Для четвёртого класса начальной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для четвёртого класса начальной школы



 

КЛАСС (68 ч)

«Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч). Стихи и рассказы об осени. Народные приметы, пословицы, загадки об осени. А.С. Пушкин «Осень». Отрывок; П.А. Вяземский «Уж па­дают желтые листья...», «Кокетничает осень с нами!..»; «Осенняя пора». По К. Г. Паустов­скому; В.В. Бианки «Учебные площадки»; И.А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдален­ный...»; В.М. Песков «Земляки в Африке»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»; В.И. Белов «Осенние заботы крестьянина». Из книги «Лад»; А.А. Фет «Ласточки пропа­ли...»; А.С. Пушкин «Встает заря во мгле холодной...». Из романа «Евгений Онегин»; Г.А. Снегирев «Кто сажает лес»; И.А. Бунин «Листопад». Отрывок; С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»; Н.М. Рубцов «Осень! Ле­тят по дорогам...»; народные приметы, послови­цы, загадки об осени.

Поэтические картины осени. Настроение, вы­раженное в произведениях. Выразительность поэтической речи. Сравнения, эпитеты, скры­тые сравнения, звукопись. Поэты о красоте род­ной природы. Картины сельского быта. Старин­ные народные обычаи и праздники («капустни­ки», Покров).

Что хорошо, что плохо (10 ч). К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»; М.Ю. Лермонтов «Ни­щий». Отрывок; Л.Н. Толстой «Ивины». Гла­ва из повести «Детство»; Н.Г. Гарин-Михай­ловский «Детство Темы». Главы из повести; Ю.В. Сотник «Учитель плавания». Хорошее и плохое в поступках людей. Дети и взрослые. Человек и животные. Автобиографи­ческое повествование.

В мире сказки (4 ч). Волшебные сказки: «Медное, серебряное и золотое царства». Рус­ская народная сказка. В обработке И В. Кар­науховой; «Петушок — золотой гребешок и жерновцы». Русская народная сказка. Из сбор­ника А.Н. Афанасьева. Бытовые сказки: «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. Из сборника А.Н. Афанасьева; «Петр I и наход­чивый солдат». Русская народная сказка.

Сказки волшебные: персонажи (герой, его противник, чудесный помощник, даритель), борьба добра и зла, торжество справедливости; построение сказки, речевые особенности (ска­зочные выражения-формулы, троекратные по­вторы, постоянные эпитеты и др.). Сказки быто­вые: место действия, персонажи, речевые осо­бенности. Умный и находчивый герой. Прием противопоставления в сказках.

Делу время — потехе час (3 ч). Русский и за­рубежный шуточный фольклор. Шуточные сти­хи. «Ходила чечетка». Шуточная русская на­родная песня; К.И. Чуковский «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка...», «Всюду, всюду мы вдвоем...», «Если бы сосны да ели...»; Т.А. Маврина «Птицы на море». По русским народным песням; английские народные шу-точвдле песни в переводах К.И. Чуковского и С.Я. Маршака.

Средства создания комического. Многознач­ность слова как средство выразительности и средство создания комического эффекта. Про­заические небылицы. Шуточное искажение действительности в байках-небылицах, рас­сказчик как участник невероятных событий.

Использование народной небылицы писате­лями. Литературные стихотворные загадки. К.И. Чуковский и С.Я. Маршак как перевод­чики.

Русский быт в народных шуточных произве­дениях.

О братьях наших меньших (6 ч). К.Г. Па­устовский «Заячьи лапы», «Кот-ворюга»; Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»; И.С. Соколов-Микитов «В берлоге»; Н.И. Сладков «Мед­вежья горка», «Плясунья», «Почему я пишу о природе»; В.К. Арсеньев «Лесной лакомка»; Ю.И. Коваль «Веер»; В.П. Астафьев «Гуси в полынье».

Человек и животные. Рассказы писателей-натуралистов. Писательская наблюдательность.

