ТОП 10:

Обстановка в преддверии войны, противоборствующие стороны



Первая мировая война была результатом острых противоречий, возникших между ведущими капиталистическими странами, интересы котоҏыҳ сталкивались во многих районах земного шара, и в первую очередь в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Противостояние этих стран превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий и установление своего экономического господства. Наиболее острые противоречия возникли между Великобританией и экономически усилившейся к XX веку Германией. Каждая из сторон ставила перед собой задачу уничтожения вооруженных сил противника и установление своего контроля и сфер влияния. Англия стремилась не допустить Германию на Балканы и Ближний Восток. Германия, в свою очередь, стремилась к тому, чтобы лишить Англию морского и колониального мирового господства и укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, в том числе в Междуречье, Палестине и Египте.

Одновременно имели место острые противоречия между Германией и Францией. Последняя стремилась вернуть себе Эльзас и Лотарингию, отторгнутые Германией в ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов. Помимо этого, Франция претендовала на Саарский угольный бассейн, принадлежавший Германии. Существенные противоречия складывались и в отношениях Германии и России. Германия, как было сказано ранее, претендовала на гегемонию на Балканах, но помимо этого стремилась отторгнуть от России Польшу, Украину и Прибалтику (цели противоборствующих государств в войне сформулированы в Приложении 1).

Противоречия существовали и во взаимоотношениях России и Австро-Венгрии - это был давний спор о Балканах и намерение России захватить Босфор и Дарданеллы, а также ряд земель, населенных славянами и находившихся в составе Австро-Венгрии. Это противостояние стран привело и к соответствующей расстановке сил. В конце XIX века формируется Тройственный союз, куда входили Германия, Австро-Венгрия и Италия, и оформившаяся в первое десятилетие XX века и объединившая Францию, Россию и Англию Антанта. Для будущей войны было готово все.

К упоминаемым в разных источниках причинам войны относятся экономический империализм, торговые барьеры, гонка вооружений, милитаризм и автократия, баланс сил, происходившие накануне локальные конфликты (Балканские войны, Итало-турецкая война), приказы о всеобщей мобилизации в России и в Германии, территориальные притязания и союзные обязательства европейских держав.

Участники войны. Четверной союз: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария. Антанта: Россия, Франция, Великобритания.

Союзники Антанты (поддержали Антанту в войне): США, Япония, Сербия, Италия (участвовала в войне на стороне Антанты с 1915 года, несмотря на то, что была членом Тройственного союза), Черногория, Бельгия, Египет, Португалия, Румыния, Греция, Бразилия, Китай, Куба, Никарагуа, Сиам, Гаити, Либерия, Панама, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Боливия, Доминиканская республика, Перу, Уругвай, Эквадор.

Последний русский император войны не хотел. После горького урока русско-японской компании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной компании много различных препятствий – начатое перевооружение русской армии еще только в разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской.

Россия 1914 года не была готова к войне. Военная реформа начатая после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным.

 

2. Становление начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в царской России

После поражения в русско-японской войне были проведены некоторые мероприятия по подготовке юношества к службе в армии и на флоте, предпринятые правительством, военным ведомством и общественностью. В первую очередь при отдельных войсковых частях были созданы школы солдатских детей и воспитанников. Так, к 1909 г. в школах солдатских детей войск гвардии воспитывалось уже более 850 человек. Подростков обучали грамоте, а некоторых музыке, пению, письмоводству и техническим навыкам, прикомандировывая их для этого к певческим и музыкантским командам, канцеляриям и мастерским. Из числа обучавшихся в школах был выпущен на службу 101 человек[1].

В то же время, из-за низкого уровня организации обучения и воспитания, значительная часть солдатских детей исключалась из школ «за дурное поведение, кражи, пьянки, или, дотянув с трудом до призывного возраста, поступала в ряды своего полка и представляла далеко не лучший контингент солдат; многие дезертировали и попадали под суд. А ведь, кажется, есть для воспитания их все, что требуется»[2].

