Тема 26. Информационное общество. Философия техники (2 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Информационное общество. Философия техники (2 ч.)



1. Современное общество в поисках идентичности: критерии и тенденции.

2. Концепция информационного общества, перспективы его развития.

3. Техника как атрибут человеческого бытия: основания, формы, пределы.

4. Драма человеческого бытия в условиях техногенной реальности современности: надежды и угрозы.

 

Список литературы

Основная литература:

1. Алексеев, П.В. Философия: Учебник: Гриф МО РФ для студ.вузов.— М.:ТК Велби, 2005, 2006.— 608с. — (Классический университетский учебник).— 3-е изд., перераб.и доп.

2. Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник: Гриф Мин. образ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.— 560с.

3. Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов; Московский гос. университет им. М.В.Ломоносова. Фил. Фак. – М.: Академический Проект, 2007 – 352 с.

4. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров.— М.: Аспект Пресс, 1996.— 215с. — (Ин-т "Открытое общество").

5. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие: Гриф.— М.: Высшая школа, 1997.— 448с.

6. Пигров, К.С. Социальная философия: Учебник / К.С. Пигров.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.— 296с.

7. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник: Гриф МО РФ для студ.вузов.— М.: Гардарики, 2005.— 796с. — 2-е изд.

Дополнительная литература:

[3,16,28,38, 62,77,84,98,104,140,162,196,201,214,222,240,243]

Тема 27. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Будущее человечества (4 ч.)

1. Научно-технические достижения современной эпохи как основание глобальных возможностей человечества.

2. Глобальные проблемы современности: признаки, возникновение, сущность, содержание.

3. Испытание глобализмом: становление новой цивилизационной идентичности. Философская вера в человека (К. Ясперс, М. Хайдеггер, П. Рикер, С.С. Хоружий, В.А. Кутырев).

Список литературы

Основная литература:

1. Алексеев, П.В. Философия: Учебник: Гриф МО РФ для студ.вузов.— М.:ТК Велби, 2005, 2006.— 608с. — (Классический университетский учебник).— 3-е изд., перераб.и доп.

2. Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник: Гриф Мин. образ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.— 560с.

3. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров.— М.: Аспект Пресс, 1996.— 215с. — (Ин-т "Открытое общество").

4. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие: Гриф.— М.: Высшая школа, 1997.— 448с.

5. Пигров, К.С. Социальная философия: Учебник / К.С. Пигров.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.— 296с.

6. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник: Гриф МО РФ для студ.вузов.— М.: Гардарики, 2005.— 796с. — 2-е изд.

Дополнительная литература:

[3,16,28,38, 62,77,84,98,104,140,162,196,201,214,222,225,240,243]

 

V. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Методические указания по выполнению контрольных работ по философии для студентов заочной формы обучения и студентов дневной и заочной форм с сокращенными сроками обучения

Цельконтрольной работы по курсу «Философия» заключается в укреплении и углублении знаний, полученных при самостоятельном изучении материала, а также на семинарских занятиях. Основная задача контрольной работы – пробудить у студентов интерес к расширению своего мировоззренческого кругозора, углублению знаний и повышению культуры мышления. Положительная оценка за контрольную работу является основанием для допуска студента к сдаче экзамена по философии.

Контрольная работа должны содержать продуманный план (содержание), включая введение, основной текст, разделенный на разделы, главы, параграфы, заключение и список литературы (5-7 источников). Во введении указывается актуальность проблемы, цель и задачи исследования, основной текст выявляет сущность, место и роль исследуемого вопроса в структуре философского знания, в заключении указываются выводы, копровые определились в результате исследования.

Объем контрольной работы должен составлять 15-20 печатных листов А4 (верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое поле – 3 см., правое поле – 2 см., кегль 14, через 15, интервала). При использовании в тексте выдержек из источников необходимо делать сноски, указывая Ф.И.О. автора, точное наименование источника, место и год издания, страницу. Студент должен сдать выполненную работу на проверку за 1 месяц до сдачи экзамена.

 

Темы

1. Философия как наука и тип мировоззрения.

2. Миф и религия как типы мировоззрения.

3. Философия и наука как формы теоретического осмысления мира.

