ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Стратегия развития национального хозяйства»
Для магистров направления подготовки 080200.68 «Менеджмент»
очная форма обучения
Утверждено
Ученым советом экономического факультета
Протокол №___«___» _____20__
Декан экономического факультета доцент, к.э.н.
______________ Т.А. Плаксунова
|
|
| Рекомендовано
Кафедрой экономической теории
и управления
Протокол №___ «___»______ 20___
Зав. кафедрой, доцент, к.э.н.
________________ Е.В. Логинова
|
Волжский 2012
Автор-составитель:
Орехова Е.А., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и управления.
Учебно-методический комплекс «Стратегия развития национального хозяйства» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программой по направлению подготовки магистров 080200.68 «Менеджмент».
Дисциплина входит в курсы по выбору профессионального цикла М2.
СОДЕРЖАНИЕ
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА......................................................................................................4
1.1. Пояснительная записка (аннотация).............................................................................4
1.2. Трудоемкость изучения дисциплины..………………………………………………..5
1.3. Тематический план изучения дисциплины.................................................................. 6
1.4. Тематика и примерные варианты заданий модульных контрольных работ.......... 10
1.5. Примерные темы рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных заданий) 11
1.6. Экзаменационные вопросы......................................................................................... 12
1.7. Требования к допуску на зачет ……............................................................................14
1.8. Учебно-методическое обеспечение программы…………………………………….15
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………………….18
2.1. Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение
дисциплины.......................................................................................................................... 18
2.2. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию........................................... 18
2.3. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. 19
2.4. Рекомендации по работе с литературой..................................................................... 19
2.5. Советы по подготовке к зачету................................................................................... 19
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.....................................................................20
3.1. Лекции............................................................................................................................ 20
3.2. Практические занятия................................................................................................... 23
3.2.1. План проведения и тематика практических (семинарских) занятий..............23
3.3. Словарь терминов......................................................................................................... 26
3.4. Персоналии…………………………………………………………………………….34
3.5. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля...................................... 37
3.5.1. Примерные темы рефератов……........................................................................37
3.5.2. Варианты контрольных работ…….....................................................................38
3.5.3. Вопросы к зачету..................................................................................................41
4. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.................................................................................................................42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Формы работы
– лекции;
– семинарские занятия;
– самостоятельная работа (работа с литературными источниками и с информационным образовательным порталом, доклады, рефераты, выполнение домашних письменных заданий).
1.1.5. Виды контроля:
Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор.
Текущий контроль по практическим занятиям проводит преподаватель, проводивший эти занятия.
Текущий контроль
Виды работ
| Минимально по видам
работы (в баллах)
| Максимально по видам
работы (в баллах)
|
Посещение лекций и семинаров
|
|
|
Подготовка доклада и выступление на семинаре
|
|
|
Конспект лекций
|
|
|
Составление глоссария
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
Реферат
|
|
|
Максимальное количество баллов
|
|
|
Для получения оценки «зачтено» студент должен выполнить все три модульные контрольные работы, и с учетом посещения лекционных и практических занятий, работы на занятиях получить не менее 60 баллов.
График сдачи модулей проведения контрольных работ (очная форма)
Модули
|
I
| II
| III
|
5-6 недели семестра
| 11-12 недели семестра
| 16-17 недели семестра
|
Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за работу в семестре проставлением «премиальных» баллов.
Нормы выставления дополнительных баллов
«Премиальные»
| Кол-во баллов
|
Дополнение к ответу на семинаре
| + 0,5 балла
|
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях в рамках предмета дисциплины
| + 15 баллов
|
Призовое место за участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях в рамках предмета дисциплины
| + 30 баллов
|
Шкала итоговой оценки
Количество баллов
| Оценка
|
60-100
| зачтено
|
0-59
| не зачтено
|
1.1.6. Методика формирования результирующей оценки:
Студенту, набравшему по результатам итогового контроля от 60 баллов и выше выставляется оценка «зачтено».
Студенту, набравшему по результатам итогового контроля менее 60 баллов выставляется оценка «незачтено». Порядок прохождения дальнейшего обучения регулируется Положением о курсовых экзаменах и зачетах.