К военной службе готовили воспитанников пансионов-приютов при 1-м и 2-м кадетских корпусах в Петербурге, куда с целью подготовки для поступления в корпус принимались дети – сироты и полусироты отцов-офицеров, убитых или раненых в войне с Японией[3].

Для улучшения положения дел в отношении военной подготовки допризывной молодежи была необходима государственная программа, инициатором которой выступило военное ведомство[4]. Комитет по образованию войск в марте 1907 г. признал необходимым ходатайствовать о введении в городских и сельских школах обязательного обучения мальчиков гимнастике и строю. Это обучение планировалось возложить на учителей школ, при условии соответствующей для этой цели их дополнительной подготовки. Данная цель могла быть достигнута: 1) подготовкой в учительских семинариях; 2) установлением отбывания учителями народных школ воинской повинности в пехоте, хотя бы на правах вольноопределяющихся в течение 1 года; 3) допуском к занятию учительских должностей унтер-офицеров по приобретении ими требуемого образовательного ценза[5].

Конкретным шагом решения данной проблемы являлось введение с 1908 г. во всех начальных учебных заведениях урока гимнастики и военного строя (1–2 раза в неделю). Организация этой подготовки, включая создание соответствующей учебно-материальной базы, была возложена на дирекцию учебных заведений[6].

Была разработана специальная «Программа обучения военному делу в начальных училищах», основной целью которой являлась «духовная и физическая подготовка молодого поколения к предстоящей ему службе в рядах армии: укрепление в молодежи любви к Царю и Родине; приверженность к закону и порядку; возможно большее физическое развитие молодежи; ознакомление с военным строем и военной дисциплиной»[7].

Необходимо отметить также и разработку в этот период программы соответствующего морского воспитания юношества, в которой предполагалось: «1) Обратить особое внимание на литературу, в особенности морскую, для детей всех сословий, а также на литературу патриотического и морского содержания для матросов; 2) основать в приморских пунктах и в некоторых центральных городах с большим населением небольшие морские музеи для ознакомления подрастающего поколения с морским делом; 3) дать бесплатно в начальные и другие школы по нескольку экземпляров сочинений для юношества морского и патриотического содержания; 4) во всех учебных заведениях, как средних, так и низших, обязательно ознакомить всех учащихся, кратко, с отечественным морским делом; 5)в летнее каникулярное время устраивать морские прогулки на пароходах; 6) в приморских городах и местностях учредить «Морские практические школы плавания, гребного и парусного спорта для детей»; 7) основать «Морские подготовительные школы», где обратить особое внимание на морское воспитание». Одновременно планировалось пересмотреть вступительную программу в Морской корпус сообразно новейшим требованиям морской службы и дела морского воспитания[8].

Учитывая, что строй и гимнастика должны были постепенно сделаться обязательными предметами обучения во всех начальных учебных заведениях, военное ведомство объявило конкурс по созданию учебных пособий и руководств по дисциплинам. И такие издания были подготовлены[9]. Обучение и самообучение по этим пособиям способствовало тому, что молодой солдат быстрее адаптировался к требованиям военной службы и преодолению ее трудностей.

Можно отметить постепенное наращивание усилий в деле организации военного воспитания подрастающего поколения. Так, в ноябре 1912 г. в связи с Всеподданнейшим докладом Военного министра по вопросу о правильной организации как внешкольной, так и школьной подготовки к военной службе русской молодежи Николай II принял решение о введении должности Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения страны. На эту должность он назначил командира лейб-гвардии Гусарского полка генерал-майора В.Н. Воейкова[10].

В ноябре 1913 г. Воейков докладывал императору о том, что Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи 15 ноября открыло в манеже Главной гимнастическо-фехтовальной школы институт физического развития для учащихся, дабы воспитывать из русской молодежи сильных духом и крепких телом слуг Государя и Отечества.