4. Буддизм как философско-этическая система.

5. Древнеиндийская философия как социокультурный феномен.

6. Философские системы Древнего Китая.

7. Учение Конфуция и его особенности.

8. Философские основы дзен-буддизма.

9. Тантризм как философская практика жизни

10. Натурфилософия античности: учение о микро- и макрокосмосе.

11. Проблемы единства мира для милетцев и пифагорейцев.

12. Проблема движения в философии Гераклита и элеатов.

13. Возникновение дуализма в творчестве Эмпедокла и Анаксагора.

14. Элейская школа: учение о бытии и познании (Парменид, Зенон).

15. Атомизм Демокрита: материалистический способ понимания бытия.

16. Сократ: от натурфилософии к философии человека

17. Демокрит и Платон: формирование философских направлений материализма и идеализма.

18. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

19. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали.

20. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы.

21. Философия как форма духовной практики.

22. Патристика: круг проблем, идеи и персоналии.

23. Философия Аврелия Августина.

24. Философская мысль Византии

25. Основные дискуссии схоластической философии.

26. Философско – богословская доктрина Ф.Аквинского.

27. Средневековая философия мусульманского Востока.

28. Мусульманский перипатетизм: Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

29. Аль-Газали как реформатор суфизма.

30. Философия Византии.

31. Философские воззрения Н.Кузанского.

32. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

33. Философия эпохи Просвещения.

34. Немецкая классическая философия: особенности, характерные черты, достижения.

35.Философия И.Канта

36. Натурфилософия Ф.В.И. Шеллинга.

37. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.

38. Философская система Г.В.Ф. Гегеля.

39. Л.Фейербах как основоположник антропологического материализма.

40. Философская концепция К. Маркса

41. Неомарксизм А.Грамши и Д. Лукача

42. Концепция онтогносеологии М.А. Лившица

43. Творческий марксизм в СССР: школа Э.В. Ильенкова

44. Философский путь М.К. Мамардашвили

45. Теория мыследеятельности Г.П. Щедровицкого и история методологического движения в СССР.

46. Философия экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

47. Философия М.Хайдеггера.

48. Позитивизм как философия, методология и история науки (О. Конт, Г. Спенсер, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд).

49. Феноменология как философия сознания.

50. Философия бессознательного (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

51. Философские взгляды М.В. Ломоносова.

52. П.Я. Чаадаев и судьба «Философических писем» в истории российского самосознания.

53. «Западники»: история общественно – политического течения и его философское значение.

54. «Славянофилы»: история общественно – политического течения и его философское значение.

55. Эстетико–литературная линия в российской философской традиции (творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. Платонова)

56. Консервативная философия истории К.Н. Леонтьева и Л. Тихомирова.

57.Философия быта В.В. Розанова

58. Философия космизма (на выбор).

59. Соотношение бытия и небытия, бытия и сознания как исходная философская проблема.

60. Проблема бытия человека: от Сократа до экзистенциалистов.

61. Современные научные взгляды на строение и свойства материи.

62. Движение как философская проблема.

63. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

64. Синергетика: философские аспекты.

65. Самосознание личности и общества.

66. Общественное сознание (происхождение, структура, функции).

67. Проблема идеального: от И. Канта до Э.В. Ильенкова.

68. Диалектика сознательного и бессознательного в социальном бытии.

69. Символ и сознание.

70. Основные проблемы философии познания.

71. Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка.

72. Эмпирические и теоретические уровни научного познания.

73. Общество и человек как объекты познания.

74. Многообразие уровней познания мира.

75. Философское понимание личности.

76. Понятие метода и методологии научного познания.

77. Методология и логика научного познания.

78. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, индукция, аналогия, классификации.

79. Методы теоретического познания: дедукция, моделирование, формализация, аксиоматика.

80. Методы построения научной теории.

81. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

82. Общество как саморазвивающаяся система.

83. Сущность социальных отношений и их структура.

84. Движущие силы и диалектика истории.

85. Проблема свободы и необходимости человека в истории.

86. Человек как субъект истории.

87. Материально-производственная сфера жизни общества.

88. Философия политики: в поисках сущности власти.

