Занятие № 1. Грамматика. Понятие морфемы. Грамматические значения и категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Грамматика. Понятие морфемы. Грамматические значения и категории.



Контрольные вопросы

1. Грамматика как уровень языка и как раздел языкознания.

2. Понятие морфемы. Корень и аффиксы.

3. Как соотносятся друг с другом грамматическая форма слова (словоформа), парадигма, лексема?

4. Виды аффиксов по функции и по положению в слове.

5. Что такое основа? Какие основы называются производными, какие – непроизводными?

6. Виды аффиксов в языках мира.

7. Исторические изменения в составе слова. Что такое опрощение? Приведите примеры.

8. Что такое переразложение? Приведите примеры.

9. Что такое изменение состава слова по аналогии? Приведите примеры.

10. Грамматическое значение как основная единица плана содержания. Специфика и основные свойства грамматического значения.

11. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий.

12. Каким образом можно установить наличие какой-либо грамматической категории в данном языке?

13. Что такое грамматическая форма слова?

14. Объясните соотношение понятий «грамматическое значение», «грамматическая категория», «грамматическая форма».

15. Приведите примеры исторических изменений грамматических категорий.

16. Приведите примеры своеобразия грамматических категорий в языках мира.

Практические задания

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня и суффикса; г) слова, состоящие из приставки и корня; д) слова, содержащие все четыре типа морфем.

Сидишь, видит, рука, колос, тепло, вбок (нар.), ни (част.), смотреть, пел, спать, иду, город, горячо, вверх, писать, под (предл.), книга, хорошо, вниз, слушать, бесстыдник, дом, чернильница, вот, беспечный, записка, печь, вскормить.

2. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов?

а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай, желай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.

3. Чем отличаются по морфемному составу следующие пары слов? Ножом – потом, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, отобрать – отоварить.

4. Сколько различных корней в следующих словах? Сгруппируйте эти слова по общности корня:

а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник; б) вожатый, вожу, обезвоженный, унавоженный; в) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить.

5. В следующих словах укажите омонимичные аффиксы:

а) беру, воду, врачу, несу, в боку; б) веселей, полей, дОлей; в) море, шире, сестре, о добре; г) родина, домина, долина, скотина, свинина, купчина.

6. Укажите, какой оттенок данным однокоренным словам придают разные суффиксы:

а) дева, девица, девушка, девочка, девчурка, дивчина, девка; б) старик, старец, старикан, старичок, старикашка, старче.

7. Объедините данные слова в две группы в зависимости от типа основы (производная или непроизводная).Обоснуйте ответ.

Кость, радость, село, родина, детство, лебедь, пень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля, сотня.

8. Действием какого грамматического закона можно объяснить появление следующих просторечных форм?

Местов нет, у метра, пОльта, красивше, ширьше, колебаюсь, плакаю, дремает, бежи ВМЕСТО мест нет, у метро, пальто, красивее, шире, колеблюсь, плачу, дремлет, беги.

9. Укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется такое явление?

Облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, конец, молодец, писец, борец, брак, кончик, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.

10. Выделите из приведённых ниже слов те, которые обладают нулевым окончанием (нулевой флексией). Укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены:

стол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа (руку на сердце).

11. Ниже приводятся санскритские глагольные формы и их переводы на русский язык в перепутанном порядке. Установите правильные переводы.

Nayasi, icchati, anayam, nayami, icchasi, icchami, anayat – я хочу, ты ведёшь, он хочет, я веду, я вёл, ты хочешь, он вёл.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Какие значения называются грамматическими? Перечислите 4 основных критерия. Как соотносятся грамматические значения и грамматические категории?

2. Являются ли грамматическими категориями: число в русском языке? одушевлённость-неодушевлённость? род в английском? падеж в английском?

лицо глагола в английском? определённость-неопределённость в русском? английском? немецком? французском? падеж во французском? Докажите.

3. Приведите примеры грамматикализации и деграмматикализации в истории языков.

4. По каким параметрам классифицируются грамматические категории? К синтаксическим или номинативным относятся: род у существительных? время глагола? число прилагательных? лицо глагола? падеж существительных? Докажите.

5. Приведите примеры своеобразия грамматических категорий в языках мира.

6. Что такое части речи? По каким параметрам они выделяются? Как соотносятся эти критерии? Какой вам представляется основным?

7. Приведите примеры своеобразия частей речи в языках мира.

8. Сопоставьте прилагательные в русском, английском и французском языках.

9. Во всех ли языках есть части речи?

 

Литература.

 

А. Грамматические категории и значения.

 

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995. (Обратите внимание! Т.н. «деривационные» - т.е. словообразовательные – значения в современной лингвистике не относятся к грамматическим!).

2. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. - Ст. «Время глагола», «Грамматика как система», «Наклонение», «Число у имён».

3. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. - Гл. 4.

4. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1983.

5. Григорьян Е.Л. Грамматические значения и категории. Ростов-на-Дону, 2001. Разделы I-III.

 

Дополнительная литература:

6. Сепир Э. Язык. - Гл. 5 // Эдвард Сепир. Избранные труды по языкознанию и

культурологии. М., 1993.

 

Б. Части речи.

 

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1991. - Ст. «Части речи», ч. I.

 

Дополнительная литература:

2. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. - Гл. 5.

3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1958.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.007 с.)