Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004.



Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004.

 

Раздел 1. Клиническая характеристика группы детей с нарушениями функций ОДА.

Вопросы для контроля

1. Перечислите цели и задачи изучаемого курса.

2. Назовите основные виды патологии опорно-двигательного аппарата у детей.

3. Опишите особенности влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Вопросы для контроля

1. Дайте определение понятия «церебральный паралич».

2. Раскройте причины возникновения детского церебрального паралича.

3. Дайте общую характеристику нарушений при ДЦП.

 

Тема 3. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Классификация форм ДЦП.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие.

Нарушения мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. При ДЦП отмечаются различные нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).

Часто у детей с церебральным параличом наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность. Мышцы в этом случае напряжены, что связано с поражением пирамидной системы. Для ДЦП является характерным нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности наиболее часто наблюдается при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП (формы ДЦП будут рассмотрены ниже).

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимального повышения мышечного тонуса). Ригидность — напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Это происходит при тяжелом поражении экстрапирамидной (подкорковой) системы. Нарушение мышечного тонуса по типу ригидности отмечается при двойной гемиплегии.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. Объем пассивных движений значительно больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. При этом отмечается нарушение статики, несоразмерность движений, походка с покачиванием и потерей равновесия; ребенок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. Гипотония особенно выражена при атонически-астатической форме ДЦП и у детей с гиперкинетической формой ДЦП на первом году жизни.

При нарушении регуляции мышечного тонуса со стороны подкорковых структур возникает дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает. В результате этого движение может оказаться невозможным. Дистония наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

При смешанных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом. Например, у больного со спастической диплегией со временем могут появиться насильственные движения — гиперкинезы — в руках и артикуляционном аппарате. Это свидетельствует о сложном механизме нарушений мышечного тонуса, которые зависят от многих факторов.

Большое значение в нарушении мышечного тонуса у детей с церебральным параличом имеет неравномерность созревания различных мозговых структур. Нарушения мышечного тонуса могут широко варьировать от грубых до практически приближающихся к норме.

Синкинезии.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений. При ДЦП синкинезии возникают вследствие чрезмерной иррадиации возбуждения, что исключает возможность необходимого контроля со стороны центральной нервной системы. Выделяют имитационные и координаторные синкинезии. Имитационные синкинезии чаще всего проявляются при гемипарезах, когда ребенок выполняет движения здоровой рукой вместо попытки действовать пораженной; или при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки. Координационные синкинезии возникают тогда, когда больной не может выполнять отдельное движение изолированно, а только как часть более сложного двигательного акта. Например, он не может разогнуть согнутые пальцы рук, но при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются.

У детей с церебральным параличом отмечаются также оральные синкинезии, которые проявляются в том, что при попытках к активным движениям или при их выполнении происходит непроизвольное открывание рта.

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности двигательных нарушений при различных формах ДЦП.

2. Опишите формы ДЦП.

 

Вопросы для контроля

1. Назовите основные задачи, методы и особенности психолого-педагогического изучения детей разного возраста при детском церебральном

параличе.

2. Какие особенности имеет составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с церебральным параличом?

 

Вопросы для контроля

2. Охарактеризуйте исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом.

2. Какие параметры необходимо учитывать при анализе результатов выполнения заданий детьми раннего возраста с ДЦП?

 

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности интеллектуальных нарушений при различных формах ДЦП.

2. Раскройте специфические особенности структуры нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

 

Вопросы для контроля

1. Опишите этапы доречевого периода ребенка с ДЦП.

2. Охарактеризуйте особенности речевых нарушений при различных формах ДЦП.

3. Перечислите авторов, занимающихся специальными исследованиями по изучению речевых нарушений при ДЦП.

 

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности эмоционально-волевых нарушений при различных формах ДЦП.

2. У всех ли детей с ДЦП отмечаются нарушения поведения?

 

Вопросы для контроля

1. Охарактеризуйте особенности личностного развития при различных формах ДЦП.

2. Укажите причины, влияющие на развитие личности ребенка с ДЦП.

3. Раскройте психопатологические варианты личности при ДЦП.

 

 

Вопросы для контроля

1. Опишите особенности развития игровой деятельности у ребенка с ДЦП.

2. Раскройте особенности развития продуктивных видов деятельности у ребенка с ДЦП.

 

Вопросы для контроля

1. С какой целью создается диагностический класс для детей с ДЦП?

2. Какие задачи реализуются в диагностическом классе?

3. Раскройте основные параметры психолого-педагогической диагностики состояния готовности к школьному обучению ребенка с ДЦП.

 

Вопросы для контроля

1. На какие группы делятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в зависимости от овладения учебным материалом?

2. Раскройте психологические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение функций ОДА.

3. Какие формы обучения существуют для обучения и воспитания детей с тяжелыми формами ДЦП?

 

Тема 2. Содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций ОДА.

Организация психологического сопровождения детей с ДЦП в учебно-воспитательном процессе, позволяет связать, через единство целей и задач, традиционно разрозненных ее участников — родителей, педагогов и самих детей.

Особое значение приобретает психологическое сопровождение при коррекции нарушений развития. В тех же случаях, когда множественные первичные нарушения с годами обрастают вторичными и третичными, образуя вкупе с ними, индивидуально неповторимое системное нарушение развития (а именно так происходит при ДЦП), психологическое сопровождение оказывается ведущим фактором, обеспечивающим не только компенсацию дефектов и коррекцию развития, но и личностный рост.