89. Многообразие форм духовная сферы жизни общества.

90. «Духовные основы общества»: социально- философский подход С.Л. Франка

91. Философские аспекты семиотики.

92. Общество в XX веке: влияние научно-технической революции на общественное бытие.

93. Культура как предмет философского осмысления.

94. Парадоксы антропосоциогенеза.

95. Проект синергийной антропологии (С.С. Хоружий, О.И. Генисаретский, В.В. Бибихин)

96. Общество как реальность антропологических практик

97. Личность и общество. Проблема отчуждения.

98. Смысл жизни человека как философская проблема.

99 Постчеловеческая персонология и реальность (концепции Ф. Фукуямы, Г.Л. Тульчинского, С.С. Хоружего).

100. Человек перед лицом глобальных проблем современности.

 

VI. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Философия – в переводе с греческого:

а) любовь к удовольствиям;

б) любовь к жизни;

в) любовь к мудрости;

г) мудрость.

 

2. Предметом философского постижения являются:

а) человек и его место в мире;

б) природа и ее законы;

в) всеобщие универсальные законы и принципы бытия;

г) мир как целостность.

 

3. Герменевтика – это

а) искусство истолкований посланий богов людям;

б) с греческого – «повивальное искусство»;

в) искусство красноречия, синоним понятия «риторика»;

г) универсальный метод духовно-практического постижения мира человеком путем придания смысла.

 

4. Диалектика – это

а) учение и метод познания о наиболее общих закономерностях в становлении, развитии бытия и сознания;

б) «майевтика» - повивальное искусство;

в) искусство «водить за нос», софистика;

г) учение о непрерывном становлении бытия.

 

5. Метафизика – это

а) учение и метод познания о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и сознания;

б) «майевтика» - повивальное искусство;

в) учение и методологический принцип познания абсолютной сущности бытия;

г) учение о «сверхфизическом», мистическом.

 

6. Онтология – это

а) основной раздел философской рефлексии о фундаментальных качествах бытия;

б) способ метафизического постижения мира;

в) фундаментальная сфера философской рефлексии предметом, которой выступает общественное развитие;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания.

 

7. Гносеология – это

а) искусство любви;

б) фундаментальная сфера философской рефлексии предметом, которой выступает общественное развитие;

в) область мистического вхождения в нирвану;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания.

 

8. Философская антропология – это

а) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

б) область философских практик, предметом которых является сущность человеческого бытия;

в) раздел философии, исследующий качественное своеобразие общества, его законы, идеалы, генезис и развитие, логику и перспективы социальных процессов;

г) сфера философской рефлексии, исследующие ценности, как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности, конкретным деяниям и поступкам человека.

 

9. Аксиология – это

а) сфера философской рефлексии, исследующие ценности, как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности, конкретным деяниям и поступкам человека.

б) обозначение центрального вопроса философии;

в) метод постижения мира;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

 

10. Социальная философия – это

а) область философской рефлексии над формами политического устройства;

б) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

в) умозрительная и интуитивная попытка постижения социально-исторической «сущности-души-идеи» человеческого бытия;

г) раздел философии, определенным образом объясняющий качественное своеобразие общества, его законы, идеалы, генезис и развитие, логику и перспективы социальных процессов;

 

11. Эстетика – это

а) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного;

б) философия культуры;

в) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства должного;

г) учение об эйдосах произведений культуры.

 

12. Этика – это

а) учение о ценностях человеческого бытия;

б) самая остропроблемная сфера философской рефлексии, объектом изучения которой является мораль, нравственность;

в) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

 

13. Экзегетика – это

а ) область и метод фундаментальной теологии, занимающийся истолкованием текстов откровения;

б) искусство любви;

в) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

г) синоним греч. «герменевтика».

 

14. Категории – это

а) метод философского познания мира, путем истолкования феноменов мира как символов;

б) предельные и по объему, и по содержанию общие понятия, отражающие фундаментальные связи и отношения объективной действительности и познания;

в) четко определенные термины, фиксирующие специфику той или иной стороны действительности;

г) геометрическая дефиниция.

 

15. Трансценденция – это

а) философский термин, означающий род интеллигибельных объектов, данных посредством медитации;

б) философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта;

в) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного;

г) практика приобщения к Абсолюту.