1.2. Трудоемкость изучения дисциплины
Всего часов (общая трудоемкость в часах)
|
|
Аудиторных занятий
|
|
Из них:
| лекций
|
|
семинарских/практических
|
|
Самостоятельных занятий
|
|
Из них:
| Изучение основной и дополнительной литературы
|
|
Написание эссе, рефератов
|
|
Выполнение контрольных работ, тестов
|
|
| | | |
1.3. Тематический план изучения дисциплины
|
Тема
| Содержание
| Вид занятий
| Форма занятий
| Кол-во часов
| Форма контроля
|
Стратегичес-кая функция государства и механизм ее реализации
| Развитие национального хозяйства: понятие, типы, тенденции. Роль и функции государства в регулировании развития национального хозяйства. Стратегическое планирование в реализации стратегической функции государства
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| лекция, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Научные основы стратегичес-кого планирования развития национального хозяйства
| Теоретические основы и исторический опыт стратегического планирования. Выбор стратегических приоритетов хозяйственного развития на основе прогноза. Особенности и ограничения стратегического планирования развития рыночного хозяйства. Обобщающие показатели и балансы стратегических планов. Реализация стратегических планов
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| лекция, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий
|
Балансовые методы и макромодели-рование в стратегичес-ком планировании развития национального хозяйства
| Структура стратегических планов. Система индикаторов развития и внешнеэкономических связей национального хозяйства. Система балансов трудовых, природных и материальных ресурсов, основных фондов. Использование межотраслевого баланса и воспроизводственно-цикличной макромодели при обосновании показателей и балансов стратегических планов
| Самостоя-тельные
| изучение литературы, выполнение письменных домашних работ, решение задач
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Стратегичес-кое планирование социодемографического развития национального хозяйства
| Демографическая динамика и пути преодоления тенденций к депопуляции. Динамика занятости и безработицы по воспроизводственным секторам и отраслям национального хозяйства. Стратегическое
планирование уровня жизни, оплаты труда и доходов населения, пенсионного обеспечения, развития социальных услуг
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| семинар, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| опрос, проверка домашних заданий, рефераты
|
Стратегичес-кое планирование научно-технического и инновационно-инвестиционного развития национального хозяйства
| Ключевая роль научно-технического и инновационно-инвестиционного развития в повышении конкурентоспосо-бности и эффективности национального хозяйства
Стратегическое планирование развития науки и технологий, смены поколений техники и технологических укладов. Стратегическое планирование инновационно-технологического развития национального хозяйства. Инновационные приоритеты и их инвестиционное обеспечение. Стратегическое планирование инвестиций, инновационного обновления основных фондов
| Самостоя-тельные
| изучение литературы, выполнение письменных домашних работ, решение задач
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Модуль 1.
|
|
|
|
| Контроль-ная работа
|
Стратегичес-кое планирование экономического роста и структурных сдвигов национального хозяйства
| Показатели, факторы и ограничения экономического роста. Экономическая динамика на разных фазах циклов. Стратегическое планирование экономического роста. Сценарии структурной динамики национального хозяйства по воспроизводственным секторам и отраслям
Условия и факторы реализации инновационно-прорывного сценария развития национального хозяйства
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| семинар, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Стратегичес-кое планирование развития энергосырьевого сектора национального хозяйства
| Глобальный энергоэкологический кризис и перспективы выхода из него. Место России в мировом энергоэкологическом кризисе. Стратегическое планирование развития топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, развития геологоразведки и обеспечения национального хозяйства минеральным сырьем. Перспективы и ограничения развития
энергосырьевого сектора, замены ископаемого топлива и первичного сырья альтернативными источниками энергии
| Самостоя-тельные
| изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Стратегичес-кое планирование развития машинострои-тельного и оборонно-промышленно-го комплексов
| Роль машиностроения в развитии оборонно-промышленного комплекса и обеспечении безопасности страны. Концепция национальной программы опережающего развития и повышения конкурентоспособности машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов. Формирование оборонного заказа и стратегии развития оборонно-промышленного комплекса.
Государственная поддержка развития отечественного машиностроения
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| семинар, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Стратегичес-кое планирование развития сельского хозяйства и потребительс-кого сектора национального хозяйства
| Роль сельского хозяйства и потребительского сектора в национальном хозяйстве и социальном развитии. Аграрный кризис в России и перспективы его преодоления. Стратегическое планирование развития агропродовольственного комплекса.
