К 100-летию начала Первой мировой войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К 100-летию начала Первой мировой войны



Введение

В отечественной истории Первой мировой войне уделялось незаслуженно мало внимания. Положение дел не менялось до настоящего времени. А ведь в той страшной и разрушительной войне, участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Война принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. осталось калеками.

Погибло огромное количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана. Исчезли с лица земли многие монархии, государства, в том числе монархия Романовых и Российская империя. Эта война изменила роковым образом ход российской истории. Многие историки утверждают, что не будь этой войны или не вступи в нее Россия у империи был бы шанс на сохранение своей «жизни» как таковой, своей целостности, далёкой перспективы, мирового влияния.

Большая часть всего прогрессивного общества, политики всех «мастей» того времени неоднократно рекомендовало Николаю II выйти из войны, так как элита прекрасно понимала, что неудачная война таит угрозу революционного взрыва, повторение кошмара пережитого Россией 1905–1906 гг. Хотя история показала, что предвидеть тот кровавый ужас, террор и геноцид собственного народа не могла не только правящая элита России, но и те, кто стоял у истоков русской революции.

Именно революция ее трагический ход, последствия, образование на обломках царской империи советских республик и нового государства в целом «затмила» в отечественной истории Первую мировую войну. И практически повсеместно в учебниках истории России Первая мировая война упоминается чуть ли не вскользь, как одна из основных причин революции. Особенно популярен подобный подход был в нашей стране в советский период её развития.

Актуальность данной темы очевидна. В наше время, в начале XXI века, когда, казалось бы, человечество вступило в новую эпоху, эру, когда невозможность решения политических вопросов, проблем и полярных интересов, как отдельных государств, так и всевозможных союзов, военными способами стала неоспоримой и понятной для всех истиной. Тем не менее в современной политике наблюдаются обратные факты.

Бомбежки, военные вторжения, оккупация, военные перевороты, навязывание своих «единственно верных мыслей», причем навязывание под угрозой войны, все это не прошлый век, а современность, реальность нынешних дней. Благодаря политике «двойных стандартов», умиротворения и потворства агрессору, подстрекательству и конкретной поддержке спецслужб различных стран, их регулярной финансовой поддержке «своих» террористов, сепаратистов, «демократов» и «революционеров» всех мастей современные вооружённые конфликты продолжаются, а число их всё более возрастает.

И именно поэтому столь важно сегодня изучение истории Первой мировой войны, так как она была Первой и именно МИРОВОЙ войной, которая принесла неизмеримое горе и невероятные человеческие потери, и, казалось бы «научила» мировое сообщество ценить человеческую жизнь, но как свидетельствуют современные военные доктрины многих стран мира, не научила. Поэтому человечество, обязано во имя всех мертвых павших в той ужасной войне и ради всех живущих сейчас и тех, кто придет после, знать и помнить, что нет таких проблем, политических «узлов», которые невозможно было бы решить путем мирных переговоров.

Говорить, всегда лучше, чем молчать, и, конечно же, намного лучше, чем вести войну. Да, это долгий путь, трудный и долгий, но амбиции, политическая и экономическая выгода блекнут перед смертью, смертью, которую неизбежно несет война. И поэтому мы обязаны изучать и знать историю Первой мировой войны без умаления, со всеми фактами, событиями, ужасами, страхами и надеждами человечества той эпохи. Надо знать, надо понимать, почему и как это произошло ради того, чтобы НИКОГДА не повторить кровавой, бессмысленной бойни, НИКОГДА не приносить в человеческие жизни горе и смерть, двух неизменных спутников ВОЙНЫ.

Начало Первой мировой войны

Непосредственным поводом к войне послужило убийство в столице Боснии и Герцеговины - городе Сараево. 28 июня 1914 года 19-летний гимназист-второгодник Гаврило Принцип, член тайной организации «Молодая Босния», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в единое государство, застрелил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену.

