ТОП 10:

Занятие № 4. Происхождение и развитие письма.



Контрольные вопросы

1. Что такое письмо? Каковы причины возникновения письменности?

2. Что предшествовало начертательному письму? Приведите примеры.

3. Что такое графическое письмо? Назовите этапы развития графического письма.

4. Что такое пиктография? В чем её достоинства и недостатки как средства общения? Приведите примеры пиктографического письма. Используется ли пиктография в настоящее время?

5. Что такое идеография? Что общего было у пиктографии и идеографии на раннем этапе развития? Чем идеограммы отличаются от пиктограмм? Какие современные языки используют идеографию как основной вид письма?

6. Что обозначает отдельный иероглиф? В чём преимущества и недостатки иероглифического письма?

7. Что такое фонография? Виды фонографического письма.

8. Как возникло слоговое письмо? Какие народы пользуются слоговыми алфавитами?

9. Что такое консонантное письмо? Какие народы используют этот вид письма?

10. Что такое буква? Какая связь между буквой и звуком? В чём отличие между ними?

11. Что такое алфавит?

12. Назовите наиболее распространённые алфавиты. На базе каких алфавитов возникло большинство современных алфавитов?

13. Опишите возможные пути приспособления одного и того же алфавита к языкам разного фонетического строя.

14. Расскажите подробно об одном из алфавитов.

 

Практические задания

 

1. Сколько видов графического письма представлено ниже? В чём вы видите преимущества и недостатки каждого из видов?

I, II, III; 1, 2, 3; один, два, три; one, two, three; eins, zwei, drei; un, deux, trois.

 

2. Сравните две записи и сделайте выводы об особенностях идеографического и фонографического письма: а) (a + b) = a + 2ab + b ;

б) а плюс бэ в квадрате равно а в квадрате, плюс удвоенное произведение а на бэ, плюс бэ в квадрате.

3. В приведённых отрывках выделите идеограммы и объясните их значение и цели использования: а) извлеките ; б) поэтому в поле действительных чисел не разрешимы даже такие, на первый взгляд, простые уравнения, как x + 1=0.

4. Сколько разных звуков и разных букв в следующих словах? Укажите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами. Укажите разные звуки, обозначенные одной и той же буквой.

Русск. мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, коньки, молоко, верёвка.

Англ. cock, image, quick, never, heartbreak, colour, fever, season, sentence, midnight.

Франц. gagner, ton, tonne, mieux, mince, mine, sens, blanc, cacher, fille, noeud.

Нем. genug, schwester, hohl, selbst, Tod, teilen, wichting, Verfasser, Leute.

 

 

Дополнительная литература

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. Ст. «Идеография», «Слоговое письмо», «Консонантное письмо», а также статьи по отдельным алфавитам.

2. Ф. Фолсом. Книга о языке. М., 1977.

3. А.М. Кондратьев. Книга о букве. М., 1985.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Что такое письмо? Почему оно возникло?

2. Что предшествовало начертательному письму?

3. Что представляет собой пиктография? Используется ли пиктограммы в современной жизни?

4. Чем идеограммы отличаются от пиктограмм? Приведите примеры современных идеограмм. Почему пиктографию и идеографию не все считают собственно письмом?

5. Что собой представляет иероглифическое письмо? Какие народы пользуются (пользовались) иероглифами? Что обозначает отдельный иероглиф? В чём преимущества и недостатки иероглифического письма?

6. Как возникло слоговое письмо? Какие народы пользуются слоговыми алфавитами?

7. Как возникло консонантное письмо? Какие народы пользовались (пользуются) консонантным письмом?

8. Что обозначает буква в буквенном письме? (Обратите внимание – есть два варианта).

9. На базе какого алфавита возникли большинство современных алфавитов?

10. Расскажите подробно об одном из алфавитов.

 

Литература.

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. - Ст. «Идеография», «Слоговое письмо», «Консонантное письмо», а также статьи по отдельным алфавитам.

3. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1977.

4. Кондратов А.М. Книга о букве. М., 1985.

5. Утевская П.В. Слов драгоценные клады. Киев, 1985.

6. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.

7. Лоукотка Ч. Развитие письма. М., 1950.

8. Дирингер Д. Алфавит. М., 1963.

9. Степанов Ю.С. Несколько гипотез об именах букв славянских алфавитов в связи с историей культуры // Вопросы языкознания – 1991 - № 3.

10. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и

алфавитные тексты периода двоеверия. М., Наука, 1993. - Гл. II.

Примечание. Книги 5-10 посвящены в основном отдельным алфавитам; достаточно ознакомиться с одной из них.

 

Литература к теме «Происхождение языка», не вынесенной на семинарские занятия

1. О.А. Донских. К истокам языка. Новосибирск, 1988.

2. Б.Ю. Норман. Основы языкознания. М., 1996. Гл. «Социальные аспекты языка».

3. В.В. Якушин. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984, 1985.

4. Л. Успенский. Слово о словах. Гл. «Сказки и были».

5. Ф. Энгельс. Диалектика природы. Ст. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20.

6. А.А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1999 (или более ранние издания). Гл. VII.

Литература к теме «Процессы развития языков»:

1.Т.И. Вендина. Введение в языкознание. М., 2001.

2.Б.Ю. Норман. Основы языкознания. М., 1996. Гл. «Социальные аспекты языка».

3. А.А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1999 (или более ранние издания). Гл. VII.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Возможно ли получить достоверные сведения о происхождении языка?

2. Перечислите основные гипотезы о происхождении языка, укажите, кто их придерживался, рассмотрите аргументы в пользу и против каждой из гипотез. Как можно расклассифицировать все гипотезы?

3. Изложите теорию Энгельса. Каковы биологические и социальные предпосылки появления языка?

4. Какие современные науки могут пролить свет на проблему происхождения языка?

Какие конкретные исследования объясняют нам отдельные аспекты проблемы?

Рассмотрите подробно вклад антропологии, зоопсихологии, лингвистики.

 

Литература.

 

1. Донских О.А. К истокам языка. Новосибирск, 1988.

2. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984, 1985.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

4. Успенский Л.Слово о словах. - Гл. «Сказки и были».

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. - Ст. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, т.20.

 

Форма итогового контроля – экзамен.

Образцы вариантов экзаменационных билетов по модулю 4 – «Грамматика»

Экзаменационный билет №1

по введению в языкознание (грамматика)

1. Происхождение и развитие письма. Виды письменности. Расскажите об одном из современных алфавитов.

2. Грамматика. Разделы грамматики. Единицы грамматического строя языка. Морфема. Аффиксы. Виды аффиксов по функции. Виды аффиксов в языках мира.

3. Назовите грамматические средства, которые используются в словах и укажите, какие грамматические значения ими выражаются: Книга – книгу, я –меня, читаю – буду читать, сидишь – сидит, напишу – напишем, даем – дадим, пилЫ – пИлы, плохо – хуже, тёплый – самый тёплый, иду – шёл, лЕса – лесА, читал – читала, избегать – избежать, светлый – светлее, везу – вёз, насЫпать – насыпАть, чёрный – чёрная, ходит – ходил, вымыт – был вымыт, мой –моего.

4. Укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется такое явление? Облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, конец, молодец.

 

Экзаменационный билет №2

по введению в языкознание (грамматика)

1. Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения. Приведите примеры из русского и изучаемого языков.

2. Происхождение языка. Основные гипотезы.

3. Выделите из приведённых ниже слов те, которые обладают нулевым окончанием (нулевой флексией). Укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены: стол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа (руку на сердце).

4. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ. Двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, есть, двадцать пять, пальто, мой, твой, хорошо, шило.

Экзаменационный билет № 3

по введению в языкознание (грамматика)

1. Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Приведите примеры грамматических категорий из русского и изучаемого языков.