 

16. Абстракция – это

а) общий термин, обозначающий утопичность и «потерю связи» с действительностью;

б) одна из важнейших операций мышления, сущность которой состоит в отвлечении от данных воспринимаемых представлений, в выявлении сущностных аспектов предмета познания;

в) операция мышления, сущность которой состоит в перенесении свойств одних предметов на другие;

г) художественной прием в искусстве эпохи модерна (творчество Пикассо, С.Дали, К. Малевича).

 

17. Экзистенция – это

а) центральное понятие, обозначающий специфический способ бытия человека в мире и метод постижения мира, суть которого состоит в поисках смысла бытия;

б) одна из важнейших операций мышления, сущность которой состоит в отвлечении от данных воспринимаемых представлений, в выявлении сущностных аспектов предмета познания;

в) основное понятие психоанализа, обозначающее скрытые, бессознательные желания человека;

г) форма мистического ощущения мира.

 

18. Созерцание – это

а) операция мышления, выявление частных аспектов и связей предмета познания;

б) психический процесс, сопровождающийся чувством «вовлеченности» и «растворения» в предмете исследования;

в) одна из разновидностей любви к прекрасному, метод эстетики;

г) способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету.

 

19. Схоластика – это

а) интеллектуальный феномен средневековой, теологической европейской культуры, ставившей своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию христианского вероучения;

б) общее обозначение замкнутого, не признающего даже формального противоречия мышления, берущее начало в религиозной догматике;

в) метод преподавания, направленный на поиск новых методик;

г) учение о противоречиях в развитии мира.

 

20. Мировоззрение – это

а) совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, определяющих отношение человека к миру;

б) «жизненный мир» субъекта, обусловленный его переживанием бытия в мире;

в) научная картина мира;

г) фантастическое отражение существующих в природном и социальном мире связей и отношений.

 

21. Философия – это

а) форма мировоззрения, связанная с постижением сущности социального и природного бытия;

б) форма жизни человека вопрошающего о сущности и смысле бытия;

в) вид искусства, способ приукрашивания действительности;

г) форма общественного сознания, связанная с духовно-теоретическим и духовно-практическим постижением и освоением сущности бытия, места и роли человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни.

 

22. Миф, мифология – это

а) рассказ о прошлом;

б) тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхестественное;

в) форма мирочувствования, состоящая в антропоморфизации мира;

г) специфическое образное синкретическое мировоззрение.

 

23. Религия – это

а) исторически возникший и развивающийся тип мировоззрения, основанный на вере в Бога;

б) опиум для народа, форма бизнеса на экзистенциальных и социальных проблемах людей;

в) тип мировоззрения, «вырастающий» из веры в богов;

г) форма общественного сознания, связанная с духовно-теоретическим и духовно-практическим постижением и освоением сущности бытия, места и роли человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни.

 

24. Идеология – это

а) форма общественного сознания, связанная с осмыслением мира через призму политических, стратово-классовых интересов;

б) форма познания мира, ориентированная на поиск истины и справедливости;

в) то же что и декларация, политический манифест;

г) синоним термина «философия».

 

25. Наука – это

а) способ познания и покорения природы человеком;

б) исторически возникшая и развивающаяся форма, обладающая целым спектром функций теоретического и практического освоения мира, основанная на изучении объективных законов природной и социальной действительности;

в) форма общественного сознания, связанная с осмыслением мира через призму политических, стратово-классовых интересов;

г) проявление человеческой гордыни, патологическая социальная форма, ведущая человечество к гибели.

 

26. Учение ДАО принадлежит:

а) Конфуцию;

б) Лао-цзы;

в) Будде;

г) Кришне.

 

27. Мир есть «майя» (иллюзия) учил ____________, пришедший к постижению четырех истин, оставивший учение о пути избавления человека от страдания, который называется:

а) Конфуций; 1) Новый Завет;

б) Лао-цзы; 2) «Восьмеричный благородный Путь»;

в) Будда; 3) «И-цзин»;

г) Кришна; 4) «Бхаватгита».