Стратегическое планирование развития потребительского сектора, удовлетворения потребностей населения в продовольствии, промтоварах, услугах
| Самостоя-тельные
| изучение литературы выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Модуль 2.
|
|
|
|
| Контроль-ная работа
|
Стратегичес-кое планирование территориаль-ного развития национального хозяйства
| Факторы и тенденции территориального развития национального хозяйства. Стратегические планы субъектов Федерации и муниципальных образований
Организация стратегического планирования в регионах России (субъектах Федерации) муниципальных образованиях. Проблемы и
перспективы сближения уровня социально-экономического развития регионов России
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| семинар, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Стратегичес-кое планирование внешнеэкономической деятельности
| Тенденции развития мирового хозяйства в условиях глобализации. Стратегическое планирование развития внешней торговли товарами и услугами, международного туризма, финансово-кредитных отношений Перспективы развития интграционных связей со странами СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союза Россия – Белоруссия – Казахстан. Учет последствий
присоединения России к ВТО
| Самостоя-тельные
| изучение литературы, выполнение письменных домашних работ, решение задач
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Нормативная база и организация стратегичес-кого планирования развития национального хозяйства
| Законодательная база стратегического планирования развития национального хозяйства. Организация стратегического планирования хозяйственного развития на федеральном и региональном уровнях. Организация стратегического планирования хозяйственного развития в корпорациях. Государственные органы, ответственные за стратегическое планирование развития национального хозяйства
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| лекция, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| проверка домашних заданий, рефераты
|
Зарубежный опыт стратегичес-кого планирования развития национального хозяйства
| Особенности зарубежной методологии стратегического планирования развития национального хозяйства. Опыт стратегического планирования развития национального хозяйства в странах Запада и Японии. Японский опыт стратегического планирования развития национального хозяйства. Организация и опыт стратегического планирования развития национального хозяйства в странах Индии, Китае и Казахстане. Возможности использования прогрессивного зарубежного опыта стратегического планирования в России. Перспективы социально-экономического развития России
| Аудитор-ные, самостоя-тельные
| семинар, изучение литературы, выполнение письменных домашних работ
|
| опрос, проверка домашних заданий, рефераты
|
Модуль 3.
|
|
|
|
| Контроль-ная работа
|
Всего часов
|
|
|
|
|
|
1.4. Тематика и примерные варианты заданий модульных контрольных работ
В течение семестра предусмотрено выполнение студентами трех контрольных работ, проводимых в письменной форме. Подготовка к контрольным работам способствует более осмысленному и системному усвоению основного материала учебного курса и позволяет преподавателю осуществлять промежуточный контроль и корректировать учебный процесс. Студент, получивший за контрольную работу неудовлетворительную оценку, обязан написать ее повторно в дополнительно установленное для этого время, в противном случае он не аттестуется по соответствующему модулю семестра и не допускается к экзамену.
Вопросы варианта задания для 1-ой модульной работы
№ п/п
| Вопросы
|
| Раскройте понятие и типы развития национального хозяйства
|
| Объясните, почему в современных условиях саморегулирующие начала рыночного хозяйствования не обеспечивают автоматической настройки национальных хозяйственных систем на стабильно-поступательное развитие
|
| Нарисуте схему, отображающую последовательность этапов стратегического планирования хозяйственной системы страны
|
| В чем состоит сущность нового этапа в развитии стратегического планирования в России?
|
| Почему стратегическое планирование выделяется как особая форма регулирования социально-экономических процессов?
|
| Выделите четыре главных компонента процесса стратегического планирования и раскройте их значение в обеспечении стратегического курса страны
|
| Каково взаимодействие государственных органов и частного сектора (корпораций, фирм, банков и пр.) в реализации функций стратегического планирования и управления?
|
| Постройте блок-схему разработки стратегического плана социально-экономического развития России до 2020 года
|
| Почему в стратегическом планировании необходимо использовать балансовые макромодели?
|
| Какие показатели характеризуют взаимосвязь экономического и социального развития?
|
| Дайте характеристику и обоснование основных параметров социального развития, предусмотренных в долгосрочной стратегической перспективе до 2020 года
|
| Чем обусловлена тенденция сокращения численности населения (депопуляции) в России?
|
| Как можно способствовать преодолению тенденции сокращения численности населения (депопуляции) в России?
|
| Покажите на примере, как влияет реализация приоритетных национальных проектов на демографическую динамику и развитие социального комплекса
|
| Какие закономерности научно-технического прогресса необходимо учитывать в стратегическом планировании?
|
| Каковы особенности стратегического планирования развития науки и изобретательской деятельности?
|
| Выделите основные направления и показатели стратегического планирования инновационной деятельности
|
| В чем преимущества стратегии инновационного прорыва?