Австрийцы были убеждены, что за убийством преступлением стоит Сербия. 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум из 10 пунктов. Белград принял все требования, кроме одного: допустить австрийских военных для «инспекции» сербской территории, что фактически означало бы оккупацию. 28 июля сербский посол в Вене получил ноту об объявлении войны. В это время австрийская артиллерия уже бомбила Белград. Россия, выступая покровительницей Сербии, объявила 29 июля частичную, а 31 июля и всеобщую мобилизацию. С этого момента в развитие событий была вовлечена Германия. По «плану Шлиффена» основной удар должен был быть направлен на разгром Франции, используя наступление через Бельгию на Париж, и окружение французской армии.

29 июля Германия в категорической форме потребовала от России прекращения мобилизации, но, не получив от нее ответа, 31 июля предъявила ультиматум и затем 1 августа объявила войну России. 3 августа война была объявлена Франции и Бельгии, 4 августа в войну вступила Великобритания. 6 августа Россия официально объявила войну Австро-Венгрии, а после 15 августа Япония, потребовав от Германии передать ей свои территории в Китае и получив отказ, захватила их и тем самым вступила в войну.

Война продолжалась более четырех лет - с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года. В ней приняли участие 38 государств, выставивших на поля сражений более 70 миллионов человек. Россия втянулась в войну, которой никто не хотел, и возможность которой у многих вызывала опасения и страх. Цели войны были отвлеченными, доступными пониманию лишь ограниченного круга лиц, и призывы защитить братьев-славян, отстоять престиж империи, завоевать Черноморские проливы и водрузить крест на соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не могли вызвать глубокого отклика в народе. Подавляющая часть населения даже не представляла, где находится Австро-Венгрия или Германия и почему с ними важно воевать. Русскому крестьянину были неведомы никакие Дарданеллы и он не мог понять, почему необходимо за них идти на войну и смерть. Но случилось то, чего избежать в тех условиях было невозможно.

Российский император Николай II не хотел войны. После горького урока русско-японской кампании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. В глубине души он был противником насилия, и если приходилось с ним сталкиваться, то он неизбежно испытывал сожаление, а часто и раскаяние. Он понимал, что неудачная война таит угрозу революционного взрыва, повторения кошмара, пережитого им и Россией в 1905-1906 годы. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной кампании много различных препятствий - начатое перевооружение русской армии еще в полном разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской. Однако пойти на предательство, совершить, по его мнению, такой аморальный поступок, как бросить на растерзание дружественную страну, теряя этим престиж и в России, и в мире, он не хотел и не имел права. Встать на защиту славян и России - в этом он видел свой долг, а монарший долг - святая обязанность, это угодное Богу дело. Безысходность диктовала военный выбор, и он был сделан.

Война изменила облик России. Уклад жизни людей и семей, в том числе и императорской. Все стало работать на победу. В первый день войны, 20 июля 1914 года принимая во дворце высших чиновников империи, Николай II обратился к ним со словами: «Я здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский воин не уйдет с земли нашей». Этой клятве он оставался верен все месяцы войны и, вопреки циркулировавшим слухам, всегда был резким противником каких-либо сепаратных переговоров с неприятелем. В первые месяцы войны порочащих власть слухов не было.

Всех объединил общий патриотический порыв. В стране проходили спонтанные манифестации многотысячные толпы в разных городах России несли русские национальные знамена, портреты Николая II, цесаревича Алексея, великого князя Николая Николаевича, иконы. Звучали колокола, служили молебны, а русский национальный гимн «Боже, царя храни!» непрерывно исполнялся и на улицах, и во всех собраниях. Почти вся печать заговорила о единстве нации перед лицом германской угрозы.

Война разворачивалась на двух основныхтеатрах военных действий - в Западной и Восточной Европе, а также на Балканах, в Северной Италии (с мая 1915 года), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года) в колониях европейских государств - в Африке, в Китае, в Океании. В Европе сложилось два фронта – Западный (во Франции и Бельгии) и восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией). Приложение 4.