 

28. Кто из перечисленных мыслителей не является «натурфилософом»:

а) Фалес;

б) Платон;

в) Гераклит;

г) Эмпедокл.

 

29. Платон создатель стройной философской концепции, которую можно охарактеризовать как:

а) объективный идеализм;

б) дуализм;

в) «стихийный материализм»;

г) субъективный идеализм.

 

30. Соотнесите эпохи и методологические принципы:

а) античность; а) теоцентризм;

б) Новое Время; б) пантеизм;

в) средние века; в) космоцентризм;

г) эпоха Возрождения; г) механицизм.

А – В, В – Г, В – А, Г – Б

 

31. Эпикур считал, что цель и смысл человеческого бытия:

а) счастье (удовольствие);

б) страдание;

в) выживание;

г) отсутствует.

 

32. Соотнесите крупнейших мыслителей и философские направления античности:

а) Платон; а) кинизм;

б) Демокрит; б) гедонизм;

в) Эпикур; в) стоицизм;

г) Сенека; г) атомизм;

д) Антисфен, Диоген; д) объективный идеализм.

 

33. «Родоначальником» немецкого классического идеализма является:

а) Иоганн Гердер;

б) Гете;

в) Людвиг Фейербах;

г) Иммануил Кант.

 

34. Философское наследие Карла Маркса (1818-1883 гг.) многопланово и противоречиво, но все же все исследователи сходятся в том, что он сформировал целостную концепцию:

а) объективного идеализма;

б) космизма;

в) исторического материализма;

г) самоорганизации (синергетику).

 

35. Основной философский труд П.Я. Чаадаева, вызвавший бурную реакцию в российской общественно-политической мысли называется:

а) «Слово о законе и благодати»;

б) «Философские письма»;

в) «Материализм и эмпириокритицизм»;

г) Россия и Европа».

 

36. Создателем теории культкрно-исторических типов был:

а) Н.Я.Данилевский;

б) В.С.Соловьев;

в) В.В.Розанов;

г) А.А.Богданов.

 

37. Соотнесите основные философские работы и их авторов:

а) «Философия хозяйства; а) В.С.Соловьев;

б) «Духовные основы жизни»; б) С.Н.Булгаков;

в) «Духовные основы общества»; в) С.Л.Франк;

г) «Диалектика мифа»; г) А.Ф.Лосев.

 

38. В советский период ведущее, доминирующее положение занимала философия:

а) О.Конта – позитивизм;

б) М.Бакунина – анархизм;

в) К.Маркса – исторический материализм;

г) З.Фрейда – психоанализ.

 

39. «Родоначальником» российской версии экзистенциализма (персонализма) был ___________, и предметом его размышлений по его собственному признанию была _____________:

а) С.Л.Франк; 1) Свобода;

б) Н.А.Бердяев; 2) Любовь;

в) Л.П. Карсавин; 3) Психика;

г) П.А.Флоренский; 4) история философии.

 

40. Многие из советских философов (А.А.Зиновьев, Э.В. Ильенков, Г.С.Батищев, М.К.Мамардашвили), пытающихся возродить свободные философские штудии в 50 – 60 гг., пытались сделать это под лозунгом:

а) «Назад к Марксу!»;

б) «Назад к В.И.Ленину!»;

в) «Назад к Канту!»;

г) «Вперед к победе коммунизма!»

 

41. О.Конт утверждавший, что «наука сама себе философия» был основателем такого философского направления как:

а) позитивизм;

б) экзистенциализм;

в) сциентизм;

г) утилитаризм и прагматизм.

 

42. Кто их перечисленных философов не принадлежал к влиятельному в конце 19 – начало 20 веков интеллектуальному течению как «философия жизни»:

а) Ф. Ницше;

б) А. Бергсон;

в) Г. Риккерт;

г) В. Дильтей.

 

43. Соотнесите персоналии и философские направления, к которым их можно отнести, согласно их философских воззрений:

а) К.Ясперс, А.Камю, Ж.П.Сартр; а) «философия жизни»;

б) А.Грамши, Т. Адорно, Ю. Хамбермас; б) психоанализ;

в) З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э. Фромм; в) неомарксизм;

г) А.Бергсон, Г. Зиммель, В. Дильтей; г) экзистенциализм.