|
| Перечислите факторы, которые позволят перейти к инновационному пути развития национального хозяйства
|
| Возможно ли обеспечить модернизацию и опережающее развитие машиностроительного комплекса России? Что для этого нужно сделать?
|
Вопросы варианта задания для 2-ой модульной работы
№ п/п
| Вопросы
|
| Перечислите основные составляющие системы национальных счетов и покажите, какое значение они имеют для формирования стратегии развития национального хозяйства
|
| Какие показатели используются в стратегическом планировании экономического роста и структурной динамики национального хозяйства?
|
| Определите в инерционном сценарии возможные темпы прироста ВВП России на перспективу до 2030 года (по пятилетиям) с учетом цикличных колебаний российского и мирового хозяйства
|
| Определите в инновационно-прорывном сценарии возможные темпы прироста ВВП России на перспективу до 2030 года (по пятилетиям) с учетом цикличных колебаний российского и мирового хозяйства
|
| Какие меры по улучшению структуры национального хозяйства и внешней торговли следует предусмотреть в стратегии социально-экономического развития России на перспективу до 2030 года?
|
| Какую роль играет оборонно-промышленный комплекс в национальном хозяйстве, в процессе воспроизводства?
|
| Насколько эффективной была система стратегического планирования в СССР? Сравните с практикой США
|
| Каковы последствия неолиберальных рыночных реформ для ОПК России?
|
| Какие меры предприняты в последние годы для восстановления стратегического планирования ОПК? Насколько этот опыт может быть использован в вругих народнохозяйственных комплексах?
|
| Нарисуйте схему системы стратегического планирования развития ОПК
|
| Определите сценарии глобального энергоэкологического развития на 50 лет.
|
| Какова роль России в реализации сценариев глобального энергоэкологического развития на 50 лет?
|
| В чем причины глобального энергоэкологического кризиса и какую роль может сыграть Россия в его преодолении?
|
| Какую роль играют сельское хозяйство и агропродовольственный комплекс в национальном хозяйстве и в социальном развитии?
|
| В чем особенности стратегического планирования развития сельского хозяйства?
|
| Дайте обоснование приоритетов стратегического планирования развития и обновления сельского хозяйства и продовольственного комплекса в целом
|
| Определите основные показатели инерционного сценария развития потребительского сектора России на период до 2030 года
|
| Определите основные показатели инновационно-прорывного сценария развития потребительского сектора России на период до 2030 года
|
| Оцените последствия реализации инерционного и инновационно-прорывного сценария развития потребительского сектора России на период до 2030 года
|
| Какую роль играют приоритетные национальные проекты в реализации инновационно-прорывного сценария развития потребительского сектора России?
|
Вопросы варианта задания для 3-ой модульной работы
№ п/п
| Вопросы
|
| Перечислите ключевые цели региональной экономическооой политииики Российской Федерации
|
| Чем, на ваш взгляд, организация стратегического планирования в региональном разрезе принципиально отличается от аналогичной постановки дела применительно к развитию национального хозяйства в целом?
|
| Выделите основные функциональные группы показателей, используемых в стратегическом планировании регионального развития
|
| Перечислите и охарактеризуйте основные этапы территориального стратегического планировая
|
| Изложите свое представление о развитии программно-целевого планирования и управления в регионах и муниципальных образованиях России с учетом опыта Волгоградской области
|
| Перечислите основные факторы, определяющие тенденции развития мирового хозяйства в перспективе первых трех десятилетий XXI века
|
| Каково воздействие основных факторов, определяющих тенденции развития мирового хозяйства в перспективе первых трех десятилетий XXI века на национальное хозяйство России?
|
| Определите возможные сценарии развития внешней торговли и ее структуры на долгосрочную перспективу и оцените последствия реализации этих сценариев
|
| Какое влияние окажет присоединение России к ВТО на динамику и структуру национального хозяйства и внешних связей России? Как учитывать эти последствия при обосновании стратегии развития внешней торговли?
|
| Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития интеграционных связей России со странами СНГ?
|
| Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития интеграционных связей России со странами ЕвраАзЭС?
|
| Дайте характеристику общему алгоритму плановой работе в стране, предусмотренной действующими нормативными актами
|
| Какими положениями нужно было бы дополнить действующее в России законодательство в отношении плановой работы в стране
|
| Какие приоритетные направления инновационно-промышленной политики, на ваш взгляд, следует выделить на предстоящее десятилетие?