Сказки русских писателей (6 ч). С.В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала»; А.Н. Майков «Колыбельная песня»; П.П. Ба­жов «Серебряное копытце»; В.В. Бланки «Со­ва»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; «С горы на гору шла...». Из русской народной песни; К.Г. Паустовский «Стальное колечко». В сокра­щении.

Литературные сказки, признаки сказочности в них. Отражение в сказках реальной жизни.

Идет волшебница зима (6 ч). Стихи и расска­зы о зиме. «Из-за леса, леса темного...». Из рус­ской народной песни; А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима!.. Крестьянин, тор­жествуя...». Из романа «Евгений Онегин»; С.А. Есенин «Поет зима— аукает...», «Поро­ша»; А.А. Коринфский «Одеяльце»; Н.А. Не­красов «Мужичок с ноготок». Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»; А.Н. Толстой «Детство Никиты». Главы из повести.

Поэтические картины зимы. Выразительность поэтической речи: сравнения, скрытые сравне­ния, точные эпитеты, повторы, звукопись. Риф­ма. Картины старинного быта. Старинные зим­ние обычаи и праздники: новогодняя елка, Рож­дество, колядование. Величание и пожелание добра в колядках, просьбы о награде, подарке.

Сказки разных народов (3 ч). «Заячье сало». Украинская народная сказка; «Как мужик с барином пообедал». Белорусская народная сказка; «Долговязый, Патлатый и Разиня». Венгерская народная сказка. Перевод Т. Воронкиной; «Ворон, волк и олень». Дунганская на­родная сказка. В пересказе М. Ватагина; «Как вороны хотели чайку убить». Чукотская народ­ная сказка.

Бытовая сказка у разных народов. Персона­жи. Сказка о животных в фольклоре разных на­родов. Противопоставление персонажей. Образ находчивого человека в сказках разных наро­дов. Сказки о взаимопомощи и предательстве.

Аз. Буки. Веди (7 ч). Рассказы о школьной жизни, учебе. В.Г. Ян «Школьный «козел». Глава из исторического рассказа «Никита и Микитка»; Л.Н. Толстой «Детство». Главы из повести; А.Н. Толстой «Аркадий Иванович». Глава из повести «Детство Никиты»; М. Горький «Детство». Отрывок из повести; Ю.И. Коваль «Полынные сказки»; В.П. Ас­тафьев «Сельский учитель».

Из истории российской школы: обучение на Руси, домашние учителя и гувернеры, нацио­нальная школа. Радости и трудности учебы. Учитель, ученики.

«Идет-гудет зеленый шум...» (4 ч). Стихи и рассказы о весне. Ф.И. Тютчев «Еще земли пе­чален вид...»; М.М. Пришвин «Разговор деревьев»; Н.А. Некрасов «Идет-гудет зеленый шум...»; Г.А. Скребицкий «Воробей»; П.П. Ер­шов «Песня птички»; В.Д. Берестов «Ель»; А.А. Фет «Весна»; К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных...».

Картины весны в изображении поэтов. Зри­тельные и звуковые впечатления. Настроение, выраженное в произведении. Поэтическая вы­разительность. Весенние обычаи и праздники (Вербное воскресенье, Пасха). Пасхальная об­рядность и ее отражение в стихотворении К.М. Фофанова.

Сказки зарубежных писателей (4 ч). Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе». Главы: «Поне­дельник», «Вторник», «Среда», «Воскресенье». Перевод А. Ганзен; Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе». Перевод К.И. Чуковского; Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу». Ис­панская сказка. В сокращении. В пересказе Т. Габбе; Дж. Родари «Принцесса Веселина».

«Оле-Лукойе» как сказка-сновидение, ее по­учительный смысл. Сказка Киплинга как сказ­ка-объяснение, сравнение ее с другими подоб­ными сказками. Осмеяние глупости и тщесла­вия в сказке Э. Лабулэ, средства создания комического эффекта. Дж. Родари о радости творить добро.