В январе 1914 г. на заседании Совета министров было принято решение об образовании при Главнонаблюдающем Временного Совета, включавшего представителей 14 заинтересованных министерств и ведомств[11]. К маю того же года были подготовлены «Основания и общая программа деятельности» Главнонаблюдающего и состоящих при нем учреждений. В соответствии с этим документом, мероприятия по улучшению физического развития народонаселения предполагали: развитие сети общественных организаций, имеющих в виду физическое воспитание в дошкольном возрасте; правильную постановку и обязательное введение в программу физических упражнений; установление известной преемственности между школьной и военной гимнастикой; разработку вопросов о постановке стрелкового дела среди населения[12].

С началом Первой мировой войны при Главной гимнастическо-фехтовальной школе были организованы курсы допризывной подготовки молодежи к военной службе. В 1915 г. эти курсы окончило 180 человек: 137 человек от 26 спортивных обществ и 43 человека не состоявшие в обществах, но подлежавшие призыву[13].

Одновременно с вышеуказанными мероприятиями предпринимаются многочисленные попытки организовать внешкольное молодежное движение, которое обеспечило бы военную подготовку и физическую тренировку подрастающего поколения перед началом военной службы.

Этой цели, в частности, служило движение под названием «потешных». Наиболее известным примером был опыт А.А. Луцкевича, инспектора народных училищ, действительного статского советника. Весной 1908 г. на свои средства он организовал в Бахмутском народном училище роту детей в возрасте от 8 до 14 лет, обучающихся военному строю и гимнастике. В конце мая 1910 г. они участвовали в парадах в Царском Селе, Санкт-Петербурге и Москве. Дети продемонстрировали перед императором и министрами ротное учение, «сокольскую» гимнастику под музыку, хор, прохождение маршем. После парада Николай II обошел строй, поговорил с детьми и сфотографировался. Роте было присвоено название «Первый народный класс военного строя и гимнастики Государя Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича».

В 1910 г. было высочайше повелено, чтобы войсковые части, в районе расположения коих возникают роты и классы военного строя и гимнастики, оказывали им полное и всестороннее содействие[14].

Председатель Совета министров П.А. Столыпин доброжелательно относился к движению «потешных», но в то же время указывал на необходимость «надлежащего упорядочивания этого дела, т.к. при плохой организации оно, вместо приучения детей к дисциплине, может повести лишь к усилению уличных бесчинств»[15]. Это было связано с поступлением на его имя в декабре 1910 г. докладной записки санкт-петербургского губернатора в которой отмечалось «Легко может статься, что благодаря поспешности и неосмотрительности, вместо дисциплинированных, верноподданных молодых людей, кое-где будут подготовляться кадры для более успешной борьбы с полицией и войсками»[16].

Во избежание этого были разработаны Основания для формирования «потешных рот» (Приложение 2).

Кроме того приказом по военному ведомству в сентябре 1911 г. было введено «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». В соответствии с этим положением ее основными целями являлись: укрепление в подрастающем поколении веры в бога, беззаветной любви к государю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и порядку; ознакомление будущих воинов с боевыми традициями русской армии и ее «коренными началами» воинской дисциплины; обучение военному строю и физическое развитие; привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых воину во время боевых действий.

В совершенно секретном послании министру внутренних дел говорилось о том, что насколько правильное и закономерное развитие дела учреждения «потешных» детских рот является желательным, настолько нежелательно и даже опасно оставление этого дела без точной регламентации и постоянного надзора, в особенности там, где организацией «потешных» рот могут воспользоваться несочувствующие правительству элементы для сплочения в своих видах юношества (в особенности на фабриках)[17].

Следует отметить, что в числе внешкольных движений активно проявило себя и скаутское движение, пришедшее в Россию из Англии (название от англ. scout – разведчик). Первый отряд русских юношей - скаутов создал в г. Павловске 30 апреля 1909 г. штабс-капитан О.И. Пантюхов. Через некоторое время отряд переформировали в Царскосельскую дружину разведчиков. В 1910 г. появился отряд в Санкт-Петербурге, основанный преподавателем 1-й Петроградской мужской гимназии В.Г. Янчевецким. В редактируемом им журнале «Ученик» впервые было отведено постоянное место скаутам.