 

44. Творчество немецкого философа М. Хайдеггера чрезвычайно многопланово, что создает определенные трудности при изучении его богатого философского наследия, но можно точно сказать, сто он не принадлежал к такому философскому течению как:

а) экзистенциализм;

б) феноменология;

в) неомарксизм;

г) герменевтика.

 

45. Соотнесите философов и основные понятия их философских концепций:

а) К.Поппер; 1) эпистема;

б) Томас Кун; 2) научно-исследовательская программа;

в) Имре Лакатос; 3) «открытое общество»;

г) Мишель Фуко; 4) парадигма.

 

46. Проект феноменологии как строгой науки в 20 веке был предложен:

а) Ж.П.Сартром;

б) Э.Гуссерлем;

в) С.Л.Франк;

г) Л. Витгенштейном.

 

47. Неотомизм – одно из влиятельных течений в современной философии, в основе которой лежат взгляды известного философа средневековья:

а) Ф.Аквинского;

б) А.Блаженного;

в) П.Абеляра;

г) У.Оккама.

 

48. Кто из перечисленных философов не относится к экзистенциализму:

а) А. Камю;

б) Э. Гуссерль;

в) К. Ясперс;

г) Н.А.Бердяев.

 

49. Кто из философов современности убежден в том, что герменевтика способна стать универсальным методом постижения мира:

а) А. Печчеи;

б) Г. Гадамер;

в) А. Витгенштейн;

г) М.Фуко.

 

50. Кого из известных философов 20 века называли «грузинский Сократ»:

а) М.К.Мамардашвили;

б) К.Мергелидзе;

в) В. Тевтадзе;

г) Д.Узнадзе.

 

51. Что означает понятие «материя»:

а) постоянный источник ощущений;

б) объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, но данная нам в ощущениях;

в) абсолютную неизменную субстанцию;

г) нечто не познаваемое, «вещь в себе».

 

52. Первым в философский оборот категорию «бытие» ввел:

а) Гераклит Эфесский;

б) Фалес Милетский;

в) Парменид Элейский;

г) Аристотель Стагирит.

 

53. Соотнесите понятие и определение, связанные с решением основного вопроса философии:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) дуализм;

А) мировоззренческая и методологическая установка, согласно которой существование какой-либо области бытия, мира в целом определяется множеством разнородных, не сводимых друг к другу начал;

Б) мировоззренческая и методологическая установка, согласно которой существование какой-либо области бытия, мира в целом определяется единой субстанцией;

В) мировоззренческая и методологическая установка, согласно которой существование какой-либо области бытия, мира в целом определяется двумя взаимосвязанными субстанциями образующими целостную форму мира.

 

54. Субстанция – это:

а) одна их фундаментальных философских категорий, обозначающая нечто неизменное, то, что существует само по себе, первооснова, определяющая существование других вещей;

б) базовая философская категория, указующая на идеальную основу бытия;

в) ничего не значащий термин;

г) термин, введенный З.Фрейдом для обозначения процесса преобразования сексуального влечения на достижение культурно-значимых целей.

 

55 Пространство – это:

а) одна из основных парных, (пространство – время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, структурная организованность бытия, сосуществование вещей, явлений и процессов природной и социальной действительности;

б) одна из основных парных, (пространство–время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, последовательность смены состояний, «одно после другого»;

в) то, что представляет себе человек об окружающем;

г) структура «жизненного мира человека».

 

56. Время – это:

а) одна из основных парных, (пространство – время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, последовательность смены состояний, «одно после другого»;

б) понятие, окружающее становление бытия;

в) атрибут материи;

г) одна из основных парных, (пространство–время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, структурная организованность бытия, сосуществование вещей, явлений и процессов природной и социальной действительности;

 

57. Движение – это:

а) всякое перемещение вообще;

б) отсутствие покоя;

в) атрибут материи;

г) всякое изменение вообще.

 

58. Субъективная реальность – это:

а) форма отражения и воспроизведения связей и отношений, существующих в мире в сознании отдельно взятого индивида, на основе его ощущений, опыта;

б) высший тип бытия, мир эйдосов в философии Платона;

в) мир фантазий и грез;

г) форма отражения и воспроизведения процессов, связей и зависимостей бытия «такими как они есть».

