Перевозко опасных грузов воздушным транспортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозко опасных грузов воздушным транспортом



ПЕРЕВОЗКО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

 

Санкт-Петербург

2010г

Введение в курс обучения

Цели и задачи курса.

Совершенствование системы воздушных перевозок в гражданской авиации России проходит по многим направлениям.

Основным звеном в эффективном функционировании системы воздушных перевозок становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и курсов повышения квалификации в области грузовых перевозок.

Книга рекомендована студентам и преподавателям высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Грузоведение», «Организация перевозки грузов на воздушном транспорте» (направления подготовки высшего профессионального образования и может быть полезна специалистам службы организации грузовых перевозок аэропорта и авиакомпаний, занимающимся вопросами перевозки опасных грузов и погрузочно-разгрузочными работами на воздушном транспорте.

 

Рецензенты: д-р. техн. наук; проф. …………..

(Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации)

 

 

Перевозка опасных грузов воздушным

Транспортом

Содержание:

стр.
Тема 1. Понятие опасных грузов 6

Тема 2. Ограничения 17

Тема 3. Классификация 29

Тема 4. Перечень опасных грузов 40

Тема 5. Требования к упаковыванию

опасных грузов 43

Тема 6. Маркировка грузовых мест и

нанесение знаков 56

Тема 7. Документация по воздушным

перевозкам опасных грузов 65

Тема 8. Распознавание необъявленных

опасных грузов 76

Тема 9. Порядок сдачи к воздушной

перевозке и получение прибывших

опасных грузов 81

Тема 10. Расхождения в требованиях

различных государств и

эксплуатантов воздушного 88

транспорта

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди воздушного транспорта стран мира, итоги работы которых приводятся в отчетных данных Международной организации гражданской авиации (ИКАО), воздушный транспорт Российской Федерации по выполняемому грузообороту занимает девятое место в мире.

Авиакомпании России в настоящее время ежегодно перевозят 400-600 тысяч тонн широкой номенклатуры грузов.

В числе этих грузов перевозятся изделия и вещества, которые при воздушной перевозке могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, безопасности полета и сохранности имущества. Такие грузы относятся к разряду опасных и их перевозка требует специальных мер авиационной безопасности.

Среднегодовой объём опасных грузов, перевозимых через аэропорты России составляет 34-40 тысяч тонн. По удельному весу распределение ОГ следующее:

· 59,3% легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества;

· 19% взрывчатые вещества;

· 7.3% радиоактивные вещества;

· 6,2% токсичные (ядовитые) вещества;

· 4,1% газы;

· 2,6% окисляющие вещества и органические перекиси;

· 0,9% коррозионные вещества;

· 0,6% прочие опасные грузы.

Основные проблемы, которые возникают при перевозке ОГ – ростобъема перевозок незадекларированных ОГ и несоблюдение грузоотправителями действующих правил и инструкций. Например, исследование проведенные в США показывает, что из 1015 инцидентов, связанных с перевозкой ОГ на борту ВС, 349 (т.е 35%) были связанны с грузами, не указанными в декларации. По статистике министерства транспорта США, за период с 1990 по 1997 гг. объем задекларированных ОГ вырос на 185%, а незадекларированных – 454%.

Любая авиакомпания мира полностью зависит от того, правильно ли отправитель заявил о характере своего груза. Иногда отправитель без всякого злого умысла и по незнанию может предоставить к перевозке груз, который на самом деле является опасным. Практически нет случаев, когда отправитель сознательно неправильно заявляет о характере груза, хотя бывают случаи халатности со стороны отправителя и/или наземного агента и сотрудников авиакомпании.

Так, например, авиакомпания Value-Jet (США) приняла к перевозке груз, который был заявлен как запасные части, не опасный. Пассажирский самолет авиакомпании В-727, взявший этот груз на борт, взорвался в воздухе через несколько минут после взлета. Следствие выяснило, что груз, заявленный как запасные части, на самом деле представлял собой генераторы кислорода, которые категорически запрещены к перевозке на пассажирских самолетах. В результате, компания-отправитель была оштрафована на сумму свыше 10 миллионов долларов, а вице-президент и начальник отдела, ответственные за отправку грузов, были осуждены на длительные сроки тюремного заключения.