В декабре 1910 г. в Россию приехал основатель скаутинга Р. Баден-Поуэлл. Вопрос развития скаутинга в России он обсуждал с Николаем II и нашел с его стороны благожелательное отношение (царь даже зачислил царевича Алексея в ряды скаутов).

В сентябре 1914 г. создано общество содействия юным разведчикам «Русский скаут», по инициативе которого к концу 1915 г. подобные отряды возникли в 23 городах, а еще через год – в 143 общей численностью около 50 тыс. человек.

В декабре 1915 г. в Петрограде состоялся первый всероссийский съезд инструкторов скаутизма и лиц, им интересующихся. Он способствовал дальнейшему развитию российского скаутского движения. О его особенностях и задачах писали следующее: «У нас в России организация юных разведчиков не есть организация военная, как можно было бы заключить по ее названию, а организация рыцарская. Привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям – вот задачи, которые объединяют мальчиков и юношей в скаутских отрядах»[18].

Во время Первой мировой войны петроградские скауты несли службу связи при различных учреждениях, работали в качестве помощников санитаров при Красном Кресте в лазаретах, организовали отдел по поиску квартир для беженцев и присматривали за их детьми. Можно отметить также организацию тревоги на случай налета германских цеппелинов (дирижаблей), когда всякий скаут должен был уведомлять об этом своих ближайших товарищей, а те – других людей. Оказалось, что через 25 минут, скауты, которых к этому времени насчитывалось в столице около 600, могли сообщить о налете по всему городу. В Государственном Банке, где благодаря уменьшившемуся по мобилизации числу чиновников, персонал с трудом справлялся с рассылкой документов, книг и бланков, этим делом занимались скауты. К началу революции в двух петроградских скаутских дружинах числилось около 1000 детей.

Второй съезд скаутских представителей прошел с 29 декабря 1916 по 4 января 1917 г. К этому времени в России насчитывалось 143 разнопрофильных массовых скаутских организаций. Участие в съезде приняли не только руководители и инструкторы, но и поддерживающие движения литераторы, педагоги и общественные деятели. На съезде были сделаны доклады, приняты окончательные тексты скаутских правил и заповедей, выработаны программы, легшие в основу идеологии российского скаутизма (Приложение 3).

Таким образом, в дооктябрьский период в России происходило формирование системы допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи. Ведущее место в ней отводилось школе, широко использовалась и внешкольная подготовка. Главным препятствием становления этой системы было отсутствие необходимых денежных средств.

 

Начало Первой мировой войны

Непосредственным поводом к войне послужило убийство в столице Боснии и Герцеговины - городе Сараево. 28 июня 1914 года 19-летний гимназист-второгодник Гаврило Принцип, член тайной организации «Молодая Босния», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в единое государство, застрелил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену.

Австрийцы были убеждены, что за убийством преступлением стоит Сербия. 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум из 10 пунктов. Белград принял все требования, кроме одного: допустить австрийских военных для «инспекции» сербской территории, что фактически означало бы оккупацию. 28 июля сербский посол в Вене получил ноту об объявлении войны. В это время австрийская артиллерия уже бомбила Белград. Россия, выступая покровительницей Сербии, объявила 29 июля частичную, а 31 июля и всеобщую мобилизацию. С этого момента в развитие событий была вовлечена Германия. По «плану Шлиффена» основной удар должен был быть направлен на разгром Франции, используя наступление через Бельгию на Париж, и окружение французской армии.

29 июля Германия в категорической форме потребовала от России прекращения мобилизации, но, не получив от нее ответа, 31 июля предъявила ультиматум и затем 1 августа объявила войну России. 3 августа война была объявлена Франции и Бельгии, 4 августа в войну вступила Великобритания. 6 августа Россия официально объявила войну Австро-Венгрии, а после 15 августа Япония, потребовав от Германии передать ей свои территории в Китае и получив отказ, захватила их и тем самым вступила в войну.