В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер. Активные действия в Первой мировой войне начали германские войска. Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволило ей избежать войны на два фронта. Однако, Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба.

2 августа немецкие войска оккупировали Люксембург, а 4 августа вторглись в нейтральную Бельгию. Обходя и блокируя хорошо укреплённые бельгийские крепости: Льеж (пал 16 августа), Намюр (пал 25 августа) и Антверпен (пал 9 октября), - немцы гнали ᴨȇред собой бельгийскую армию и 20 августа взяли Брюссель, в тот же день, выйдя на бельгийско-французскую границу. Выдвинувшиеся навстречу им англо-французские дивизии проиграли пограничные сражения (в Арденнах, у Шарлеруа и Монса) и были отброшены.

К началу сентября германские войска не только вторглись в Северную Францию, но и вышли на реку Марна. 5 сентября началось жестокое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 11 армий, насчитывающих около 2 миллионов человек личного состава. Германские войска потерпели поражение, а к октябрю-ноябрю в кровопролитных боях во Фландрии силы противостоящих сторон не только истощились, но и уравновесились. Положение на Западном фронте относительно стабилизировалось, и от Северного моря до Швейцарии протянулась линия сплошного фронта, а боевые действия приобрели позиционный характер. Расчет германского командования на быстрый разгром Франции не оправдался, и «план Шлиффена» провалился.

Выход России из войны

25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде произошёл Октябрьский переворот. Временное правительство пало, власть пе­решла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. Созван­ный в Смольном 25 октября II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов установил в стране Советскую Республику. Главой правительства был избран В.И. Ленин. 26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире. В нём Советское правительство предлага­ло "всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом и демократическом мире". Далее разъяснялось, что таким миром Советское правительство считает немедленный мир без аннексий, без насильственного присоединения чужих народностей и без контрибуции.

Действительно, в ряду многих задач, которые пришлось решать победившим Советам, одной из первостепенных был выход из войны. От этого во многом зависела судьба социалистической революции. Трудящиеся массы ждали избавления от тягот и лишений войны. Миллионы солдат рвались с фронтов, из окопов домой, В.И. Ленин писал тогда:".Что может быть бесспорнее и яснее, чем следующая истина: правительство, давшее измученному трёхлетней грабительской войной народу Советскую власть, зем­лю, рабочий контроль и мир, было бы непобедимо? Мир - главное"(Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т.35.-С.361). Правительства стран Антанты даже не ответили на предложе­ние II съезда Советов о заключение мира. Наоборот, они старались не допустить выхода России из войны. Вместо поисков путей к миру они старались не допустить выхода России из войны. Вместо поисков путей к миру они взяли курс на поддержку контрреволюции в России и организацию антисоветской интервенции, чтобы, как выражался Уинстон Черчилль, "задушить коммунистическую наседку, пока она не высидела цыплят".

В этих условиях было принято решение самостоятельно начать переговоры с Германией о заключении мира.

В партии и в Советах разгорелась острая дискуссия - заключать или не заключать мир? Боролись три точки зрения: Ленина и его сторонников - согласиться на подписание аннексионист­ского мира; группы "левых коммунистов" во главе с Бухариным - не мир с Германией заключать, а объявить ей "революционную" войну и тем самым помочь германскому пролетариату разжечь у себя революцию; Троцкого - "ни мира, ни войны".

Советской мирной делегации, которую возглавлял народный комиссар иностранных дел Л.Д. Троцкий, Ленин дал установку затягивать подписание мира. Теплилась надежда, что в Германии может разразиться революция. Но Троцкий это условие не выполнил. После того как германская делегация повела переговоры в ультимативном тоне, он заявил, что Советская республика войну прекращает, армию демобилизует: а мира не подписывает. Как потом объяснял Троцкий, он рассчитывал, что такой жест всколыхнёт германский пролетариат. Советская делегация тотчас же покинула Брест. Переговоры по вине Троцкого были сорваны.