Россия, Русь... (2 ч). Стихи и рассказы о Родине. И.В. Северянин «О России петь — что стремиться в храм...»; «Слово о Русской земле». Отрывок из древнерусского памятника «Слово о погибели Русской земли»; С.А. Есенин «Колокол дремав­ший...»; Н.М. Рубцов «Видения на холме». В со­кращении; Ф.Н. Глинка «Москва»; А.С. Пуш­кин «Как часто в горестной разлуке...»; Н.А. Не­красов «Школьник»; Ю.М. Нагибин «Рассказы о Гагарине» («В сурдокамере», «Звезды»).

Любовь к Родине, выраженная в поэтическом слове, — от древности до наших дней. Красота и величие природы; красота городов и сел; вели­кие люди России.

Фантазеры (6 ч). Рассказы о детской мечте и фантазии. В.Ю. Драгунский «Двадцать лет под кроватью»; В.К. Железников «Разноцветная история». В сокращении; Ю.М. Нагибин «За­брошенная дорога»; Е.И. Носов «Где просыпа­ется солнце». В сокращении; А.К. Вест ли «Па­па, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». В сокращении. Перевод Л. Горлиной; А. Линдгрен «Мио, мой Мио». Перевод Н. Лунгиной.

Фантазеры и мечтатели — герои рассказов. Различие их фантазий.

Лето красное (4 ч). Стихи и рассказы о лете. В И. Белов «Лето». Из книги «Лад»; И.В. Севе­рянин «В июле»; А.А. Блок «Гроза прошла, и ветка белых роз...»; В.Д. Берестов «Подсол­нух»; А.Т. Твардовский «Рожь, рожь... Дорога полевая...»; К.Г. Паустовский «Есть дожди мо­росящие...», «Золотой линь»; Н.П. Колпакова «Радуга-дуга»; В.А. Жуковский «Загадка»; Е.И. Носов «Радуга».

Поэты и писатели о лете: поэтические карти­ны летней природы, летние радости и заботы. Образные слова и выражения. Детские песенки-заклички, их речевые особенности. Литера­турные стихи-заклички.

Делу время — потехе час (3 ч). Шуточные произведения русского и зарубежного фолькло­ра. Рыбацкая и охотничья байки. Пересказ В.П. Аникина; «За дровами и на охоту». Ста­ринная пинежская сказка. Пересказ С.Г. Писахова; Дж. Родари «Песня наоборот», «Пустые головы». Перевод Л. Тарасова; Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Отрывки из глав 1 и 2; «Глупец без головы». Русская народная шут­ка; «Была ли у охотника голова?». Аварская народная шутка.

Средство создания комического эффекта в байках-небылицах — изображение невероятно­го как реального жизненного события. Словес­ная игра (обыгрывание многозначности слова) в шуточных стихах и рассказах.

 

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование)

На протяжении всех лет обучения выработка умения слушать звучащую речь, адекватно воспринимать ее содержание, задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию услышан­ного произведения.

Техника чтения

1 КЛАСС

Чтение целыми словами. Формирование на­выка чтения про себя. Формирование начально­го навыка выразительного чтения.

2 КЛАСС

Постепенное увеличение скорости чтения. Совершенствование чтения про себя. Совершен­ствование навыка выразительного чтения.

3 КЛАСС

Нормальный для читающего темп беглости чте­ния, позволяющий ему осознать текст. Осознан­ное чтение про себя. Выразительное чтение: выра­ботка умения находить нужную интонацию, тон и темп чтения в зависимости от содержания текста и от синтаксического членения предложения.

4 КЛАСС

Беглое безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного про­изношения. Осознанное и достаточно свободное чтение про себя. Выразительное чтение: умение самостоятельно передать содержание произве­дения с помощью интонации, логического уда­рения, тона.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении прочитан­ного произведения; аргументация своего мне­ния; умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы; умение по­строить монологическую речь, высказать свое впечатление о прочитанном.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.009 с.)