ТОП 10:

Тема 1. Экономика как хозяйственная система. Предмет и метод экономической теории. Основные факторы производства.



Институт гуманитарных наук

 

Общеуниверситетская кафедра

социологии, политологии и экономики

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»

 

 

ООП по специальности 031200.00 « Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

Педагогический факультет

 

3 курс, 6 семестр

Очная форма обучения

 

 

Москва 2012

 

Составитель:

доценет кафедры, к.э.н.,ст.н.с. Фатеев А.М.

 

Заведующая кафедрой

д.э.н., профессор Геворкян Е.Н.

 

Рецензент:

 

 

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики МГПУ, протокол № ___от «___» ________ 2011 года;

Описание учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика» состоит из двух частей: Часть 1. Программа учебной дисциплины; Часть 2.Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины.

 


 

Часть 1. Программа дисциплины

 

Программа по учебной дисциплине «Экономика» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200.00 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью.

При разработке настоящей программы были использованы: Учебно-методический комплекс по дисциплине «ЭКОНОМИКА» для неэкономических специальностей, подготовленный общеуниверситетской кафедрой экономики МГПУ и утвержденный Научно-методическим советом университета 19 марта 2006г., а также программа курса «Экономика», подготовленная кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин педагогического факультета МГПУ в 2006 году.

Учебная дисциплина «Экономика» входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучается в 6 семестре в объеме 78 часов по учебному плану и решает важные для профессионального становления студентов задачи.

Цель дисциплины: формирование современной экономической картины мира, основанной на методологическом подходе к анализу различных направлений современной экономики и становление экономической компетентности будущего профессионала в сфере образования.

Задачи дисциплины:

· сформировать у студентов знания о сущности научного метода экономики;

· сформировать представление об основных научных достижениях экономики XX века, начала XIX века и ретроспективный взгляд на развитие экономической науки как на процесс смены научных парадигм в соответствии со сменой общественных формаций;

· сформировать представление об основных ключевых понятиях экономики;

· сформировать целостное представление об экономике и перспективах её развития.

· способствовать пониманию студентами того факта, что экономическая наука существует и развивается в цельном контексте социально-экономической сферы человечества;

· помочь студентам освоить основные экономические понятия современной экономики;

· способствовать формированию у студентов системы экономических взглядов.

· научить студентов анализировать складывающуюся экономическую ситуацию и определять перспективы её развития.

 

Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи:

Учебная дисциплина «Экономика» предусматривает межпредметные связи с социологией, историей, философией.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихсяосновываются на знанияхи умениях, полученных студентами в период изучения социально-экономических предметов в средней школе, а также социальных дисциплин на предшествующих курсах вуза.

Учебная дисциплина «Экономика» ориентирует студентов на следующие виды профессиональной деятельности :

· педагогическую;

· научно-исследовательскую;

· культурно-просветительскую.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину «Экономика», должен знать:

§ сущность и значение современной экономики в социально-экономической и профессиональной подготовке студентов;

§ основные этапы, современное состояние и перспективы развития экономической науки;

§ общенаучное, общественное и философское значение фундаментальных категорий экономической науки;

§ объективные причины начала формирования в России рыночной экономики;

§ позитивные достижения, трудности и перспективы социально-экономического развития российской экономики;

§ роль и потенциальные возможности системы образования в процессе социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях;

§ необходимость и принципы формирования многообразия форм собственности в экономике, системе образования;

§ основы системы финансов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также источники финансирования учебных заведений;

§ банковскую систему, рынок ценных бумаг, систему налогообложения, рынок труда;

§ сущность и причины инфляции, динамику темпов инфляции в России;

§ факторы, влияющие на изменение курса национальной валюты;

§ особенности экономики Москвы и Московской области;

§ влияние мегаполиса на систему образования, рынок труда и др.

владеть умениями и навыками:

· анализировать изученную литературу и формулировать свою позицию по отношению к прочитанному источнику;

· свободно оперировать основными понятиями учебного курса;

· планировать свое выступление перед аудиторией и выступать перед однокурсниками по намеченному плану;

А также должен уметь

· участвовать в дискуссиях и обсуждениях вопросов семинарских занятий.