Германское правительство, давно разрабатывавшее план захвата России, получило предлог для разрыва перемирия. 18 февраля в 12 часов дня германские войска перешли в наступление по всему фронту - от Рижского залива до устья Дуная. В нём участвовало около 700 тыс. человек.

План германского командования предусматривал быстрый захват Петрограда, Москвы, падение Советов и заключение мира с новым, "небольшевистским правительством".

Началось отступление старой русской армии, потерявшей к этому времени свою боеспособность. Немецкие дивизии почти беспрепятственно двигались вглубь страны, и прежде всего в направлении Петрограда. Утром 19 февраля Ленин направил гер­манскому правительству телеграмму о согласии подписать мир на предложенных условиях. Одновременно Совнарком принимал меры по организации военного сопротивления противнику. Его оказы­вали малочисленные отряды Красной гвардии, Красной Армии от­дельные части старой армии. Однако германское наступление стремительно развивалось. Были потеряны Двинск, Минск, Полоцк, значительная часть Эстонии и Латвии. Немцы рвались к Петрограду. Над Советской республикой нависла смертельная опасность.

21 февраля Совет Народных Комиссаров принял написанный В.И. Лениным декрет "Социалистическое Отечество в опасности!". 22 и 23 февраля 1918 года в Петрограде, Пскове, Ревеле, Нарве, Москве, Смоленске и в других городах развернулась кам­пания записи в Красную Армию.

Под Псковом и Ревелем, в Латвии, Белоруссии, на Украине шли бои с кайзеровскими частями. На Петроградском направлении советским войскам удалось приостановить наступление врага.

Возрастающее сопротивление советских войск охлаждало пыл германских генералов. Опасаясь затяжной войны на Востоке и удара англо-американских и французских войск с Запада, германское правительство решило заключить мир. Но предложенные им условия мира были ещё более тяжёлыми. Советская республика должна была полностью демобилизовать армию, заключить невыгодные соглашения с Германией и т.д.

Мирный договор с Германией был подписан в Бресте 3 марта 1918 года и вошёл в историю под названием Брестского мира.

Таким образом Россия вышла из Первой мировой войны, но для Советской власти в России это было лишь передышкой которая была использована для укрепления власти и хозяйства, для подготовки к "отпору всемирному империализму".

 

Брестский мир

В 1917 году февральская революция не привела к выходу России из войны. Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Две военные операции (июнь – в Галиции, июль – в Белоруссии) закончилось провалом. Немецкие войска захватили г. Ригу и Моонзундский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. На фронте началось братание с противником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны.

Именно поэтому, придя к власти, большевики обоснованно считали, что выход из войны первоочередная задача внешней политики. Это диктовалось как общим стремлением народа к миру, так и неспособностью Советской России, да и любой другой власти и любого другого политического устройства на территории бывшей царской империи Российской. Союзники России на Западе категорически отказались рассматривать мирные инициативы Совнаркома. Поэтому встал вопрос о подписании сепаратного договора с Германией.

3 декабря 1917 года в Брест-Литовское было подписано перемирие и начались переговоры о мире. Советская делегация внесла предложение заключить его без территориальных аннексий и контрибуций. Германия выдвинула претензии на огромные территории бывшей Российской империи – Польшу, часть Прибалтики, Украины и Белоруссии. В связи с этим переговоры были прерваны.

Германия предъявила ультиматум с новыми территориальными претензиями, требовала демобилизовать армию и выплатить большую контрибуцию. Советское правительство было вынуждено принять грабительские и унизительные условия. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир. По нему от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии, а также Карс, Ардаган и Батум на Кавказе (в пользу Турции). Советское правительство обязывалось вывести свои войска из Украины, выплатить 3 млрд. рублей репараций и прекратить революционную пропаганду в центрально – европейских странах.

Немецкие войска ушли с территории Украины. В Латвии, Эстонии и Белоруссии устанавливалась советская власть.

Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 года. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 года. В его подписании Советская Россия участия не принимала. Роковая роль первой мировой войны в истории России была сыграна.

Память о войне сегодня

В преддверии 100-летия Первой мировой войны с сожалением приходится констатировать, что память об этом важнейшем для нашей страны событии занимает незаслуженно скромное место в российском историческом сознании. В чём же причина?

Конечно, свою роль сыграло то, что Первую мировую войну затмили две революции в России и Великая Отечественная война, Великая Победа мая 1945-го, добытая невиданным в истории национальным сверхусилием. Однако по степени влияния на дальнейший ход российской и всемирной истории события 1914–1918 годов имеют колоссальное значение, предопределив и будущую Вторую мировую войну.

Но главная причина незаслуженного забвения Первой мировой войны в отечественном сознании состоит в том, что она подверглась в советское время искажённым идеологизированным трактовкам. Если посмотреть школьные и институтские учебники истории начиная с 1920-х годов, то в них эта война охарактеризована как «империалистическая», «несправедливая» и «ненужная народу». Причина очевидна.

В русле революционной исторической «школы Покровского» и Института красной профессуры, заложивших классовый подход к истории, всё, что было до революции, объявлялось архаической борьбой за ложные и враждебные «трудящимся» интересы. И главное, нужно было оправдать лозунг Ленина: «Поражение собственного правительства в войне» – катализатор мировой пролетарской революции. Этот сомнительный с моральной точки зрения тезис можно было оправдать лишь объявлением Первой мировой войны «преступной империалистической бойней».

Неудивительно, что после десятилетий идеологической обработки память о Первой мировой войне в значительной мере стёрлась в российском историческом сознании. У нас почти не помнят и не чтут героев, павших в боях за честь и достоинство Отечества. Разве что изредка упоминается Алексей Брусилов, да и то благодаря его переходу потом на сторону большевиков. В России почти полностью отсутствуют памятники, связанные с событиями 1914–1918 годов. Редкие исключения – возведённая в 2008 году стела в Царском Селе под Петербургом и мемориальный камень в Калининградской области на чудом сохранившихся братских могилах участников ожесточённых боёв за свою историю.

Память о Первой мировой войне важна для российского общества потому, что она позволяет понять очень важные и фундаментальные вещи: «За что нам пришлось воевать в ХХ веке? Какие цели и ценности национального бытия нам нужно отстаивать для продолжения себя в истории?» Ведь в начале ХХ века Россия столкнулась с такими внутриполитическими и геополитическими вызовами, которые удивительным образом повторились на рубеже XXI столетия. Восстановление исторической памяти о войне 1914–1918 годов способно пробудить утраченное чувство преемственности нашей истории, уберечь от повторения ошибок.

Нельзя в тылу отечественной войны с внешним врагом развязывать споры об устроении государства. Нация, которая способна отложить на время такие споры ради сохранения Отечества, побеждает и продолжает себя в истории, сохраняет возможность спорить дальше. Если нация в переломный момент раскалывается, то это неизбежно приводит к обрушению государственности, огромным утратам и братоубийственным гражданским столкновениям. Итог нашей жертвы в Первой мировой войне учит нас, что внешние вызовы должны объединять нацию. Грешно и подло использовать трудности для внутриполитических целей.

К тому же многие болезненные для нас процессы сегодняшнего дня (расширение НАТО, события на Украине) легче понять, зная геополитические и идеологические подоплёки Первой мировой войны, тем более что силовые стрелы давления на Россию в ту войну удивительным образом повторились в 1990-е годы. Мы до сих пор не можем найти единство по многим вопросам прошлого, настоящего и будущего, что очень опасно для нации. Но если, держась за нить истории, вернуться в 1914 год, то мы снова становимся единым народом без трагического раскола.

Поэтому мы должны по-новому изучить Первую мировую войну, которая даст нам и видение геополитики ХХ века, и примеры безграничной доблести, отваги и самопожертвования русских людей. Лишь тот, кто знает историю, способен адекватно встретить вызовы грядущего.