|
| Какие организационные ресурсы для совершенствования стратегического планирования развития национального хозяйства в Россиинеобходимо предусмотреть при дальнейшем переустройстве органов государственной власти?
|
| Опишите особенности организации стратегического планирования на уровне предприятия (фирмы)
|
| Как складывалась система стратегического планирования в развитых странах мира?
|
| Перечислите основные рекомендации ООН по стратегическому планированию. Как использовать эти рекомендации в России?
|
| Какие методы и модели стратегического планирования используются в странах Запада и какие из них целесообразно использовать в России?
|
| В чем отличие применяемых в Китае и Индии методов перспективного планирования развития национального хозяйства от используемых в странах Запада? В какой мере при этом использован советский метод?
|
Примерные темы рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных заданий)
1. Долгосрочное прогнозирование как исходный пункт и база стратегического планирования и регулирования развития национального хозяйства
2. Общенациональные приоритеты национальных программ экономического развития
3. Стратегически-инновационная функция государства и механизм ее реализации
4. Система стратегического регулирования социально-экономического развития
5. Методология Форсайта и выбор приоритетов инновационного развития национального хозяйства
6. Взаимосвязи стратегического планирования с другими компонентами перспективного и текущего регулирования социально-экономических процессов
7. Научные основы национального программирования
8. Исторический опыт и перспективы национального программирования
9. Методология и технология разработки национальных и федеральных целевых программ
10. Содержание, формы и роль индикативного планирования в современном национальном хозяйстве
11. Формирование системы индикативного планирования в России
12. Индикаторы технологической конкурентоспособности национального хозяйства России
13. Специфика стратегического планирования развития национального хозяйства Германии
14. Особенности стратегического планирования развития национального хозяйства во Франции
15. Роль экономического планирования в Японии
16. Китайский опыт стратегического планирования
17. Долгосрочное планирование экономического и социального развития Индии
18. Специфика стратегического планирования развития национального хозяйства России
Вопросы к зачету
Требования к допуску на зачет
1. Студент обязан посетить все семинары, подготовить и сдать реферат по дисциплине.
2. В течение семестра студент обязан выполнить запланированные контрольные работы.
3. Студент не должен иметь текущих неудовлетворительных оценок (полученные неудовлетворительные оценки и пропуски должны быть отработаны во внеурочное время).
4. Итоговая оценка складывается из результатов промежуточного контроля, ответов на практических занятиях, а также зачете.
1.Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и междисциплинарное направление, его цель и задачи.
2. Роль географии и экологии в развитии природопользования. Виды и типы природопользования.
3.Экологический кризис, объективные причины возникновения и развития природопользования. Путь от покорения природы к сотрудничеству с ней.
4. Природная среда и геосферы как исходные объекты природопользования. Геосистемы и экосистемы и их основные свойства.
5. Социально-экономические функции и потенциал гео- и экосистем. Частные потенциалы ландшафтов.
6. Понятие о природных ресурсах и природно-ресурсном потенциале. Классификация природных ресурсов.
7.Влияние человека на природу. Физическая сущность антропогенного воздействия. Понятие об антропогенной нагрузке на природную среду.
8. Вертикальные и горизонтальные антропогенные изменения природных геосистем и экосистем.
9. Природно-антропогенные геосистемы как важнейшие объекты природопользования.
10. Истощение природных ресурсов и его влияние на хозяйственную деятельность человека. Примеры истощения различных видов ресурсов.
11. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека.
12. Антропогенное нарушение структуры и деградация природных ландшафтов. Понятие об антропогенных пустошах и антропогенном опустынивании ландшафтов.
13. Представление об экологическом состоянии гео- и экосистем и его оценке. Санитарно-гигиенические и экологические критерии оценки состояния природных и природно-антропогенных геосистем.
14. Способы оценки экологического состояния компонентов окружающей среды. Понятия об экологических (геоэкологических) ситуациях.
15. Учение В.И. Вернадского о ноосфере, понятие о коэволюции и их влияние на развитие природопользования.
16. Понятие об устойчивом развитии. Критерии устойчивого развития. Экологическая безопасность деятельности человека.
17. Представление о показателе природоемкости и об экологической эффективности природопользования.
18. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и междисциплинарное направление, его цель и задачи.
19. Роль географии и экологии в развитии природопользования. Виды и типы природопользования.
20. Экологический кризис, объективные причины возникновения и развития природопользования. Путь от покорения природы к сотрудничеству с ней.