· определять позитивные и негативные аспекты формирования рыночной экономики в России;

· способствовать развитию позитивных социально-экономических процессов, используя свою профессиональную подготовку;

· использовать преимущества наличия различных форм собственности в общественных и личных интересах, оформлять права собственности как имущественные, так и на интеллектуальную собственность;

· использовать знания о финансовой системе, коммерческих банках, рынке ценных бумаг и других атрибутах рыночной экономики в процессе профессиональной деятельности, а также в домашнем хозяйстве (защита от инфляции, рациональное использование кредитов, ценных бумаг и др.);

· ориентироваться на рынке труда, правильно определять содержание трудового контракта;

· определять тенденции изменения курса национальной валюты, знать методы регулирования курса национально валюты;

· учитывать особенности жизни и работы в условиях мегаполиса.

 

Текущая и итоговая аттестация качества освоения дисциплины осуществляются в соответствии с вопросами, приведенными во второй части УМКД.


Содержание учебной дисциплины

Журнал «Эксперт»

http://www.expert.ru

Консультант-Плюс

http://www.consultant.ru

Центральный Банк России

http://www.cbr.ru

Министерство финансов РФ

http://www.minfin.ru

Правительство РФ

http://www.government.ru

Государственная Дума РФ

http://www.duma.gov.ru

Министерство по налогам и сборам

http://www.nalog.ru

Бюджетная система РФ

http://www.budgetrf.ru

Университетская информационная система РОССИЯ

http://www.cir.ru

Госкомстат РФ

http://www.gks.ru/

Европейский союз

http://www.europa.eu.int/

Газета «The Economist»

http://www.economist.com/

20. Банк Англии (Bank of England)

http://www.bankofengland.co.uk/

Управление Федеральной Резервной Системы

http://www.federalreserve.gov/


Часть П. Методические рекомендации и план освоения дисциплины

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины составлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Экономика» и содержат:

· виды учебной работы и их трудоёмкость;

· тематический план учебной дисциплины;

· планы лекций и семинарских занятий;

· виды самостоятельной внеаудиторной работы;

· примерную тематику докладов и рефератов,

· требования и примерные вопросы к зачёту;

· список рекомендуемой литературы – основной и дополнительной.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекционные занятия

Семинарские занятия

В процессе семинарских занятий студенты должны:

на основе анализа статистических данных, различных точек зрения на процесс формирования рыночной экономики в России сделать самостоятельные выводы о социально-экономической ситуации в стране и Московском регионе;

понимать состояние и перспективы развития производительных сил в России, причины пересмотра отдельных результатов приватизации предприятий в 90-х годах;

научиться выбирать наиболее приемлемые варианты взаимодействия с коммерческими банками (размещение денежных средств, оформление кредитов и др.);

использовать налоговые льготы и возможности законной минимизации налоговых платежей;

уметь выбирать наиболее доходные (выгодные) виды ценных бумаг;

понимать возможность рационального использования накопительной части пенсионных взносов, определять последствия нарушения установленного порядка получения заработной платы;

уметь составлять бюджет образовательной организации.

 

Темы семинарских занятий по темам учебной дисциплины:

По теме 1.Производство – основа экономики.

По теме 2.Рыночный механизм.

По теме 4.Деньги, их функции и эволюция денежных систем.

По теме 7.Совершенствование кредитных отношений.

По теме 8.Налоги и налоговые вычеты.

По теме 9.Рынок ценных бумаг и его структура.

По теме 12.Источники финансирования различных типов учебных заведений.

По теме 13.Социальная политика государства.

По теме 14. Болонский процесс и его организационно-экономическая основа.

При подготовке к семинарским занятиям используется литература, рекомендованная по соответствующим темам лекционных занятий и материалы периодической печати.

Самостоятельная работа студентов

На самостоятельное освоение материала с консультативной работой преподавателя и последующими оформлением, предоставлением в письменном виде и защитой результатов самостоятельной работы студентов выносятся следующие темы:

 

Институт гуманитарных наук

 

Общеуниверситетская кафедра

социологии, политологии и экономики

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»

 

 

ООП по специальности 031200.00 « Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

Педагогический факультет

 

3 курс, 6 семестр

Очная форма обучения

 

 

Москва 2012

 

Составитель:

доценет кафедры, к.э.н.,ст.н.с. Фатеев А.М.

 

Заведующая кафедрой

д.э.н., профессор Геворкян Е.Н.

 

Рецензент:

 

 

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики МГПУ, протокол № ___от «___» ________ 2011 года;

Описание учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика» состоит из двух частей: Часть 1. Программа учебной дисциплины; Часть 2.Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины.

 


 

Часть 1. Программа дисциплины

 

Программа по учебной дисциплине «Экономика» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200.00 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью.