Заключение

Первая мировая война представляет собой явление колоссального регресса в мировой истории. Она оборвала нить, не прерывавшуюся так жестоко со времен Ренессанса. Она оборвала нить надежды на разрешимость всех человеческих проблем, она подорвала веру в будущее человечества. Пленка цивилизации над огромной магмой народного развития и жестокого столкновения интересов чрезвычайно тонка. Долгие периоды мира и оптимистического прогресса поневоле затмевают этот факт. Тем болезненнее пробуждение, тем более жесток холодный террор реальности. Самым болезненным «пробуждением» поверившего в безграничный прогресс мирового сообщества была Первая мировая война. Она разрушила три великие иллюзии: что гуманизм — естественное состояние человечества и человека, что впереди неизбежное сближение народов, отказывающихся от националистического самоутверждения; что наука — это абсолютное благо для овладевающего ею человечества.

Во-первых, идеи гуманизма оказались отринутыми в течение нескольких недель, лютая ненависть сковала обезумевшее человечество, и не было способа принести горе соседнему народу, от которого участники Первой мировой войны отказались бы исходя из гуманных побуждений. Мирные суда гибли в океане, первые бомбардировки уничтожали население без отличия возраста, пола и занятия.

Во-вторых, представление о том, что «человечество выше нации», было растоптано самым демонстративным образом — как раз национализм стал высшей ценностью, ради которой все так называемые передовые народы пошли на Голгофу мученичества и самоистребления. Яд национализма отравил несколько поколений, и вся история двадцатого века оказалась историей, прежде всего, националистической безумной гордыни и слепой ненависти к иноплеменникам.

В-третьих, наука была немедленно поставлена на службу максимально эффективному массовому убийству. И работала с полной отдачей. Впервые в истории смертоносные газы выжигали легкие землян в массовом количестве, впервые человеческий ум так отчаянно и энергично искал способы убийства без всякой оглядки на научную этику. Огнеметы, пулеметы, гаубицы, мины, все виды взрывчатых веществ шли из научных лабораторий потоком, невиданным в мировой истории.

Особое значение имеет Первая мировая война для России. Главный факт исторического развития России заключается в том, что она — единственная незападная страна, никогда не бывшая колонией или зависимой территорией Запада. С того времени, когда в начале шестнадцатого века регион-сосед — Западная Европа — начал цивилизационно выходить вперед, превращаясь в планетарного лидера, колонизуя весь мир, главенствуя в освоении науки, создавая особую личность и уникальные формы общественного развития, медленный «естественный» ритм российской жизни и развития стал невозможен. Отставание стало равнозначно потере национального суверенитета. На первый план российского развития стала выдвигаться задача адаптации к неожиданному подъему Запада. В петровский период страна проделала значительный путь. После Великого посольства (1698) и до великой мобилизации (1914) Россия не только смогла сохранить независимость, но и во многих отношениях приблизиться к западным стандартам. В глазах мира, как и в собственных, она встала на прочные цивилизационные основы, родственные западным.

В экономической сфере Россия к 1914 году становилась мощной промышленной державой. Ее сельское хозяйство, хотя и отсталое по методам производства, сделало несколько шагов вперед и укрепило экспортные позиции России. В культурной области между Россией и Западом не было разрыва на высшем уровне, русские классики были общеевропейскими кумирами. Россия могла с гордостью сопоставить себя в любой сфере творческого духа - ее мыслители, ученые и представители творческих профессий были авангардом и славой Европы. Но когда фокус смещается с элиты на общую массу населения, здесь Россия не выдерживает сравнения с ведущими странами Запада. Однако вместо обращения энергии на сокращение разрыва между образованными кругами и необразованной массой населения, правительство выбрало защиту сословных и прочих привилегий.