2. Литературный язык и диалекты (социальные, территориальные).

3. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ. Блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, первый, да, нужно, фламинго, нет, пятый, усталый, уставший, должен, столовая, Пётр, бежать.

4. Назовите грамматические средства, которые используются в словах и укажите, какие грамматические значения ими выражаются: много – больше, сковать – сковывать, запретить – запрещать, милый – милейший, чудо – чудеса, прыгать – прыгнуть, падаю– упал, придём – , придёте, книга – книги, кладу – положу, стол – стола, она – её, гребу – грёб, выразить – выражать, хороший – лучше, белый – белого, сказал – сказала.

Экзаменационный билет № 4

по введению в языкознание (грамматика)

1. Грамматические средства и способы (синтетические и аналитические) – подробно охарактеризовать каждый.

2. Процессы интеграции, дифференциации языков. Понятие субстрата и суперстрата.

3. Укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется такое явление? Песец, борец, брак, кончик, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.

4. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Аргументируйте ответ.

А люди всё шли и шли, за рядом ряд, молчаливые и усталые. Солдат стоял совсем рядом, так что можно было дотронуться рукой.

Война – величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Наше подразделение было зло на своего начальника. Он зло и насмешливо взглянул на собеседника.

Цитрусовые деревья любят тепло и влагу. Хозяин тепло и ласково приветствовал моего спутника. Изделие из меха на ощупь было тепло и мягко.

Экзаменационный билет № 5

по введению в языкознание (грамматика)

7. Исторические изменения в структуре слова (опрощенье, переразложение, усложнение основ, изменение по аналогии)

8. Части речи. Принципы классификации слов по частям речи. Своеобразие частей речи в языках мира.

9. В следующих словах укажите омонимичные аффиксы. А) беру, воду, врачу, несу, в боку; б) веселей, полей, дОлей; в) море, шире, сестре, о добре; г) родина, домина, долина, скотина, свинина, купчина.

10. Выделите из приведённых ниже слов те, которые обладают нулевым окончанием (нулевой флексией). Укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены: стол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа (руку на сердце).

Экзаменационный билет № 6

по введению в языкознание (грамматика)

1. Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.

2. Типологическая классификация языков. История разработки. Своеобразие, отличие от генеалогической классификации.

3. Назовите грамматические средства, которые используются в словах и укажите, какие грамматические значения ими выражаются: Книга – книгу, я –меня, читаю – буду читать, сидишь – сидит, напишу – напишем, даем – дадим, пилЫ – пИлы, плохо – хуже, тёплый – самый тёплый, иду – шёл, лЕса – лесА, читал – читала, избегать – избежать, светлый – светлее, везу – вёз, насЫпать – насыпАть, чёрный – чёрная, ходит – ходил, вымыт – был вымыт, мой –моего.

4. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня и суффикса; г) слова, состоящие из приставки и корня; д) слова, содержащие все четыре типа морфем. Сидишь, видит, рука, колос, тепло, вбок (нар.), ни (част.), смотреть, пел, над (предл.), спать, иду, город, горячо, вверх, писать, под (предл.), не (част.), книга, хорошо, вниз, слушать, бесстыдник, дом, чернильница, вот, беспечный, записка, печь, вскормить.

 

 

Экзаменационный билет № 7

по введению в языкознание (грамматика)

1. Происхождение языка. Теории происхождения языка.

2. Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Приведите примеры грамматических категорий из русского и изучаемого языков.

3. Даны слова на языке бонток (Филиппинские острова) и их соответствия в русском языке. Объясните, какой тип аффикса используется в этом языке для образования глаголов: fikas - сильный, fumikas – становиться сильным, kilad –красный, kumilad – становиться красным, bato – камень, bumato – становиться камнем, fusul - враг, fumusul – становиться врагом.

4. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов? А) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай, желай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.62.171 (0.011 с.)