При разработке настоящей программы были использованы: Учебно-методический комплекс по дисциплине «ЭКОНОМИКА» для неэкономических специальностей, подготовленный общеуниверситетской кафедрой экономики МГПУ и утвержденный Научно-методическим советом университета 19 марта 2006г., а также программа курса «Экономика», подготовленная кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин педагогического факультета МГПУ в 2006 году.

Учебная дисциплина «Экономика» входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучается в 6 семестре в объеме 78 часов по учебному плану и решает важные для профессионального становления студентов задачи.

Цель дисциплины: формирование современной экономической картины мира, основанной на методологическом подходе к анализу различных направлений современной экономики и становление экономической компетентности будущего профессионала в сфере образования.

Задачи дисциплины:

· сформировать у студентов знания о сущности научного метода экономики;

· сформировать представление об основных научных достижениях экономики XX века, начала XIX века и ретроспективный взгляд на развитие экономической науки как на процесс смены научных парадигм в соответствии со сменой общественных формаций;

· сформировать представление об основных ключевых понятиях экономики;

· сформировать целостное представление об экономике и перспективах её развития.

· способствовать пониманию студентами того факта, что экономическая наука существует и развивается в цельном контексте социально-экономической сферы человечества;

· помочь студентам освоить основные экономические понятия современной экономики;

· способствовать формированию у студентов системы экономических взглядов.

· научить студентов анализировать складывающуюся экономическую ситуацию и определять перспективы её развития.

 

Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи:

Учебная дисциплина «Экономика» предусматривает межпредметные связи с социологией, историей, философией.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихсяосновываются на знанияхи умениях, полученных студентами в период изучения социально-экономических предметов в средней школе, а также социальных дисциплин на предшествующих курсах вуза.

Учебная дисциплина «Экономика» ориентирует студентов на следующие виды профессиональной деятельности :

· педагогическую;

· научно-исследовательскую;

· культурно-просветительскую.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину «Экономика», должен знать:

§ сущность и значение современной экономики в социально-экономической и профессиональной подготовке студентов;

§ основные этапы, современное состояние и перспективы развития экономической науки;

§ общенаучное, общественное и философское значение фундаментальных категорий экономической науки;

§ объективные причины начала формирования в России рыночной экономики;

§ позитивные достижения, трудности и перспективы социально-экономического развития российской экономики;

§ роль и потенциальные возможности системы образования в процессе социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях;

§ необходимость и принципы формирования многообразия форм собственности в экономике, системе образования;

§ основы системы финансов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также источники финансирования учебных заведений;

§ банковскую систему, рынок ценных бумаг, систему налогообложения, рынок труда;

§ сущность и причины инфляции, динамику темпов инфляции в России;

§ факторы, влияющие на изменение курса национальной валюты;

§ особенности экономики Москвы и Московской области;

§ влияние мегаполиса на систему образования, рынок труда и др.

владеть умениями и навыками:

· анализировать изученную литературу и формулировать свою позицию по отношению к прочитанному источнику;

· свободно оперировать основными понятиями учебного курса;

· планировать свое выступление перед аудиторией и выступать перед однокурсниками по намеченному плану;

А также должен уметь

· участвовать в дискуссиях и обсуждениях вопросов семинарских занятий.

· определять позитивные и негативные аспекты формирования рыночной экономики в России;

· способствовать развитию позитивных социально-экономических процессов, используя свою профессиональную подготовку;

· использовать преимущества наличия различных форм собственности в общественных и личных интересах, оформлять права собственности как имущественные, так и на интеллектуальную собственность;

· использовать знания о финансовой системе, коммерческих банках, рынке ценных бумаг и других атрибутах рыночной экономики в процессе профессиональной деятельности, а также в домашнем хозяйстве (защита от инфляции, рациональное использование кредитов, ценных бумаг и др.);

· ориентироваться на рынке труда, правильно определять содержание трудового контракта;

· определять тенденции изменения курса национальной валюты, знать методы регулирования курса национально валюты;

· учитывать особенности жизни и работы в условиях мегаполиса.

 

Текущая и итоговая аттестация качества освоения дисциплины осуществляются в соответствии с вопросами, приведенными во второй части УМКД.


Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Экономика как хозяйственная система. Предмет и метод экономической теории. Основные факторы производства.

Цели и задачи экономической науки. Методологическая, познавательная и практическая значимость экономических знаний. Экономические теории и прикладная экономика. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика.

Экономические цели и основные факторы производства. Уровень использования основных факторов производства в России.

Основные макроэкономические показатели уровня развития экономики: величина валового внутреннего продукта, уровень инфляции, характеристика федерального бюджета, экспортные цены, средний курс национальной валюты и др.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.015 с.)