Традиционный путь — непосредственное использование учителем психологических рекомендаций зачастую неэффективен, поэтому необходимо внедрение в школу специальной психолого-педагогической медико-социальной (ППМС) службы сопровождения.

Служба ППМС сопровождения осуществляет поэтапную организацию постоянной работы в следующих направлениях:

1. Психолого-медико-педагогическое просвещение.

2. Психолого-медико-педагогическое консультирование.

3. Психолого-медико-педагогическая диагностическая работа.

4. Коррекционно-развивающая работа.

5. Психопрофилактика и психогигиена.

Психолого-медико-педагогическое просвещение проводится в форме лекционно-семинарских спецкурсов со сменными блоками, учитывающими специфику аудитории, и частично — в режиме активного социально-психологического обучения (деловые игры, групповые дискуссии и т.).

Психолого-медико-педагогическое консультирование как индивидуальное, так и групповое проводится для администрации школы, учителей и родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется по проблемам обучения, развития, межличностных отношений, самоопределения и пр. Групповое консультирование учащихся проводят по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и др.

Индивидуальное психологическое консультирование представляет собой цикл, включающий в себя клиническую беседу, экспресс-диагностику, разработку и передачу пациенту психолого-медико-педагогических рекомендаций, а при необходимости — проведение сеансов психотерапии.

Групповое психологическое консультирование рассчитано на обсуждение (под руководством психолога) проблем, общих для всех участников, с совместным поиском оптимальных путей их решения.

Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика индивидуального развития осуществляется на основе углубленного исследования ребенка с ДЦП. В результате такой диагностики решаются задачи:

— Контроля динамики психического и физического развития.

— Установление оптимального направления развития.

— Создание необходимых условий развития.

— Коррекция психического и физического развития ребенка.

Содержание диагностической работы предусматривает:

— первичную диагностику,

— сбор дополнительной информации о ребенке,

— конструирование диагностических процедур,

— проведение диагностических процедур,

— установление психолого-медико-педагогического диагноза,

— разработка индивидуальной программы развития,

— составление индивидуального плана коррекционной работы,

— организация коррекционной работы и текущего контроля.

Коррекционно-развивающая работа строится на основе углубленной диагностики в динамике развития.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

— Контроль личностного роста.

— Сохранение и оперативная коррекция условий личностного роста.

Реализуются индивидуальные программы развития ребенка, его обучения и воспитания с организацией промежуточного контроля и коррекции различных аспектов программы в зависимост1 от успехов ребенка и его трудностей.

Психопрофилактика и психогигиена призваны активно содействовать личностному росту и сохранению психического здоровья детей с ДЦП.

Задачами этой работы являются:

— Контроль среды развития ребенка.

— Формирование развивающей среды.

— Предупреждение возможных осложнений в критические периоды развития.

Содержание психопрофилактической работы предусматривает:

— текущую диагностику и коррекцию психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса,

— текущий контроль и коррекцию межличностных отношений,

— помощь в создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата в семье и школе.

Для ППМС-сопровождения необходимо соблюдение следующих условий:

— координация деятельности в рамках единого психолого-медико-педагогического комплекса;

— возможно более раннее (не позднее 3-летнего возраста) начало индивидуальной работы с ребенком с ДЦП и его семьей.

 

Вопросы для контроля

1. Какое значение приобретает психологическое сопровождение при коррекции нарушений развития детей с ДЦП?

2. Раскройте направления организации работы службы ППМС.

3. Охарактеризуйте содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями ОДА.

 

Дополнительная литература

1. Шипицина Л.М., И. И. Мамайчук. Детский церебральный паралич. – М, 2001.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М, 1989

3. Бадалян Л.О. Невропаталогия. – М., 1987.

4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М, 1993.

5. Камежнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Метод рекомендации. – М., 1982.

6. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – М., СПб., 1998.

7. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой и социально-трудовой реабилитации. – М, 1989.

8. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. – М, 1998.

9. Мамайчук И.И., Бахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Дефектология. – 1984. - №6.

10. Мамайчук И.И. Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1990. - №3.

11. Мастюкова Е.М. и др. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1990. - №3.

12. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1982. - №4.

13. Мастюкова Е.М. Лечебная идеология. – М., 1997.

14. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. Астанов. – М., 1995.

15. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

16. Мастюкова Е.М. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников. / Дефектология. – 1982. - №2.

17. Масюкова Е.М. Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М, 1985.

18. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 1991.

19. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей, с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

20. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989.

21. Семенова К.А., Масюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1989.

22. Симонова Н.В. Динамика игровой деятельности у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1999. - №5.

23. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом. Проект. – М., 1986.

24. Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1980. - №6.

25. Симонова Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному языку (при ДУП) / Дефектология. – 1986. - №6.

26. Симонова Н.В. Характеристика словарного заноса у детей с церебральным параличом / Дефектология. – 1985. - №3.

27. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляционных расстройств у детей с церебральным параличом. / Дефектология. – 1995. - №5.

28. Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. – М., 2000.

29. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М. 1999.

30. Тутогорская Г.В. Основные аспекты саморегуляции у учащихся с церебральным параличом. / Дефектология. – 1987. - №1.

31. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Ширкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

32. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1998.

Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Владос, 2004.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.073 с.)