21. Природная среда и геосферы как исходные объекты природопользования. Геосистемы и экосистемы и их основные свойства.
22. Социально-экономические функции и потенциал гео- и экосистем. Частные потенциалы ландшафтов.
23. Понятие о природных ресурсах и природно-ресурсном потенциале. Классификация природных ресурсов.
24. Влияние человека на природу. Физическая сущность антропогенного воздействия. Понятие об антропогенной нагрузке на природную среду.
25. Вертикальные и горизонтальные антропогенные изменения природных геосистем и экосистем.
26. Природно-антропогенные геосистемы как важнейшие объекты природопользования.
27. Истощение природных ресурсов и его влияние на хозяйственную деятельность человека. Примеры истощения различных видов ресурсов.
28. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека.
29. Антропогенное нарушение структуры и деградация природных ландшафтов. Понятие об антропогенных пустошах и антропогенном опустынивании ландшафтов.
30. Представление об экологическом состоянии гео- и экосистем и его оценке. Санитарно-гигиенические и экологические критерии оценки состояния природных и природно-антропогенных геосистем.
31. Способы оценки экологического состояния компонентов окружающей среды. Понятия об экологических (геоэкологических) ситуациях.
32. Учение В.И. Вернадского о ноосфере, понятие о коэволюции и их влияние на развитие природопользования.
33. Понятие об устойчивом развитии. Критерии устойчивого развития. Экологическая безопасность деятельности человека.
34. Представление о показателе природоемкости и об экологической эффективности природопользования.
|
Учебно-методическое обеспечение программы
Базовый учебник
1. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. – 3-е изд. доп. – М.: Экономика, 2009.
Основная литература
1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В.И.Аношина, А.А.Дагаева. Изд. 2-е. М.: Дело, 2006.
2. Инновационный тип развития экономики России: Учеб. пособие. М.: РАГС, 2005.
3. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И.Борисевич, Г.А.Кандауровой. Минск: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2001.
Дополнительная литература
4. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века. – М.: Экзамен, 2008.
5. Афиногентова А.А., Крылатых Э.Н. К разработке стратегии развития АПК с учетом инновационных факторов. – М.: Экономика, 2005.
6. Бестужев-Лада И.В. Россия и мир: 2005 – 2010. Вызовы и ответы. – М.: ИНЭС, 2006.
7. Ивантер В.В., Кузык Б.Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? – М.: ИНЭС, 2005.
8. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы / Под ред. В.В.Ивантера. – М.: МАКСпресс, 2005.
9. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П.Горегляд. – М.: Наука, 2005.
10. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд. – М.: Экономика, 2005.
11. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. – М.: Экономика, 1997.
12. Макромодель Василия Леонтьева и перспективы развития рыночной и мировой экономики. – М.: РАГС, 2006.
13. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. А.А.Дынкина. – М.: Магистр, 2007.
14. Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в XI веке / Пер. с яп. – М.: NOTA BENE, 2001.
15. Носова С.С. Развитие инноваций как ключевая проблема российской экономики XXI века // Инновации и инвестиции. 2008. № 1.
16. Носова С.С. Возможен ли инновационный путь экономического развития современной России // Экономическая теория в XXI веке. Инновационная экономика / Под ред. Ю.М.Осипова и др. – М.: МГУ, 2008.
17. Осипов Ю.М. Об инновациях вообще и инновациях современной России // Экономическая теория в XXI веке. Инновационная экономика / Под ред. Ю.М.Осипова и др. – М.: МГУ, 2008.
18. Современные макроэкономические проблемы России: учебное пособие / Под ред. С.С.Носовой. – М.: КНОРУС, 2010.
19. Стратегия инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса России. Научное наследие Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова и перспективы развития российского сельского хозяйства. – М.: VAR. 2005.
20. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XI веке / Под ред. А.Г.Гранберга, В.И.Данилова-Данильяна, М.М.Циканова, Е.С.Шопхоева. – М.: Экономика, 2002.
21. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г.Гранберга. – М.: Наука, 2004.
22. Стратегическое планирование: http://www.strategy.newparadigm.ru
23. Фоломьев А.Н., Ревазов А.Г. Инновационное инвестирование. – Спб.: Наука, 2001.
24. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: Экономика, 2004.
Экономическая периодика
Отечественные журналы
Вестник института экономики РАН
Вестник Московского университета
Вестник Новосибирского государственного университета
Вестник Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова
Вестник Санкт-Петербургского университета
Вестник Университета (Государственный университет управления)