Интересный случай произошел в Москве. Отправитель заявил к отправке пустые кварцевые колбы. Этот груз на 100% не является опасным. Но отправитель запаковал эти колбы в картонные коробки из-под пришедшего к нему опасного груза, то есть на коробках сохранилась вся маркировка опасного груза. Таким образом, формально, сотрудники грузового терминала приняли, с точки зрения авиакомпании, опасный груз, который был отправлен как обычный. Авиакомпания не была поставлена в известность о маркировке коробок. В результате, руководством Отдела опасных грузов ЛЮФТГАНЗА КАРГО было наложено эмбарго на отправку любых опасных грузов из Москвы, хотя данный инцидент не представлял какой-либо опасности для здоровья людей, безопасности самолета и сохранности других грузов.

Абсолютно нелепый случай произошел в Ашхабаде. К перевозке был представлен груз, в состав которого входило несколько наименований опасных грузов. Отправитель по халатности не заявил об этом представителю авиакомпании. Отправка груза осуществлялась в коробках, некоторые из которых имели старую маркировку опасных грузов. Груз был принят на склад как не опасный. Сотрудник авиакомпании увидел при комплектации, что некоторые коробки маркированы как опасный груз, но посчитал, что другой сотрудник, готовивший документы, знает о наличии опасного груза на борту и не уточнил это с напарником. Тот, естественно, не зная ничего о маркировке и имея информацию, что весь груз является не опасным, отправил его как обычный груз. К счастью, ничего не произошло во время транспортировки, но эмбарго было наложено на аэропорт, а отправитель до сих пор находится в так называемом «черном списке», то есть не имеет право отправлять любой груз на борту авиакомпании.

Отдельные недостатки имеет место и на воздушном транспорте России.

Например, 21.06. 01 г. Серьезный инцидент, связанный с перевозкой незадекларированных ОГ произошел с ВС Ту-154 №85794 авиакомпаний «Якутские авиалинии» в аэропорту Якутск. По прилету ВС в в аэропорт, во втором багажно-грузовом отсеке произошел разлив формалина в одной из бутылок (всего перевозилось 4 бутылки) и появление в пассажирском салоне резкого запаха. Груз в перевозочных документах аэропорта Хабаровск не был задекларированных как ОГ (был оформлен как «медицинские препараты»), авиакомпаний «Якутские авиалинии» не имела лицензии на перевозку ОГ.

По состоянию на 1 ноября 2009 года, только 29 аэропортов и самостоятельных грузовых комплексов получили право (лицензии) на аэропортовую деятельность по обработку и временное хранение ОГ.

 

Зафиксированы непосредственно связанные с перевозкой ОГ следующие АП / инци­денты:

§ 16. 12. 86 г. ночью, в простых метеоусловиях потерпел аварию вертолет Ми-8Т № 22840 Тарко-Салехского ОАО Тюменского управления ГА.

Причина аварии - потеря работоспособности экипажа от воздействия токсических веществ на органы дыхания и зрения, выделенных при сгорании медицинских препара­тов, вследствие нарушения грузоотправителем Правил перевозки опасных грузов воз­душным транспортом.

Обстоятельства АП. Медицинские препараты, в частности, гидропирит и пергидроль, без соответствующего оформления грузоотправителем в качестве "Опасных грузов", были загружены к левому борту вертолета рядом с местом выхода горячего воздуха из короба обогрева грузовой кабины от обогревателя КО-50 и заставлены другими меди­цинскими препаратами (общее количество мест - 80 массой 1000 кг).

