Тема 3. Философские школы современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Философские школы современности



Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие и духовная ситуация современности, причины многообразия философских направлений. Классическая и неклассическая философия. Сциентизм и антисциентизм.

2. Философия марксизма.

3. Философский иррационализм и философия жизни. Ф. Ницше.

4.Философия экзистенциализма: основные установки и понятия.

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

Выписать в рабочую тетрадь определения следующих понятий: сциентизм, антисциентизм, иррационализм, экзистенциализм. Характеризуя отдельные направления в современной философии (вопросы №№ 2-4) можно придерживаться следующего плана: назвать основоположников направления, очертить временные рамки становления, выделить ключевые идеи и попытаться определить влияние на современную культуру в целом. Ответ целесообразно дополнить примерами.

При подготовке к ответу на вопрос № 2 необходимо, во-первых, указать социально-политические и естественно-научные предпосылки появления материалистических взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. В качестве источника можно использовать работу Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». При подготовке обратить внимание на следующие подвопросы: в чем сущность материалистического понимания истории, каково содержание теории общественно-экономических формаций, какую роль, по мнению К. Маркса, играет частная собственность в становлении классового общества.

При подготовке к вопросу № 3 раскройте содержание понятия «иррационализм». Обратите внимание на философско-антропологическую направленность взглядов Ф. Ницше, а также философов-экзистенциалистов.

При подготовке к вопросу № 4 составьте характеристику взглядов М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж-П. Сартра, А. Камю – на выбор.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Выпишите определения основных понятий исторического материализма: производительные силы, производственные отношения, базис и надстройка, общественное бытие и общественное сознание.

2.Назовите основные формы общественного сознания и расположите их в иерархии в зависимости от приближенности к базису общества (в соответствии с концепцией марксизма).

3. Составьте список основных сочинений Ф. Ницше.

 

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Возникновение и развитие философии психоанализа. Неофрейдизм в ХХ веке.

2. Позитивизм как философия науки. Этапы развития позитивизма.

3. Постмодернизм как состояние современной культуры и философии.

 

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

Выписать в рабочую тетрадь определения следующих понятий: модерн, постмодерн, психоанализ, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

При подготовке к первому вопросу рекомендуется подготовить сообщение о творчестве З. Фрейда. Выписать в тетрадь определения ключевых понятий его учения: сознание и бессознательное. Характеризуя развитие философского течения неофрейдизма, составить характеристику идей Э. Фромма или К. Юнга.

Характеризуя отдельные направления позитивизма (вопрос № 2) можно придерживаться следующего плана: назвать основоположников позитивизма, очертить временные рамки каждого этапа и основных представителей. Попытайтесь определить влияние позитивизма на современную культуру в целом. При подготовке к третьему вопросу составьте сравнительную таблицу признаков культуры модерна и постмодерна. Определите характер и содержание основных проблем философии постмодернизма.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В рабочей тетради изобразите схематически многообразие направлений современной философии.

2. Назовите основные проблемы, решаемые в постпозитивизме.

3. Выпишите определения понятий «верификация», «фальсификация», «научная революция», «парадигма».

Рекомендуемые источники

Основные источники

Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2010.

Дополнительные источники

Алексеев П. В. Панин А. В. Философия: учебник. – М., 2010.

Бессонов Б. Н. История философии: учебник. – М., 2009.

Гриненко Г. В. История философии: учебник. – М., 2010.

Липский Б. И., Марков Б. В. Философия: учебник. – М., 2011.

Соловьев Э. Прошлое толкует нас. – М., 1991.

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2010.

Философия: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. – М., 2009.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.034 с.)