Война продолжалась более четырех лет - с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года. В ней приняли участие 38 государств, выставивших на поля сражений более 70 миллионов человек. Россия втянулась в войну, которой никто не хотел, и возможность которой у многих вызывала опасения и страх. Цели войны были отвлеченными, доступными пониманию лишь ограниченного круга лиц, и призывы защитить братьев-славян, отстоять престиж империи, завоевать Черноморские проливы и водрузить крест на соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не могли вызвать глубокого отклика в народе. Подавляющая часть населения даже не представляла, где находится Австро-Венгрия или Германия и почему с ними важно воевать. Русскому крестьянину были неведомы никакие Дарданеллы и он не мог понять, почему необходимо за них идти на войну и смерть. Но случилось то, чего избежать в тех условиях было невозможно.

Российский император Николай II не хотел войны. После горького урока русско-японской кампании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. В глубине души он был противником насилия, и если приходилось с ним сталкиваться, то он неизбежно испытывал сожаление, а часто и раскаяние. Он понимал, что неудачная война таит угрозу революционного взрыва, повторения кошмара, пережитого им и Россией в 1905-1906 годы. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной кампании много различных препятствий - начатое перевооружение русской армии еще в полном разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской. Однако пойти на предательство, совершить, по его мнению, такой аморальный поступок, как бросить на растерзание дружественную страну, теряя этим престиж и в России, и в мире, он не хотел и не имел права. Встать на защиту славян и России - в этом он видел свой долг, а монарший долг - святая обязанность, это угодное Богу дело. Безысходность диктовала военный выбор, и он был сделан.

Война изменила облик России. Уклад жизни людей и семей, в том числе и императорской. Все стало работать на победу. В первый день войны, 20 июля 1914 года принимая во дворце высших чиновников империи, Николай II обратился к ним со словами: «Я здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский воин не уйдет с земли нашей». Этой клятве он оставался верен все месяцы войны и, вопреки циркулировавшим слухам, всегда был резким противником каких-либо сепаратных переговоров с неприятелем. В первые месяцы войны порочащих власть слухов не было.

Всех объединил общий патриотический порыв. В стране проходили спонтанные манифестации многотысячные толпы в разных городах России несли русские национальные знамена, портреты Николая II, цесаревича Алексея, великого князя Николая Николаевича, иконы. Звучали колокола, служили молебны, а русский национальный гимн «Боже, царя храни!» непрерывно исполнялся и на улицах, и во всех собраниях. Почти вся печать заговорила о единстве нации перед лицом германской угрозы.

Война разворачивалась на двух основныхтеатрах военных действий - в Западной и Восточной Европе, а также на Балканах, в Северной Италии (с мая 1915 года), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года) в колониях европейских государств - в Африке, в Китае, в Океании. В Европе сложилось два фронта – Западный (во Франции и Бельгии) и восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией). Приложение 4.

В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер. Активные действия в Первой мировой войне начали германские войска. Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволило ей избежать войны на два фронта. Однако, Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба.

2 августа немецкие войска оккупировали Люксембург, а 4 августа вторглись в нейтральную Бельгию. Обходя и блокируя хорошо укреплённые бельгийские крепости: Льеж (пал 16 августа), Намюр (пал 25 августа) и Антверпен (пал 9 октября), - немцы гнали ᴨȇред собой бельгийскую армию и 20 августа взяли Брюссель, в тот же день, выйдя на бельгийско-французскую границу. Выдвинувшиеся навстречу им англо-французские дивизии проиграли пограничные сражения (в Арденнах, у Шарлеруа и Монса) и были отброшены.

К началу сентября германские войска не только вторглись в Северную Францию, но и вышли на реку Марна. 5 сентября началось жестокое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 11 армий, насчитывающих около 2 миллионов человек личного состава. Германские войска потерпели поражение, а к октябрю-ноябрю в кровопролитных боях во Фландрии силы противостоящих сторон не только истощились, но и уравновесились. Положение на Западном фронте относительно стабилизировалось, и от Северного моря до Швейцарии протянулась линия сплошного фронта, а боевые действия приобрели позиционный характер. Расчет германского командования на быстрый разгром Франции не оправдался, и «план Шлиффена» провалился.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.59.63 (0.011 с.)