Под воздействием горячего воздуха (температурой более 60 °С) произошло бурное выделение газа и дыма с запахом нашатыря. При появлении запаха в кабине экипажа бортмеханик открыл дверь и члены экипажа увидели дым в грузовой кабине. Выяснить источник и место возгорания бортмеханик и штурман не смогли из-за сильного задым­ления и едких паров. Взяв сопровождающего в кабину экипажа, бортмеханик закрыл дверь и командир вертолета приступил к снижению. В процессе выполнения экстренно­го снижения с высоты 600 м экипаж, из-за воздействия токсичных веществ на органы дыхания и зрения, потерял способность к активному управлению вертолетом. В резуль­тате вертолет на скорости 175 км/час с правым креном 12 ° и отрицательным углом тангажа 18 ° столкнулся с землей и разрушился.

Экипаж и сопровождающий получили ушибы, пожар после столкновения не возник.

§ 03. 04. 91 г. произвел вынужденную посадку на аэродром вылета Черский само­лет Ан-26 N 26635 Колымо-Индигирского ОАО Якутского УГА по причине подтекания ди­зельного топлива из-под фланца резервуара Р-4, установленного в грузовой кабине.

Обстоятельства инцидента. После взлета в наборе высоты в кабине экипажа поя­вился запах дизельного топлива. При визуальном осмотре обнаружено подтекание дизтоплива из-под фланца крышки люка заливной горловины резервуара Р-4. Командир ВС принял решение вернуться в аэропорт вылета. Посадка произведена благополучно.

Причиной утечки дизтоплива явилось отсутствие уплотнения на фланце крышки лю­ка заливной горловины резервуара Р-4 и его перезаправка (залито 3900 л вместо 3800 л) дизтопливом.

§ Следует отметить и два зафиксированных случая попадания ртути на конст­рукцию ВС (02. 07. 90 г. на самолете Ил-86 и 24. 04. 91 г. на Ил-62). В обоих случаях точного источника выявить не удалось. Предположительно, попадание ртути произошло из трансферных почтовых посылок (на Ил-86) и багажа пассажиров (Ил-62). Данные ин­циденты последствий не имели и после механической уборки и демеркуризационных работ ВС были допущены к дальнейшей эксплуатации.

Из материалов других источников следует выделить два случая:

§ В 1971 году при вынужденной посадке в районе аэропорта Магнитогорск по­терпел катастрофу самолет Ил-18. Все пассажиры и экипаж погибли.

Причиной катастрофы явилась потеря работоспособности экипажа из-за отравления продуктами горения от пожара, возникшего в багажно-грузовом отсеке.

Обстоятельства АП. Как было установлено комиссией, одна из пассажиров в багаже везла легковоспламеняющуюся жидкость (образец диссертационной работы). В про­цессе полета из-за нарушения герметичности упаковки возник пожар, который потушить в полете экипажу не удалось. Пассажиры и экипаж были отравлены продуктами горе­ния.

§ В 1972 году на стоянке в аэропорту Мурманск при загрузке багажа возник по­жар в переднем багажнике самолета Ту-134.

Причиной АП явилось самовозгорание регенерационных пластин, находившихся в багаже одного из пассажиров.

Обстоятельства АП. Регенерационные пластины, находившиеся в багаже пассажира, перед сдачей багажа были завернуты пассажиром в промасленную газету. При загруз­ке, от соприкосновения с маслом, пластины загорелись. Примененные углекислотные огнетушители усилили очаг пожара.

В результате пожара самолет получил значительные повреждения и был списан. По­страдавших нет.

ТРАНСПОРТОМ

Тема 1. Понятие опасных грузов. 1.1. Общие положения.

Статья 113. Воздушная перевозка опасных грузов. Воздушный кодекс Российской Федерации.

«Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации».

Опасными Грузами являются изделия или вещества, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, или безопасности имущества и которые классифицированы в соответствии с положениями Раздела 3 Правил ИАТА.

