в связи с разработкой взамен его нового стандарта или в связи с утратой актуальности технического нормирования и стандартизации объекта на соответствующем уровне. Госстандарт утверждает организационно-распорядительный документ об отмене государственного стандарта, в котором указывается дата отмены действия государственного стандарта. Информация об отмене государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях (в информационном указателе).

Правила разработки государственных стандартов и основных документов, соответствующих каждой стадии разработки, будут подробно рассмотрены в рамках дисциплины «Проектирование нормативной документации (технических нормативных правовых актов)».

5.5. Технические условия и требования к ним

Технические условия (ТУ BY) - технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию, предназначенную для реализации.

Технические условия разрабатываются на:

- конкретный тип, марку, модель (модификацию), вид продукции;

- группу однородной продукции, обладающую общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах, при некоторых конструктивных различиях отдельных составных частей, при различном расположении и разном количестве одинаковых составных частей в изделии;

- конкретный вид услуг;

- группу однородных услуг, обладающих общим целевым и (или) функциональным назначением и общими технологиями и методами предоставления.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий утверждение, учет, хранение, внесение изменений и восстановление подлинника технических условий называется держателем подлинника технических условий.

Проекты технических условий согласовываются с заинтересованными организациями (в том числе и с республиканскими органами государственного управления), а необходимость согласования определяется техническим заданием на разработку продукции либо документом, его заменяющим.

Утверждает технические условия руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.

Срок действия технических условий, устанавливаемый держателем подлинника технических условий, должен быть не более пяти лет.

Не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия технических условий держатель подлинника разрабатывает извещение на продление срока действия технических условий и направляет его в орган, осуществляющий государственную регистрацию технических условий. При этом держатель подлинника технических условий проводит проверку технических условий на соответствие современному научно-техническому уровню и действующим техническим регламентам с учетом изменений, которые произошли в процессе разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Обозначение техническим условиям присваивает разработчик.

Пример обозначения технических условий:

ТУ BY 100195503.015-2003,

где ТУ – индекс технических условий;

BY – международный буквенный код Республики Беларусь;

100195503 – код держателя подлинника технических условий по Единому государственному регистру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) (девять знаков);

015 – порядковый регистрационный номер технических условий у держателя подлинника (три знака);

2003 – год утверждения технических условий.


 

ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ

Гармонизированные стандарты

Принятие международных, региональных стандартов и национальных стандартов других государств в качестве государственных стандартов осуществляется в соответствии с ТКП 1.9.

Целью принятия международных стандартов (международных документов) в качестве государственных стандартов является:

- устранение технических барьеров в торговле;

- создание условий для свободного движения продукции;

- создание условий для продвижения продукции, производимой организациями Республики Беларусь, на международные рынки сбыта;

- признание результатов оценки соответствия.

В качестве государственных стандартов могут быть приняты стандарты международных и региональных организаций по стандартизации, международные документы, а также национальные стандарты других государств с соблюдением авторских прав органа по стандартизации, принявшего соответствующий стандарт.

Гармонизированные стандарты (эквивалентные стандарты) – стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные различными органами по стандартизации, которые обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Для определения взаимосвязи государственных стандартов с соответствующими международными стандартами устанавливаются следующие степени соответствия:

- идентичная (IDT);

- модифицированная (МОD);

- неэквивалентная (NEQ).

Степень соответствия государственного стандарта соответствующему международному стандарту (международному документу) определяется необходимостью:

- внесения технических отклонений;

- изменения структуры;

- идентификации технических отклонений и изменений структуры в государственном стандарте.

Для определения различий государственных стандартов с международными стандартами (международными документами) сравнивается каждый пункт следующих элементов:

- библиографические данные в части ключевых слов (при их наличии);

- наименование;

- область применения;

- нормативные ссылки;

- обозначения и сокращения;

- требования;

- методы контроля;

- приложения.

Степень соответствия приводится на титульном листе, в библиографических данных и в предисловии государственного стандарта.

Международный стандарт (международный документ) считается принятым в качестве государственного стандарта, если государственный стандарт является идентичным или модифицированным по отношению к международному стандарту (международному документу).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.051 с.)