Первая мировая война стала великим экзаменом для России на зрелость, на устойчивость и крепость результатов, достигнутых в послепетровскую эпоху. И, как быстро стало ясно, напряжение войны возымело губительные последствия для ориентированного на Запад общества, созданного Петром и непосредственно связанного — идейно, материально, морально — с Западной Европой. Изоляция и агония войны подорвала силы тонкого слоя европейски ориентированного правящего класса, она вывела на арену истории массы, для которых Запад в позитивном плане был пустым звуком, а в непосредственном опыте ассоциировался с безжалостно эффективной германской военной машиной, с пулеметом, косившим русских и нивелировавшим храбрость, жертвенность, патриотизм. Общественный механизм показал свою незрелость.

К этому испытанию страна не была готова. Видя перед собой опыт быстрых, основанных на мобильных перемещениях войск, балканских войн, русская дипломатия и генералитет полагали, что боевые действия продлятся недели, от силы несколько месяцев. Многолетняя война была губительной для огромной неорганизованной страны с плохими коммуникациями, с недостаточно развитой индустрией, с малограмотной массой основного населения. Противник 1914 года всегда учитывал многонациональность России и постарался использовать это обстоятельство.

В результате войны Россия потеряла Польшу, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву и Бессарабию, составлявших в совокупности 15,4% ее населения. Потеря 817 тысяч квадратных километров территории и 28 млн. подданных означала также потерю 10% всех железнодорожных путей, трети всех индустриальных предприятий, использующих одну шестую часть всех индустриальных рабочих, производивших одну пятую всех индустриальных товаров.

Союзники России не сделали ей ничего более того, что соответствовало их представлениям о собственном благе. Не они стали причиной ее несчастий. Россия так и не смогла найти ту дорогу, которая привела бы ее к созданию условий для ускоренного развития. Дело Петра потерпело поражение в 1917 г. Были ли для этого предпосылки? Отрицать наличие некоторых из них бессмысленно. Русская военная мощь не сравнялась с лучшими армиями своего времени — прежде всего с главным врагом — германской армией, что и было продемонстрировано в 1914-1917 гг. Русские полководцы одерживали победы в боях против австрийцев и турок, но на германской линии фронта результат всех кровавых усилий был обескураживающим. Тыл некоторое время работал не только жертвенно, но и слаженно. Однако по мере растущего напряжения сказалась незрелость общественного устройства и несформированность жителей как граждан, равных «прометеевскому человеку» Запада. Это и предвосхитило фатальную слабость России в час ее исторического испытания.

В результате Первой мировой войны произошла базовая трансформация российского сознания и Россия ринулась прочь от единения с западными соседями — в поисках особого пути, особой судьбы, изоляции от жестокой эффективности Запада. Так был избран путь на семьдесят лет. Россия подошла к концу двадцатого столетия, перенеся немыслимые испытания, но так и не выработав систему противостояния ошибочному курсу своих правителей, мирной корректировки этого курса. В невиданном самоотречении Россия, ее граждане предпочитали пройти весь путь до конца и лишь потом извлекать уроки. Ни одна западная нация не позволила себе такой роскоши.

Современникам остается утешаться мыслями, подобными следующему изречению С. М. Соловьева, характеризующему положение России после поражений на западе в конце XVI в.:

«Уход русской нации на отдаленный северо-восток был важным обстоятельством, потому что позволил русскому государству становиться сильнее вдалеке от западного влияния. Мы видим, что те славянские нации, которые преждевременно вошли в контакт с Западом, сильным своей цивилизацией и своим римским наследием, пришли в упадок, потеряли свою независимость и некоторые из них даже свои национальные признаки».

Но до сих пор не найдено оптимальное сочетание огромных собственные ресурсов и способа естественного восприятия опыта наиболее развитых стран, такого восприятия, которое гарантировало бы от опасной зависимости от одной из них. Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик. Приобщение к современной технической цивилизации лежит на одной чаше весов, а безумная гордыня изоляционизма — на другой. Мы генетически наследуем стоицизм народа, жертвенность которого общепризнанна. Наши предки ценой неимоверных жертв сохранили нам драгоценную свободу выбора. Этот выбор зависит сейчас только от нас.

