Стандартизация в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация в зарубежных странах



США Национальным органом по стандартизации в США является американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (ASA).

NIST - неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций - разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно - технических и инженерных обществ.

Великобритания Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров - механиков, инженеров - судостроителей, инженеров - электриков и инженеров - металлургов. Эта независимая организация, действующая в соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI - координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и приятие стандартов.

Информационным обеспечением стандартизации и распространением информации о стандартах занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации “Standardline”. “Standardline” позволяет оперативно отыскать информацию о стандартах и дополнениях или изменениях, внесенных в них, найти дату приятия и отмены стандарта, заказать копию стандарта на любых носителях.

Франция Национальной организацией по стандартизации во Франции является Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR). Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

Германия Немецкий институт стандартов DIN.

 

В 1917 г. был создан комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. - германский комитет стандартов и в 1975 г. - Немецкий институт стандартизации (DIN). С 1990 г. Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии и единственным полномочным представителем стран в международных (ИСО и МЭК)

DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Рабочие органы - комитеты DIN, которые не только разрабатывают национальные стандарты, но обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях. Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рассматриваются не как юридическая норма, а как «общепризнанные правила техники».

 

10. Основные направления стандартизации ИРЭ.

Метод симплификации (ограничения) заключается в отборе и рациональном правовом ограничении номенклатуры объектов, разрешенных для применения в данной отрасли, на данном предприятии или каком либо объекте (изделии).

Основными направлениями работ по рациональному ограничению в радиоэлектронике являются:

1. ограничение номенклатуры покупных комплектующих изделий, разрешенных для применения на предприятиях данной отрасли (например, перечень радиодеталей и электрорадиоэлементов, разрешенных для применения при разработке радиоэлектронной аппаратуры НО.005.038);

2. ограничение номенклатуры разрешенных для применения материалов для данной отрасли;

3. ограничение видов используемых технологических процессов (например, ограничительный стандарт "Платы печатные. Технология");

4. диаметров резьб, допусков, посадок и т.п. (например, "Перечень диаметров и шагов метрических резьб, разрешенных к применению на предприятиях отрасли вычислительной техники; нормальные линейные размеры." Ограничение ГОСТ 6636 - 60);

5. ограничение номиналов электрических, физических и других основных параметров изделий - параметрические ограничения (например, "Ряд номинальных значений напряжений и токов для радиоэлектронной аппаратуры" НГО.010.027);

6. ограничение номенклатуры комплектующих изделий и материалов для конкретных видов изделий (например, ОСТ ОКО.005.042 "Бытовая аппаратура магнитной записи. Перечень электрорадиоэлементов, разрешенных к применению").

 

 

11. Основные положения закона «О техническом регулировании».

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Принципы технического регулирования

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ.

Глава 2. Технические регламенты

Глава 3. Стандартизация

Глава 4. Подтверждение соответствия

Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Глава 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции

Глава 8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации

Глава 9. Финансирование в области технического регулирования

Глава 10. Заключительные и переходные положения

 

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов направлено на защиту национально-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184ФЗ «О техническом регулировании» вступил в действие с 1 июля 2003 года. Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

!!!Принятие нового закона было вызвано необходимостью перехода от старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров.

После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации».

Технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

 

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов.

12. Основные документы СМК. ИСО 10013-2007. Руководство по качеству.

СМК обычно включает в себя следующие документы:

a) политику и цели в области качества;

b) руководство по качеству;

c) документированные процедуры;

d) рабочие инструкции;

e) формы;

f) планы качества;

g) технические условия;

h) внешние документы;

i) записи.

Политика и цели в области качества должны быть документально оформлены в виде самостоя­тельных документов или включены в руководство по качеству.

