Организационные формы хозяйственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные формы хозяйственной деятельности



Организационные формы хозяйственной деятельности в России представляют собой различные виды соглашений, договоров и т.п., позволяющих предприятиям интегрироваться друг с другом с целью достижения определенных преимуществ. Основные виды организационных форм хозяйственной деятельности представлены в таблице 16.

 

Таблица 16 - Основные виды организационных форм хозяйственной деятельности и цели их создания

 

Вид организа­ционных форм хозяйственной деятельности Определение Цель создания
Консорциум Временный союз хозяйственно независимых компаний, целью которого может быть их скоординированная предпринимательская деятельность, то есть это союз, создаваемый чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения Объединение усилий для реали-зации конкретного проекта, осуществление науко- и капита-лоемких проектов, в т.ч. между-на­родных, или совместное про-ведение крупных фи­н. операций по раз­мещению займов, акций
Картель Объединение компаний одной отрасли, вступающих между собой в соглашение по различным вопросам коммерческой деятель­ности (соглашения о ценах, рынках сбыта, объемах производства, продаж, ассортименте, условиях найма рабочей силы и др.) Регулирование сбыта продукции
Стратегический альянс Соглашение о кооперации двух или более независимых компаний для достижения определенных коммерческих целей, получения синергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению их стратегических ресурсов Получить преимущества в конкурентной борьбе, а также быстро и дешево реализовать глобальную стратегию
Концерн Долговременная добровольная форма объединения самостоятельных предприятий посредством системы участия в капитале, фи­нансовых связях, договоров об общности ин­тересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества Объединение капиталов, научных, производст­венных ресурсов и т.п. для достижения целей дея­тельности предпри-ятий, вступающих в концерн
Конгломерат Организационная форма интеграции компа­ний, объединяющая под единым финансовым контролем сеть компаний, возникающая в результате их слияния независимо от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности Получение дополнительного источника привлечения финансовых ресурсов

Особенности функционирования различных видов организационных форм хозяйственной деятельности и их разновидности:

1. Консорциум. Особенности функционирования:

- организация консорциума оформляется соглашением;

- консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица, при этом организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица могут быть акционерные общества (АО) или другие хозяйственные общества;

- в рамках консорциума его участники обычно не формируют каких-либо организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

- компании, входящие в консорциум, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением деятельности, связанной с достижением целей консорциума;

- зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;

- компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, участвуя в нескольких проектах.

Виды консорциумов:

1.1 В зависимости от взаимоотношений между участниками:

- закрытые консорциумы, в которых компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности;

- открытые консорциумы, участники которого в том, что касается его общих целей, подчиняются общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия. При этом лидер консорциума координирует совместную деятельность участников, получая за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума.

1.2 В зависимости от финансовой направленности:

- банковский консорциум - это группа банков, временно организуемая одним из крупнейших банков (главой консорциума) для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки;

- консорциум-гарант - это банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит;

- гарантийный консорциум - это соглашение между несколькими компаниями с различными видами деятельности, в соответствии с которым распределяются взятые ими на себя риски и обеспечивается их возмещение;

- экспортный консорциум - это внешнеторговое объединение компаний разных стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний

- подписной консорциум - это консорциум, гарантирующий реализацию
займа или размещение новых ценных бумаг;

- финансовый консорциум - это временное соглашение нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например для размещения займов.

1.3 В зависимости от срока действия:

- временные консорциумы, которые образуются для проведения и осуществления краткосрочных сделок;

- постоянные консорциумы, которые обычно создаются для регулярного
и относительно постоянного проведения совместных операций.

Преимущество образования консорциума: хотя участники консорциума не теряют юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью, поэтому консорциум способен эффективно работать в рыночной среде, привлекая значительные средства для реализации капиталоемких проектов.

3. Картель. Особенности функционирования:

- картельное соглашение не всегда оформляется письменным договором, нередко оно существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений»;

- картельное соглашение - это сговор группы производителей с целью полного или частичного прекращения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли, которое предполагает наличие системы принуждения, предполагающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

Разновидности картелей:

2.1 Денежный картель, который утверждает унифицированные цены при равных условиях поставок и платежей.

