Элементы филологического анализа текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы филологического анализа текста



1—2 КЛАССЫ

Фольклор и литература.

Сказка. Сказки о животных. Басня. Основ­ная мысль басни, мораль басни. Рассказ.

Литературная сказка. Персонажи, герои про­изведений, их поступки.

Стихотворения о природе. Настроение стихо­творения. Звукоподражание, созвучия (риф­ма), звукопись. Выразительность речи.

Потешка, скороговорка, загадка, небылица (народная и литературная).

Построение произведения (композиция). Со­бытия (сюжет).

3 КЛАСС

Сказка. Волшебные сказки. Волшебные пер­сонажи, чудесные события, волшебные предме­ты. Волшебные литературные сказки.

Рассказ. Общее представление о повести. Тема и основная мысль прозаического произведения. Речь героев, портрет, отношение автора к герою.

Шуточная народная песня, докучная сказка, пословицы, присловья.

Лирическое стихотворение. Настроение и чувства автора. Образная речь. Эпитет, сравне­ние, скрытое сравнение, повтор, противопостав­ление.

Закрепление и развитие на новом материале понятий, введенных во 2 классе.

4 КЛАСС

Сказка. Бытовые сказки. Отражение в них народного быта. Литературные бытовые сказки. Литературные сказки-несказки.

Прозаические небылицы. Шуточные стихо­творения. Юмористические рассказы.

Юмор как добрый, необидный смех. Шутли­вое искажение действительности, словесная иг­ра значениями многозначных слов.

Закрепление и развитие понятий, введенных в 1—3 классах.

 

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Образцовые художественные тексты пред­ставляют родной язык в его наивысшем прояв­лении, и потому художественная речь в курсе «Литературное чтение. Родное слово» служит материалом для изучения самого языка (его фонетики, лексики, морфемики, грамматики).

Такая работа ведется на протяжении всех лет обучения в начальной школе и включает:

— расширение лексического запаса через усвоение новых слов в процессе работы с текс­том;

— расширение активного лексического запа­са путем активизации уже знакомых слов;

— совершенствование знаний лексики рус­ского языка: развитие умения различать в текс­те разные значения многозначных слов и при­менять их в своей речи;

— выработка умения объяснять значение производного слова через слово, от которого оно образовано;

— выработка умения оценить речь: правиль­ная — неправильная, богатая — бедная, стихо­творная — прозаическая.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Речевое развитие рассматривается как одна из важнейших целей начального образования и одновременно как средство развития интеллек­туальной, эмоциональной и практической де­ятельности ребенка. Курс ориентирован на ин­тенсивное речевое развитие младшего школьника. Работа в рамках каждого раздела программы есть работа по речевому развитию.

Достаточно свободная речевая деятельность в разных ситуациях обеспечивается:

— предметными знаниями (есть что сказать);

— знанием языка, языковых средств выра­жения (знает, как сказать);

— навыками речевой деятельности (говоре­ние, понимание, чтение, письмо).

Курс ориентирован главным образом на раз­витие устной речи. Первоочередным важным

условием развития устной речи является вклю­чение ребенка в заинтересованное, свободное об­щение (он должен хотеть сказать). В учебни­ках это обеспечивается:

— подбором текстов, их соответствием инте­ресам и возрастным особенностям младшего школьника;

— типом вопросов и заданий при работе с текстом: они занимательны, носят развиваю­щий характер, обращены к жизненному опыту ребенка;

— системой творческих работ обучающего характера (создание текста по модели фольк­лорного произведения — сказки типа «Тере­мок», небылицы, загадки и др.).

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Одна из целей курса — развитие у школьни­ков эстетического чувства, способности воспри­нимать красоту в разных ее проявлениях.

Восприятие красоты окружающего мира

В художественном произведении действи­тельность отражена человеком, обладающим особой наблюдательностью, образным восприя­тием, а потому работа с художественными текс­тами развивает творческую наблюдательность школькика, способность замечать красоту, эсте­тически оценивать разные стороны жизни. Для этого необходимо:

— развивать умение находить в художест­венном тексте точно, интересно подмеченные автором стороны действительности, а также умение ребенка увидеть затем в жизни эти же явления;

— опираясь на опыт образных сравнений в художественном тексте, развивать умение сравнивать предметы и явления по разным при­знакам (такое сравнение — элемент образного отражения действительности);

— тренировать восприятие, учить наблюдать отдельные стороны явлений (например, у жи­вотных — окрас, позу, движения, повадки), эс­тетически их оценивать.

Развитие способности воспринимать красоту художественного произведения

На протяжении всех четырех лет обучения у школьников формируется способность эсте­тически воспринимать художественную литера­туру. На это направлены все разделы програм­мы. Изучение художественного текста в курсе формирует восприятие произведения в единст­ве формы и содержания. Работа с текстом рас­крывает не только разные стороны содержания, но и помогает понять, в какой форме оно выра­жено.

Развитие способности воспринимать красоту языка и художественной речи

Постоянная работа с речевой стороной худо­жественного текста формирует эстетическое от­ношение к языку и речи, развивает языковое чутье и чувство слова. Дети учатся получать эс­тетическое удовольствие от восприятия звуча­ния и значения отдельных слов и выражений, от благозвучия стихотворной и прозаической речи, от точно выбранного слова, от неожидан­ного сравнения и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.009 с.)