Модель соц. -ориентированного развития РБ, ее осн. Черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель соц. -ориентированного развития РБ, ее осн. Черты.



Цели и приоритеты, определяющие стратегию соц. развития эк-ки РБ вытекают из НСУР (нац. стратегия устойчивого развития) Главная идея соц. развития – повышение ур-ня и качества жизни и доходов нас-я на основе модернизации эк-ки.

Осн. девизом соц. развития явл-ся: “Чел-к – инновации - благосостояние”.

Поставленная цель достигается на основе развития и исп-я человеческого потенциала, технич. перевооружения, инновационного развития эк-ки.

Важнейшими приоритетами соц. политики явл-ся:

1) усиление роли з/п как главного фактора, стимулирующее эк-е развитие

2) обеспечение роста реальных денежных доходов, как материальной основы поднятия ур-ня жизни

3) стимулирование интеллектуального развития чел-ка и воз-ти его самовыражения

4) улучшение демографической ситуации на основе решения жилищной проблемы, совершенствование с-мы гос. поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

5) дальнейшее развитие с-мы соц. защиты и пенсионного обеспечения – внедрение трехуровневой пенсионной с-мы.

6)развитие отраслей потребит. комплекса

Соц. политика в РБ осущ. посредством реализации ряда программ, наиболее важными из кот. явл-ся:

- гос. программа “Культура”

- республик. программа “Здоровье”

- нац.- жилищная программа

- программа развития спорта и туризма

- республиканская программа “Женщины Беларуси”

- программа поддержки творческ. одаренной молодежи и детей

- президентс. программа “Дети Беларуси”

В качестве международного обобщающего соц. индикатора, характер. соц. политику страны выступает индекс развития чел-го потенциала, кот. рассчит-ся на основании количественной оценки ур-ня доходов, ур-ня и качества жизни, ур-ня образования. По этому пок-лю РБ нах-ся на 64 месте (2008 г.), являясь т. о. лидером среди стран СНГ. Рост этого пок-ля в РБ обусловлен ростом величины ВВП на душу нас-я, ур-нем образования и увеличением продолжительности жизни.

Согласно докладу ООН о развитии чел-ка РБ занимает 7 место в мире по ур-ню грамотности нас-я (99,6%), по индексу образования – 26 место.

Беларусь явл-ся лидером на постсоветском пространстве по удельному весу в ВВП расходов на образование (6%). По удельному весу расход на здравоохранение (6,2% от ВВП) РБ опережает практически все страны СНГ.

РБ занимает 3 место в мире по кол-ву врачей на 100000 нас.

Беларусь достигла значительных успехов в борьбе с детской смертностью (в возрасте до 5 лет 12 случаев на 1000 живорожденных детей). Пок-ль материнской смертности – 18 на 1000.

 

44.. Новое содержание соц пол-ки в эк-ке…

Опыт гос. регулирования, накопл. в эк-ке развитых стран, связан с формированием 2-х уровнего управления соц. процессами:

1) сфера пр-ва благ и услуг, регулируемая механизмами рынка

2) сфера воспр-ва чел-ка, накопление чел. капитала

В завис-ти от целей соц. преобразований, объема гос. расходов, доли участия гос-ва в соц. политике можно выделить след. ее модели:

1) либеральная – основывается на преобладании 2-х “естественных” каналов рынка, ч/з кот. удовлетвор. потребности индивида: част. рынок и семья. Если эти институты пестают выполнять свои ф-и в плане аккумулирования доходов в действие вступают гос. институты. Гос-во функционирует до тех пор, пока не заработают естественные каналы. Осн. акцент соц. политики делается на благотворительность, а соц. меры гос-ва адресуются наиболее уязвимым слоям общества.

2) консервативная – объектом соц. политики выступает все нас-е. Соц. защита рассматривается как предоставление материальной помощи на ур-не нормального жизненного стандарта. Рес-сы перераспределяются от наиболее обеспеченных слоев нас-я к наименее обеспеченным.

3) социал-демократическая – объектом выступает трудоспособное нас-е Гарантии соц. защиты предоставляются ч/з страхование работников. Величина соц. гарантии прямо пропорциональна величине соц. взносов.

В РБ осущ-ся перевод к субсидиарной модели соц. политики, осн. хар-кой кот. явл-ся поддержка труд. и предпринимательской дея-ти, развитие чел-го потенциала и адресная соц. защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей. Моделью предусматривается перераспределение соц. расходов гос-ва в пользу несостоятельных в материальном положении семей.

В РБ основа гос. поддержки составляет расходы, направленные с одной стороны на нужды нетрудоспособного нас-я, а с др. стороны на обеспечение трудоспособности (расходы на здравоохранение, образование, содействие занятости)

Источниками гос. финансирования с-мы соц. обеспечения явл-ся соц. налоги, прямое финансирование из бюджета и прочие источники.

В РБ большая часть соц. доходов финансируется за счет соц. налогов с фонда з/п уплачиваемых самим работникам и вносом на соц. страхование, уплачиваемых нанимателем.

На этапе становления соц.-ориентированной эк-ки РБ важно заложить основы развития и др. источников финансирования

1) ср-ва част. предприятий, т.е. предприятия расходуют определен. денежн. ср-ва на соц. нужды (их размер закреплен законодательно): пособие по нетрудосп-ти, безработице.

2) необязательные част. соц. расходы предприятий,кот. стимулируются гос-вом путем предоставления налоговых и др. льгот.

 

Бюдж-но-налоговая с-ма Б.

Согласно Конституции РБ бюджетная с-ма нашей страны вкл-ет республиканск. и мест. бюджеты.

Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, др. обязательных платежей и поступлений.

Общегос-ные расходы осущ-ся за счет республиканск. бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом РБ могут создаваться внебюджетные фонды, кот. представляют собой ср-ва правительства и местн. властей, не включаемые в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относ-ся:

- фонд соц. защиты нас-я

- республик. фонд поддержки производителей с/х продукции

- республик. фонд содействия занятости

- республик. дорожный фонд

- фонд охраны природы

- фонд “энергосбережение”

Динамика и стр-ра гос. финансов характер-ся:

- дефицит бюджета нах-ся в пределах значений 2-3% от ВВП

- доля косвенных налогов (НДС, акцизы, тамож. пошлины) в общих доходах бюджета сост-ла в последние годы не менее 42-47%, а прямых налогов – 22-25%.

В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета не превышает 30%.

Гос. расходы в последние годы распред-ся след. образом:

1) осн. часть напр-ся на текущие расходы в форме закупки тов. и оплаты услуг – более 50%, причем около 70% из них расходуется на выплату з/п рабочим,служащим бюджетных организаций.

2) субсидии и текущие трансферты занимают 20-22% всех гос. расходов, из них около 7% приходится на трансферт нас-ю, остальное – субсидии и трансферты мест. бюджетам

3) капитальные расходы – около 20% (реконструкция зданий и сооружений, стр-во соц. значимых объектов)

4) примерно 5-6% приходится на платежи за исп-е заемных ср-в на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом их погашения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.)