 

59. Объективная реальность – это:

а) материальный мир как система, существующая до, вне и независимо от сознания;

б) синоним понятия «материя»;

в) «мир природы» в противовес «миру культуры»;

г) всякое изменение вообще.

 

60. Социальная реальность – это:

а) общее понятие социологии, обозначающее всю совокупность жизнедеятельности человека;

б) сфера смыслов и ценностей;

в) форма и способ бытия, формируемая и развивающаяся на основе многообразной деятельности человека по освоению природных и своих родовых сил;

г) одна из форм движения материи, для которой характерны естественный отбор, наследственность, адаптация и т.д.

 

61. Развитие – это

а) такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, характеризующиеся направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

б) такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, характеризующиеся отсутствием направленности, определенных закономерностей и необратимостью.

в) структура «жизненного мира» человека;

г) всякое перемещение вообще.

 

62. Гармония – это

а) идеал развития человека;

б) процесс объединения разрозненных элементов в единое целое;

в) совокупность факторов, обеспечивающее подвижное равновесие системы;

г) философская категория, показывающая целесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью.

 

63. Структура – это

а) нечто целое;

б) духовный центр мира;

в) совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии;

г) инвариантное, или неизменное состояние системы.

 

64. Система – это

а) свойство объектов природной и социальной действительности сохранять свою структуру при неблагоприятных взаимодействиях извне и изнутри;

б) совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии;

в) нечто аморфное и неопределенное;

г) инвариантное, или неизменное состояние системы.

 

65. Саморегулирование (самоорганизация) – это

а) способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления;

б) процесс разделения системы на части;

в) регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечивающий устойчивое функционирование всей системы;

г) смена внутренних алгоритмов функционирования систем.

 

66. Тектология, в философском учении А.Богданова:

а) раздел учения о разломах в земной коре;

б) наука о технике;

в) научное прогнозирование будущего;

г) учение о принципах организованности в природе и обществе.

 

67. Качество – это

а) несущественной, второстепенный аспект объективной реальности;

б) характеристика деятельности человека как субъекта деятельности;

в) «самое само» предмета исследования;

г) существенная определенность объекта.

 

68. Количество – это

а) внешнее формальное по отношению к сущности;

б ) общее в вещах, безразличное к конкретному содержанию и качественной определенности объекта;

в) обозначение разнообразия и параметров бытия;

г) существенная определенность объекта.

 

69. Отрицание – это

а) философская категория для обозначения определенного типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта;

б) деконструктивное, нигилистическое восприятие мира человеком;

в) философская категория для обозначения «снятия» без уничтожения;

г) философская категория для обозначения неопределенного типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта;

 

70. Прогресс – это

а) одна из спорных категорий новоевропейской философии, обозначающий направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного е более совершенному;

б) одна из спорных категорий античной философии, обозначающий направление развития бытия, характеризующееся трансформацией одного качества объекта в другое;

в) одна из спорных категорий средневековой философии, обозначающий направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему, от более к менее совершенному;

г) торжество справедливости.

 

71. Революция – это

а) форма социального развития, осуществляемая путем насильственного (скачкообразного) перехода к новому качеству общества и познания;

б) попытка повернуть течение истории вспять;

в) синоним термина «эволюция»;

г) тип социального развития, связанный с теорией «малых дел» изменяющих качество жизни человека.

 

72. Атрибуты материи – это

а) пространство, время, движение;

б) пространство – время, движение, информация;

в) высота, ширина, высота;

г) трехмерность, необратимость, становление.

 

73. Бытие – это

а) объективная реальность;

б) общее определение природного и социального, божественного миров;

в) объективная и субъективная реальность в своей совокупности;

г) субъективная реальность.

 

74. Учение об атомах в античной философии принадлежало:

а) Солону;

б) Цицерону;

в) Демокриту;

г) Платону.

 

75. Такие свойства как трехмерность, бесконечность, протяженность являются атрибутами:

а) времени;

б) пространства;

в) движения;

г) материи в целом.

 

76. Монизм – это



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.391 с.)