 

В странах, являющихся членами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), приняты технические требования ИКАО к воздушным перевозкам опасных грузов, поэтому и в соответствующих авиакомпаниях также приняты эти технические требования, ежегодно публикуемые в виде Правил ИАТА по перевозке опасных грузов в сотрудничестве авиакомпаний со специалистами по химии, медицине, ядерной физике и.т.п.,

 

Порядок организации и проведения перевозок ОГ включает:

1. Авиакомпания имеет право перевозить только те классы и категории опасных грузов (ОГ), которые указаны в лицензии на право выполнения перевозок опасных грузов.

Перевозка опасных грузов (за исключением ОГ, на которые не распространяются действия Правил) без лицензии, а для наиболее опасных ОГ без соответствующего государствен-ного освобождения от действия Правил - ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Примечание:

При крайней необходимости перевозки опасного груза, запрещенного к перевозке пассажирскими и (или) грузовыми ВС по воздуху, с территории, на территорию, в пределах территории и через территорию РФ, эксплуатант, желающий перевезти такие ОГ, до начала перевозки, направляет в специально уполномоченный орган в области авиации Заявление (Запрос) о выдаче Освобождения от действия установленных правил воздушной перевозки опасных грузов.

В исключительных случаях Заявление о необходимости перевозки может подавать грузоотправитель. При рассмотрении такого Заявления ему сообщается перечень эксплуатантов, которые имеют право перевозить заявленные грузы (оформить Освобождение).

При проведении воздушных перевозок, Освобождение или его заверенная в установленном порядке копия, прикладывается к грузовой накладной.

2. Международная перевозка опасных и иных грузов, требующих получения пред- варительного дипломатического разрешения, производится только после получения такого разрешения. Для выполнения установленных требований по обеспечению безопасности воздушной перевозки потенциально опасных категорий груза, приказом по авиакомпании, назначается ответственный специалист, имеющий право принимать решение от имени авиакомпании о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасного (ОГ) и других категорий груза и об условиях его перевозки в зависимости от класса (категории) и других условий, в том числе об обязательном сопровождении груза представителем грузоотправителя (сопровождающим) и/или вооруженной охраной.

3. Он должен иметь сертификат специально уполномоченного органа в области гражданской авиации РФ по перевозке опасных грузов, подтверждающий достаточный уровень его квалификации (объем подготовки по организации и проведению перевозок ОГ не менее программы для персонала, осуществляющего приемку опасного груза).

Примечание: Право принимать решение от имени авиакомпании о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасного и других категорий груза и об условиях его перевозки в зависимости от класса (категории) и других условий, приказом по авиакомпании для перевозок, выполняемых вне базового аэродрома, может быть временно возложено на имеющего соответствующую подготовку представителя авиакомпании на борту ВС (флайт - менеджера) или другого члена экипажа.

4. Право на принятие решения от имени авиакомпании о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасного и других категорий груза и об условиях его перевозки в зависимости от класса (категории) и других условий, может быть передано, по соответствующему требованию Гражданского кодекса РФ, договору, при условии наличия соответствующих сертификатов и лицензий, агенту авиакомпании (организации по продаже перевозок).

5. Организация и проведение перевозки ОГ, представляющих собой оружие (бое- припасы к нему) производятся с одновременным выполнением требований по перевозке оружия.

6. Организация и проведение перевозки опасных и других категорий грузов, представляющих собой военно-техническое имущество, производятся с одновременным выполнением требований по перевозке такого имущества.

Содержание и компоновка ТИ ИКАО

ТИ ИКАО состоят из восьми частей, разделенных на главы, а каждая глава разделена на пункты и подпункты и указываются в следующем порядке:

1;1.1.1 = (означает) часть 1

Глава 1

Пункт 1.1

Подпункт 1.1.1

Ссылка каждой таблицы относительно какой-либо части обозначается следующим образом:

Таблица 3.1 = часть 3

1-я таблица (Первая таблица в данной части)

Алфавитный индекс и перечень таблиц и рисунков, которые указаны в Дополнении 4 ТИ ИКАО очень удобны в плане поиска необходимой информации.

