Лекция №14. Тема: Основы экологического и земельного права Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №14. Тема: Основы экологического и земельного права Республики Казахстан.



1.Общие положения экологического права.

2.Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов.

3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

4.Основы земельного права.

1. Общие положения экологического права. Экологическое право – самостоятельная отрасль казахстанского права, которая призвана изучать направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Предметом экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права.

Система экологического права включает в себя Общую и Особенную части.

Источники экологического права. Конституция Республики Казахстан и Гражданский кодекс Республики Казахстан; Экологический кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения»; Лесной кодекс Республики Казахстан; Водный кодекс Республики Казахстан; Земельный кодекс Республики Казахстан Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы.

Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:

1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;

2) обеспечение экологической безопасности;

3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;

4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;

5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;

6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;

7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;

8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;

9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды и т.д.

2. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в
области использования природных ресурсов.

Государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

2) экологическое нормирование;

3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

4) государственную экологическую экспертизу;

5) выдачу экологических разрешений и т.д.

Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя:

1) государственное планирование в области использования природных ресурсов;

2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

3) выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

4) организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий и т.д.

Объекты охраны окружающей среды. Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.

К видам природопользования относятся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) эмиссии в окружающую среду;

8) иные виды природопользования.

Природопользователями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории Республики Казахстан.

Природопользователи могут быть:

1) постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком);

2) первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).

Право специального природопользования возникает на основании:

1) лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

2) решений Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

3) договоров (контрактов) на природопользование.

Осуществление права специального природопользования природопользователями, осуществляющими эмиссии в окружающую среду, допускается при наличии экологических разрешений.

Право пользования природными ресурсами предоставляется физическим и (или) юридическим лицам.

3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушенияотношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившими экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

К видам экологических правонарушений относятся:

1) нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, влекущие имущественную ответственность;

2) административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов;

3) экологические преступления.

Согласно ст. 321 Эклогического кодекса РК, возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие:

1) уничтожения и повреждения природных ресурсов;

2) самовольного и нерационального использования природных ресурсов;

3) самовольного загрязнения окружающей среды, в том числе аварийных, несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления;

4) сверхнормативного загрязнения окружающей среды.

Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба имуществу физических и юридических лиц, государства лицами, совершившими экологические правонарушения, производится добровольно или по решению суда в соответствии с ГК РК. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь.

Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится добровольно или по решению суда на основании экономической оценки ущерба, порядок проведения которой определяется в соответствии с Экологическим кодексом РК

Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Моральный вред, причиненный в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

4. Основы земельного права. Земельное право Республики Казахстан это комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с её использованием и охраной, управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за определенными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю.

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства.

Система земельного права состоит из Общей и Особенной части.

Метод земельного права выражает сочетание юридических приёмов и способов воздействия на эти общественные отношения – юридический режим земельно-правового регулирования. В земельном праве существует два метода регулирования: императивный и диспозитивный.

Система принципов земельного права составляют: принцип собственности на землю; принцип равенства и равной защиты государственной и частной собственности в сфере земельных отношений; принцип предоставления и использования земель на праве землепользования; принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равной защиты прав субъектов земельных правоотношений; принцип комплексности использования земель; принцип государственного управления земельным фондом; принцип судебной защиты земельных прав; принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории РК; принцип сохранения земли как природного объекта, основы жизни, деятельности народа РК; принцип рационального использования земель; принцип целевого использования земель; принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения; принцип государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; принцип предотвращения ущерба земле; принцип устранения последствий ущерба земле; принцип плотности использования земли; принцип устойчивости земельных прав; принцип доступности информации о состоянии земель.

Государственное регулирование земельных отношений. Государственное управление земельным фондом представляет собой важнейшее направление в системе государственного управления, выступает необходимым организационным условием обеспечения рациональности использования и эффективности охраны земель.

К основным функциям государственного управления земельным фондом относится: осуществление земельного мониторинга; весенние землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; определение функционально-целевой структуры земельного фонда; планирование использования и охраны земель; распоряжение земельным фондом; контроль за использованием и охраной земель; обеспечение исполнения земельного законодательства.

К основным органам государственного управления специальной компетенции относятся: Агентство РК по управлению земельными ресурсами, органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, включающее специализированные природоресурсные и экологические ведомства – Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, комитет по водным ресурсам, Министерство сельского хозяйства РК. Их деятельность распространяется на всю территорию страны и охватывает различные аспекты регулирования отношений по поводу всего земельного

Список рекомендуемой литературы:13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.144 (0.019 с.)