2.2 Долевой картель:

- квотный картель - представляет собой картель продукции, выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями (регулирование предложения посредством квотирования позволяет картелям контролировать цены на рынках);

- территориальный картель предоставляет каждому участнику территории сбыта, что исключает взаимную конкуренцию.

2.3 Закупочный картель - монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья и определенных товаров в интересах всех участников с целью сбить закупочные цены;

2.4 Участники калькуляционного картеля договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.

2.5 Кондиционный картель определяет условия реализации товара.

2.6 Кризисный картель создается при стойком снижении спроса или временном сокращении сбыта для ограничения конкуренции.

2.7 Патентный картель определяет направления совместного использования какого-либо технического изобретения.

2.8 Производственный картель устанавливает объем производства для каждого участника.

2.9 Региональный картель определяет области сбыта.

2.10 Ценовой картель устанавливает для участников продажные цены.

Преимущество образования картеля: компании, заключающие картельное соглашение, сохраняют юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Однако в соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство).

3. Стратегический альянс. Особенности функционирования стратегического альянса:

- это соглашение о сотрудничестве выходит за пределы обычных торговых операций, но не означает слияния компаний;

- стратегический альянс может быть основан на среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашениях;

- стратегические альянсы создаются на определенный срок и распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

- в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты;

- в рамках стратегических альянсов участники совместно координируют
стратегическое планирование и управление, что позволяет им согласовать
свои долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого;

- компании одновременно могут участвовать в нескольких стратег. альянсах;

Разновидности стратегических альянсов:

3.1 Стратегические альянсы с акционерным участием.

3.2 Стратегические альянсы, формирующиеся ради создания новых компаний.

3.3 Стратегические альянсы, создаваемые для реализации инвестиционных проектов.

3.4 Стратегические альянсы, предполагающие, что кооперационные связи не регламентируются участниками жестко.

Преимущества образования стратегического альянса: экономия на масштабах производства; совместное использование производственных мощностей; снижение риска неопределенности и повышение стабильности развития; доступ на рынки со сложившимися рыночными структурами и продвижение продукции друг друга; передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала; совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

4. Концерн. Особенности функционирования концернов:

- это, обычно, объединение производственного характера (полная технологическая цепочка: производство - сбыт - обслуживание);

- входящие в концерн участники номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ, товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

- в рамках концерна централизованы: финансово-экономическое управление, научно-техническая политика, ценообразование, использование производственных мощностей;

- в рамках концерна полностью контролируется деятельность образующих его компаний.

Классификация концернов:

4.1 По характеру интеграционных связей между компаниями:
- вертикальный концерн - объединяет компании различных отраслей, связанных последова-тельностью технологического процесса производства готового продукта;

- горизонтальный концерн - объединяющий компании одной отрасли, выпускающих одинаковую продукцию или осуществляющих одни и те же стадии производства.

4.2 По системе участия в капитале:

- концерн подчинения - организован в виде материнской и дочерних компаний для объединения производств по технологической цепочке;

- концерн координации - состоит из сестринских обществ, а отдельные входящие в концерн компании взаимно обмениваются акциями, тем самым все его члены совместно воздействуют на политику концерна, который остается под единым руководством. Создается с целью проведения единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компании.

Преимущество создания концерна: в результате четкого проведения единой финансовой, научно-технической, произв. и сбытовой политики и ее жесткого регламен-тирования достигается рост масштабов деятельности предприятий, входящих в концерн.

5. Конгломерат. Особенности функционирования конгломератов:

- объединяемые компании сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но в финансовом отношении оказываются полностью зависимыми от материнской компании;

- конгломератам свойственна значительная децентрализация управления, а их отделения пользуются большой свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности;

- основными рычагами управления выступают финансово-экономические методы, а также косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;

- в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Преимущества создания конгломерата: получение синергетического эффекта; обеспечение более широкой экономической основы бизнеса; возможность «дешево купить и дорого продать»; прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей; стремление повысить имидж руководства компании; ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.016 с.)