1.2. Требования нормативных правовых документов Российской Федерации, регулирующих перевозки опасных грузов и международных стандартов.

ИКАО решила проблему организации перевозки опасных грузов по воздуху в мировом масштабе. В соответствии с международным правом все страны должны применять эти правила (технические инструкции) в национальном законодательстве и, помимо этого, они (страны) могут вводить дополнительные правила в том, что касается перевозки опасных грузов.

Основа Правил ИАТА.

Рекомендации по перевозке опасных грузов Комитета Экспертов ООН

(Оранжевая Книга) содержат процедуры по организации перевозки опасных грузов, за исключением радиоактивных материалов, всеми видами транспорта.

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов (ST -1/ TS-R-1) МАГАТЭ (IAEA) - Международного Агентства Атомной Энергии,

устанавливает процедуры по обеспечению безопасной перевозки радиоактивных материалов.

Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО) использовала вышеназванные рекомендации в качестве основы для разработки правил безопасной перевозки опасных грузов воздушным транспортом. Правила ИКАО систематизированы в Приложении 18 к Конвенции о Международной Гражданской Авиации и в Технических Инструкциях по Безопасной Перевозке Опасных Грузов Воздушным Транспортом (ТИ ИКАО).

Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (ИАТА) разработала, в соответствии с Резолюциями ИАТА 618 и 619, Правила ИАТА по Опасным Грузам которые имеют в качестве основы:

• Технические Инструкции ИКАО;

• Дополнительные ограничительные требования;

• Сведения о расхождениях, представленных эксплуатантами;

• Детализированные требования по оформлению документации

Правила ИАТА издаются на английском, французском, немецком, испанском, китайском и японском языках.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 2. Пределы значений транспортного индекса для грузовых контейнеров и ВС

Тип грузового Контейнера или ВС Максимальная общая сумма транспортных индексов
    вне условий исключи-тельного использования в условиях исключи-тельного использования
    неделящееся вещество делящееся вещество неделящееся вещество делящееся вещество
Грузовой контейнер малый     - -
Грузовой контейнер -большой     не ограничено 100*
Пассажирское воздушное судно     - -
Грузовое воздушное судно     не ограничено  

 

* Общая сумма транспортных индексов для данного типа воздушного судна не должна превышать 100.

Радиоактивные материалы

Упаковки, содержащие радиоактивные материалы, должны иметь на противоположных сторонах соответствующие наклейки. Грузоотправитель отвечает за полное заполнение наклеек в соответствии с Правилами ИАТА по перевозке опасных грузов.

В зависимости от транспортного индекса (ТИ) содержимого данной упаковки используются три разных наклейки. ТИ—это число, представляющее собой максимальную мощность дозы радиоактивного излучения на расстоянии 1м (40 дюймов) от внешней поверхности упаковки.

Транспортный индекс одной упаковки не должен быть более 10.

Общая сумма транспортных индексов грузов одного воздушного судна не должна быть более 50.

Примечание: В случае полной загрузки грузового воздушного судна радиоактивными материалами, приведенные в приложении величины могут быть увеличены в соответствии с частью 9.4 Правил ИАТА по перевозке опасных грузов.

 

ПЕРЕВОЗКО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

 

Санкт-Петербург

2010г

Введение в курс обучения

Цели и задачи курса.

Совершенствование системы воздушных перевозок в гражданской авиации России проходит по многим направлениям.

Основным звеном в эффективном функционировании системы воздушных перевозок становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и курсов повышения квалификации в области грузовых перевозок.

Книга рекомендована студентам и преподавателям высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Грузоведение», «Организация перевозки грузов на воздушном транспорте» (направления подготовки высшего профессионального образования и может быть полезна специалистам службы организации грузовых перевозок аэропорта и авиакомпаний, занимающимся вопросами перевозки опасных грузов и погрузочно-разгрузочными работами на воздушном транспорте.

 

Рецензенты: д-р. техн. наук; проф. …………..

(Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.078 с.)