Приложения

Приложение 1

Россия (в составе Антанты)

Пересматривала в свою пользу режим контроля над проливом Дарданеллы, ибо хотела иметь свободный проход для своего флота в Средиземном море. Не хотела мириться с австрийским проникновением на Балканы и тем, что Германия набирала силы и начинала диктовать свои условия в Европе. Так как была лидером над всеми славянскими народами, поддерживала на Балканах антиавстрийские и антитурецкие настроения у сербов и болгар.

Сербия (в составе Антанты)

Получив полную независимость только в 1878 году, стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Желала образовать Югославию, включив в нее всех славян, проживающих на юге Австро-Венгерской империи. Неофициально поддерживала националистические организации, боровшиеся против Австро-Венгрии и Турции.

США (поддерживала Антанту)

Здесь историки не выражаются конкретно, приводя лишь тот факт, что до Первой мировой войны Соединенные Штаты являлись крупнейшим мировым должником, а после войны стали единоличным мировым кредитором.

 

Приложение 2

«Основания для формирования «потешных рот» в Московском военном округе»[19].

«Организаторами рот являются частные лица. Войска, к которым эти лица обратятся, должны оказывать им свое содействие, каковое выразится в обучении сформированных рот при помощи офицеров и нижних чинов, назначаемых войсковой частью.

Основания, на которых формируются и обучаются «потешные роты», следующие:

I. Цель: а) Духовное воспитание и физическое развитие; б) подготовка юного поколения как будущего гражданина России и воина в частности.

II. Организация: а) Наименование – «Потешная рота N-го полка»; б) возраст составляющих роту – 8–15 лет; в) командует ротой один из капитанов или штабс-капитанов полка, в помощь которому [придается] несколько унтер-офицеров или ефрейторов; г) ротный знак – полотно размером около аршина, по цвету полка, с изображением: на одной стороне – «Потешная рота N-го полка», а на другой – погона или вензеля полка.

III. Обмундирование: Рубашка защитного цвета. Допускаются погоны приборного сукна, без шифровки, не шире 1 дюйма, фуражка с околышем приборного сукна с тульей защитного цвета, вместо кокарды городской герб.

IV. Занятия: а) Строевые занятия состоят из: фронтовых, гимнастики <...> фехтования, игр, прогулок, стрельбы из лука. Для старшего возраста – сторожевая и разведывательная служба; б) во время строевых занятий ведутся беседы о России, царе, о подвигах, совершенных для блага Родины и царя

V. Меры поощрения:

За добросовестное исполнение своих обязанностей командиру роты предоставляется [право]: а) награждать [учащихся] полковыми погонами для ношения во время занятия; б) выдавать особые значки на бантах из лент государственных цветов за строевую выправку, находчивость, ловкость и за все виды состязаний спортивного характера».

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложения 6-9

 

Фотографии


[1] Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1909 г. Отчет о состоянии военно-учебных заведений. СПб., 1911. – С. 79.

[2] Вольф К. Наши потешные войска//Воен. сборник. 1911. № 1. – С. 141.

[3] Приказ по военному ведомству № 423 от 1904 г.

[4] Манукян В.М. Военно-патриотическое воспитание населения России (1905–1914 гг.). – С. 117.

[5] Теркун А.Н. Военное воспитание в России (1905–1914 гг.). Дис. канд. ист. наук. СПб., 1999. – С. 120.

[6] Положение о преподавании гимнастики и военного строя в мужских учебных заведениях. СПб., 1908. – С.

[7] РГИА. Ф. 1276. Оп. 6. Д. 460. Л. 22.

[8] Гаврилов А. Несколько слов о морском воспитании нашего юношества// Морской сборник. 1907. № 11. – С. 38–40.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.066 с.)