Занятие № 3. Части речи. Типологическая классификация языков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 3. Части речи. Типологическая классификация языков.



Контрольные вопросы

1. Что такое части речи? По каким параметрам они выделяются?

2. Перечислите признаки отдельных частей речи.

3. Во всех ли языках есть части речи? Приведите примеры своеобразия частей речи в языках мира.

4. Каковы причины и условия перехода слов из одной части речи в другую? Приведите примеры.

5. Что лежит в основе типологической (морфологической) классификации языков?

6. Охарактеризуйте флективные языки.

7. Охарактеризуйте агглютинативные языки.

8. В чём отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

9. Охарактеризуйте корневые (изолирующие) языки.

10. Охарактеризуйте инкорпорирующие (полисинтетические) языки.

Практические задания

1. Ниже выписано несколько фраз на эстонском языке с их переводом на русский.

Sa kirjutad raamatut. – Ты пишешь книгу.

Ma valisin vihikut. – Я выбирал тетрадь.

Te ehitasite veskit. – Вы строили мельницу.

Me ehitame veski. – Мы построим мельницу.

Sa viisid raamatu. – Ты отнёс книгу.

Переведите на эстонский язык: Мы построили мельницу. Я писал книгу. Мы строим мельницу. Ты относил тетрадь. Вы выберете книгу.

2. Ниже приведены фразы на языке суахили с их переводами на русский язык:

Atakupenda – он будет любить тебя.

Nitawapiga – я буду бить их.

Atatupenda – он будет любить нас.

Anakupiga – он бьёт тебя.

Nitampenda – я буду любить его.

Unawasumbua - ты раздражаешь их.

Переведите на язык суахили следующие фразы: Ты будешь любить их. Я раздражаю его.

2. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ.

Двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, есть, двадцать пять, пальто, мой, твой, хорошо, шило, блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, первый, да, нужно, фламинго, нет, пятый, усталый, уставший, должен, столовая, Пётр, бежать.

4. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Аргументируйте ответ.

4.1. А люди всё шли и шли, за рядом ряд, молчаливые и усталые. Солдат стоял совсем рядом, так что можно было дотронуться рукой.

4.2. Война – величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Наше подразделение было зло на своего начальника. Он зло и насмешливо взглянул на собеседника.

4.3. Цитрусовые деревья любят тепло и влагу. Хозяин тепло и ласково приветствовал моего спутника. Изделие из меха на ощупь было тепло и мягко.

Дополнительная литература

1. Э. Сепир. Язык. Гл. 5 // Эдвард Сепир. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1991. Ст. «Части речи», ч. 1.

3. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. Ст. «Изолирующие языки», «Агглютинативные и фузионные языки».

4. Л. Успенский. Слово о словах. (Любое издание). Гл. «Языки «на шипах», языки «россыпью», языки «на клею».

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. На каком признаке основана морфологическая типология? Какие классы выделяются (по Гумбольдту)?

2. Опишите каждый тип. Какие из перечисленных признаков являются основными?

Какие языки (по генеалогической классификации) относятся к каждому из типов?

3. Почему именно в изолирующих языках важна высота тона?

4. Опишите подробно сингармонизм.

5. Что такое фузия? Покажите на примерах её отличие от агглютинации как способа соединения морфем в слове.

6. В каждом языке встречаются черты разных типов. Укажите на черты, свойственные каждому из типов, в русском, английском, немецком, французском, латинском языках.

 

Литература. Обязательная:

 

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. - Ст. «Изолирующие языки», «Агглютинативные и фузионные языки».

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

3. Успенский Л. Слово о словах. М., 1962 (и др. издания). - Гл. «Языки «на шипах», Языки «россыпью», Языки «на клею».

 

Дополнительная:

3. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 1990. № 6.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.007 с.)