Каждая организация должна разработать свое руководство по качеству. Для небольших организации в руководство по качеству целесообразно включать полное описание СМК со всеми документированными процедурами, требуемыми ИСО 9001. Для крупных организаций может быть разработано несколько руководств по качеству (например, для международного, национального или регионального направлений деятельности организации) и/или может быть создана более сложная иерархическая структура документов. Руководство по качеству должно содержать область применения СМК, обоснование и детали любых исключений, документированные процедуры или ссылки на них, описание взаимодействия процессов СМК. Руководство по качеству должно включать в себя информацию об организации, в том числе ее наи­менование, адрес и контактную информацию. В руководстве по качеству может быть приведена допол­нительная информация, например направление деятельности организации, сведения о ее размере, историческая справка. В наименовании и/или области применения руководства по качеству следует указывать организа­цию, которая будет его применять. В руководстве по качеству должна быть сделана ссыпка на стандарт, на основе которого разрабатывается СМК. Руководство по качеству должно содержать точные сведения о его статусе, датах рассмотрения, утверждения и пересмотра. При необходимости характер изменений указывают в руководстве по качеству или его приложениях. Руководство по качеству должно включать о себя политику и цели в области качества или ссылки на них. Решение о включении политики и/или целей в области качества в руководство по качеству принима­ет высшее руководство организации. Показатели результативности выполнения целей могут быть включены в другие документы СМК организации. Политика в области качества должна содержать обязательства соответствия установленным требованиям и постоянного повышения результативности СМК. Цели в области качества основаны на политике организации в области качества и должны быть достижимыми. Цели в области качества организации, представленные в количественном выражении, становятся показателями и должны измеряться. В руководстве по качеству должна быть приведена структура организации. Ответственность, полномочия и взаимодействия могут быть приведены в организационных схемах, картах процессов и/или рабочих инструкциях. Эти документы могут быть включены в состав руководства по качеству или на них должны быть сделаны ссылки. Руководство по качеству должно содержать перечень документов, на которые делаются ссылки. Руководство по качеству должно содержать описание СМК и ее применения в организации, а также описание процессов и их взаимодействия. В руководство по качеству должны быть также включены документированные процедуры или ссылки на них.

Организация должна документировать СМК либо в соответствии со своими процессами, либо в соответствии со структурой выбранного стандарта, либо в любой иной последовательности, соответствующей потребностям организации. В руководстве по качеству должны быть указаны применяемые организацией методы для выполнения политики и целей в области качества. Руководство по качеству может включать в себя приложения, содержащие справочную информацию.

 

Типовая структура документации СМК

Уровень «А» описывает систему менеджмента качества в соответствии с заявленными политикой и целями в области качества.

Уровень «В» описывает взаимосвязанные процессы и деятельность, необходимую для внедрения системы менеджмента качества.

Уровень «С» содержит подробные рабочие документы.

 

13. Требования к построению стандарта. Основные структурные составляющие стандарта.

 

На титульном листе национального стандарта РФ приводят следующие данные: полное наименование национального органа РФ по стандартизации и его логотип, обозначение стандарта, его статус: «Национальный стандарт Российской Федерации», наименование стандарта, слова «Издание официальное» и выходные сведения об издательстве по ГОСТ На титульном листе приводят следующие данные:

- полное наименование национального органа Российской Федерации по стандартизации;

- статус стандартов;

- логотип;

- общее наименование;

- обозначения стандартов;

- слова «Издание официальное»;

В элементе «Содержание», который размещают на последней странице, приводят обозначения и наименования всех включенных стандартов и номера страниц сквозной нумерации, на которых начинаются эти стандарты.

В предисловии стандарта приводят сведения об организации работ по национальной стандартизации в Российской Федерации и общие сведения о данном стандарте.

Общие сведения о стандарте, приводимые в его предисловии, размещают после заголовка «Сведения о стандарте», нумеруют арабскими цифрами (1, 2, 3 и т.д.) и располагают в следующей последовательности с использованием приведенных ниже типовых формулировок:

а) сведения о разработке стандарта и внесении его для утверждения:

«1 РАЗРАБОТАН

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

3. «ВЗАМЕН

При необходимости в предисловие могут быть включены дополнительные сведения, в частности информация об использованном при разработке стандарта изобретении (полезной модели, промышленном образце), которое защищено патентом.

Пример - В настоящем стандарте использовано изобретение, защищенное Патентом Российской Федерации № 1460632 на изобретение «Способ определения газопылезащитной эффективности очков закрытого типа». Патентообладатель - Всероссийский научно-исследовательский институт охраны труда Минсельхоза России.

