Тема 19. Проблема ценностей в философии. Моральные и нравственные ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Проблема ценностей в философии. Моральные и нравственные ценности



Аксиология как учение о ценностях человеческого бытия. Бытие ценностей: между ценой и оценкой. Многообразие ценностных отношений. Культура и цивилизация как сфера воплощенных ценностей бытия человеческого рода. Основные формы духовной культуры: мораль, религия, искусство. Духовные практики и традиции и их роль в становлении этнокультурной и цивилизационной идентичности.

Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность». Мораль как исток формами общественного сознания. Свойства и функции морали. Моральное сознание и «практика жизни».

Нравственные ценности: добро, счастье, совесть, свобода, ответственность, правда, справедливость, милосердие, удовольствие и польза, моральный долг. Профессиональная этика. Ценностные ориентиры науки и деятельности ученого.

 

Тема 20. Религиозное сознание. Религиозные ценности и свобода совести

Религия как предмет философского осмысления. Сущность и структура религии: вера, вероучение, культ, религиозная организация. Основные теории происхождения религии: натуралистический, социокультурный и религиоведческий подходы. Место и роль религии в жизнедеятельности человека и общества: теория конфессиональных цивилизаций.

Классификация религий и их специфика (древнейшие виды верований, национальные религии, мировые религии). «Жизненный мир» основных мировых религий. Свобода совести как принцип современного отношения к религиозной сфере человеческого бытия.

Тема 21. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни

Эстетика как область философского познания. Эстетические интенции общественного сознания. Основные категории эстетического сознания: красота, истина, добро. Феномен красоты.

Специфика художественного творчества. Искусство как специфическая форма сознания и выражения эстетических потребностей и отношений человека. Эстетические чувства. Взаимосвязь эстетического и этического в формировании личных качеств человека. Взаимодействие искусства и других форм общественного сознания.

 

Тема 22. Культура и цивилизация

Культура как предмет философского и междисциплинарного исследования: разнообразие подходов. «Классическое» понимание культуры и цивилизации. Культура как стадия развития общества и человека. Культура личности и ее аспекты (культура речи, общения, быта и т.п.). Роль образования в культуре. Понятие духовности. Духовное производство и его основные сферы (наука, искусство, философия, религия, образование, воспитание). Роль СМИ в современном духовном производстве. Понятие интеллигентности. Различия интеллектуала и интеллигента.

Цивилизация как высшая форма развития бытия человеческого рода. Диалектика цивилизационного развития: трагедия человеческого существования. Контуры современной цивилизации. Надежды и угрозы информатизации и глобализации (экологическая проблематика, становление техногенной и постчеловеческой реальности).

 

Тема 23. Проблема личности. Роль личности в истории

Философская антропология как учение о человеке. Категории антропологического знания: понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Закономерности взаимодействия личности и общества. Человек в системе социальных связей. Противоречия между личностью и обществом. Социальные типы личностей в социальной психологии.

Дискуссия о соотношении роли личности и масс в истории. Позиция главенства личности в общественном развитии. Аргументы «за» первичность общественных факторов в судьбе человека. Народ и толпа. Класс как субъект истории. Общественные (коллективные) и частные интересы в жизни человека. Диалектика личности и общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.015 с.)