Предисловие размещают на следующей странице после титульного листа и начинают с соответствующего заголовка, который помещают в верхней части страницы, посередине, записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Элемент «Нормативные ссылки» приводят в стандарте, если в тексте данного стандарта даны нормативные ссылки на другие национальные стандарты РФ и/или действующие в этом качестве межгосударственные и иные стандарты, а также на межгосударственные и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации Перечень ссылочных нормативных документов начинают со слов: «В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и/или классификаторы».

Элемент «Термины и определения» включают в стандарт для определения терминов, не стандартизованных в РФ на национальном уровне.

Если в стандарте необходимо использовать значительное количество (более пяти) обозначений и/или сокращений, то для их установления используют один из следующих элементов стандарта: «Обозначения и сокращения».

Материал, дополняющий основные нормативные положения стандарта, оформляют в виде приложений, при этом руководствуются соответствующими правилами.

 

14. Требованию к изложению стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.5.-2004

В стандарте применяют термины, определения к которым приведены в разделе «Термины и определения» данного стандарта, или стандартизованные термины.

В стандарте допускаются нормативные ссылки на другие национальные стандарты РФ и межгосударственные стандарты, действующие в качестве национальных стандартов РФ, а также на общероссийские и межгосударственные классификаторы.

В стандартах допускаются справочные ссылки на правила и рекомендации по стандартизации, а также на иные нормативные документы, принятые федеральными органами исполнительной власти. При этом приводят смысловое содержание документа, краткое наименование принявшего (утвердившего) его органа и помещенный в квадратные скобки очередной порядковый номер по перечню справочных ссылочных документов, приведенному в дополнительном элементе «Библиография».

(Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации установлен в соответствующих рекомендациях по стандартизации [1].)

В стандартах не допускаются ссылки на стандарты организаций, отраслей, общественных объединений, предприятий, технические условия, статьи, различные отчеты, монографии, справочники и другие документы, которые не относятся к общедоступным нормативным документам, принятым (признанным) федеральными органами законодательной или исполнительной власти.

В стандарте могут быть использованы условные обозначения, изображения и знаки, установленные в других национальных стандартах РФ. Если условные обозначения, изображения или знаки не установлены другими национальными стандартами РФ, эти условные обозначения, изображения, знаки поясняют в тексте или в разделе «Обозначения и сокращения».

 

15. Требования к оформлению и содержанию стандартов (ГОСТ Р 1.5.-2004)

При оформлении проекта стандарта и при подготовке к опубликованию утвержденного стандарта допускается использование гарнитуры шрифта Times New Roman.

При оформлении проекта стандарта поле с правой стороны текста должно быть шириной не менее 10 мм, а сверху и снизу - не менее 20 мм.

При этом нумерацию всех страниц проставляют арабскими цифрами. Страницы стандарта, на которых размещают элементы: «Предисловие», «Содержание» и «Введение», нумеруют римскими цифрами, начиная с номера «II».

При оформлении проекта стандарта на всех его страницах под индексом «ГОСТ Р» приводят в скобках слово «проект» и указывают его редакцию, выделяя эту информацию курсивом. На титульном листе проекта стандарта вместо слов: «Издание официальное» приводят слова: «Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения». На первой странице проекта стандарта вместо слов: «Издание официальное» приводят слово «Проект» и после запятой указывают его редакцию, выделяя эти слова курсивом. При подготовке к опубликованию стандарта на странице, на которой приводят элемент «Предисловие», в нижней части страницы указывают данные об издательстве, осуществляющем издание стандарта, и приводят следующую информацию: «Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения национального органа РФ по стандартизации».

 

16. Стадии разработки стандартов и нормативной документации. Роль ТК и ПК.

ГОСТ Р 1.2-92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов.Стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов РФ.

Разработка стандарта

Разработку государственных стандартов РФ осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке. При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством РФ, государственными стандартами ГСС РФ и другими НД по стандартизации.

Порядок разработки стандарта:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.049 с.)